«Дарить бесценное — дарить эмоции!» — Санкт-Петербургский Театр Балета им. П. И. Чайковского
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru© Бионышева Елена/Сделано у нас
Санкт-Петербургский Театр Балета им. П. И. Чайковского был основан в 2014 году профессиональным музыкантом Павлом Ёлкиным, чтобы воплощать авторские идеи в классической и современной хореографии. Задумку лучше всего отражает девиз коллектива: «Дарить бесценное — дарить эмоции!». Репертуар включает в себя такие шедевры мировой хореографии, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта», при этом не прекращается работа по созданию новых балетных проектов. Ежегодно труппа театра дает около 250 спектаклей на таких известных площадках, как Александринский, Михайловский и Эрмитажный театры, а также гастролирует по Европе.
Корреспонденты «Сделано у нас» заглянули за кулисы и поговорили с основателем и художественным руководителем театра, чтобы больше узнать об их работе и искусстве балета.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Генеральный директор театра Павел Иванович Ёлкин: «У нас каждый спектакль — это вау-эффект».
— Я профессиональный музыкант. Закончил консерваторию, работал в ведущих театрах России и зарубежных оркестрах. После возвращения на Родину однажды я участвовал как музыкант в спектакле «Лебединое озеро» в исполнении одного из негосударственных театров. Я наблюдал за постановкой из оркестровой ямы и видел некоторые вещи, которые мне не нравились. Тогда я решил заняться продюсированием. Работал с несколькими негосударственными театрами Петербурга, и судьба преподнесла мне подарок свыше — я встретил балерину Елизавету Андреевну Меньшикову. Я пригласил ее в свой будущий театр — и она согласилась.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Никто прежде еще не создавал театр так, как это сделали мы. История всех негосударственных театров на чем-то основана, «подпитана» со стороны государства. Например, тот театр, из которого я пригласил Елизавету Андреевну, начинался как государственный, а после стал частным. Но до нас еще не было случая в современной истории, когда частный театр создавался с нуля. Мы сделали огромнейший, невообразимый скачок вперед. Мы работали и продолжаем работать без спонсоров, я вкладывал в театр свои сбережения — и все, что мы зарабатывали, тоже вкладывалось в театр: деньги уходили на создание декораций и костюмов.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Перед тем, как выйти на российскую сцену, мы долгое время ездили по Европе, чтобы обкатать наш театр. Там чуткие зрители, они понимают в балете, но не настолько, как в Санкт Петербурге — поэтому там мы «обтесывали» все неровности. Помню, что первые костюмы для нашего «Лебединого озера» мы делали прямо в автобусе по пути к границе с Финляндией. Я купил на заправке налобные фонарики, и мы в их свете дошивали головные уборы, которые вскоре должны были увидеть европейские зрители.
Но мы все выдержали и дошли до времени, когда стали одним из лидирующих негосударственных театров. На протяжении трех лет мы выступаем на сценах Александринского и Михайловского театров — а степень ответственности выступлений на этих сценах очень велика. Мы без чьей-либо поддержки смогли подняться до уровня, когда наш театр принимают наравне с любым известным государственным театром, с таким же уважением и почетом.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
У меня было тяжелое детство: мама воспитывала двоих детей, и мы жили за чертой бедности. Я очень любил яблоки, но их появление в доме было событием. Я никогда не забуду, что значил для меня их вкус — и это ощущение до сих пор мне помогает в работе. Когда возникает чувство «заезженности» спектакля, вкус яблока помогает мне одернуть себя: «У тебя появилась возможность, так почувствуй этот вкус! Не замыливай!». Поэтому каждый спектакль для нас — это вау-эффект.
За семь лет театр обновился, но сохранилось примерно 20% изначального состава. Для меня это многое значит, ведь мы вместе пережили времена, когда не было работы и денег. Наши артисты, администрация и технические работники прошли огонь и воду. Мы подкармливали друг друга выращенной на даче картошкой, а я сам шил накидки для сцены на швейной машинке.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Огромная заслуга всей труппы и в том, что мы пережили пандемию. Мы — негосударственное учреждение, поэтому поддержки от бюджета в этот страшный период не было. Все театры закрылись, но наши сотрудники не ушли в другие сферы, а ждали и вместе выкарабкивались из этой ситуации. Хочу выразить большую благодарность каждому из них.
Для меня, как для родителя, все артисты равны и нет любимчиков. В нашей труппе есть совершенно уникальные люди — не самородки, но результат коллективной работы команды во главе с художественным руководителем. Например, четыре года назад в наш коллектив пришла девушка из Японии — Ася (Асука) Такимаки. Она была полноватой, но как рванула — вышла на высокий уровень танца и похудела. Если ты проникаешься русским духом, то русский балет в тебя «войдет» вне зависимости от места твоего рождения. Ася очень хорошо говорит по-русски и получает приглашения перейти в ведущие театры России. Другая наша гордость — артист Юрий Золотухин. Он пришел к нам в театр лет шесть назад, и у него был характер артиста кордебалета. Мы воспитали в нем солиста, и сейчас он танцует «Щелкунчика» в паре с Анастасией Горячевой — заслуженной артисткой России и ведущей солисткой Большого театра, которая тоже с удовольствием с нами сотрудничает.
Художественный руководитель театра, хореограф-балетмейстер Елизавета Меньшикова: «Мы приходим получать удовольствие»
В Санкт-Петербургский Театр Балета им. П. И. Чайковского мы все пришли из различных театров — и здесь собрали все лучшее. Наш коллектив может тянуть весь спектакль, каждый способен танцевать любую роль. Мы приходим сюда не работать, а получать удовольствие, а самая главная работа происходит внутри себя. В театре нельзя работать — в театре счастливы лишь те, кто способен ему служить.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Нельзя не отметить, что балет — это искусство молодых. В среднем возраст до 40 лет, когда организм перестает самостоятельно подтягивать кожу и это становится видно. Сцена коварна, любой сценический свет (не любой, но часто) подчеркивает недостатки и делает человека чуть толще, чем он есть. Поэтому артистам приходится всегда держать себя в форме.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Мы приходим на сцену за волнением, адреналином. Есть партии, которые сколько бы лет ты не исполнял, всегда вызывают спазм в районе солнечного сплетения. Момент, когда тебе нужно сделать первый шаг на сцену, остается волнующим почти всегда. Ты делаешь этот шаг — и ты уже не ты, а другое существо, и дальше ты существуешь в рамках спектакля, где другой мир, другая эпоха и другие люди.
Текст и фото: Бионышева Елена
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈