MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
22 марта 43
75

Для самолета пятого поколения сделали позолоченное стекло

Напыление из золота сделает кабину и пилота невидимыми для радаров

В обнинском НПП «Технология», которое производит композитные элементы для самолета пятого поколения Т-50, разработали уникальное покрытие, которое защищает стеклянную кабину пилота от радиоволн и солнечного излучения. Благодаря ему сигнал от радара систем ПВО противника не отражается от кабины самолета, а приборы, установленные внутри, остаются невидимыми для электронных систем разведки противника.

Кроме того, летчик защищается от мощного излучения радаров рядом летящих самолетов. Однако, чтобы фонарь самолета остался прозрачным, в напылении приходится использовать золото.

Как рассказал «Известиям» главный конструктор НПП «Технология» Владимир Викулин, напыление делают многослойным из нескольких металлов - золота, индия и олова. Толщина одного слоя не превышает 20 нанометров (в одном метре миллиард нанометров), а всей пленки - 90 нанометров. Несмотря на такое незначительное количество металла, радиозаметность внутрикабинного оборудования снижается в 250 раз.

— Для того, чтобы нанести это покрытие, мы разработали специальную магнетронную установку, которая позволяет добиться равномерного напыления толщиной каждого слоя 20 нанометров. Равномерность очень важна - если привысить толщину, изменятся оптические свойства кабины, если сделать слишком тонким - электромагнитное излучение будет "просачиваться", - пояснил Викулин.

По его словам, для нанесения покрытия самолетный фонарь помещают в специальный автоклав, из которого откачивают воздух. Затем особой элетромагнитной пушкой, испаряющей металл, "рисуют" покрытие, равномерно накладывая электроны на поверхность, независимо от ее кривизны.

- Сочетание золота, олова и индия было выбрано путем подбора спектров, который продолжался несколько лет. За это автор разработки Олег Просовский получил премию правительства, - рассказал Викулин.

Кроме радаров, золото-индиево-оловяное покрытие решает и другую проблему - защищает пластиковые элементы кабины самолета от воздействия ультрафиолетового и инфракрасного излучения. В 2010 году из-за хрупкости полимерных ремней безопасности при катапультировании из самолета погиб индийский пилот - лямки, удерживавшие его в кресле, лопнули. С новым покрытием этого удастся избежать.

Ожидается, что новым «фонарем» Т-50 начнут оснащать после проведения испытаний.

— Главная задача остекления кабины самолетов пятого поколения, помимо низкого аэродинамического сопротивления и высокой прочности, — скрыть от радаров оборудование кабины. Крылья и фюзеляж закрыты композитными панелями, которые «прячут» самолет, а вот через кабину самолет может демаскировать себя, — пояснил Владимир Викулин.

По его словам, по такой же технологии защищалась от излучения кабина американского аналога Т-50 - самолета F-22 Raptor.

Точная стоимость покрытия пока не раскрывается, однако Викулин отметил, что оно стоит меньше миллилона рублей и в несколько раз дешевле, чем сам фонарь. Для покрытия одного самолетного фонаря хватит всего двух-трех граммов золота.

Главный редактор профильного агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что даже если бы наностекло стоило в несколько раз дороже обычного, в общей стоимости самолета эта цифра не сыграла бы заметной роли:

- Основной демаскирующий элемент - это, конечо, двигатель самолета, который выдает местонахождения самолета за счет металлических лопаток. Но двигатель удалось закрыть непроницаемыми панелями. А кабину так просто не спрячешь - она должна быть прозрачной. Поэтому использование таких решений - вынужденая мера.

 

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: www.izvestia.ru

Поделись позитивом в своих соцсетях

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 0
    Нет аватара guest22.03.12 23:23:49
    Круто! Летать может только красивый самолет, а Т-50 бесспорно один из самых красивых. Разве что су-47 может чуть красивее, но наверно ещё не настало время обратной стреловидности.
    • 0
      nano nano22.03.12 23:53:18
      Лучше бы разработали беспереплетный фонарь. Даже у китайцев есть:
      • 0
        Нет аватара PolarWolf23.03.12 00:29:23
        А у нас зато будет золотой! Царь-фонарь!     Отредактировано: PolarWolf~00:29 23.03.2012
        • 0
          Нет аватара FataMorgana23.03.12 04:57:47
          Для ф22 фонарь создается по схожим технологиям. Отсюда золотистый отлив фонаря Отредактировано: FataMorgana~10:20 23.03.2012
          • 0
            Нет аватара FataMorgana23.03.12 10:14:45
            Отредактировано: FataMorgana~10:20 23.03.2012
            • 0
              Нет аватара tigerair23.03.12 15:02:43
              хочу такие стекла на аскону         
      • 0
        Gubichev Gubichev23.03.12 00:42:53
        Т.е. красота в первую очередь, а уж остальное подождёт?
        • 0
          Нет аватара PolarWolf23.03.12 01:04:14
          Аха, красота спасет мир! Ну и Россию заодно    
          • 0
            Нет аватара guest23.03.12 02:42:06
            Путин - кросафчег!    
        • 0
          Нет аватара guest23.03.12 08:11:16
          А.Н.Туполев: "Хорошо летать могут только красивые самолеты." Думаю дядя знал толк в том о чем говорит     Отредактировано: google.comaccountso8ididAItOawlTPiCg76YUGKTiLlFfrzLWegiL9wCg87o~08:11 23.03.2012
          • 0
            Gubichev Gubichev23.03.12 10:11:34
            В 21 веке, хорошо летать может даже кирпич. Да и потом, Т-50 уже сам по себе красив, и крашеный фонарь ничего не меняет (в плане красоты). Отредактировано: Gubichev~10:13 23.03.2012
          • 0
            Нет аватара DmitryO23.03.12 12:42:24
            В то время ему было с чем сравнивать...
        • 0
          yarina yarina24.03.12 11:41:36
          так некрасивые - не летают!    
      • 0
        Нет аватара segerist23.03.12 00:49:22
        Даже у китайцев есть:
        а расскажите ка нам попдробнее ЧТО у них есть? каков моторесурс этого Г "есть" и особенно двигателей так то супервонарь без бвигателей с фанерным планером это конешно супироружие
      • 0
        Нет аватара Eskimos23.03.12 01:16:55
        А зачем беспереплетный? - это лишний гимор, а толку почти нет У Ф-35 кстати не беспереплетный А переплет у Т-50, Су-35 сделан из тех же композитов
        • 0
          Gubichev Gubichev23.03.12 01:40:08
          У F-35 фонарь беспереплетный!
          • 0
            Нет аватара WindWarrior23.03.12 06:34:02
            У прототипов всех трёх модификаций F-35 фонарь с переплётом. F-35A:
            F-35B:
            F-35C:
            • 0
              Нет аватара Nuama4oma23.03.12 07:17:39
              Это переплет не в чистом виде. Цельнотянутый фонарь с "подпоркой" изнутри
              • 0
                Нет аватара WindWarrior23.03.12 16:39:53
                Не увидишь-не узнаешь.     Интересно,зачем вообще понадобился внутренний переплёт.
            • 0
              Gubichev Gubichev23.03.12 10:04:38
              Где Вы тут переплет увидели? Это дуга с обратной стороны..
              • 0
                Нет аватара Eskimos23.03.12 12:06:37
                А какая разница? Что тут дуга из композита, что у Т-50 и Су-35 переплет из композита. Отредактировано: Eskimos~12:07 23.03.2012
                • 0
                  Gubichev Gubichev23.03.12 13:34:48
                  Для радиоволн очень даже большая разница.
                  • 0
                    Нет аватара Eskimos23.03.12 17:04:06
                    Переплет у Т-50 - радиоволны не отражает - а что если и отразится от композита сильно рассеивается (кроме света) Отредактировано: Eskimos~17:04 23.03.2012
                    • 0
                      Gubichev Gubichev23.03.12 18:08:17
                      Радиоволны отражает всё на свете и переплет тут не исключение. А сейчас, когда он ещё не покрыт радиопоглащающей краской - тем более.
                      • 0
                        Нет аватара Eskimos24.03.12 16:41:00
                        В той или иной степени - да Отредактировано: Eskimos~16:48 24.03.2012
            • 0
              Нет аватара tigerair23.03.12 15:09:10
              интересно взымел бы его 31 мигарь или нет?
              • 0
                Нет аватара WindWarrior23.03.12 16:00:02
                Слишком много переменных. Но с Р-33 на подвеске-вряд ли.
                • 0
                  Нет аватара tigerair23.03.12 16:02:44
                  а какой мог бы из старичков его отодрать?
                  • 0
                    Нет аватара WindWarrior23.03.12 16:44:00
                    Старые модификации Су-27/МиГ-29 шансы против него имеют только в ближнем бою,при использовании ракет Р-73. А ничего более древнего из истребителей в строю у нас не осталось,списали в 90е.
        • 0
          Нет аватара guest23.03.12 12:07:44
          Вот кстати да, нахуа беспереплётный, шоп було? Чем ихний откидной беспереплётный "с подпоркой изнутри" принципиально лучше нашего сдвижного переплётного? Обзор "подпорка" так же перекрывает, при катапультировании наш фонарь сдвигается потоком воздуха, а ихний надо хитрой системой отстреливать... Отредактировано: laperuz.livejournal.com~12:08 23.03.2012
          • 0
            Нет аватара DmitryO23.03.12 12:43:55
            Переплет волны отражает
            • 0
              Нет аватара tigerair23.03.12 15:08:06
              двусоставной фонарь с отстреливающейся задней частью при катапультировании на скорости в случае попадания рассекает поток и снижат удар воздухом при катапультировании
            • 0
              Нет аватара Eskimos23.03.12 17:02:16
              композиотный почти ничего не отражает кроме света
          • 0
            Нет аватара rusal23.03.12 21:57:47
            ещё на переплет зеркала заднего обзора ставят
            • 0
              Нет аватара tigerair24.03.12 15:24:56
              типа спорт как на 2107, шутка для поднятия настроения)
      • Комментарий удалён
      • 0
        Нет аватара FataMorgana23.03.12 10:24:03
        Лучше бы китайцам научится свои двигатели делать и радары чтобы у нас Жуки и Ал-31Ф/Н сотнями не закупать для своих самолетов. И потом такое прямое копирование скорее свидетельствует о неразвитости школы научно технической конструкторской мысли в Китае и зависимости от иностранных технологий для технологического прогресса
      • 0
        Denisovich Denisovich23.03.12 14:33:22
        Китайский фонарь стыбжен у PPG Industries как под копирку, сам то без переплетный фонарь может сделать наверно кто угодно, но далеко не факт, что будут характеристики сравнимые с фонарём хряпы.
      • 0
        Нет аватара guest23.03.12 18:10:55
        Можно конечно. Вот только не представляю как катапультирование реализовать с таким фонарем?
    • 0
      Gubichev Gubichev23.03.12 00:41:48
      Красота субъективна    
    • 0
      Нет аватара guest23.03.12 00:59:09
      для меня самым красивым из современных - семейство Су-27. Т50 тоже красив, но до Су-27 не дотягивается    
  • 0
    Нет аватара PolarWolf23.03.12 00:28:24
    А если его весь запылить золотом, то он весь станет невидимым?)))
    • 0
      Нет аватара guest23.03.12 00:33:52
      Радионезаметность достигается целым комплексом мер. Геометрией планера, специальными покрытиями, плазмогенераторами и прочей лабудой. Одним золотом не обойдешься    
      • 0
        Нет аватара PolarWolf23.03.12 00:38:50
        Зато прикинь какая красота была, у арабских шейхов золотые мерседесы, а у нас золотые истребители! Мы бы на деле показывали, что мы армия добра в золотых "доспехах" аки ангелы небесные, противник бы подсознательно чувствовал себя исчадием адовым, со всеми вытекающими нервными срывами и суицидами, только один психологический момент деморализовал бы силы противника!)
        • 0
          Нет аватара guest23.03.12 00:50:52
          Уже есть золотой истребитель. F-22. Если соотнести его массу и стоимость, то он в буквальном смысле получается золотым. И мир как бы не деморализован.   
          • 0
            Нет аватара guest23.03.12 01:02:49
            Ф 35 не далеко ушел, если даже не превзошел    
            • 0
              Нет аватара guest23.03.12 01:14:30
              Там уже платиной попахивает    
              • 0
                Нет аватара WindWarrior23.03.12 16:47:13
                В кризис драгоценные металлы значительно подорожали,а истребители F-22 и F-35 значительно подешевели. И они в буквальном смысле уже не на вес золота.
                • 0
                  Нет аватара guest23.03.12 17:25:08
                  Даааа... бедные США. И тут кризис отразился...    
                • 0
                  Нет аватара guest24.03.12 01:51:04
                  эм, я что то пропустил? вроде бы кол-во самолетов планируемых к закупке сильно снизилось, и по этому цена 1-го ф35 поднялась, правда эту вундервафлю покупать никто особо не горит желанием. Изариль купит, ибо все равно на халяву, Япония купит, ибо куда они денутся(они еще и за вывод войск США со своей территории заплатят, новость такую слышал)
          • 0
            Нет аватара PolarWolf23.03.12 01:02:54
            Ну, так на нем же этого не написано, надо сложные математические вычисление вести в уме, а у боевого пилота на это времени нет. А когда он буквально золотой, тут уж без каких-либо вопросов))) Да, и кстати американцы этим пользуются активно, его ценой, типа раз он такой дорогой, значит он супер-пупер крутой!) Отредактировано: PolarWolf~01:03 23.03.2012
            • 0
              Нет аватара guest23.03.12 01:15:47
              Дык говорю. Не помогает американцам это. Афганистан тому пример.    
              • 0
                Нет аватара PolarWolf23.03.12 01:35:05
                Афганцы просто туповатые, мало того, что английский не понимают, так еще и в технике слабоваты)))
                • 0
                  Нет аватара guest23.03.12 14:11:13
                  ага, предпочитают советское/российское вооружение(вертушки например), вообще страх потеряли
          • 0
            Нет аватара Mikamoon24.03.12 22:12:14
            Не блестит и не сверкает, потому и не деморализует...    
    • 0
      rvk rvk23.03.12 17:01:01
      Он не только станет невидимым, но еще и неуловимым. Так как его так быстро сопрут, то не поймаешь и не найдешь потом)))
      • 0
        Нет аватара alex_12k24.03.12 23:14:09
        Роман, подскажите, пожалуйста, где можно почитать внятный обзор F-35? Его много критикуют, но хочу разобраться: это просто дорогой самолет с затянутыми сроками или же провальный самолет по своим боевым качествам. Спасибо!
        • 0
          rvk rvk24.03.12 23:21:02
          По рукой нет, к сожалению. Если найдешь, кинь ссылку. Я просто раньше читал, самолет провальный по боевым качествам, максимум поколения 4+. А вообще есть такая наглядная картинка
          • 0
            Нет аватара alex_12k24.03.12 23:39:50
            Спасибо за таблицу. Где-то видел, это австралийцы вроде анализировали? Из этого анализа получается, что су-35с (который, вроде, имеет 2D, а не 3D УВТ) разнесет F-35 в ближнем бою, догонит и еще наваляет - но только если до ближнего боя дойдет. Если америкосы правы со своей малозаметностью, то F-35 увидит су-35с, оставаясь незамеченным для су-35с (при отсутствии поддержки ДРЛО), выпустит ракету и уйдет на базу. Или я ошибаюсь? Хотелось бы ошибаться    
            • 0
              rvk rvk24.03.12 23:59:42
              Суть в том, что f-35 не выполняет львиную долю требований к самолету пятого поколения. А стоит уже дороже по моему чем F-22.
            • 0
              rvk rvk25.03.12 00:05:12
              А вообще, как будет в реальной войне неизвестно. Может быть вполне так, что когда F-35 выпустит ракету, он себя тут же обнаружит, получит ракету в обратку еще до того как его ракета достигнет цели. За счет сверхманевренности Сушка от его ракеты уйдет, а вот F-35 уйти не сможет. А если и сможет, наш его догонит и в ближнем бою наваляет. Впрочем, надо все таки сделать скидку что наш Су это истребитель тяжелый, а f-35 легкий, они разных классов. С другой стороны, судя по всему мы делаем ставку именно на тяжелые истребители. Миг-35 пока не заказывали, хотя может и закажут, вроде как его испытывают, делают новые двигатели.
            • 0
              Нет аватара DmitryO31.03.12 19:21:02
              А как он его обнаружит? Как только он включит радар, он перестанет быть незаметным. На радар будет запущена встречная ракета, которая на близком расстоянии сработает по самонаведению (заметность с сокращением расстояния снижается очень сильно, и ракета будет видеть F-35). Так что говорить о малозаметности "при отсутствии поддержки ДРЛО" вообще нельзя.
  • 0
    RadiantConfessor RadiantConfessor23.03.12 02:08:02
    Вот, если бы читатели этого сайта хоть немного имели опыт фанатов с паралая, то между строк прочитали бы самое важное, что было в статье!
    Но двигатель удалось закрыть непроницаемыми панелями.
    Отредактировано: Zveruga~02:08 23.03.2012
    • 0
      Нет аватара FataMorgana23.03.12 05:00:27
      +100500
    • 0
      Нет аватара guest23.03.12 07:20:08
      Конечно прочитали     Правда лопатки вроде всегда закрывали радиопоглощающими панелями еще до Т-50 как и весь планер прочими материалами. Тут главная проблема двигателя в тепловом потоке. Ждемс двигатель второго этапа, "изделие-129". Сейчас конструкторы утверждают что его разработка идет с опережающими сроками.
      • 0
        rvk rvk23.03.12 17:04:09
        не, ждем двигатель третьего этапа, который будет не только развивать сверхзвук без форсажа, но еще и реактивная струя будет у него холоданая    
        • 0
          Нет аватара guest23.03.12 17:26:14
          Хм... а чего! Сделать двигатель работающим на СПГ, и охлаждать струю за счет расширения сжиженного газа    
    • 0
      CopBuroJloBa CopBuroJloBa23.03.12 11:55:24
      +100500. Тоже порадовал сей факт. Но вот, что непонятно. Бороться с выделением тепла на самом корпусе внутри планера проще, чем с теплом и самое главное прямоточному свечению выгораемого топлива. На так называемом Беркуте было заметно, как сильно искревлены отводы идущие за камерами сгорания, как я понимаю.Таким образом уже решена одна из больших проблем. В случае же с Т-50 они более спрямленные. Почему не пошли тем же путем? Имхо - плоские спола не самый лучший и дешевый вариант борьбы с выделением тепла и света.
      • 0
        Нет аватара WJ23.03.12 12:34:36
        Я нифига не понял, с какой стороны вы сейчас в двигатель смотрите.
        • 0
          CopBuroJloBa CopBuroJloBa23.03.12 13:03:08
          на двигатель смотрю не я =) На него смотрит головка самонаведения ракеты вероятного противника, заходящая с кормы =)
          • 0
            Hasky Hasky23.03.12 16:25:44
            ...корма у корабля)) в нашем случае ППС/ЗПС. На 6 и на 12 часов. Способности ГСН против возможности БРЛС сильно проигрывают. Что возможно "увидит" БРЛС, то ГСН видеть не дано.
      • 0
        Aerodinamik Aerodinamik23.03.12 14:16:11
        Форма канала воздухозаборников Беркута обусловлена конструкцией самаолета, а именно наличие отсека вооружения. У Т-50 отсеки вооружения идут тандемом, соответственно и воздухозаборники практически прямые. Да, и камера сгорания находится ближе к соплу, в прямой части мотогондолы    
  • 0
    Attrakcion Attrakcion23.03.12 08:47:43
    +1 Но вот сейчас через пару часов придет МИГ, скажет что в Калгари уже давно все фонари с золотым напылением, даже уличные и карманные, у автобусов цельнотянутые лобовые стекла без переплета и без дворников, на канадские трамваи давно ставят плоские сопла с УВТ, а толщина лезвий топоров канадских лесорубов перешагнула барьер 18 нанометров еще три года назад.    
    • 0
      Нет аватара Petro23.03.12 10:19:50
      Щикарно. Подняли настроение с утра.
  • 0
    zzzPATRIOTzzz zzzPATRIOTzzz23.03.12 11:15:40
    пройдет еще несколько лет и мы вернем былую славу!!! наше оружие всегда было самым лучшим!!!
  • 0
    Нет аватара guest23.03.12 15:30:36
    а чем нектрые мотивируют неприязнь к плоскому соплу? всеракурсники, конечно, те ещё акробаты, но при боевой нагрузке имхо все 360 градусов управляемого вектора тяги не особо-то и нужны, а плоское сопло как не крути, но является одним из самых важных мероприятий направленных на снижением заметности это доказал и 117-ый, и 22-ой, и Би-2
    • 0
      Нет аватара WindWarrior23.03.12 15:57:42
      а чем нектрые мотивируют неприязнь к плоскому соплу?
      Тяга ощутимо меньше.
    • 0
      Slava Slava23.03.12 16:06:29
      насколько я знаю они и более прожорливые и несколько уменьшают тягу, если не ошибаюсь...К тому же лично я считаю что всеракурсники полноценный увт, свободный и практически без ограничении что может сыграть решающую роль в ближнем бою. Даже один и тот же маневр в исполнении миг-29овт и ф-22 выглядит действительно по разному. Чисто внешне впечатление что у первого еще большой потенциал, а рэптор исполняет на грани возможного или по крайней мере в огромном напряжении. Гонит будто по рельсам, скованный малость если так можно сказать    Поэтому тот же би-2 как признаются сами американцы очень сложная и чувствительная машина даже при незначительных маневрах которую без помощи многочисленной электроники может завалить самый опытный пилот, но для бомбера такие жертвы еще оправдываются... правда там еще и хвостов нет    Отредактировано: Slava~16:14 23.03.2012
      • 0
        Hasky Hasky23.03.12 16:37:54
        ...ну ты тоже сравнил по маневренности Миг-29 и 22-й    Первый затачивался под маневренный бой, и сдается в настоящее время это лучший воздушный боец для маневренного боя в стиле "ганзо", а второй - типичный прямоход, в концепции 50-х прошлого века"схождение-пуск-уход", под такую концепцию затачивались практически все машины второго и третьего поколения у амеров. И сдается мне что машины Ф-14, 15, 16, 18 - были лучшими истребителями амеров в их истории самолетостроения. Ныне наблюдается регресс -возврат к летающим утюгам. Сугубо субъективно)))
    • 0
      Hasky Hasky23.03.12 16:31:13
      ...чтобы понять, почему плоское проигрывает или наоборот выигрывает, надо хотя бы хорошо знать аэродинамику, физику, чтобы провести провести расчеты и выяснить преимущества того или другого технических решений. А так получается - кто-то что-то где-то прочитал, а дальше начался испорченный телефон   
  • 0
    Нет аватара Eskimos23.03.12 18:44:55
    Плоское сопло снижает заметность на бесфорсажном режиме На форсаже всетится не меньше На ютьюб есть видео снятое на авиашоу камерой с тпловизором - так там двигатели Ф-22 светятся не меньше чем у Ф-16 и Ф-18 - ну разве чуть-чуть меньше Потому наши и положили на это дело Слышал идеи об заборе части холодного воздуха перед входом в двигатель и подмешивании его в сопле на выходе и обдуве оным внешней части сопла двигателя Согласно результатам моделирования получается намного лучше и менее затратно чем заколхоживание плоского сопла
    • Комментарий удалён
      • 0
        Нет аватара Eskimos26.03.12 18:22:33
        Про это я то же слышал - но пока не видел