Компания ЭФКО развивает линейку биосинтезированных продуктов
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruДостигнув в прошлом году выручки в 277 млрд рублей, ЭФКО стала первой в российской пищевой отрасли и продолжает стремительно расти, делая ставку на инновационные продукты и экспорт. О последних разработках корпоративного R&D центра ЭФКО пишет журнал об инновациях в России «Стимул».
Сладость быстрого роста © stimul.online
Корпоративный инновационный центр компании ЭФКО «Бирюч». Источник изображения: «ЭФКО»
Недавно компания ЭФКО завершила сертификацию сладких белков в Объединенных Арабских Эмиратах. Это открывает возможность для начала поставок полезных альтернатив сахара на предприятия ОАЭ, в первую очередь для производства кондитерских изделий и сладких напитков.
На Ближнем Востоке один из самых высоких в мире показателей заболеваемости сахарным диабетом, поэтому в ОАЭ очень заинтересованы в изготовлении таких продуктов. К тому же в силу климатических условий регион сильно зависит от экспорта продукции АПК.
Инвестиции в проект составляют 1 млрд рублей. Первые поставки могут начаться уже этой осенью.
В природе сладкие белки обнаружили в конце ХХ века в экваториальных африканских растениях. Они примерно в две тысячи раз слаще сахара. Их содержание в растениях настолько мало, что извлечение экономически нецелесообразно. Однако возможно биотехнологическое решение.
За два года ЭФКО удалось получить в лабораторных условиях сладкий белок браззеин. Промышленная технология полностью разработана в инновационном центре «Бирюч».
Один грамм сладкого белка по сладости равен двум килограммам сахара. И это не просто выгодная замена. Он не вызывает инсулинового отклика в крови. А значит, имеет потенциал решения проблемы сладости для диабетиков.
«Вот представьте конфету, из нее убрали сахар и добавили клетчатку, пробиотик, и вы получаете абсолютно функциональный суперфуд, а раньше мы ели такую же по вкусу сладкую конфету и понимали, что губим свое здоровье. Сладкий белок — это то, что может победить и заменить сахар», — говорит исполнительный директор ГК ЭФКО Сергей Иванов.
На данный момент объем потребления сахара на Ближнем Востоке оценивается на уровне 16 млн тонн в год. На горизонте пяти-семи лет компания рассчитывает заместить 10% этого рынка. Для этого потребуется всего 400 тонн сладкого белка. Предварительно речь идет о емкости рынка в 800 млн долларов.
Сейчас в R&D-центрах компании продолжается тестирование сладкого белка в различных рецептурах. В напитках речь уже идет о возможности заменить сахар в пропорции 1:10000. В конфетах пока дошли до отметки 1:500. И это зона для дальнейшего роста, чтобы себестоимость белковой сладости была сопоставима с традиционной.
Исполнительный директор ГК «ЭФКО» Сергей Иванов. Источник изображения: «ЭФКО»
ФЕРМЕНТНЫЙ ЗАВОД ВМЕСТО ПЛАНТАЦИЙ
О производстве инновационных продуктов питания в компании задумались около пяти лет назад. Внутренняя аналитическая служба, изучающая инновации по всему миру, выяснила тогда, что фонд Билла Гейтса вложил деньги в стартап, который биотехнологическим способом собирался производить пальмовое масло. Стало ясно, что стремительно появляются направления, которые полностью меняют подходы к ключевому бизнесу компании.
Поскольку основной бизнес ЭФКО — маслопереработка, акционеры попросили аналитиков и сотрудников венчурного фонда компании оценить вместе с учеными, насколько биосинтез масел — это реально и перспективно в обозримом будущем. Оказалось, что задача действительно выполнимая, и в прошлом году специалисты ЭФКО получили первый биосинтезированный продукт — аналог какао-масла.
Жиры из микроорганизмов получают технологией прецизионной ферментации. Для этого обычные пищевые дрожжи модифицируют, чтобы в результате они смогли продуцировать жиры, которые являются полным природным аналогом растительных масел.
«Мы решили развивать жиры из микроорганизмов, потому что они полностью меняют технологическую парадигму нашей отрасли. Для такого масла не нужны поля и плантации, не нужны элеваторы и маслоэкстракционные заводы, а вся технология умещается в ферментный завод. В странах Ближнего Востока и Африки, которые полностью импортируют растительные масла, такие жиры — решение проблемы продовольственной безопасности. Самые большие перспективы — это, конечно, экспортные рынки. Почему выбрали какао-масло как первый продукт? Потому что это самый дорогой растительный жир. И для его производства в России ничего не растет», — поясняет Сергей Иванов.
Разработку нового направления в компании называют «поиск второй ноги» — это создание альтернативных технологий, на которые компания может опереться, если традиционные способы обеспечения эффективности бизнеса окажутся неконкурентоспособными. В результате на базе инновационного центра «Бирюч» в Белгородской области у ЭФКО появилось направление Healthy Innovation (Hi!) — Hi-Food (растительное мясо и молоко) и Hi-Bio (сладкие белки, биосинтезированные жиры и клеточное питание).
Компания «ЭФКО» стала победителем всероссийского конкурса «Экспортер года — 2022» в номинации «Экспортер года в сфере базовой продукции АПК» и заняла второе место в номинации «Новая география». Источник изображения: «ЭФКО»
НА РЫНКАХ ПЯТИДЕСЯТИ СТРАН
За последние три года выручка компании выросла почти в два раза. Согласно рейтингу крупнейших компаний пищевой отрасли России INFOLine Food & Drink Russia 2023 три года назад компания была пятой в отрасли по объему выручки. А по итогам 2022 года ЭФКО заняла первое место, обогнав многолетнего лидера — компанию PepsiCo. Выручка увеличилась более чем на 20% и составила 277 млрд рублей. Второе место таблицы осталось за PepsiCo (270 млрд рублей). На третьем — компания «Русагро» с выручкой 240,2 млрд рублей. «В прошлом году мы выросли на 24 процента, — отмечает Сергей Иванов. — Основной вклад дали брендовый бизнес, переработка масличных и специализированные жиры. В майонезе получилось на стагнирующем рынке добавить 12 процентов, в экспорте выросли на 34 процента. Радует „зеленая полка“. Пусть пока и не такие заметные цифры на общем фоне, но это 300 процентов роста. Уже видны миллиард оборота и хорошие перспективы в Африке и на Ближнем Востоке».
По зарубежным поставкам ЭФКО демонстрирует большие успехи. Компания стала победителем всероссийского конкурса «Экспортер года — 2022» в номинации «Экспортер года в сфере базовой продукции АПК» и заняла второе место в номинации «Новая география».
ЭФКО активно развивает экспорт более двадцати лет. В 2021 году экспортная выручка впервые превысила миллиард долларов (+70% к результату 2020-го) и приблизилась к 40% от общего оборота компании. Поставки идут в 50 стран, основные объемы приходятся на Индию, Китай, Ближний Восток, Иран и Турцию.
Ведущие продуктовые категории — растительные масла, шрот, специализированные жиры и маргарины, инновационные кормовые продукты и брендовая продукция. В 2022 году компания впервые начала поставлять на внешний рынок инновационную продукцию Hi-Food.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
30.08.2309:03:24
30.08.2312:15:33
30.08.2313:42:51
30.08.2313:38:49
30.08.2313:50:37
30.08.2313:57:07
30.08.2314:24:35
30.08.2314:33:36
30.08.2314:44:31
30.08.2314:57:39
30.08.2319:52:48
30.08.2322:49:19
30.08.2315:52:05
30.08.2319:37:02
30.08.2322:50:55