стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
24
gevorg 18 мая 2012, 00:07

Медведев за 4 года: главные ИТ-проекты страны

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

CNews выбрал ключевые проекты, связанные с информационными технологиями, которые были инициированы или реализованы за годы президентства Дмитрия Медведева.


За прошедшие четыре года – с 2008 по 2012 гг., когда пост президента России занимал Дмитрий Медведев – в стране стартовал целый ряд инициатив, связанных с развитием информационных технологий и использованием ИТ для повышения качества жизни граждан.

Однозначно можно утверждать, что такого внимания ИТ-проектам на государственном уровне не уделялось до сих пор никогда. Об этом говорит и то, что информационные технологии вошли в пятерку стратегических сфер модернизации российской экономики, и то, что Россия значительно укрепила свои позиции в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства.

В большей или меньшей степени все эти инициативы сопровождались поддержкой главы государства. CNews выбрал наиболее значимые проекты и мероприятия, и предлагает читателям путем голосования выразить свое мнение.

Интернетизация

С подключения к интернету всех и вся Дмитрий Медведев начал формировать свой имидж инноватора еще до избрания президентом в 2008 г. В частности, в 2007 г. пользователями всемирной паутины, по его инициативе, стали все российские школы (правда, некоторым регионам оказалось не по карману платить за доступ). Затем Медведев потребовал обеспечить компьютерами и интернетом библиотеки и медучреждения. Эти проекты были менее успешны (первые заявления президента об этом датированы началом 2008 г., последние – концом 2011). Подключить к интернету чиновников оказалось не менее сложной задачей. В 2011 г., по данным Минкомсвязи, только 13% органов власти обладали доступом в интернет со скоростью от 2 Мбит/с (метрика, на которую ориентируется Минкомсвязи).

Свободное ПО

Внедрение свободного программного обеспечения в российских школах и органах госвласти – это, пожалуй, один из самых любимых проектов Дмитрия Медведева. По крайней мере, такой вывод напрашивается в связи с большим вниманием, которое президент уделял этому направлению. Впрочем, оценивая успешность, процесс внедрения СПО можно назвать и самым неоднозначным. Известны как положительные примеры, так и те, которые вряд ли можно считать таковыми. Позитивным опытом, среди прочего, является разработка дистрибутива школьного ПО и программная инфраструктура портала госуслуг, реализованная на СПО.

В то же время, нельзя назвать успешным продолжение «школьного проекта» - отказавшись от внедрения СПО в учебных заведениях, Минкомсвязи ограничилось рассылкой дисков и обучением учителей. Отдельно стоит упомянуть ситуацию с Национальной программной платформой, которая, как предполагалось, станет основой для использования в органах государственной власти. В качестве ее прототипа Минкомсвязи приняло дистрибутив Red Hat Enterprise Linux 5 американской компании Red Hat, переименованный в «МСВСфера». Официально открыть результаты этих работ министерство отказалось, сославшись на соображения безопасности.

Запуск портала госуслуг

Сайт, с помощью которого можно было бы отправить заявление на получение загранпаспорта или узнать о наличии выписанных штрафов за нарушение дорожного движения, задумывался в России задолго до избрания Дмитрия Медведева президентом. Проект по оказанию населению электронных госуслуг (ОГИЦ) должен был заработать с 1 января 2008 г., но этого не произошло. Обещанного пришлось ждать два года, когда в конце 2009 г. новая команда Минкомсвязи запустила проект Gosuslugi.ru. Шаг за шагом портал наполнялся различными возможностями и привлекал к себе все больше внимания. По данным Минкомсвязи, на конец 2011 г. воспользоваться электронными госуслугами смогли 20% граждан страны.

Программа «Информационное общество»

В 2010 г. истек срок действия программы «Электронная Россия», в связи с чем возникла необходимость разработки нового подобного документа. Появившаяся программа «Информационное общество» (будет действовать до 2020 г.) оказалась более масштабной. В отличие от предшественницы она не ограничивается планами информатизации госаппарата, а планирует проникновение ИТ в самые разные сферы жизнедеятельности россиян – вплоть до культуры и сельского хозяйства. Сделать вывод о слабой первоначальной проработанности программы можно исходя из того, что во второй редакции она практически на 100% отличалась от первой. Это касается и мероприятий, и бюджета, и целевых показателей.

СМЭВ

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построением которой занимаются российские власти на протяжении последних лет, должна позволить гражданам получать госуслуги в режиме одного окна. Уже летом 2012 г. чиновники в регионах лишатся права требовать у обратившегося гражданина документы, которые они могут запросить у своих коллег из других ведомств. Предполагается, что ввод в эксплуатацию этой системы значительно сократит число контактов между гражданином и чиновником, и, соответственно, серьезно ускорит процесс получения необходимых услуг.

УЭК

Универсальная электронная карта (УЭК) – еще один амбициозный проект, который в 2012-2013 гг. должен охватить всю Россию. Предполагается, что УЭК сможет получить каждый житель страны. Она заменит собой некоторые документы (единого мнения по этому поводу пока не существует), транспортные и банковские карты, а также будет служить ключом для доступа к порталу госуслуг. Повсеместное распространение УЭК должно было начаться в 2012 г., но затормозилось в связи с переносом срока запуска региональных сегментов СМЭВ.

Вертикаль ИТ-власти и персонализация ответственности

Важность появления в федеральных министерствах и ведомствах, а также в региональных правительствах чиновников уровня заместителей руководителя, отвечающих за информатизацию, переоценить трудно. Теперь каждый россиянин может узнать, кто виноват в том, что интересующие его государственные сервисы работают плохо или не работаю вообще. Аналогичные инструменты оценки и прямого влияния на ситуацию появились у руководства страны. С этой целью, в частности, была создана специальная правительственная комиссия. А с учетом того, что в бюджете ИТ-расходы стали выделяться отдельной строкой, появилась возможность определять среди чиновников ИТ-чемпионов и составлять по этому поводу рейтинги. Безусловно, для обеспечения полной прозрачности процессов государственной информатизации этих мер недостаточно. Но и сделанные шаги – уже не мало.

Единый подрядчик «Электронного правительства»

Подпись Дмитрия Медведева стояла под документом, который сделал «Ростелеком» единым исполнителем работ по реализации в России «Электронного правительства». Оператор, обладающий самой масштабной в стране проводной сетью, теперь, помимо оказания телефонных услуг, строит дата-центры, занимается подключением регионов к СМЭВ, продает ПО для организации электронных госуслуг, разрабатывает облачные сервисы. Именно «Ростелеком» был назначен генподрядчиком проекта по организации видеонаблюдения за президентскими выборами. Преференции государства подконтрольному оператору не вызвали восторга на ИТ-рынке, но, как выяснилось позднее, выполнять проекты только лишь своими силами «Ростелеком» не смог. Частные ИТ-компании одновременно выступают и в роли подрядчиков и в роли конкурентов госоператора.

Сколково

Инноград Сколково еще не построен, но, судя по всему, уже начал приносить первые плоды. Недавно один из его резидентов – компания Parallels – сообщила о выпуске первого коммерческого продукта для провайдеров облачных сервисов, разработанного на средства, полученные от фонда «Сколково». А компания Abbyy, к примеру, обещает, что на средства Сколково доработает технологию Compreno, которая в перспективе может произвести революцию в системах анализа, перевода и поиска текстов на различных языках. К началу марта 2012 г. 131 ИТ-компания стала участником Сколково. О сотрудничестве со Солково заявили 25 международных корпораций. 12 из них, среди которых IBM, Nokia, Intel, Ericsson, приняли решение о создании корпоративных центров НИОКР. Проект испытывает постоянное давление критиков, к примеру, в связи с неудачным выбором местоположения, но откровенно негативных отзывов по стратегии, по крайней мере, от ИТ-компаний пока не звучало.

 

Читайте также:  ИТ-инфраструктура России, предприятия, рейтинги, аналитика и тендеры

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,