Для самолета пятого поколения сделали позолоченное стекло
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruНапыление из золота сделает кабину и пилота невидимыми для радаров
В обнинском НПП «Технология», которое производит композитные элементы для самолета пятого поколения Т-50, разработали уникальное покрытие, которое защищает стеклянную кабину пилота от радиоволн и солнечного излучения. Благодаря ему сигнал от радара систем ПВО противника не отражается от кабины самолета, а приборы, установленные внутри, остаются невидимыми для электронных систем разведки противника.
Кроме того, летчик защищается от мощного излучения радаров рядом летящих самолетов. Однако, чтобы фонарь самолета остался прозрачным, в напылении приходится использовать золото.
Как рассказал «Известиям» главный конструктор НПП «Технология» Владимир Викулин, напыление делают многослойным из нескольких металлов - золота, индия и олова. Толщина одного слоя не превышает 20 нанометров (в одном метре миллиард нанометров), а всей пленки - 90 нанометров. Несмотря на такое незначительное количество металла, радиозаметность внутрикабинного оборудования снижается в 250 раз.
— Для того, чтобы нанести это покрытие, мы разработали специальную магнетронную установку, которая позволяет добиться равномерного напыления толщиной каждого слоя 20 нанометров. Равномерность очень важна - если привысить толщину, изменятся оптические свойства кабины, если сделать слишком тонким - электромагнитное излучение будет "просачиваться", - пояснил Викулин.
По его словам, для нанесения покрытия самолетный фонарь помещают в специальный автоклав, из которого откачивают воздух. Затем особой элетромагнитной пушкой, испаряющей металл, "рисуют" покрытие, равномерно накладывая электроны на поверхность, независимо от ее кривизны.
- Сочетание золота, олова и индия было выбрано путем подбора спектров, который продолжался несколько лет. За это автор разработки Олег Просовский получил премию правительства, - рассказал Викулин.
Кроме радаров, золото-индиево-оловяное покрытие решает и другую проблему - защищает пластиковые элементы кабины самолета от воздействия ультрафиолетового и инфракрасного излучения. В 2010 году из-за хрупкости полимерных ремней безопасности при катапультировании из самолета погиб индийский пилот - лямки, удерживавшие его в кресле, лопнули. С новым покрытием этого удастся избежать.
Ожидается, что новым «фонарем» Т-50 начнут оснащать после проведения испытаний.
— Главная задача остекления кабины самолетов пятого поколения, помимо низкого аэродинамического сопротивления и высокой прочности, — скрыть от радаров оборудование кабины. Крылья и фюзеляж закрыты композитными панелями, которые «прячут» самолет, а вот через кабину самолет может демаскировать себя, — пояснил Владимир Викулин.
По его словам, по такой же технологии защищалась от излучения кабина американского аналога Т-50 - самолета F-22 Raptor.
Точная стоимость покрытия пока не раскрывается, однако Викулин отметил, что оно стоит меньше миллилона рублей и в несколько раз дешевле, чем сам фонарь. Для покрытия одного самолетного фонаря хватит всего двух-трех граммов золота.
Главный редактор профильного агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что даже если бы наностекло стоило в несколько раз дороже обычного, в общей стоимости самолета эта цифра не сыграла бы заметной роли:
- Основной демаскирующий элемент - это, конечо, двигатель самолета, который выдает местонахождения самолета за счет металлических лопаток. Но двигатель удалось закрыть непроницаемыми панелями. А кабину так просто не спрячешь - она должна быть прозрачной. Поэтому использование таких решений - вынужденая мера.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
22.03.1223:23:49
22.03.1223:53:18
PolarWolf23.03.1200:29:23
23.03.1204:57:47
23.03.1210:14:45
23.03.1215:02:43
23.03.1221:05:40
24.03.1215:25:43
23.03.1200:42:53
PolarWolf23.03.1201:04:14
23.03.1202:42:06
23.03.1208:11:16
23.03.1210:11:34
23.03.1212:42:24
24.03.1211:41:36
23.03.1200:49:22
Eskimos23.03.1201:16:55
23.03.1201:40:08
WindWarrior23.03.1206:34:02
23.03.1207:17:39
WindWarrior23.03.1216:39:53
23.03.1210:04:38
Eskimos23.03.1212:06:37
23.03.1213:34:48
Eskimos23.03.1217:04:06
23.03.1218:08:17
Eskimos24.03.1216:41:00
23.03.1215:09:10
WindWarrior23.03.1216:00:02
23.03.1216:02:44
WindWarrior23.03.1216:44:00
23.03.1212:07:44
23.03.1212:43:55
23.03.1215:08:06
Eskimos23.03.1217:02:16
23.03.1221:57:47
24.03.1215:24:56
23.03.1210:24:03
23.03.1214:33:22
23.03.1218:10:55
23.03.1200:41:48
23.03.1200:59:09
23.03.1216:22:30
PolarWolf23.03.1200:28:24
23.03.1200:33:52
PolarWolf23.03.1200:38:50
23.03.1200:50:52
23.03.1201:02:49
23.03.1201:14:30
WindWarrior23.03.1216:47:13
23.03.1217:25:08
24.03.1201:51:04
Prosto_tak24.03.1204:17:52
27.03.1213:27:26
PolarWolf23.03.1201:02:54
23.03.1201:15:47
PolarWolf23.03.1201:35:05
23.03.1214:11:13
24.03.1222:12:14
23.03.1217:01:01
24.03.1223:14:09
24.03.1223:21:02
24.03.1223:39:50
24.03.1223:59:42
25.03.1200:05:12
31.03.1219:21:02
23.03.1202:08:02
23.03.1205:00:27
23.03.1207:20:08
23.03.1217:04:09
23.03.1217:26:14
23.03.1211:55:24
23.03.1212:34:36
23.03.1213:03:08
23.03.1216:25:44
23.03.1214:16:11
23.03.1208:47:43
23.03.1210:19:50
23.03.1211:15:40
23.03.1215:30:36
WindWarrior23.03.1215:57:42
23.03.1216:06:29
23.03.1216:37:54
23.03.1216:31:13
Eskimos23.03.1218:44:55
Eskimos26.03.1218:22:33