Российский рынок автомоек самообслуживания в кризис
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruКогда не знаешь, что делать, делай, что знаешь.
Мир изменился. И нам придётся жить, работать и строить бизнес в этих, новых, не нами выбранных реалиях.
Главный вопрос: что станет с рынком автомоек сейчас и после?
Скорость автобизнеса сейчас упала очень существенно. И так будет ещё ближайшие месяц-два. Многие деловые контакты встали на паузу по понятным причинам: ограничения по транзакциям, по работе с зарубежными компаниями, по логистике
Но постепенно бизнес, как и мы с вами, начинает приспосабливаться, выбора просто нет. Как говорится, барахтайся или умри. Рано или поздно ситуация выровняется, и будет найден какой-то баланс. В новой реальности нас ждут:
- новые каналы поставок. И именно кризисные, временные, поставщики, скорее всего, останутся на постоянной основе очень надолго. Локдаун наглядно проиллюстрировал что при невозможности делать закупки привычным способом и переходе на новые каналы поставок, потребитель зачастую остается в новой парадигме и не возвращается к старым схемам. Вторым важным фактором выступают ресурсы, потраченные на налаживание связей, подписание контрактов, выстраивание платежных взаимодействий с новыми поставщиками. Возвращаться к старому просто уже невыгодно.
- рост цен. Мы уже в достаточной мере это ощутили. Амплитуды ценовых колебаний зависят от действий правительства России, от мирового экономического сообщества в целом и дальнейшего хода политических событий. Но дешевле оборудование для автомоек точно уже не будет. На сколько дороже? Отталкиваемся от ключевой ставки ЦБ (сегодня она 20%). Соответственно, минимум 20-30%. Максимальная планка будет зависеть от степени дефицитности некоторых комплектующих, отсутствия аналогов и сложности логистики товара. Не исключаем, что ряд позиций для сборки могут подорожать в 2-3 раза или вовсе заместиться аналогами. В любом случае подорожание не может быть бесконечным, т.к. выше какой-то критической цены запчасти, её применение в принципе становится нецелесообразным.
- увеличенные сроки поставок и отгрузки готового продукта. Что целиком вытекает из первого пункта: требуется время, чтобы сменить поставщиков и комплектующие. Даже китайские поставки, которые мы раньше получали за 10-12 дней, сейчас ждем 2 месяца.
- снижение выбора запчастей. Ассортиментная матрица брендов в ближайшие месяцы, если не годы, будет достаточно безальтернативной. До этого момента все российские производители оборудования «сидели» на разных комплектующих: европейских, американских, китайских или отечественных. Сейчас мы все оказались в одинаковом положении. Рекламировать клиенту преимущества итальянских помп будет бессмысленно. В выигрыше окажется тот, кто быстрее перестроится на доступные качественные аналоги.
- Китай станет основой отечественного «импортозамещения». Именно он будет для России ключевым поставщиком техники и электроники для автомоек. Как и у любого продукта, здесь тоже есть хороший Китай и плохой Китай. У ALLES есть удачный опыт использования китайских комплектующих. Например, мы целый год тестировали на своих мойках пластиковые клапаны низкого давления made in China. Брали у 6 разных поставщиков. Тест они прошли на ура. Уже 3 года используем их в серийном производстве без нареканий на надежность.
Тактика автобизнеса в период кризиса
Что следует из новых рыночных реалий?
- Главная неприятность — повышение прайсов. У всех. У нас, у конкурентов, у поставщиков. Это не спекуляция. Это то, что нам всем придётся сделать в текущих условиях, а потребителю придётся принять. Увы. Что дальше?
- А дальше понадобится 1-2 года на отладку и отработку новых комплектующих. В нашем оборудовании было много европейских запчастей. Сейчас их придётся заменять. Китайскими и российскими. Будем пробовать их в деле, тестировать и выбирать лучшие. Вот на это понадобится время.
- Инвестиции в длинные деньги. В кризис у многих возникает соблазн обогатиться на быстрых спекуляциях. Учитывая ставку ЦБ в 20%, для покупки недвижимости сейчас неподходящее время. Ипотеку такая ставка похоронит, а резкое снижение доходов населения ударит по спросу. Валютные спекуляции тоже не вариант, банки уже обезопасили себя. Держать деньги под матрасом нельзя — инфляция и в России и в Европе будет большая. Имеет смысл купить землю (в том числе под мойку), чтобы не зависеть от аренды и прочих ограничений. Земля не окупится сразу, это долгие деньги (5-7 лет). Но именно долгие инвестиции сейчас будут актуальны.
Кто в итоге получит выгоду?
Тот, кто умеет ждать и делать правильные выводы. Уже по итогам 2021 года стало ясно, что рентабельность моек самообслуживания снизилась. В Европе в 4 раза выросли цены на электричество, газ, отопление. Себестоимость европейской мойки повышается: с 10% до 40% выросла доля затрат на электроэнергию. Вкупе с подорожанием топлива и снизившейся частотой визитов клиентов это приведёт к снижению спроса на оборудование. Объёмы продаж европейских производителей оборудования для моек самообслуживания значительно упадут. Через пару лет ряд из них уйдёт с рынка. Доступ на растущий российский рынок, дававший им хорошую долю прибыли, сегодня уже закрыт.
Также важно, что ещё до текущих событий и даже до локдауна европейцы перестали вкладываться в разработку новых технологий и ПО в автомоечном деле. Конвейер штамповал стандартные комплексы, и мойки прекрасно работали и на педалях с 4-6 программами. Мы же убеждены, что управление современным бизнесом возможно только через умные и самостоятельные системы и технологии. Рубильники и педали остались в прошлом.
Всё это даёт хорошие шансы российским производителям оборудования, которые готовы развиваться, а не копировать западные аналоги. Кроме того, базирование производства в России гарантирует более низкую себестоимость за счёт более дешёвых энергоресурсов, квалифицированных кадров и низкой налоговой базы.
Те, кто переживут кризис, через пару лет смогут выйти на любой рынок с высокотехнологичным продуктом и вменяемым ценником. Спрос на мойки самообслуживания никуда не денется, мыть надо любой автомобиль, будь то дизель, бензин или электро. МСО сегодня — самый доступный и демократичный сервис в автомоечном бизнесе.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈