стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
40
termometrix 22 декабря 2020, 20:13

100 лет как был утверждён государственный план электрификации России ГОЭЛРО

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © so-ups.ru

Каширская ГРЭС- первая электростанция плана ГОЭЛРО.На момент ввода в строй станция мощностью 12 МВт была второй по мощности теплоэлектростанцией в Европе.

100 лет как был утверждён государственный план электрификации России. Он был разработан государственной комиссией и в декабре 1920 года был принят. Участвовало более 200 учёных и экспертов, специалистов.ГОЭЛРО по­ло­жил начало государственному планированию в СССР.

На тот момент было всего полгигаватта мощностей, 13 электростанций, и возникла необходимость их соединить и построить ещё 30 электростанций, которые бы были соединены в единую энергетическую систему. До этого они работали только на конкретных потребителей, без соединения. И предполагалось построить 20 теплоэлектростанций и 10 гидроэлектростанций в течение 15 лет. План был перевыполнен, за шесть лет это всё было построено, и общая мощность была увеличена на 1750 мегаватт. Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт.ч.

На сегодняшний день электроэнергетическая система России является одной из крупнейших в мире, она занимает первое место по охвату территорий и четвёртое место по выработке электроэнергии. То есть триллион сто составляет выработка электроэнергии.

Сегодня общая мощность энергосистемы России составляет 253 тысячи мегаватт. Это почти в 500 раз выше, чем на тот момент, когда был реализован план ГОЭЛРО, 2,6 миллиона километров электрических сетей.

И, что важно, повышается эффективность. За последние несколько лет снизилось количество аварий в генерации в сетях на 50 процентов и сократилось количество потерь на 10 процентов. Упростились процедуры подключения, что важно для конкретного потребителя, для человека. С 181-го места, которое мы занимали ещё в 2012 году, мы поднялись на седьмое место в рейтинге среди всех стран, занимая практически самые высокие показатели.

Сократилось количество этапов подключения с десяти до двух. Были приняты решения, позволившие снизить количество дней для технологического присоединения. Если это раньше было 180 дней, сегодня максимум 30-40 дней. А если не требуется развитие инфраструктуры, то можно и за 10 дней сделать в режиме мобильного приложения: заключить договор технологического присоединения или через сайт, или через мобильное приложение.

С Днем энергетика!

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 2
    Нет аватара termometrix
    22.12.2020:32:05

    Глеб Максимилианович Кржижановский (12 (24 января) 1872, Самара — 31 марта 1959, Москва) — советский государственный и партийный деятель, один из создателей плана ГОЭЛРО; учёный-энергетик, академик и вице-президент АН СССР, литератор; советский экономист и экономико-географ

    скрытый текст

    Отредактировано: termometrix~18:51 23.12.20
  • 1
    Нет аватара termometrix
    22.12.2020:41:36

    Это тоже правда.Но началась Первая мировая война,надо учесть также,что на тот момент централизованное и системное госпланирование полностью отсутствовало.

    Электрификация страны — Эпоха Николая II

    https://epoha-n...ikacija-strany/

    Отредактировано: termometrix~11:34 23.12.20
  • 5
    Нет аватара WJ
    22.12.2020:50:42

    Нам нужен второй ГОЭЛРО. Инфраструктура — скелет нации, как люди её кровь.

    • 2
      Нет аватара termometrix
      22.12.2020:53:33

      Нам нужен второй ГОЭЛРО. Инфраструктура — скелет нации, как люди её кровь.

      Совершенно верно.Он осуществляется в том числе и в части обновления электроэнергетики.А без инфраструктуры вообще невозможно поддерживать экономику и жизнеобеспечение страны.

      Александр Новак :

      За этот период, за последние восемь лет, было привлечено 6,4 триллиона инвестиций в электроэнергетику, в генерирующие мощности и в сети и было построено 46 тысяч мегаватт мощностей.

      Инетерсное решение приняли:

      У нас для человека, для населения было принято решение, и Вы Владимир Владимирович его поддержали,был принят закон о микрогенерации. Он в настоящее время уже принят. Это позволяет в индивидуальных жилых домах устанавливать солнечные батареи или небольшую ветрогенерацию, до 15 киловатт, и использовать для собственных нужд, а излишки продавать в сеть. Такого раньше не было. Это существенно позволяет экономить средства человеку и иметь даже доход от того, что продавать в энергосистему. То есть это интересное новшество. Будут развиваться сервисные системы, для того чтобы человек мог видеть, где потребляет электроэнергию, какой энергоприбор, экономить, использовать максимально эффективные тарифы.

      Отредактировано: termometrix~18:51 23.12.20
      • 2
        Нет аватара nabludatel71
        22.12.2021:57:26

        За этот период, за последние восемь лет, было привлечено 6,4 триллиона инвестиций в электроэнергетику, в генерирующие мощности и в сети и было построено 46 тысяч мегаватт мощностей.

        То что построили много новых мощностей — хорошо. А вот что не вывели при этом из эксплуатации старые — плохо. В результате и те, и те работают неэффективно: одни не могут лучше, другим не дают. А начало этому было положено в середине нулевых, когда ошиблись с прогнозными темпами роста потребности в электроэнергии (пресловутый крест Чубайса).

        К 1990 г. мы имели 210 тыс. МВт мощностей и выработку под 1100 млрд кВт*ч, а сейчас имеем выработку 1100 с хвостиком, но больше 270 тыс. МВт мощностей.

        • 1
          Нет аватара termometrix
          22.12.2022:00:06

          Все зависит от скорости обновления мощностей,обновления основных фондов.

          К 1990 г. мы имели 210 тыс. МВт мощностей и выработку под 1100 млрд кВт*ч, а сейчас имеем выработку 1100 с хвостиком, но больше 270 тыс. МВт мощностей.

          То есть Вы твердите,что сегодня КИУМ электроэнергетики России ниже,чем в 1990-ом? Вполне возможно.

          скрытый текст

          Отредактировано: termometrix~07:58 23.12.20
          • 4
            Нет аватара vlad_i_slav
            22.12.2022:15:32

            Не только. Есть и организационные решения, которые угробили эффективность системы. Например, выделение из РАО ЕЭС отдельной компании Русгидро. За это одно только Чубайс с прихлебателями должен в тюряге пожизненку мотать за колоссальный ущерб.

            Гидроэлектростанции и другие виды генерации ( тепловая, ядерная, проч.) были очень хорошо сбалансированы на основе научного подхода. Их так и планировали как единое целое. А теперь получается Русгидро ДОЛЖНА маневрировать как и раньше для выравнивания нагрузки, но при этом почему-то потеря прибыли ей не компенсируется. Нет такого механизма.

            И такое нарушение баланса ничем уже не компенсируешь. Отсюда и неэффективное с экономической точки зрения (стало вдруг!)использование установленной мощности на ГЭС в частности.

            Нужно было дать ему выделить МРСК и сразу увольнять. Оставить всю генерацию в рамках одной компании. Нет же — этот сектант дальше пошел разламывать всё и вся… Монополия, видите ли…

            Отредактировано: vlad_i_slav~22:28 22.12.20
            • 1
              Нет аватара termometrix
              22.12.2023:33:08

              Безусловно.В том числе ,раздробление РАО ЕЭС вполне логично и ожидаемо затронуло другие аспекты жизни людей и хозяйства в целом: например постоянное повышение тарифов на электроэнергию. Естественная монополия всегда в состоянии поддерживать боле низкие цены на электроэнерегию и для конечных и для промежуточных потребителей,скажем в отличие от 10 более мелких компаний по производственной цепочке,каждая из которых накладывает свою прибыль по пути ценообразования до конечного потребителя на принципах «снежного кома» или сложного процента.

              скрытый текст

              Отредактировано: termometrix~07:57 23.12.20
          • 1
            Нет аватара nabludatel71
            23.12.2009:38:06

            То есть Вы твердите,что сегодня КИУМ электроэнергетики России ниже,чем в 1990-ом?

            Я ничего не твержу. Я сообщил факт. Оправдан ли такой «навес» мощностей? Сомневаюсь — но не настаиваю, каждый сам для себя решает, в силу понимания ситуации. Но значение перетоков электроэнергии в другие республики (и тем более страны СЭВ) в советский период не стоит преувеличивать — не такие масштабные они были. Сейчас нет справочника под рукой, но их порядок в 80-е был — 50 млрд кВт*ч в год.

             © Фото из открытых источников

             © Фото из открытых источников

            • 0
              Нет аватара termometrix
              23.12.2012:13:34

              КИУМ в США за 2019 г. составил около 45-46% по моим скромным подсчетам.

              https://www.eia...ual/pdf/epa.pdf

              Это не оправдание.

              США и МАГАТЭ рекомендуют (refernce) КИУМ для АЭС около и немного выше 80% /82-83%/. Это оптимальный режим.

              Если электроэнергетика сильно зависит от углеводородных источников,мощностей,то КИУМ АЭС снижается.

              https://www.eia...no_01242019.pdf

              См. стр.15

              Отредактировано: termometrix~13:00 23.12.20
              • 1
                Нет аватара nabludatel71
                23.12.2013:29:23

                КИУМ в США за 2019 г. составил около 45-46% по моим скромным подсчетам.

                Так у них сколько альтернативных электростанций, у которых КИУМ 30% за счастье! А у нас их почти нет.

                • 0
                  Нет аватара termometrix
                  23.12.2013:48:02

                  Так у них сколько альтернативных электростанций,

                  Около 20% от общей генерации.Серьезная доля.Однако и климатические особенности США весьма подходящие для более высокого КПД и КИУМа альтернативных электростанций нежели куда более сложного и непредсказуемого климата в России.И КИУМ альтернативных электростанций в США действительно высок.

                  Отредактировано: termometrix~15:52 23.12.20
              • 1
                Нет аватара nabludatel71
                23.12.2014:07:40

                «Думайте сами, решайте сами…» (с)

                 © Фото из открытых источников

                Отредактировано: nabludatel71~14:08 23.12.20
                • 0
                  Нет аватара termometrix
                  23.12.2015:07:21

                  «За последние 7 лет удельный расход условного топлива(УРУТ) на производство электроэнергии снижен с 334,4 до 311,2 г. у.т. / кВт·ч (-23 г, или 7%) по России в целом (исходя из пропорционального метода разделения расходов топлива между электрической и тепловой энергией)(Теплоэнергетика, 2018). Целевые значения топливной эффективности отечественной энергетики прописаны в «Комплексном плане мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 No 703-р (Распоряжение, 2018). В частности, плановый показатель УРУТ на производство электрической энергии на ближайшие годы составляет 300 г. у.т. / кВт·ч (-10г от текущего уровня к 2021 году). На долгосрочную перспективу целевая величина удельного расхода топлива установлена в размере 255,6 г. у.т. / кВт·ч к 2035 году. Таким образом, перед отечественной энергетикой стоит серьезная задача по снижению УРУТ в течение ближайших 17 лет более чем на 10%. Достижение подобного результата зависит не только от реализации мероприятий инвестиционного характера,но и от изменения подходов к загрузке электростанций,оптимизации режимно-балансовых показателей. Кроме того, повышение эффективности топливоиспользования неразрывно связано с формированием системы оценки и контроля соответствующих показателей…"

                  Your text to link here…

                  Отредактировано: termometrix~15:23 23.12.20
  • -5
    Нет аватара stasik
    23.12.2000:49:08

    Хватит тиражировать большевистские мифы. Массовая электрификация в России началась ещё при Николае 2, электричество было проведено во все города, были открыты десятки трамвайных систем. ГОЭЛРО это не более чем калька с дореволюционного плана развития инфраструктуры.

    • 3
      Нет аватара brat_po_razumu
      23.12.2001:02:28

      Товарищ, ГОЭЛРО — это не миф, а исторический факт.

      Естественно — электричество было и раньше. Его — не большевики придумали. И Ленин, как известно, указывал, что надо брать телеграф. А телеграф — он от электричества работает. Ясное дело — электричество и до большевиков было.

      Это — факт.

      Как фактом является и то, что именно при большевиках был разработан и воплощен в жизнь план электрификации нашей страны, именно при большевиках электричество пришло в каждый дом, в каждое село.

      Научись уважать самое себя, свою страну, свой народ.

      • -6
        Нет аватара stasik
        23.12.2001:49:14

        Это не заслуга большевиков. И не надо политическому режиму приписывать обычный технический прогресс. Это всё равно что говорить что благодаря Ельцину в России появился интернет.

        А так называемый план ГОЭЛРО был разработан ещё до революции и реализовывался и без них. Я уважаю свою страну, поэтому и выступаю против присваивания большевиками темы электрификации России.

        • 5
          Нет аватара brat_po_razumu
          23.12.2002:56:57

          не надо политическому режиму

          Я — не знаю, что такое — политический режим. Бо я — нормальный человек.

          Все разрабатывалось ранее.

          А план ГОЭЛРО — БЫЛ ПРИНЯТ И ВОПЛОЩЕН В ЖИЗНЬ при большевиках.

          Прими этот факт с достоинством — научись уважать свой народ и свою страну.

          Я уважаю свою страну, поэтому и выступаю против присваивания большевиками темы электрификации России.

          Большевики приняли план ГОЭЛРО и воплотили его в жизнь.

          Это — исторический факт!

          Отредактировано: brat_po_razumu~03:02 23.12.20
          • Комментарий удален
        • 1
          Нет аватара tumanov79
          23.12.2008:37:27

          Молодой человек, Вам бы почитать литературы на данную тему, да посетить музей Кржижановского для начала…

        • 1
          Нет аватара termometrix
          23.12.2011:30:59

          Стасик,Вы отрицаете полностью организационные и планомерные заслуги партии большевиков при реализации ГОЭЛРО.

          Это извините мифоистория,мифология и ложь!

           © cs.pikabu.ru

          Крестьяне впервые видят электрический свет

          Отредактировано: termometrix~11:46 23.12.20
        • 0
          Нет аватара termometrix
          23.12.2014:00:26

          Это всё равно что говорить что благодаря Ельцину в России появился интернет.

          Однако массовое внедрение Интернет сети или Рунет стали реальностью в России благодаря Путину,точнее в течение первых двух сроков Владимира Владимировича и потом при Медведеве. Это тоже бесспорный факт.

          В 90-х лишь на Западе ,в Японии,Австралии,Кореи, Интернет имел более или менее массовое распространение.

      • 0
        Нет аватара termometrix
        23.12.2011:32:34

        Научись уважать самое себя, свою страну, свой народ.

        Совершенно верно.

    • 3
      Akimich Akimich
      23.12.2006:14:03

      Гражданская война и полнейшая разруха? Не, не слышали…

    • 4
      Нет аватара termometrix
      23.12.2007:26:25

      Стасик,раньше существовали в основном планы,но именно при большевиках был реализован ГОЭЛРО.Это общепризнанный факт. Скажем так,максимально объективно,насколько это возможно вообще: под руководством партии большевиков воспитаники царских университетов, институтов и школ совместно с государством разработали и реализовали на практике грандиозный план электрификации РСФСР-СССР! Факт.

      Именно это и произошло,преемственность поколений.

      "Мы единый народ и Россия у нас одна".

      Отредактировано: termometrix~09:01 23.12.20
      • 0
        Нет аватара tumanov79
        23.12.2008:37:46

           

      • 5
        Нет аватара Vitsl
        23.12.2008:37:50

        Для справедливости правильнее будет сказать так:

        1. План ГОЭЛРО был реализован при советской власти, это действительно их заслуга (ибо они были у руля и никто другой в тот момент его не реализовал бы).

        2. Основы этого плана ГОЭЛРО были заложены в царской России, технические специалисты его осуществлявшие были выращены в царской России. Это заслуга царской России. Это кстати относится ко многим техническим достижениям первых времен СССР. К сожалению есть действительно большой перекос в этом моменте — приписывать все заслуги советской власти. Россия существовала и до СССР и это было не просто голое поле.

        • 0
          Нет аватара termometrix
          23.12.2009:01:22

          Согласен и с Вашим изложением!

          Отредактировано: termometrix~11:39 23.12.20
        • 1
          Нет аватара WJ
          25.12.2017:46:14

          План ГОЭЛРО делали царские инженеры (потому что прошло после Революции 3 года), но план включал не столько электрификацию, которая конечно была сделана с учётом планов разработанных при Николае II этими же инженерами, сколько конечных потребителей, которые закладывались по плану.

          Вообще плановая экономика как плановая экономика появилась во многом благодаря ГОЭЛРО и труду авторов этого плана, которые его придумывали до революции.

  • 6
    Нет аватара Vitsl
    23.12.2009:43:52

    В этой связи справедливо было бы упомянуть не только имя Кржижановского, но и таких людей как Лодыгин, Яблочков, Якоби, Пироцкий, Доливо-Добровольский и многих других. Их вклад в этом направлении не менее ценен.

    Кстати стоит и отметить такого человека как Карл Федорович Сименс, который тоже приложил руку к этому делу. Являлся между прочим российским подданным, был женат на русской. Также же не чужим был для России и его брат Вернер фон Сименс. Ныне широко известная компания «Сименс» отчасти выросла и в нашей стране. Многие их первые передовые проекты были реализованы именно в России. И кстати национализирована была «Сименс и Гальске» в 1916 г. до революции. В этой компании и работал между прочим Глеб Максимилианович Кржижановский. Я бы не считал эту компанию чисто немецкой.

  • 2
    Нет аватара termometrix
    23.12.2010:54:05

    Но все эти изобретения Лодыгина,Яблочкова,Доливо-Добровольского были реализованы сначала на Западе.

    А ГОЭЛРО это целая система генерации и снабжения.Тут сложнее.

    --------------

    Демонстрация Яблочковым своих ярких дуговых ламп («русский свет») на Парижской выставке 1878 года вдоль Авеню де Опера вызвала резкую распродажу акций газовых компаний.

     © upload.wikimedia.org

    Па́вел Никола́евич Я́блочков (2 [14] сентября 1847, Саратовская губерния — 19 [31] марта 1894, Саратов) — русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники

    15 апреля 1876 года в Лондоне открылась выставка физических приборов. Свою продукцию на ней показывала и французская фирма Бреге. Своим представителем на выставку Бреге направил Яблочкова, который участвовал на выставке и самостоятельно, экспонировав на ней свою свечу. В один из весенних дней изобретатель провёл публичную демонстрацию своего детища. На невысоких металлических постаментах Яблочков поставил четыре своих свечи, обёрнутых в асбест и установленных на большом расстоянии друг от друга. К светильникам подвёл по проводам ток от динамо-машины, находившейся в соседнем помещении. Поворотом рукоятки ток был включён в сеть, и тотчас обширное помещение залил очень яркий, чуть голубоватый электрический свет. Многочисленная публика пришла в восторг. Так Лондон стал местом первого публичного показа нового источника света.

    Успех свечи Яблочкова превзошёл все ожидания. Мировая печать, особенно французская, английская, немецкая, пестрела заголовками: «Вы должны видеть свечу Яблочкова»; «Изобретение русского отставного военного инженера Яблочкова — новая эра в технике»; «Свет приходит к нам с Севера — из России»; «Северный свет, русский свет, — чудо нашего времени»; «Россия — родина электричества" и т. д.

    Лондон 1878 г. Набережная Королевы Виктории и лампочки Яблочкова

    Отредактировано: termometrix~14:11 23.12.20
    • 1
      Нет аватара Vitsl
      23.12.2015:00:18

      По поводу реализации изобретений русских ученых в первую очередь на Западе в то время не совсем с Вами согласен. Да многие из них работали в иностранных компаниях в Европе и успешно реализовывали свои наработки. Однако никто из них в то время не покинул Россию навсегда, не порвал связи с родиной. Работа российских технических специалистов в иностранных компаниях в Европе и Америке в то время считалась нормальной практикой. Кстати как и иностранцы работали в российских компаниях того времени.

      И Яблочков и Лодыгин входили в состав электротехнического отдела Русского технического общества (РТО-ИРТО). С 1880 г. электротехническим отделом РТО проводятся регулярные Всероссийские электротехнические выставки, где демонстрируются новейшие технические достижения в области электротехники. Отдел вел большую образовательную, научную и просветительскую работу в масштабах всей страны.

      С 1899 г РТО проводит Всероссийские электротехнические съезды, собирающие специалистов по электротехнике со всей страны. На них обсуждались комплекты норм и правил, вопросы электротехнического образования, применения электроэнергии в различных отраслях народного хозяйства, эксплуатации электрических установок, освещения, строительства электрических станций и др. Впоследствии многие из членов электротехнического отдела РТО и участников Всероссийских электротехнических съездов принимали участие в разработке и обсуждении плана ГОЭЛРО. Работы по подготовке массовой электрификации страны шли задолго до принятия ГОЭЛРО.

      • 0
        Нет аватара termometrix
        23.12.2015:31:40

        Впоследствии многие из членов электротехнического отдела РТО и участников Всероссийских электротехнических съездов принимали участие в разработке и обсуждении плана ГОЭЛРО. Работы по подготовке массовой электрификации страны шли задолго до принятия ГОЭЛРО.

        Я и не спорю.

        Однако никто из них в то время не покинул Россию навсегда, не порвал связи с родиной.

        Особенно важно! Ценный урок для будущих поколений…

        -------------------------------------------------------------------------------------

        7 (20) августа 1915 года унтер-офицера Георгия Константиновича Жукова призывают в Императорскую армию. В Малоярославце отбирают в кавалерию и в тот же день с группой новобранцев отправляют в Калугу, где в 5-м кавалерийском полку 189-го запа́сного пехотного батальона и начинается его военная карьера.После обучения на кавалерийского унтер-офицера, в конце августа 1916 года откомандирован на Юго-Западный фронт в распоряжение командира 10-го Новгородского драгунского полка. Участвуя в боевых действиях, «за захват немецкого офицера» награждён Георгиевским крестом 4-й степени. В октябре получил тяжёлую контузию и вследствие частичной потери слуха направлен в запа́сный кавалерийский полк.За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени.

        Отредактировано: termometrix~19:10 23.12.20
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,