Лого Сделано у нас
110

В Ульяновске осваивают бесстапельную технологию сборки самолётов

 © aviation21.ru

В конце лета 2019 года в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» была запущена автоматизированная поточная линия сборки (ПЛС) тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А и его модификаций. Бесстапельная сборка позволяет увеличить количество выпускаемых самолётов с трёх до 18 в год. Сейчас на ПЛС идёт отработка технологического процесса, опытную сборку на новой поточной линии проходит Ил-76МД-90А с заводским номером 0206 (на фото).

До недавнего времени в российском авиастроении, как и в других странах, сборка самолётов осуществлялась по стапельному принципу — с использованием подсобных сооружений. Это влияло на скорость изготовления летательного аппарата, ведь в стапеле мог находиться только один самолёт. При автоматизированной сборке применяется поточный «конвейерный» принцип. Его используют на своих заводах Boeing и Airbus, также ПЛС успешно освоили авиазаводы в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске для сборки «Суперджетов» и МС-21. Теперь такая технология применяется и в Ульяновске.

В конце сентября 2020 года руководителем новой ПЛС на заводе «Авиастар-СП» был назначен Владислав Сидоренко. Серьёзный опыт в авиастроении он получил на заводе в Комсомольске-на-Амуре, где организовывал серийную сборку «Суперджетов» по бесстапельной технологии. В интервью заводской газете «Старт» он рассказал, как будут собирать Ил-76МД-90А на ПЛС «Авиастара».

Автоматизированная поточная линия сборки представляет собой конвейер из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и станций для монтажа силовых установок и систем самолёта. Она оснащена системой лазерного трекирования, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолёта.

Всё начинается со стыковки фюзеляжа (станция ПС.10). Затем идёт монтаж трубопроводов и систем на станции ПС.20. Далее на ПС.30 ведётся монтаж кабельной сети, параллельно происходит стыковка киля со стабилизатором на станции ПС.60. Когда работы на этих двух этапах заканчиваются, самолёт переставляется на станцию ПС.40. Здесь идёт стыковка фюзеляжа с отъёмной частью крыла (ОЧК), которое приходит из цеха 271 агрегатно-сборочного производства, и готовым хвостовым оперением, переставленным со станции ПС.60.

После этого самолёт переходит на так называемые отработочные станции — ОС.10, ОС.20 и ОС.30. На первых двух ведётся окончательный монтаж оставшихся систем после стыковки крыла. На ОС.20 проводится отработка систем под током. Финишный этап — станция ОС.30, где проходят общетехнические осмотры полностью собранного самолёта.

 © aviation21.ru

Схема ПЛС.

Новая поточная линия сокращает цикл сборки на 38% по сравнению со «стапельным» методом сборки.

ПЛС имеет высокий уровень механизации и автоматизации как основного, так и вспомогательного времени за счёт применения высокоточного оборудования для выставления и стыковки отсеков. Преимущество ПЛС — пошаговое выявление и решение всех вопросов, благодаря чему процесс выпуска серийного самолёта будет максимально отработан. На старом конвейере самолёт собирался на трёх рабочих местах. Первое — стыковка фюзеляжа, второе рабочее место — стыковка планера. На этом же месте после стыковки идёт монтаж трубопроводов, системы комплексного кондиционирования воздуха, топливной и гидравлической систем, кабельной сети, блоков системного управления и т. д. После этого самолёт переставляется на третье рабочее место, где идёт отработка систем и сдача.

По словам Владислава Сидоренко, из-за того, что самый большой массив работы приходится на второй этап, такой подход не эффективен. Новая поточная линия по своей концепции делит весь процесс на большее количество разных этапов и позволяет систематизировать сборку ВС.

«К 2024 году мы планируем выйти на сборку двенадцати самолётов в год, то есть по самолёту в месяц. Для этого уже составлен расчёт и детальные цикловые графики по годам. Следующий год будет важным. Это переходный период, когда необходимо решить много вопросов, особенно касающихся отработки технологии сборки. По большому счёту, конструктивно-технологическая отработка сборки изделия пройдёт на первых трёх самолетах», — рассказал он.

Проектная мощность ПЛС на «Авиастаре» — до 18 самолётов в год. Преимущество поточной сборки в том, что здесь можно варьировать объёмы между станциями. Главный принцип ПЛС — это цикличность или такт сборки. На каждой станции цикл изготовления должен быть одинаковым. На первую машину был заложен цикл движения в 28 рабочих дней, это то количество времени, которое необходимо затратить на каждой станции. На вторую — 26 дней, с третьей — 24 дня, что даст возможность выпускать 8 самолётов в год в ближайшей перспективе.

Руководитель новой поточной линии рассказал, что в Комсомольске-на-Амуре изначально SSJ100 собирался в течение 10 месяцев. «За четыре года нам удалось перейти на сдачу двух самолётов в месяц с тактом в 15 дней именно благодаря этой технологии. В Ульяновске, конечно, самолёты гораздо больше, но на 80% по сборке, системам и отработке операций соответствуют друг другу», — пояснил Владислав Сидоренко.

Сейчас на ПЛС собирается первый самолёт Ил-76МД-90А. На сегодняшний день он находится на станции ПС.30. Здесь проводится монтаж и тестирование электропроводки, монтаж электрооборудования, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. В цехе 271 на стадии завершения находится крыло (ОЧК). Как только оно будет готово, фюзеляж будет переставлен на станцию ПС.40, где выполнят его стыковку с ОЧК и хвостовым оперением.

В конце декабря на заводе ожидают поступление отсеков следующего самолёта на станцию ПС.10. Работы будут выполняться одновременно как на ПЛС, так и на стапельной линии.

В 2020 году завод должен передать Минобороны РФ шесть самолётов Ил-76МД-90А — такие цифры в ноябре 2019 года озвучивал бывший тогда генеральным директором Авиационного комплекса им. Ильюшина Юрий Грудинин. Владислав Сидоренко говорит, что задача 2020 года практически выполнена. Однако из открытых источников известно, что завод изготовил и передал в уходящем году только три новых Ил-76МД-90А.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 1
      Нет аватара Пустота
      08.12.2022:31:22

      Может быть поэтому такой контракт и был, что больше не могли сделать. Не исключено, что армия и больше их захочет взять, и какие-то транспортные компании захотят приобрести.

    • 8
      Дмитрий Жуков Дмитрий Жуков
      08.12.2022:42:02

      Конвейерный принцип строительства может быть использован (сюрприз!) для строительства любых самолётов. Меняется оснастка и вуаля.

      • 3
        Holso Stitchred Holso Stitchred
        09.12.2004:13:07

        То есть в теории можно увеличить выпуск МС-21 за счёт ульяновского предприятия?

        • 5
          Aleksandr Timofeyev Aleksandr Timofeyev
          09.12.2010:01:03

          Ключевое слово любых. Ведь это просто процесс, технология. После производства оснастки, а может кое какой доработки, на этом конвейере выпускают другую модель самолёта.Хотя факторов много: Сама ширина цеха может ограничивать выпуск большой модели и др.

    • 5
      Kolyda Kolyda
      08.12.2022:42:17

      можно узнать зачем нужна эта супер-пупер линия если по действующему контракту до 28 года должны поставлять по 2 самолета ил 76МД90А в год?

      Читал недавно что до сих пор большая часть экспортных доходов нашего ОПК связана с запчастями, двигателями и т. п. для большого парка Ил-76 имеющегося по-заграницам. Так что возможно рассчитывают на новые экспортные поставки полюбившихся в мире машин.

      • 1
        Нет аватара nabludatel71
        09.12.2010:50:20

        до сих пор большая часть экспортных доходов нашего ОПК связана с запчастями, двигателями и т. п. для большого парка Ил-76 имеющегося по-заграницам

        Смешно. Не может быть у серьёзной страны экспорт всех видов вооружений меньше, чем запчастей для одной модели самолёта. А Россия, как-никак, 2-й экспортёр вооружений в мире.

        Если примерно оценивать структуру нашего экспорта ОПК, то получится такая картина:

        60% - новые вооружения, боеприпасы и комплектующие к ним

        15-20% - боеприпасы и комплектующие к имеющейся нашей технике (при преобладании боеприпасов)

        12-15% - комплектующие к зарубежным образцам техники (например, авиадвигатели в Китай или патроны в США)

        5-8% - б/у вооружения (не считая того, что идёт даром)

        • 1
          Kolyda Kolyda
          09.12.2013:48:54

          Не может быть у серьёзной страны экспорт всех видов вооружений меньше, чем запчастей для одной модели самолёта.

          Наверное мне следовало ударение в слове поставить, чтобы понятнее был мой комментарий. Я имел ввиду «большАя часть», а не «бОльшая часть». Ил-76 построили порядка тысячи штук, часть из них была продана/подарена зарубежным «братьям». Двигатели и пр. агрегаты и комплектующие регулярно требуют замены и ремонта. Надо полагать сейчас этот ресурс не дарят, а продают.

    • 6
      exhausted1987 exhausted1987
      09.12.2006:51:30

      Не приходило в голову, что могут заключить новые контракты параллельно действующему? Тогда выпуск и вырастет до 12 ежегодно, как заявил руководитель ПЛС. Плюс, могут быть экспортные контракты.

      Отредактировано: exhausted1987~07:04 09.12.20
  • 6
    Володимир Куприянов
    09.12.2000:50:08

    Отлично! Нашей стране нужно много самолëтов своей сборки и желательно поскорее!    

    • 2
      Ирина Волкова Ирина Волкова
      09.12.2017:37:34

      ещё-бы желательно нашей стране, больше бы продать этих самолётов в другие страны, что бы они не производили у себя, а покупали у нас.

  • 6
    Сергей Турчин Сергей Турчин
    09.12.2010:03:43

    Вот еще один, побочный, но очень важный, хотя и неочевидный для поверхностного взгляда неспециалистов, плюс от организации современного производства Суперджетов.

  • 5
    foxkeys foxkeys
    09.12.2010:28:20

    ИЛ-76 вполне конкурентоспособен на внешних рынках и в нынешнем виде.

    Пруф

    И цитата из того же источника:

    Сформирован пул экспортных заказов на военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А.

    «Речь идет о 25-30 машинах всех трех основных вариантов: транспортный самолет, летающий танкер и ДРЛО …

    Отвечая на вопрос о возможном наращивании экспорта, Корнев отметил, что на сегодняшний день основным ограничением является приоритетное исполнение гособоронзаказа по этим машинам, однако по мере роста возможностей производства предложение Ил-76МД-90А на внешнем рынке будет расширено.

    И не следует забывать, что на ИЛ-76 планируется ПД-14М, который обещает заметно поднять топливную эффективность машины (да и другие летные характеристики тоже)

    Таким образом, наращивание экспорта этой машины упирается, в первую очередь, как раз в производительность завода. Что и исправляют.

    Отредактировано: foxkeys~10:29 09.12.20
    • -5
      Andzej O'KamRupi
      09.12.2016:02:02

      До ПД14М с тягой в 16 тонн еще далеко. На сегодняшний день использую ПС90А-76 что на самом деле является урезанной до 16 тонн (14,5 т на взлетном режиме) версией ПС90А. Эти движки на Ил476 избыточны по тяге и по габаритам. Была мысль делать ИЛ476 в «удлиненной» на 6,6 метра версии. Вот там бы эти движки были как раз. По каким то причинам от нее отказались. Так же как и отказались от более широкой версии. Ведь новоая техника уже не влезает в ИЛ476 по габаоитам (например будущий БТР Бумеранг).

      Кстати китайский клон ИЛ76 имеет более широкую кабину и более длинный фюзеляж.

      Будущего для ИЛ76 нет. Придется делать более вместительный транспортник на его замену.

       © Фото из открытых источников

       © Фото из открытых источников

      [/img]

      Отредактировано: Andzej O'KamRupi~16:25 09.12.20
      • 3
        Нет аватара vlad_i_slav
        09.12.2018:35:40

        Вы вообще понимаете, что ил-76мд и ил-76мд-90а — это две разные машины???

        Зачем вы эту устаревшую картинку-то привели тут?

        Летные данные ил-76мд-90а:

        Скорость полета, км/час 750 … 800

        Дальность полета, км

        при нагрузке 52 тонны 5000

        при нагрузке 20 тонн 8500

        Высота полета, м 12100

        И пусть сначала китайский клон взлет/посадку сделает на неподготовленный аэродром с плотностью грунта до 7,5 кг/см2. Разок хотя бы. А потом будете сравнивать.

        2. Откуда данные у вас, что бумеранг не помещается в грузовой отсек?

        Для справки — размеры грузового отсека ил-76мд-90а: ширина — 3,45м, высота — 3,40м

        Отредактировано: vlad_i_slav~19:04 09.12.20
        • -3
          Andzej O'KamRupi
          09.12.2018:42:24

          А транспортировать вы ее чем будете? Самоходом?

          • 1
            Нет аватара vlad_i_slav
            09.12.2021:03:49

            Габариты бумеранга не можете найти? На гугле забанили?найдите и примерьте на грузовой отсек.

      • 0
        Нет аватара Zor
        10.12.2004:19:56

        На Вашем рисунке совсем не Y-20.

  • 3
    Иван Чубов Иван Чубов
    09.12.2016:39:23

    Фантастическое фото… фюзеляж самолет перемещают по цеху с помощью мостового крана… Привет небратьям на Eкраине с их гордостью за их авиапром не выпускающий самолеты и ракетостроение не выпускающее ракет XDXDXD

  • 0
    Иван Кротов Иван Кротов
    09.12.2019:06:08

    Без адекватного заказа и сборки больших транспортников делать нечего.

    Я конечно не в теме сколько нужно нашей армии и гражданскому сектору таких машин, но делать по 1, 2, 3 штуки в год это очень не серьезно.

    Именно наличие хорошей транспортной авиации дает возможность политическому руководству использовать козырь внезапности, перекинуть ПВО и застолбить нужный «пяточек». Если самолетов не будет, то это минус минусовый

    • 0
      Нет аватара Лексур
      09.12.2019:29:10

      ПятАчОк, от слова пятак. Не надо издеваться над языком. А если будет? Смысл просто так языком чесать?

    • 2
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      09.12.2020:15:06

      Если самолетов не будет, то это минус минусовый

      Да как раз наши и демонстрируют последнее время быстрые операции по переброске техники и личного состава транспортниками: гуманитарная операция в Италии, в Карабахе. Неплохо смотрится.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,