«Газпромнефть-Аэро» завершил испытания системы для быстрой оплаты авиазаправки
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruБлокчейн встаёт на крыло © stimul.online
Ведущий оператор авиатопливного бизнеса «Газпромнефть-Аэро» завершил испытания системы для быстрой оплаты авиазаправки. Платформа Smart Fuel позволит сократить время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с нескольких дней до нескольких секунд. В ее создании принимали участие эксперты компании «Промышленные Криптосистемы» («ПроКСи»), входящей в группу компаний «ИнфоТекс» — национального чемпиона.
О порядке работы платформы и развитии проекта пишет интернет-журнал об инновациях в России «Стимул». «Платформа Smart Fuel позволит снизить операционные затраты и ускорить взаимодействие между бизнесом и государством, причем польза очевидна для обеих сторон, — отметил генеральный директор компании „ИнфоТеКС“ Андрей Чапчаев. — Чтобы соответствовать требованиям законодательства в отношении защиты конфиденциальной информации, необходимо внедрение сертифицированной ГОСТ-криптографии. Для решения этой проблемы было создано средство криптографической защиты информации ViPNet Crypto GOSmarT. Вместе с коллегами из „ПроКСи“ мы работаем над его интеграцией в прикладные системы с целью защиты конфиденциальной информации при использовании систем быстрой оплаты в России».
Вместо дней — секунды
Как рассказал «Стимулу» директор по развитию компании «ПроКСи» Михаил Чеканов, цифровизация — стратегический приоритет «Газпром нефти». Если говорить про всю авиаотрасль, то топливо — это основная расходная статья, влияющая на себестоимость авиаперевозок, поэтому сокращение затрат даже на несколько процентов быстро окупает внедрение новых технологий, приводящих к такому эффекту.
Авиаотрасль и в России, и за рубежом — одна из лидирующих по внедрению систем для быстрой оплаты. Есть проекты, связанные с реализацией авиабилетов, наземным обслуживанием и так далее.
«Подобные проекты заявлены и в других отраслях промышленности, — говорит Михаил Чеканов, — в медицине, в финансовом секторе и на транспорте. Например, мы делаем смарт-контракты сервисного обслуживания локомотивов, которые рассчитывают эксплуатационные и экономические показатели двадцати пяти тысяч локомотивных секций по всей стране».
Стоит отметить, что из проектов, которые в свое время широко освещались в СМИ, до промышленной реализации дошли буквально единицы. Например, Tradelens — платформа управления контейнерными перевозками, которая объединяет крупнейших игроков на этом рынке начиная с Maersk. По словам Михаила Чеканова, многие компании, такие как Airbus или Daimler, просто не афишируют для широкой публики проекты по переводу своих цепочек поставок на смарт-контракты.
Платформа Smart Fuel позволяет производить моментальную оплату авиазаправки, сокращая время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с четырех-пяти дней до 15 секунд.
Заявка на заправку, оплата и обмен отчетными документами происходят в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах пилота и оператора топливозаправщика. Благодаря системе для быстрой оплаты данные о сделках гарантированно сохраняются в системе и доступны всем участникам процесса. Информация из системы Smart Fuel синхронизируется в электронный бортовой журнал авиакомпании и в цифровую систему учета авиатоплива на топливозаправщиках — это позволяет полностью автоматизировать процесс заправки и обмена данными.
Как пояснил Михаил Чеканов, существенного сокращения скорости взаиморасчетов удалось достичь за счет бесшовной интеграции между системами участников информационного обмена, подключенными к системе для быстрой оплаты, и обслуживающими их банками. Иными словами, банки непосредственно участвуют в процессе заправки, подтверждают наличие средств для оплаты заправки на счете авиакомпании и проводят расчеты по факту заправки по схеме, согласованной с клиентом.
Михаил Чеканов рассказал, как работает система коротких контрактов. «Все просто: есть поставщик — топливо-заправочная компания, есть покупатель — авиакомпания. Поставщик отгрузил топливо, покупатель принял. У обеих сторон есть датчики. Сняли данные, показатели сходятся — транзакция успешно завершена, передаем в оплату. И так по каждому шагу — от предварительного заказа топлива до обмена закрывающими документами. Все стороны — поставщик топлива, оператор топливо-заправочного комплекса, авиакомпания, банки — в результате уверены, что все данные сходятся, документы оформлены, в них нет ошибок и разногласий».
Традиционная централизованная архитектура такого не позволяет: каждый считает сам за себя, в своей системе, и в итоге результаты могут не сойтись по самым разным причинам. Поэтому покупатель не может разрешить банку списание средств со своего счета, пока не перепроверит все данные. А поставщик топлива не готов ждать, потому что возникают риски просрочки и даже неоплаты из-за сложной ситуации на рынке.
«Наше же решение, — говорит Михаил Чеканов, — обеспечивает работу в общей доверенной среде, в которой сверка расчетов происходит моментально. Каждый участник уверен, что результаты транзакций подтверждены контрагентами и зафиксированы в общем реестре».
Система электронных расчетов
Система электронных расчетов относится к так называемым сквозным технологиям, которые могут быть использованы везде, где есть взаиморасчеты между участниками рынка.
Системы электронных расчетов бывают самые разные, но всех их объединяет принцип хранения данных в виде цепочки блоков, где каждый блок цепляется за другой с помощью контрольных сумм (или хешей). Вся цепочка хранится на компьютерах участников, и пересобрать ее без согласия остальных невозможно. Дальше начинаются различия.
В так называемых открытых, или публичных, системах для быстрой оплаты любой желающий может подключиться к системе для быстрой оплаты, получить любую существующую в ней информацию, если она не зашифрована дополнительно, или записать в нее что-то свое. Так работает большинство криптовалютных проектов.
Для бизнеса применяется другая разновидность, так называемые закрытые, или приватные, системы электронных расчетов. В профессиональной сфере они называются распределенными реестрами (DLT, Distributed Ledger Technology).
В этих системах электронных расчетов доступ участников к сети и к данным, хранящимся в ней, строго ограничен, правила работы регламентируются «от и до» и реализуются в виде смарт-контрактов. Последние синхронно работают у всех участников транзакции: чтобы записать ее результат в реестр, все должны получить одинаковые результаты, выполнив одни и те же шаги. Иначе говоря, каждый смарт-контракт играет роль менеджера, бухгалтера, юриста и финансового контролера одновременно.
«Проект Smart Fuel демонстрирует готовность к внедрению смарт-контрактов в реальном секторе российской экономики. Сокращение транзакционных издержек за счет цифровизации рутинных операций и снижение финансовой нагрузки на клиентов — это результат, к которому стремится любой бизнес, — отметил Михаил Чеканов. — Успешное внедрение блокчейн-платформы подтверждает зрелость наших технологических решений, которые уже сегодня обеспечивают надежное, быстрое и безопасное онлайн-взаимодействие между топливными компаниями, авиаперевозчиками и ведущими российскими банками».
Распространить на всю отрасль
Как пояснил Михаил Чеканов, экономическая выгода от внедрения нового решения очень значительна.
- Во-первых, сокращаются операционные затраты. Платформа берет на себя рутинные операции по выполнению расчетов и сверок, оформлению документов, выполняет их быстро и без ошибок, а в авиаперевозках, как известно, каждая минута на счету.
- Во-вторых, сокращается время принятия решений. Если изменяется продолжительность полета или количество топлива, данные моментально поступают в систему управления топливозаправочными комплексами, которая сразу же оптимизирует график заправки.
- В-третьих, снижается финансовая нагрузка на авиакомпании за счет отмены предоплаты. Совсем отказаться от нее нельзя, так как возрастает риск просрочки со стороны клиента. Компромиссный вариант — переход на оплату в режиме реального времени.
Партнерами проекта выступили авиакомпания Smartavia, банк ВТБ и Райффайзенбанк. Пилотный проект реализован в международном аэропорту Мурманска, где с использованием новой цифровой платформы было заправлено «в крыло» более ста регулярных рейсов.
«Испытания прошли успешно, — отметил Михаил Чеканов. — Уже запланирована программа развития платформы, тем более что у заказчика есть здоровые амбиции сделать ее общеотраслевым решением».
Алексей Андреев
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈