MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
29 марта 12
55

Начались испытания топлива для российского ядерного ракетного двигателя

Российские ученые приступили к испытаниям топлива для ядерной энергодвигательной установки, которой в перспективе будут оснащаться российские межпланетные космические корабли.

"Этот проект вовсю реализуется. Уже идут работы по топливу. По ряду типов топлива начались испытания", - сообщил "Интерфаксу-АВН" в среду руководитель кластера ядерных технологий Фонда "Сколково" Денис Ковалевич.


По его словам, разработка ядерной энергодвигательной установки проходит без задержек. "Третий год подряд будут выделяться деньги на этот проект. Работа по нему двигается вперед", - сказал Д.Ковалевич.

Он напомнил, что наземные испытания установки должны начаться в 2014 году, а в 2017 году установка должна быть готова для запуска в космос.

"Я считаю, что этот проект реализуем. Другое дело, в какой мере и когда космическая отрасль сможет воспользоваться этой установкой, но этот вопрос нужно адресовать к ним. Мы-то ядерную часть, энергетическую установку мегаваттного класса, сделаем", - сказал руководитель кластера ядерных технологий.

Также он рассказал, что разработка ядерной энергодвигательной установки ведется без привлечения иностранных специалистов, поскольку там много двойных технологий. "Это - российский проект", - сказал Д.Ковалевич.
Ранее Центр им.Келдыша выиграл конкурс на разработку и изготовление образца космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) большой мощности. Такое решение приняла комиссия Роскосмоса в рамках проводившегося космическим агентством тендера.

Контракт предполагает разработку ЯЭДУ на период с 2011 по 2013 годы. Победителю конкурса предстоит разработать эскизный проект стендового (с тепловым имитатором ядерного реактора) образца ЯЭДУ, изготовить образец и провести его экспериментальную отработку. На эти цели Роскосмос намерен выделить 805 млн рублей.
ЯЭДУ будет использоваться в составе межорбитальных буксиров, многофункциональных платформ на геостационарной орбите и межпланетных космических аппаратах.

В конкурсной документации отмечается, что образец ЯЭДУ должен обладать следующими техническими характеристиками: выходная электрическая мощность модуля газотурбинного преобразователя на номинальном режиме 100-150 киловатт, удельный импульс тяги двигателя 900-5000 секунд, ресурс 1,5-3 года.
Роскосмос подчеркивает, что масса и габариты базовых элементов ЯЭДУ должны обеспечивать их размещение в космических головных частях российских ракет-носителей "Протон" и "Ангара".

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: www.rosatom.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 0
    t1000 t100029.03.12 21:00:54
    гораздо меньше, 5-10 скорее.
    • Комментарий удалён
  • Комментарий удалён
    • 0
      Нет аватара richmedia30.03.12 01:36:49
      Я бы сказал о 10 годах, при наличии политического решения. Вероятные конкуренты: США Франция Китай
  • 0
    misha12 misha1229.03.12 16:40:47
    Отличная новость.У такого проекта большое будущее!
  • 0
    Akimich Akimich29.03.12 16:44:14
    Мой научный руководитель в МИИТе еще в советское время мечтал о локомотиве на ЯТ, считали, проектировали, только получалось, что радиация высоковата. Так что, наработки есть.
    • Комментарий удалён
      • 0
        Akimich Akimich29.03.12 17:37:52
        Уж точно не помню, больше 20 лет прошло, но весьма, в разы, еще и проблемы с охлаждением... Все течет, все меняется, новые технологии, лет через двадцать ,может, вернутся к этой теме
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor30.03.12 07:10:34
      Посмотрите на проект космического корабля проекта полета на Марс. В нем двигатели находятся на удалении от жилого "корпуса". Крепятся к кораблю с помощью длинной фермы.
      • 0
        Akimich Akimich30.03.12 07:33:59
        Я то про железнодорожный локомотив говорил. Про космос и так все понятно, "Партия сказала - надо, комсомол ответил - есть" (ц). А представьте "вечный" локомотив, без топлива, в любых условиях (скажем, крайнего Севера, куда еще только прокладывают колею)
  • 0
    Romeo Romeo29.03.12 16:48:10
    Хммм... а если летать на другие планеты и оттуда выкачивать ресурсы... мне кажется тогда ЗАЖИВЕМ!! :D
    • 0
      Нет аватара guest29.03.12 20:10:59
      НУ никак нам с ресурсной иглы не слезть   
    • 0
      Нет аватара Ituralde30.03.12 04:52:51
      Садиться/взлетать с других планет тяжело будет. Лучше уж тогда поймать астероидов и отбуксовать их поближе и пилить, пилить. Про газ не знаю, но вопрос с рудой решим навсегда.))
      • 0
        Нет аватара imperskij@pes30.03.12 14:45:41
        а транспортировать "руду" на поверхность планеты будем посредством точечных метеоритных аттак     вот "заказчики"-то рады будут    
    • 0
      Нет аватара guest02.04.12 20:40:19
      Опять же, и демократию на дальние планеты уже давно пора экспортировать
  • 0
    Нет аватара chrom29.03.12 17:12:22
    В стародавних советских годах в городе Воронеж как-то разработали т.н. РД-0410. Посмотрите хоть на википедии)) Всё новое - ...
    • 0
      Ну, так это продолжение работ по нему. Разработку РД-0410 как раз возглавлял Келдыш, и в тексте тут
      Ранее Центр им.Келдыша выиграл конкурс на разработку и изготовление образца космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) большой мощности
      Поэтому так видимо и оптимистичны в скорости создания. Наработки большие уже есть.
      Вики: Реактор прошёл значительную серию испытаний, но ни разу не испытывался на полную длительность работы. Внереакторные узлы были отработаны полностью.
      http://ru.wikip...iki/%D0%C4-0410 Отредактировано: vkontakte.ruid23282831~17:55 29.03.2012
    • 0
      Вот еще статья о истории на сайте "Новостей космонавтики" http://www.novo...rs/218/58.shtml http://www.novo...rs/219/37.shtml А задумались о возрождении проекта в 2005 году. Отредактировано: vkontakte.ruid23282831~18:25 29.03.2012
  • 0
    Нет аватара WJ29.03.12 18:41:34
    Приложенная к статье фантазия художника даёт ложное представление о проекте. Вот здесь наверху всё (плохенько, но) изображено - думаю, львиная часть вопросов просто отпадёт:
    • 0
      Нет аватара Ituralde30.03.12 04:55:10
      Вопрос: а зачем межпланетному кораблю, если он будет с ядерным двигателем, солнечные панели? Или здесь какой-то другой вариант изображен?
  • 0
    Нет аватара guest29.03.12 19:15:01
    Надо сказать, что стараниями недалёких деятелей от космонавтики и всеядных необразованых журналистов в вопрос внесена изрядная путаница. Существуют два разных вида систем - ЯДУ (ядерная двигательная установка) и связка ЯР (ядерный реактор) + ЭДУ (электрореактивная двигательная установка). Они совершенно разные. Общего только то, что у них существует разделение на топливо (ядерное) и рабочее тело (выбрасываемый газ). В плане рабочего тела исследовать, собственно, нечего. Всё уже давно исследовано. Для ЯДУ оптимален водород, для ЭДУ - инертные газы (аргон, ксенон, криптон). Говорить можно лишь об способах получения или хранения. С ядерными топливами тоже более-менее понятно - и говорить остаётся о вариантах конструкции. Самые сложности в других местах скрываются. Например - как охлаждать реактор в безвоздушном пространсте. Принципы известны, но их реализация - непростое дело. Так вот, то, о чём было громогласно объявлено Перминовым - это вариант ЯР + ЭДУ. Никакого "быстрого" полёта к Марсу на эта штука не обеспечивает. В теории она может разгоняться до больших скоростей, но делает это о-о-очень медленно. Возможен вариант быстрого разгона на ЖРД и потом уже доразгона на ЭДУ. Но будет ли тут выигрыш - как посмотреть. Для полётов автоматов - подойдёт. Но манёвры по выходу на орбиты спутников планет-гигантов будут очень непростыми. Тормозить сложнее чем разгоняться.
    • 0
      Нет аватара WJ29.03.12 23:27:00
      Так вот, то, о чём было громогласно объявлено Перминовым - это вариант ЯР + ЭДУ.
      Собственно как раз-таки нет. Будет гибрид ЯДУ и ЯР+ЭДУ, два уровня тяги и два топлива. Связано с тем, что раскручивать буксир до Луны очень долго только на ЭДУ - большая потенциальная яма.
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor30.03.12 15:45:08
      ЭДУ это по сути те самые плазменные и ионные двигатели, которые сейчас используют на МКС и спутниках для коррекции орбиты. Их слабость в требовании высоких напряжений, которые в космосе получить не так просто. Применение ЯР в качестве генератора источника энергии позволит повысить мощность ЭДУ, о чем и говорят разработчики.
      Отредактировано: Zveruga~19:17 02.04.12
    • 0
      Нет аватара Ituralde02.04.12 09:12:08
      Спасибо за пояснения.
  • 0
    infopol infopol29.03.12 19:31:29
    по идее ядерная реакция должна вызывать образование огромного объема плазмы,которая будет вырываться из сопла и создаваться реактивное движение...
    • 0
      Нет аватара guest29.03.12 19:40:41
      Плазмы чего, извините?    
      • 0
        infopol infopol29.03.12 19:58:48
        Это уже у разработчиков.наверное водорода
        • 0
          Нет аватара guest29.03.12 20:22:42
          Энергия ионизации водорода 13,6 эВ - чтобы получть плазму нужен нагрев почти до 160 000 градусов. Никакой разработчик не создаст вам подобный ядерный реактор.
          • 0
            infopol infopol29.03.12 20:36:45
            Тогда видимо какойто другой газ.
            • 0
              Нет аватара guest29.03.12 20:46:01
              Да без разницы - порядки те же. Не реализуется управляемая реакция при таких температурах.
              • 0
                infopol infopol29.03.12 22:48:39
                200 лет назад и электростанций не было...Если отойти от догмы,то все получится...
                • 0
                  Нет аватара guest30.03.12 08:45:29
                  От догмы отходить можно, от температуры плавления материалов куда "отходить"?
                  • 0
                    Нет аватара imperskij@pes30.03.12 14:50:00
                    +1     мы гордые сыны Вселенной, мыслёй природу объебём!
                  • 0
                    infopol infopol30.03.12 15:43:45
                    Когда Шаттл или Буран спускаются с орбиты на Землю,на краях оперения и днище возникает плазма и что там 160 000 градусов?
                    • 0
                      Нет аватара guest30.03.12 19:31:53
                      Не возникает. Нет её там.
          • 0
            RadiantConfessor RadiantConfessor30.03.12 15:46:22
            Задайтесь вопросом, какая температура в электрической дуге и все станет намного проще!
            • 0
              Нет аватара guest30.03.12 19:33:05
              В электрической дуге не только температура, но и напряжение.
              • 0
                RadiantConfessor RadiantConfessor02.04.12 18:55:38
                Энергия ионизации используемого сейчас в ионных двигателях Ксенона 12.1 Эв против 13,6 Эв у водорода. Плазменные ксеноновые коррекционные двигатели, которые устанавливались на некоторые отечественные спутники, работали всего от 400 Вт энергии. В проектируемой установке речь идет о мощностях 100-150 кВт. Вы как будто не знаете, что такое трансформатор.
                Отредактировано: Zveruga~21:25 02.04.12
                • 0
                  Нет аватара guest10.04.12 10:36:59
                  Я знаю, что такое трансформатор. 400 Вт - это не "установка мегаваттного класса", о которой идёт речь. А нить рассуждений вы потеряли. infopol утвреждал, что непосредственно разогев, достигаемый в процессе УЯР, может образовать плазму. А вы стали утверждать, что в дуге высокая температура. Как это связывается и что доказывает я не понимаю.
  • 0
    Нет аватара Houker29.03.12 19:54:09
    Тут ведь какое дело....главное этой темой занимаются и занимаются плотно.Значит будет результат.А это само по тебе хорошо....
  • 0
    Нет аватара guest29.03.12 20:12:38
    Также он рассказал, что разработка ядерной энергодвигательной установки ведется без привлечения иностранных специалистов, поскольку там много двойных технологий. "Это - российский проект", - сказал Д.Ковалевич. Точно подходит под формат сайта - сделано у нас!
  • 0
    Superbus Pater Superbus Pater29.03.12 20:19:14
    Супер!!! И хорошо, что это только российский проект. Не нужно нам "вражеских диверсантов". В таких технологиях мы должны быть первыми. Удачи разработчикам.
  • 0
    vostok1982 vostok198229.03.12 22:07:38
    "межорбитальных буксиров, многофункциональных платформ на геостационарной орбите и межпланетных космических аппаратах" Как елей на бороду)
  • 0
    Нет аватара Lyudov29.03.12 22:32:01
    Для межорбитальных буксиров и межпланетных космических аппаратов самое то     Для автоматических станций радиация не столь опасна, а для межпланетных пилотируемых кораблей так и так нужна сильная защита от радиации.
    • 0
      Нет аватара Ituralde30.03.12 04:58:42
      Кстати да, на обозримую перспективу такой двигатель не столько для пилотируемых полетов, сколько для автоматических станций подошел бы. Ведь, насколько я понимаю, время ускорения у такого двигателя намного дольше, нежели у нынешних? Т.е. и скорость в итоге намного больше. И преодолеть то, что пролетели, скажем, Вояджеры, можно за год-два?
      • 0
        Нет аватара guest30.03.12 08:46:22
        Приблизительно так.
      • 0
        Нет аватара WindWarrior31.03.12 06:52:26
        Т.е. и скорость в итоге намного больше. И преодолеть то, что пролетели, скажем, Вояджеры, можно за год-два?
        Для этого АМС потребуется развить скорость более 60 км/с. Даже с ядерным ракетным двигателем эта цифра огромна,особенно учитывая,что скорее всего придётся обходиться без гравитационных маневров вокруг планет-гигантов. Кроме того,стоимость таких АМС будет очень кусаться.
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor02.04.12 19:08:07
        Все дело в энергии. Чтобы значительно поднять тягу современных электро-двигательных установок необходимо значительно повысить мощность бортовых источников энергии. Вот поэтому и решили использовать в качестве источника энергии ядерную установку. Ионизированный газ вылетает из сопла современной электро-двигательной установки со скоростью 200 км/с, но вылетает его очень мало. По этому космический аппарат с таким двигателем разгоняется очень долго. Для ионизации газа применяют два способа. 1 - ионизация газа электростатическим полем (разряд высокого напряжения, принцип как в молнии), 2 - ионизация газа электромагнитными волнами высокой энергии (это волны высокой частоты, принцип как в микроволновке).
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor02.04.12 19:14:35
        Вояджеры это уникальный случай. Разогнались они не благодаря своим двигателям, а благодаря удачному построению планет. В то время был так называемы парад планет, на спекуляции этой темы журналисты предвещали очередной апокалипсис. Так вот, благодаря удачному стечению абстоятельств, в солнечной системе вояджеры удалось разогнать используя гравитационные маневры у планет до очень большой скорости.
        • 0
          Нет аватара Ituralde05.04.12 04:38:44
          Да, это так, но я немного о другом -- чтобы достич границы Солнечной системы, им потребовались десятилетия, причем энергии для бортового оборудования осталось очень мало. Вот я и надеюсь, как говорится, на своем веку увидеть аппараты, обвешанные самыми разными приборами, которые доберутся туда и без хитрых маневров всего за год-другой и порадуют нас новыми открытиями.))
  • 0
    Нет аватара guest04.09.12 08:56:26
    Даешь Хиус!