стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
44
Denisovich 19 июня 2012, 18:54

ПАК ФА против F-22

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

В конце прошлого века в США для обновления тактической авиации были запущены программы создания двух самолётов. Уровень закладываемых технологий позволял говорить о новом, пятом поколении истребителей. Они в 21 веке должны были стать основой американских ВВС. Эти две машины должны были дополнять друг друга в воздушных операциях, выполняя каждая свою функцию. По программе ATF (Advanced Tactical Fighter – передовой тактический истребитель) создавался самолёт, преимущественно для воздушного боя и завоевания господства в воздухе. По программе JSF (Joint Strike Fighter – единый ударный истребитель) – самолёт для ударов по наземным целям. Надо сказать, принцип был абсолютно правильным, поскольку «универсальная порода лётчиков» пока не выведена, и пилоты современной авиации по-прежнему имеют или «бомбардировочную», или «истребительную» специализацию. Одинаково хорошо справляться с обеими задачами могут только уникальные лётчики. Примерно то же можно сказать и о самолётах: особенности выполняемых задач диктуют характеристики и облик самолёта. Однако обе программы, в ходе своей реализации претерпели существенные изменения в сторону большей универсальности. В конечном итоге, программа ATF дала F-22 Раптор, а JSF – F-35.

F-22 стал первым самолётом выполнившим требования «пятого поколения», главные из которых следующие: малая заметность (в радиолокационном и инфракрасном диапазонах), отличные от предшественников лётные характеристики («сверхманевренность» и сверхзвуковая скорость в бесфорсажном режиме двигателей), совершенный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и оружия. Несмотря на любую критику (включая запредельную стоимость, не позволившую сделать самолёт массовым) – Раптор отвечает этим требованиям, и является одним из лучших истребителей воздушного боя. Что касается функции нанесения ударов по наземным целям, то она появилась в его задачах на достаточно раннем этапе корректировки проекта, как дополнительные возможности. То, что эти задачи не были основными, привело к достаточно скромному набору средств поражения наземных целей: две 450-кг бомбы GBU-32 JDAM или восемь бомб GBU-39, весом 113 кг. Разместить более серьёзный набор оружия «воздух-поверхность» не позволяют размеры внутренних отсеков вооружения, предназначенных, прежде всего для ракет «воздух-воздух». А подвеска на внешних узлах сводит на нет преимущества – лишает самолёт малой радиолокационной заметности и высоких маневренных характеристик.

Между тем, со временем, ударные функции стали считаться для F-22 основными, поскольку американские ВВС принимали участие в боевых действиях с противником, который практически не обладал собственной авиацией. С катастрофой Советского Союза показалось, что Раптор вообще не увидит в небе достойного противника. И воздушный боец стал бомбардировщиком со слабыми возможностями работы по земле, и сильными, но ненужными в реальности возможностями по воздушным целям. Но изменение в расстановке сил привело и к другому интересному факту – главным противником самолёта стал не другой самолёт, а средства ПВО, основные успехи в создании которых, принадлежат нам. Здесь малая заметность и возможности БРЭО, безусловно, очень кстати. Но возможности Раптора в действиях против ПВО противника, упёрлись в то, что самолёт не предназначен для этого изначально. Например, отсутствие в арсенале противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM, компенсируется совершенством бортового комплекса разведки. Но, для поражения объектов ПВО, Раптору придётся полагаться на корректируемые бомбы, которые имеют меньшую дальность. То есть, ему придётся подходить ближе к средствам ПВО противника, вместо пуска ракеты с расстояния в 100 км. При этом, как все помнят, именно в момент раскрытия створок отсека вооружения, попал под раздачу один из двух* «невидимок»  F-117, сбитых в небе Югославии, перестав в этот момент быть «невидимым». А вся статистика реальных боевых действий говорит о том, что большая часть потерь приходится не на этап поиска цели или сближение с ней, а на выход из атаки. С этой точки зрения, работа «невидимки» в ближней зоне ПВО выглядит самоубийственно, несмотря на совершенство БРЭО и малую заметность. И Раптору остаётся работа по земле в зоне, уже расчищенной от системной ПВО, с помощью ограниченного набора оружия. Но с этой задачей способны справится и гораздо более простые машины. Таким образом, F-22 остаётся истребителем воздушного боя, каким и планировался первоначально. А ударные задачи и прорыв/уничтожение ПВО, должны по большей части возлагаться на какие-то другие машины.

Ну что же, для ударных функций, вроде бы создавался самолёт по программе JSF. Однако, и эта программа претерпела немало изменений, по сравнению с первоначальным замыслом. Во-первых, почти сразу к участию в ней подключили страны-партнёры США, которые желали получить полноценный многофункциональный самолёт в условиях запрета на экспорт F-22. Во-вторых, сами американцы хотели заменить одной новой машиной почти все типы своего довольно разношерстного парка (F-15, F-16 и А-10 – в ВВС; F-18 и EA-6 «Праулер» – в ВМС; AV-8 «Харриер» – в КМП). В результате, у F-35 всех трёх модификаций (для трёх заказчиков - ВВС, ВМС и КМП) появились следующие тактические задачи: нанесение ударов по наземным целям, завоевание превосходства в воздухе и обеспечение непосредственной авиационной поддержки войскам. Так из малозаметного штурмовика, он стал превращаться в универсальный самолёт, который должен был стать и истребителем тоже. При этом в наследство от своей ударной специализации F-35 получил ограниченные маневренные возможности и лётные характеристики, которые не позволяют считать его самолётом пятого поколения, а только так называемого «4+». Посмотрим, как F-35 должен справляться со своими новыми задачами.

Начнем с поддержки войск. В КМП эту функцию выполняет Харриер, главным достоинством которого, можно считать вертикальную посадку. К недостаткам относят маленький боевой радиус и плохую защищённость (которая для штурмовика очень важна). Но номенклатура вооружения Харриера весьма разнообразна: неуправляемые ракеты и свободнопадающее бомбы, кассетные боеприпасы, управляемые ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 «Мэверик», корректируемые бомбы и даже ракеты «воздух-воздух» ближнего боя AIM-9. На флоте F-18 – скорее универсальный самолёт, который кроме основного предназначения (бомбардировщик и штурмовик) имеет неплохие возможности для воздушного боя и атаки кораблей. В ВВС был чистый штурмовик А-10, специально сконструированный для поддержки войск на поле боя, имевший кроме соответствующего задачам вооружения, хорошую защищённость.

F-35 – машина достаточно сложная и дорогая. Так же как F-22, имеющая совершенный и сложный комплекс БРЭО, малую заметность, а так же, информационно-управляющее поле кабины, существенно облегчающее работу лётчика. Однако, технология малой заметности и ограничения по габаритам (требование ВМС, КМП и иностранных заказчиков), не позволили сделать самолёт защищённым ни конструктивно, ни с помощью брони. К тому же, F-35 – самолёт «плотной компоновки», то есть множество сложных систем упакованы в достаточно скромные габариты, что ещё больше повышает его уязвимость даже от лёгкого поражения. А штурмовик должен работать на переднем крае с малых высот, долгое время, находясь в зоне боя и делая за один вылет по несколько заходов на различные цели. Здесь он будет подвергаться обстрелу зенитно-ракетных комплексов ближнего боя и зенитной артиллерии, для которых технология «стелс» не является препятствием, поскольку огонь ведётся по непосредственно наблюдаемой цели или в видимом диапазоне, с оптическим наведением. Например, отечественные ЗРПК «Тунгуска» и «Панцирь» имеют возможность поражения целей в пассивном режиме РЛС, с автоматическим захватом, сопровождением и наведением по телевизионному оптическому каналу (захват оптически контрастной цели на фоне неба или движущейся на фоне горизонта/рельефа местности, если цель идёт на малой высоте). Современные западные ПЗРК оснащены не ИК головками самонаведения, а работают в полуавтоматическом режиме с радиокомандным или лазерным наведением.

Номенклатура вооружения F-35 хотя и шире, чем у Раптора, но предназначена не столько для поддержки войск на поле боя, сколько для ударных задач, требующих короткого пребывания в зоне атаки, что и понятно, учитывая, уязвимость машины. Отсеки вооружения F-35А и F-35С могут вмещать больше корректируемых и свободнопадающих бомб (две по 900-кг, или четыре по 450-кг, или большее количество лёгких). У F-35В они имеют почти вдвое меньшую вместимость. Впрочем, подвеска главного для штурмовиков оружия (неуправляемых и противотанковых ракет) возможна на внешних узлах, что так же как в случае с F-22 делает самолёт радиоконтрастным и ухудшает лётные характеристики, сводя на нет его преимущество. При этом живучесть самолёта остаётся не штурмовой, а применение, например, вертолётных противотанковых ракет «Бримстон» (в английской версии) со сверхзвуковой машины, представляется возможным только в стерильных полигонных условиях.

Для ударных операций по заранее разведанным целям, F-35 имеет более широкий арсенал, чем F-22. Возможность выжить без длительного нахождения в зоне действия ПВО, подходя к цели по заранее рассчитанным курсам и высотам, и пытаясь уйти от поражения после сброса бомб, примерно аналогична Раптору. Здесь дорогостоящее БРЭО и технологии «стелс» вполне оправданы. Но отсеки вооружения снова не предназначены для «оружия длинной руки», а значит те же F-15, F-16 и F-18, не обладающие малой заметностью, но способные работать с большей дальности, будут решать те же задачи с меньшим риском. Внешняя же подвеска практически уравнивает возможности F-35 и более дешевых машин предыдущего поколения. Развитие высокоточного оружия всё больше делает самолёт только платформой для его доставки. А внутренняя подвеска только двух тонн боеприпасов малых габаритов ограничивает применение F-35 в условиях сильной ПВО только особо важными, точечными целями. При этом, борьба с ПВО будет мало предсказуема, или ляжет на плечи других средств (например, малозаметных ударных беспилотников, которые пока только проектируются, и эффективность которых против ПВО следующего поколения, пока представляет собой открытый вопрос).

Но может быть, F-35 способен заменить полноценный истребитель в воздушном бою? Ведь его комплекс БРЭО и оружие «воздух-воздух» по возможностям не сильно уступает F-22. Однако, он сильно уступает Раптору по лётным характеристикам, что не позволяет считать его, как писалось выше, полноценным истребителем пятого поколения. Оказалось, что в воздушном бою, совершенство БРЭО и малая заметность не способны их заменить. В августе 2008 года на Гаваях было проведено моделирование воздушных боёв F-35 с российскими машинами (обладающими характеристиками, примерно аналогичными Су-30). На виртуальной воздушной войне присутствовали австралийцы, как заказчики F-35. Конечно, результаты моделирования являются закрытыми, а американцы многократно опровергали провал F-35. Тем не менее, результаты привели к замораживанию закупки этих самолётов Австралией, а ознакомленный с отчётом член либеральной партии Деннис Дженсен, не раскрывая подробностей, заявил, что «Сухие» побили F-35, как пингвинов!» Впрочем, аналогичный результат был у вполне открытых учений Австралии и Малайзии, в ходе которых малазийские Су-30 выиграли у австралийских F-18 все 32 дуэльных воздушных боя, а также четыре из пяти боев «двое на одного». Возможно шансы F-35 против Су-30 несколько выше, чем у не самой современной комплектации австралийских самолётов, что и привело только к замораживанию, но не отмене закупки. Тем не менее, понятно, что F-35 не способен превосходить в воздушном бою даже самолёт четвёртого поколения, несмотря на совершенство бортовых систем и малую заметность.

Итак, F-35 так же, как и F-22 остался в той нише, для которой и планировался изначально. Эти авиационные комплексы могут дополнять друг друга в рамках воздушной операции, где точечные удары по земле F-35, прикрываются от авиации противника F-22. При этом для обеих машин наибольшую опасность будут представлять средства ПВО, бороться с которыми оба самолёта полноценно не могут. Понимая это, американцы запускают программу разработки новой универсальной ракеты NGM. Она создаётся на базе ракеты «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, которая является основой противовоздушного вооружения F-22 и F-35. Новая ракета должна иметь большую, чем AMRAAM дальность и возможность применения против радиолокационных станций ПВО, при этом, сохранив габаритные размеры (чтобы помещаться в отсеки вооружения обоих самолётов). Возможно, её появление как-то изменит текущее положение. Правда, если разработчикам («Локхид» и «Рейтеон» на конкурсной основе) удастся удовлетворить требование универсальности, не потеряв эффективность каждой из задач, и сохранив прежние размеры. Ну, и если средства ПВО не станут развиваться, а даже немного деградируют, по сравнению с текущими возможностями.

Сейчас сами американцы признают, что их воздушный флот не находился в ситуации, подобной нынешней, за всю послевоенную историю. Средний возраст авиапарка составляет около 25 лет. В обозримой перспективе подлежит списанию большое количество боевых самолётов различного назначения. При этом замена их новыми представляет не ближнюю перспективу, поскольку производство F-22 прекращено, а F-35 пока не является «доведённой до ума» машиной, к тому же вызывающей массу критики. Замена многих типов самолётов на F-35, даже если она произойдёт в оптимистичные сроки и с хорошим темпом, не будет полноценной, поскольку его функциональность вызывает сомнения. В самой тяжелой ситуации окажутся ВМС и КМП. В случае полной замены корабельной авиации только на F-35, флот лишится прежних ударных возможностей (особенно в действиях против корабельных группировок противника). А поскольку все программы палубных истребителей завоевания превосходства в воздухе свёрнуты с надеждой на F-35 – ослабнет и противовоздушная составляющая американских авианосных ударных группировок. Корпус морской пехоты уже потерял надежду на новые машины и продлевает срок эксплуатации Харриеров (производство которых прекращено) до 2030 года, закупив у британцев 72 списанных самолёта для разбора на запчасти. Выходить из сложившейся ситуации, американцы будут модернизируя и проводя капремонт существующего авиапарка, конечно, там где это возможно, и вероятно, закупая новые машины четвёртого поколения.

На этом фоне совсем не плохо выглядят перспективы других стран, развивающих собственные программы боевой авиации. Партнёры США по Североатлантическому альянсу, которые не стали надеяться на американский F-35, могут оказаться обладателями вполне современного и дееспособного воздушного флота, даже без «пятого поколения». Так Франция, ставшая локомотивом воздушной операции в небе Ливии, оказалась обладательницей собственного истребителя поколения «4+» Рафаль, который по боевым возможностям как минимум не уступает F-35. Собственные программы истребителей пятого поколения развивают Япония, Китай, совместно Южная Корея и Индонезия, а также Россия совместно с Индией. Эти программы стартовали позже американской, учитывают американский опыт и ошибки, а также последние технические достижения.

Россия, подобно США, имеет большой парк авиации с близким к предельному сроком эксплуатации. Его боеготовность также поддерживается капремонтом и модернизацией. Американцы пока балансируют на грани принятия решения: то ли продолжать тянуть программу F-35, то ли вернуться к закупкам новых самолётов старой конструкции, то ли сочетать оба решения. Последние два варианта компрометируя F-35 на внешнем рынке, и в случае отказа от закупок партнёрами, делают затраты на новый самолёт чрезмерными и бесполезными. В отличие от американцев, мы уже запустили программу перевооружения ВВС на самолёты поколения «4+», которые, как минимум, не уступают по боевым возможностям F-35 (Су-34, Су-30СМ, Су-35 и обновлённых версий МиГ-29). Программа же истребителя пятого поколения ПАК ФА имеет над американской ряд преимуществ.

У нас самолёт нового поколения изначально понимался как авиационная система, состоящая собственно из самолёта и из его вооружения и БРЭО, которые, в зависимости от поставленных задач, будут диктовать облик и характеристики машины. Проходившие параллельно с американскими, почти аналогичные по назначению программы МФИ (многофункциональный истребитель) и ЛФИ (лёгкий фронтовой истребитель) не получили реального воплощения после катастрофы Советского Союза. В начале 2000-х было принято решение о возобновлении работ. При этом, когда стало понятно, что новая машина должна стать универсальной по применению, а не чистым перехватчикам или ударным самолётом – предшествующие проекты не стали натягиваться под новые требования, а отправились в корзину.

По основным параметрам ПАК ФА не уступает Раптору.

Радиолокационная заметность обычно вычисляется как ЭПР (эффективная поверхность рассеяния отражённой от самолёта энергии электромагнитного излучения) и выражается в квадратных метрах, принимая как эталон отражение от «идеальной сферы», обладающей такими же характеристиками отражения, как исследуемый объект, мерой здесь будет площадь сечения этой сферы. Если у Су-27 ЭПР будет порядка 12-13 кв.м., то для ПАК ФА это значение составляет 0,3-0,4 кв.м., что аналогично показателю F-22. Здесь, правда, следует оговориться, что в реальных условиях обнаружение радиолокационными средствами сильно зависит от ракурса облучения, от длины волн и её изменения в процессе облучения. В целом, для отечественных средств обнаружения ПВО и бортовых РЛС самолётов, машина, выполненная «по технологии стелс» не представляет затруднений с обнаружением. Гораздо полезней «сложная отражающая форма» активно маневрирующего самолёта будет для срыва атаки ракеты, имеющей радиолокационное самонаведение. Впрочем, и здесь отечественное оружие не первый день готовится к встрече с «невидимкой». Так что «незаметность» гостей не будет большим преимуществом, тогда как западные разработчики, считая технологию «стелс» своей прерогативой, до последнего времени уделяли борьбе с ней мало внимания.

Бортовой радиолокационный комплекс ПАК ФА - Н036, состоит из антенн с активными фазированными решетками (АФАР), которые расположены в различных элементах планера (в носовом обтекателе, в предкрылках, в носках крыльев, на боковых поверхностях), могут работать в нескольких диапазонах, обеспечивают практически круговой обзор. Это решение аналогично применённому на Рапторе. Характеристики комплекса не известны, однако, возможности отечественных БРЛС, которые применяются для самолётов предыдущих поколений сравнимы с американскими, или превосходят их. Так же, как на Рапторе, комплекс ПАК ФА может работать и в пассивном режиме, ведя разведку радиоизлучающих целей без собственного излучения, а так же определяя координаты целей по отраженному сигналу от других источников, которые будут взаимодействовать с ПАК ФА на поле боя. Так же в комплекс БРЭО включены системы радиоэлектронного противодействия. Комплекс БРЭО дополняет оптико-электронная интегрированная система (ОЭИС) - изделие 101КС. Она состоит из: оборонительной системы (101 КС-0), обеспечивающей противодействие средствам поражения, использующим инфракрасное наведение; всеракурсной системы обзора в ультрафиолетовом спектре (101 КС-У), обнаруживающей работу реактивных и ракетных двигателей; квантовой (лазерной) локационной системы (101 КС-В), обнаруживающей цели и определяющей их координаты в оптическом диапазоне; многоканальной оптической прицельной системы (101 КС-Н), обеспечивающей применение оружия (главным образом по наземным целям). Все элементы комплекса БРЭО интегрированы между собой и с внешними источниками, комплекс обладает большой вычислительной мощностью и высокой автоматизацией, выполнен полностью на отечественной элементной базе, включая вычислительную часть.

Лётные характеристики ПАК ФА превосходят F-22. Хотя существующие на данном этапе двигатели уступают американским по тяге, даже они позволяют ПАК ФА иметь достаточную тяговооруженность и обеспечивают крейсерскую сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Маневренные возможности самолёта превосходят Раптор. Здесь сыграла роль не очень удачная конструкция F-22, которая продиктована требованиями технологии «стелс»: крыло имеет высокое индуктивное сопротивление, его плоские профили имеют плохие несущие свойства, что никак не компенсировано другими аэродинамическими решениями. Двигатели расположены близко друг к другу, что сделано для того, чтобы во фронтальной проекции лопатки компрессоров двигателей не засвечивались на радарах (воздушный канал изогнут от расположенных широко по бокам фюзеляжа воздухозаборников). Вкупе с необходимостью размещения четырёх внутренних отсеков вооружения, это сделало фюзеляж переразмеренным в районе центроплана. У ПАК ФА двигатели разнесены от продольной оси самолёта, что позволило придать всей конструкции несущие свойства, и увеличить «плечо» тяги при маневрировании. В добавок, это позволило сделать большой центральный отсек вооружения способный вместить оружие, недоступное Раптору из-за размеров отсеков. А для прикрытия компрессоров двигателей в гондолах с относительно прямым воздушным трактом, применено оригинальное решение - радар-блокер. Это устройство из композитного материала, имеющее искривлённые лопатки, которые пропускают воздушный поток, но закрывают от прямой радарной засветки сам компрессор. С точки зрения аэродинамики, такая конструкция очень не проста, поскольку искривлённые радар-блокером потоки воздуха должны быть синхронизированы с работой двигателя и не иметь возмущений и уплотнений, мешающих его работе на разных режимах. Однако выигрыш в данном случае будет не только в области радиолокационной заметности, но и в длине воздушного тракта, которая чем меньше, тем меньше «пустой» объем конструкции и соответственно, габариты и вес. Благодаря всем этим решениям, ПАК ФА имеет лучшие чем Раптор скорости разворота; лучшую управляемость в вертикальной и горизонтальной плоскости, как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. Кроме того, разнесённые двигатели увеличивают живучесть самолёта, а возможность полёта с отказом или поражением одного из двигателей, обеспечивается их расположением относительно оси симметрии самолета в виде буквы «V»,благодаря чему вектор тяги будет проходить вблизи центра тяжести самолета.

В заключении нельзя не отметить лучшее вооружение отечественной машины. Его универсальность и разнообразие, позволяет применять ПАК ФА как ударный самолёт или истребитель, выбирая для любой из выбранных задач соответствующую номенклатуру вооружения и лётчиков, без ущерба возможностям.

Арсенал средств воздушного боя будет включать новые ракеты малой дальности (предположительно К-МД или изделие «300» МКБ «Вымпел» ), которые будут оснащены матричной головкой самонаведения с возможностью распознавания цели (!), повышенной вдвое дальностью захвата, и автоматической корректировкой от БРЭО самолёта в полёте, которая нужна в случае срыва захвата, пуска вне видимости цели (стрельба «за спину») или смены приоритетной цели. Она также станет средством противоракетной обороны самолёта. Вместе с ней будет и более простая ракета, модернизация Р-73, продемонстрированная на последнем МАКСе, как РВВ-МД (это - изделие «760» того же «Вымпела»). Для неё возможен вариант не только с оптической головкой самонаведения, но и с радиолокационной 9Б-1103М диаметром 150-мм, разработки МНИИ «Агат». До сих пор создание активной РГСН для ракет малой дальности считалось невозможным технически, поскольку её габариты должны быть сравнимы с оптическими головками. Тем не менее, это удалось отечественным конструкторам.

На средней дальности, (около 100 км - для американцев это уже большая дальность) будет новая генерация РВВ-АЕ (Р-77) - РВВ-СД (К-77М или изделие «180»). Она имеет новую многорежимную активно-пассивную головку самонаведения, которая позволит наводить ракету на источники помех и излучающие РЛС; плоские рули вместо решетчатых, для удобства размещения в отсеке вооружения (маневренность сохранена благодаря газодинамическому управлению) и также коррекцию от БРЭО. На большой дальности (до 200 км.), есть даже несколько различных вариантов. Это и РВВ-БД (модернизированный вариант Р-37, которая в свою очередь – развитие Р-33 – «главного калибра» МиГ-31), и РВВ-ПД с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, и КС-172, разработки НПО «Новатор».

Арсенал для ударных функций, не менее впечатляющий. Корректируемые авиабомбы (КАБ) традиционных для нас калибров 500 и 1500 кг, дополнены новой, калибром 250 кг. Варианты наведения  различные: инерциальное, спутниковое, телевизионное, тепловизионное, лазерное, пассивное радиолокационное, а так же варианты комбинированного. Практически такие же варианты наведения предусмотрены для новой ракеты малой дальности (до 40 км) Х-38М. Часто демонстрируемая на выставках противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ – это версия хорошо себя зарекомендовавшей Х-58, отличающаяся новой головкой самонаведения, увеличенной до 250-км дальностью пуска и складными рулями для размещения в отсеке вооружения. Ещё в 1992 году принята на вооружение противокорабельная версия этой ракеты, отличающаяся траекторией полёта, ГСН и БЧ. Можно предположить, что для ПАК ФА есть и такой её вариант. Сведений по новому более дальнему оружию ПАК ФА пока не открывают. Впрочем, он может применять почти все имеющиеся сейчас авиационные комплексы вооружения, хотя бы с внешней подвески, узлы которой отчетливо просматриваются даже на испытательных машинах (под крыльями и гондолами двигателей). Например, участвующие в проекте индийцы сообщали, что готовится облегченная до двух тонн версия противокорабельной ракеты «Брамос» (название отечественной версии – «Оникс», экспортное для третьих стран – «Яхонт»), специально для размещения на индийской версии ПАК ФА.

Сейчас проходит испытания третья машина, на которой уже установлена часть БРЭО (в частности, БРЛС). На четвёртом ПАК ФА, который взлетит в этом году, будет испытываться некоторое вооружение. На стадии начала сборки ещё два борта, впрочем, их облик может быть изменён по результатам проходящих испытаний.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*Несмотря на то, что США признали потерю в Югославии только одного F-117, в 2008 году Пьер Спрей (один из руководителей проекта F-16) в статье на сайте CDI (Center of Defense Information) говорил именно о двух машинах, сбитых югославскими ПВО. Эту информацию никто не опроверг.

 

Александр Горбенко

 

Долгожданные новые фото бортов

фото с сайтов: http://www.airliners.net/  и http://russianplanes.net/ 

 

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 0
    Андрей Козыр Андрей Козыр
    19.06.1222:29:34
    Довольно сложно сравнивать программу ATF ( F-22 Раптор ) с ПАК ФА Сухого,одна уже завершена, а у Сухого только 3 прототипа    Может так случится что когда ПАК ФА будет поступать нашим ВВС, "Сраптор" из за постоянных проблем уйдет на пенсию... мое мнение сравнение пока не корректно..
    Отредактировано: Андрей Козыр~22:30 19.06.12
    • 0
      Jack_Forest Jack_Forest
      20.06.1201:22:14
      Ничего страшного, в нашем деле главное - создать и поддерживать информационный поток.
      • 0
        ivankun ivankun
        20.06.1213:35:35
        Чувствую сейчас придет MIG и обязательно внесёт свою вонючую струю в этот поток.    
        • 0
          Hasky Hasky
          20.06.1216:23:51
          ... миг просто дошкольник против вчерашних копрофилов в теме об "Искандерах" в РБ.
          • 0
            Нет аватара ratol
            20.06.1217:52:26
            Сглазили. Они уже и сюда перебежали.
            • 0
              Hasky Hasky
              21.06.1212:14:28
              ..на то модераторы есть.
          • 0
            ivankun ivankun
            20.06.1220:24:16
            О, это да. Тут я полностью согласен.
        • 0
          Jack_Forest Jack_Forest
          20.06.1218:58:46
          Ну, тут есть два варианта - либо мы ведем себя как секта и баним всех несогласных, либо ведем себя как умные люди и пытаесмя с такими дискутировать. Второй путь менее эффективен, но более правилен.
          • 0
            ivankun ivankun
            20.06.1220:22:57
            Я же не призываю банить, даже наоборот. MIG достаточно вменяемый, в пределах нормы для русофоба. Банить нужно только совсем невменяемых или спамеров.
    • 0
      Нет аватара Krausse
      20.06.1201:28:53
      Уже четыре прототипа. Да, Рапторов уже много сделано, но тут важно, сколько и каких самолетов будет в час Х. Вы правы, судя по сегодняшнему положению дел в ВВС ЮСА рапторы довольно скоро пойдут на пенсию и придется им разрабатывать новый самолет пятого поколения ведь истребители шестого поколения (в отличие от штурмовиков) появятся еще очень не скоро. Сушествует вероятность, что они получат такую же ситуацию, как сейчас с пилотируемой космонавтикой
      Отредактировано: Krausse~01:30 20.06.12
    • 0
      Нет аватара dadadad
      20.06.1205:08:21
      Может так случится что когда ПАК ФА будет поступать нашим ВВС, "Сраптор" из за постоянных проблем уйдет на пенсию...
      + от себя бы добавил - "по инвалидности". (invalid (англ.) - недействительный)
      • 0
        Нет аватара infopol
        20.06.1208:03:32
        Так Сраптор не используют в военных конфликтах,ибо это очень дорого...
        • 0
          Нет аватара MageKeeper
          20.06.1209:08:28
          и не только дорого но и бессмыслено.. нет таких задач под которые он заточен в тех конфликтах куда США лезут.. Да и возможен вариант, что Ф-22 это большой распил денег и не более и все это увидят при боевых действиях..
        • 0
          Нет аватара dadadad
          21.06.1201:37:57
          Помня о размерах военного бюджета пиндосов (~50% от мировых затрат на военные нужды ), понимаю, что война - это то, на чём пиндосы всегда "экономили"    
          Отредактировано: dadadad~01:39 21.06.12
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          21.06.1211:20:05
          Так Сраптор не используют в военных конфликтах,ибо это очень дорого...
          А может потому, что летчики отказываются на нем летать?    
  • 0
    Андрей Козыр Андрей Козыр
    19.06.1222:51:05

     © s002.radikal.ru

  • 0
    Нет аватара strange2007
    20.06.1206:52:40
    Хм, хорошие рассуждения. Как минимум все известное в одной кучке. Автор, Вам спасибо за информацию
  • 0
    Нет аватара InetRU
    20.06.1207:47:09
    Наш намного красивее и динамичнее смотрится. У Амеров зато, ИМХО, гораздо более качественная покраска, судя по фото.
    • 0
      Hasky Hasky
      20.06.1216:26:38
      ...мясо, колбасы, тоже подкрашивают спец. краской, чтобы эффектнее смотрелось на прилавке   
    • 0
      vostok1982 vostok1982
      20.06.1223:26:16
      Насколько я знаю их покраска,поглощающая сигналы радаров смывается дождём и туманом,её наносят каждый раз заново.Посему рапторы летают только в теплую,сухую погоду.
  • 0
    Нет аватара infopol
    20.06.1208:02:38
    Вот какие ссылки по поводу российской авиации предлагают псевдобратья так уважаемые тут многими http://3rm.info...esovetskij.html Обгаживание налицо.
    • 0
      Нет аватара KotoPes
      20.06.1208:45:22
      Я прочитал текст который там написан и не увидел обгаживания. Может быть вы о коментах? А если вы не согласны с тем что Як-130 это первый самолет полностью разработанный и переданный в ВВС после развала СССР, так с этим трудно спорить. Если не считать Суперджет, а говорить о военной авиации, то все самолеты созданные после 1991 являются модернизациями существовавших самолетов. Модернизация может быть очень глубокой, как в случае с Су-35, но это все равно модернизация.
      • 0
        Нет аватара MageKeeper
        20.06.1209:10:44
        Т-90С это глубоко модифицированый ИС-3, ага.. Да, Су-35С это, как бы Су-27, однако только на первый взгляд и только для профана.. это 2 РАЗНЫХ самолета...
        • 0
          Нет аватара KotoPes
          20.06.1210:06:11
          Вот уж мне не рассказывате, пожалуйста. Я работал в ОКБ Сухого и знаю что объем работ по Т-50 и Су-35 сильно отличались и именно из-за того, что Т-50 совершенно новая машина, а Су-35 это машина создаваяемая на базе существующей. Модернизация безусловно глубочайшая, от базового Су-27 очень мало что осталось, но от Су-30 уже кое-что осталось. Раз уж вы решили меня поправлять, то Т-90С можно называть модернизированнм Т-64, но никак не ИС-3. Поскольку именно Т-64 стал первым основным танком в восках и его брали за основу для разработки последующих машин. Да и если что-то модернизируют на протяженни долгого времени, то это говорит о том что первичный проект был прорывным.
          • Комментарий удален
            • Комментарий удален
              • Комментарий удален
                • Комментарий удален
                  • 0
                    Hasky Hasky
                    20.06.1216:42:49
                    1. Мафия - вообще нерусское слов. Если по-русски - преступное сообщество. Преступность, как известно, не имеет национальности. Но. Есть понятие "этническая преступность". Есть этническая специализация по видам преступления. Кстати, почему 282 ст. УК РФ в народе "русской статьёй"? - Потому что сажают по ней только русских. Потому-что терпилы, побитые русскими, умеют изобразить вселенскую скорбь. Мол, менья так по голове руський бил, весь башка отбиль. Могут попалакать, истерику устроить. Посимулировать. Это ментальность.
                  • 0
                    Нет аватара Pandaboy
                    20.06.1220:04:41
                    Поддерживаю, всё правильно написал. Наказывать надо не по национальному признаку. А по признаку причастности к преступной группе. Да иногда группы объединяются по национальному признаку, всё же людям одной национальности легче найти общий язык, но такие преступные сообщества подлежат уничтожению потому, что они преступные, а не потому что они принадлежат какой то национальности. Если немного глубже взглянуть на явление этнической преступности то разделение между этносами по видам преступной деятельности искусственно исторически сформированно, не стихийно. а В следствие борьбы преступных сообществ объединённых на этническом поприще. Но это ни как не означает, что какая бы то ни была нация или этнос более предрасположены к какому бы то ни было виду преступной деятельности, просто в другие их не пускают. Всё сказанное мной выше ни как не отменяет моего недовольства фактами не справедливости в плане наказания преступлений на национальной почве, когда с нацистским замашками выступает кавказец (не обязательно кавказец но как пример) его ведут по статье чисто уголовной (хулиганство и т.п.), если недовольство высказывает Славянин - он сразу идёт по "русской статье". С этой не справедливостью нужно бороться, но не погромами на рынках, а налаживанием действий правоохранительной системы. Защитой свидетелей судей и полицейских от влияния со стороны преступных сообществ маскирующихся или слившихся с некоторыми диаспорами. как то так.
            • 0
              Нет аватара Beltar
              20.06.1212:12:24
              Т-34 был более доведен, чем КВ. Доводить танк построенный из недоведенных в отдельности деталей это вообще нечто. А в то время иных и не было. Т-54 реально пошел в массовую серию после 1949-го года. Т-64 таки да, фейл из-за излишней технической сложности. Сходным фейлом является Т-80, который стоил в 3-4 раза дороже, чем Т-72, ну и газотурбинный двигатель это сразу фейл.
              • 0
                Нет аватара Carambole
                20.06.1212:36:56
                Т-34 на начало войны имел недоведенный мотор, мерзкую КПП, рации не было, про оптику лучше даже и не начинать говорить, противоосколочного подбоя в башне тоже не было, в результате командир и заряжающий были первыми кандидатами на тот свет. Доводили Т-34 уже в процессе войны. С первых дней выпуска в конструкцию танка стали вноситься многочисленные изменения... По словам Ю. Е. Максарева, в конструкцию Т-34 в год вносилось до 3,5 тысяч крупных и мелких изменений. До конца 1941 г. были внесены 770 изменений, упрощавших изготовление деталей, полностью отменена 5641 деталь (1265 наименований). http://otvoyna.ru/t_34_76.htm Это ли не доводка конструкции? Да по сути был создан новый танк под старым названием Т-34. Двигатель В-2 довели только к концу войны, а именно - срок службы аж до 1500 км по сравнению с 400 км в начале войны.
                Отредактировано: Carambole~12:53 20.06.12
                • 0
                  Нет аватара Beltar
                  20.06.1213:09:10
                  А я о чем пишу, указывая, что танк сам по себе был сделан из недоведенных каждая в отдельности деталей? БТ и Т-26 через эту стадию прошли в более спокойное время, а послевоенные танки возможно в многом из-за неудачи с ИС-4 проектировались насколько можно из уже доведенных до ума деталей. Надо понимать разницу между "слепила из того, что было" и аномальной технической сложностью, которой обладал Т-64. Например, его башню на УВЗ вообще не смогли освоить, в итоге получился танк превосходящий Т-72 в ТТХ на копейку, а в цене и эксплуатации на миллион.
                • 0
                  Нет аватара Klinok
                  22.07.1204:06:32
                  Видно, что Вы в матчасти профи... У какого танка советского на тот период была нормальная оптика? Как вообще в СССР появилась своя хорошая оптика? (см историю ЛОМО) Рации не было - это вообще хохма? может на БТ или Т-26 рация стояла? Думаю, Вы знаете, что даже на новых истребителях ее не было... Количество изменений в год - все правильно, так было по многим образцам военной техники и вооружений. Рекомендую книгу воспоминаний Грабина. "новый танк под старым названием Т-34." - это ложь! если так рассуждать то из т-72 было создано несколько новых танков. На самом деле это банальные модификации и технологические усовершенствования для удобства производства. ps у двигателей вообще в моточасах ресурс меряют
            • 0
              Нет аватара Beltar
              20.06.1212:24:52
              Да, если говорить об идиотизме в нашем танкостроении, то Ленинградское КБ Котина, тут в не конкуренции. Правда вопрос стоит еще и о том, куда смотрели в войсках раз позволили появиться проектам таких мерзостей, как КВ-4, КВ-5 весом в сотню тонн, ИС-4, который мало того что 60 тонн, так еще и сырой, ИС-7 в 68 тонн. И лишь после долгого и извращенного секса с этими машинами появился Т-10 приемлемого веса в 50 тонн, кторый служил долго. Но блин, был же еще до войны Т-35, а еще Т-100 и СМК, один из которых пришлось эвакуировать с фронта и грузить на ж/д платформу в условиях отсутствия адекватного оборудования, а потом война и набуксовавшиеся в грязи немецкие КТ, можно было выводы сделать.
              • 0
                Hasky Hasky
                20.06.1216:45:38
                ...ну ты то, камрад, силен в конструировании танков. Правда? Все мы сильны задним умом. То есть после того, как все случилось до нас, и никак нас не затронуло.
                • 0
                  Нет аватара Beltar
                  20.06.1216:58:18
                  Если вы генерал, а не понимаете, что танк весом 60 тонн маленько проблеммно транспортировать к месту боя, или эвакуировать случись что, то ваше место в пехоте, с автоматом бегать. А если вы этого не понимаете даже наглядевшись на подобные танки, а Т-35 у СССР был, построили полсотни машин, то вас надо судить за вредительство и саботаж. Инженер, проектирующий танк, еще может ни хрена не понимать, как этот танк будет использоваться, но сами военные-то должны знать чего им надо. С ИС-4, у меня, правда ощущение, что КБ просто пудрило всем мозги, потом его за это взяли за яйца и заставили доводить детали до ума, а не совать по принципу, что мол потом доделаем.
                  • 0
                    Hasky Hasky
                    20.06.1217:06:43
                    ...камрад, каждый танк создавался под определенной концепцией и техзаданием. Для достижения оптимума требовались и блошинные танкетки, и гиганты типа Мауса. Практика отсеяла крайности, и оставила тот самый оптимум. Еще раз напоминаю про задний ум. Им мы все, без исключения, сильны.
            • Комментарий удален
  • 0
    Aerodinamik Aerodinamik
    20.06.1208:37:33
    Минусую, т.к. ничего нового, все это уже было здесь. Автор собрал все, что нашел в инете, т.к. вблизи ни Т50, ни тем более Ф22 не видел http://aleksand...875.odnako.org/ - то бишь слухи и субъективные зачастую ошибочные суждения.
    • 0
      Нет аватара yamalec
      20.06.1209:15:57
      Есть у меня смутное подозрение, что никто из писателей, да и читателей данного сайта не видел вблизи Т50, и уж тем более Ф22    
      Отредактировано: yamalec~09:16 20.06.12
      • 0
        Slava Slava
        20.06.1209:35:00
        "вблизи" это как? чтоб потрогать можно было или сесть?
        • 0
          Нет аватара yamalec
          20.06.1209:59:25
          Чтобы можно было сравнивать. Ибо подозреваю я, что ТТХ нам неизвестны, уж во всяком случае ПАК-ФА.
          • 0
            Slava Slava
            20.06.1211:14:13
            видел довольно близко, но не садился...не думаю что понял намного больше тех кто разглядывал многочисленные фотки в инете. Просто если человек что-то в этом понимает, то многое станет ясным уже из фоток и видео, а если чайник, то хоть два рядом поставь и за штурвал посади - ни о чем получится     а ТТХ понятно не точные, если он испытания проходит...
            Отредактировано: Slava~11:16 20.06.12
      • 0
        Нет аватара KotoPes
        20.06.1210:09:09
        Ну я смотрел и сидел. И могу сказать что Aerodinamik во многом прав.
    • 0
      Нет аватара mike
      20.06.1211:02:27
      ЭПР на глаз, радар-блокеры и много других ляпов. Минусую.
  • 0
    daregod daregod
    20.06.1211:45:14
    Нормальный вдумчивый анализ на основе открытых данных, с оценкой областей применения и без ура-шапкозакидательства. Таких бы материалов побольше, они украшают сайт. Спасибо.
    Отредактировано: daregod~11:46 20.06.12
  • 0
    Hasky Hasky
    20.06.1211:54:58
    ...а что в обзор не вошла инфа о том, что Пентагон назвал "Лайтниг" машиной, не соответствующей предъявленным требованиям? Гипотетика короче.
    Отредактировано: Hasky~11:55 20.06.12
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      21.06.1211:21:22
      • 0
        Hasky Hasky
        21.06.1211:58:45
        ...бывают в жизни огорчения. Отличный по ТТХ перехватчик Ф-104 оказался на практике самолетом-убийцей...пилотов. Отчего амеры быстренько сбагрили их немцам.
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          22.06.1209:04:50
          Отличный по ТТХ перехватчик Ф-104 оказался на практике самолетом-убийцей...пилотов.
          Полуправда. Все истребители второго поколения(ранние МиГ-21,Лайтнинг,Мираж 3 и Мираж Ф1,Дракены) отличались очень высокой аварийностью.
          Отчего амеры быстренько сбагрили их немцам.
          Для ФРГ производился отдельный экспортный вариант,количестве составлявший треть от всех машин.
  • 0
    RadiantConfessor RadiantConfessor
    20.06.1212:29:39
    Холивара не будет. На этом сайте нет грамотных антипатриотов.   
    Отредактировано: Zveruga~12:30 20.06.12
    • 0
      Hasky Hasky
      20.06.1213:24:16
      ...холивар и не намечался. Просто очередная гипотетика. Как будет если. Набери в поисковкие "недостатки Ф-22". Интересное чтиво. Еще интереснее, что любую новинку амеры обкатывали в боевых условиях, недостатка в которых не было. Вот и этот бы обкатали. Ан нет. Подозрительно.
    • 0
      Нет аватара Anton
      20.06.1213:43:38
      Значит посещаемость сайта ещё не достигла того уровня, чтобы массово селить на постоянной основе "грамотных антипатриотов" и устраивать Холивар.
  • 0
    Нет аватара Anton
    20.06.1214:39:33
    Надеюсь, так никогда точно и не узнать "какой самолёт лучше F-22 или T-50".
    Отредактировано: Anton~14:42 20.06.12
  • 0
    Yaroslav Igorevich
    20.06.1214:48:54
    у 22-го кили просто исполинских размеров)) как то внимания раньше не обращал, а тут аж в глаза бросается
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      20.06.1217:42:41
      Фотография удачно подобрана. На самом деле у F-22 вертикальное оперение значительно меньше по высоте,чем у F-15 и Су-27,но больше,чем у Т-50. Если говорить о относительных размерах,то тут вне конкуренции Rafale,Typhoon и Цзянь-10.
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      21.06.1210:51:36
      Потому, что у Т-50 они цельноповоротные. Это позволяет увеличить рабочую площадь киля и уменьшить его размеры.
  • 0
    Evgenij Evgenij
    20.06.1216:11:38
    Я знал что Т-50 круче Ф-22 и Ф-35, но чтоб настолько...
    Отредактировано: Evgenij~16:12 20.06.12
  • 0
    vpk_news vpk_news
    20.06.1217:37:42
    Подождите.. Вот получим серийный ПАКФА, тогда и сравним. А пока я очень рад и желаю успехов нашим инженерам и конструкторам
  • 0
    Yaroslav Igorevich
    20.06.1218:34:39
    стоит ли отечественному налогоплательщику ожидать применения плоского сопла? или же эта, отнюдь не самая дешевая, фишка не даёт ощутимого эффекта по части "невидимости"?
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      20.06.1219:13:25
      стоит ли отечественному налогоплательщику ожидать применения плоского сопла?
      Нет. Даже у перспективного двигателя "Изделие 117" тяга составляет всего 15 т/с. Плоское сопло-это ещё минус 15-20% тяги и значительное увеличение габаритов,самолёт придётся весь переделывать.
      или же эта, отнюдь не самая дешевая, фишка не даёт ощутимого эффекта по части "невидимости"?
      Она делает малоэффективными ракеты с тепловой головкой самонаведения,для сверхманевренной машины избыточна.
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        21.06.1214:05:30
        МИГ, не стоит утверждать так безапелляционно. Есть патент Сухого на плоские сопла. Двигатель второго этапа будут создавать после ПД-14. Все еще впереди.
        Отредактировано: Zveruga~23:50 21.06.12
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          22.06.1208:48:17
          С плоским соплом в СССР экспериментировали в конце 80х годов,был создан специальный вариант двигателя АЛ-31Ф,который устанавливался на летающую лабораторию на базу Су-27.

           © paralay.com

          Выводы о нецелосообразности применения плоского сопла в многоцелевых истребителях были сделаны тогда же. То,что "Сухой" повторно наступает на те же грабли-это его проблемы. И ПМЗ с ПД-14 никого отношения к двигателям для истребителей не имеет.

          • 0
            RadiantConfessor RadiantConfessor
            22.06.1216:03:27
            Вы правы, была такая разработка, но патент на плоское сопло для МФИ от Сухих есть и он не похож на то, что изображено на фотографии. К примеру сопла в патенте распологаются под углом 15 градусов, а не горизонтально. О целесообразности применения плоского сопла можно говорить только при наличии мощного двигателя, а его еще нет. Поэтому все еще впереди. ПД-14 имеет отношение к двигателю второго этапа, так как на нем отработают технологии, которые будут применены в новом двигателе для МФИ.
            Отредактировано: Zveruga~16:07 22.06.12
            • 0
              MiG-42MFI MiG-42MFI
              22.06.1218:27:46
              Вы правы, была такая разработка, но патент на плоское сопло для МФИ от Сухих есть и он не похож на то, что изображено на фотографии. К примеру сопла в патенте распологаются под углом 15 градусов, а не горизонтально.
              То,что идея запатентована,ещё не означает,что она будет применяться. Это раз. Не надо считать конструктором целого ряда КБ дураками,уменьшение плоского сопла до разумных размеров(но не по длине) было реализовано P&W на их двигателе F119,расположение же двигателей под углом рассматривалось для проектов FB-22,F-24 и X-44.Это два.
              ПД-14 имеет отношение к двигателю второго этапа, так как на нем отработают технологии, которые будут применены в новом двигателе для МФИ.
              ПД-14 разрбатывает ПМЗ,Изделие 117 "Сатурн". И какая может быть вообще связь между двигателем для дозвукового гражданского лайнера и сверхзвукового истребителя? Последний раз такое было с Д-30 разработки того же ПМЗ,но всё равно разница между вариантами для Ту-134/154 и МиГ-31 была очень велика. Кстати говоря,ни на Т-50,ни на МиГ-31 ПД-14 не влезет просто по габаритам.
              • 0
                RadiantConfessor RadiantConfessor
                22.06.1221:16:13
                Изделие 117 не имеет никакого отношения к дивгателю второго этапа. Связь между ПД-14 и двигателем для МФИ следующая, к примеру технология создания высокотемпературных и долговечных лопаток. Отработка системы плазменого зажигания, электронного управления и т. п.
                Не надо считать конструктором целого ряда КБ
                Все дело в мощности двигателя. Не будет достаточно мощного и экономного двигателя не будет и плоских сопел. Поэтому будем подождать и посмотреть результаты.
                Отредактировано: Zveruga~21:19 22.06.12
      • 0
        Нет аватара yaapelsinko
        21.06.1222:56:19
        И откуда ты всё знаешь, наверное врёшь. :D
  • 0
    Нет аватара athree
    20.06.1219:53:24
    Мне одному кажется, что F-35 выглядит по-уродски? Даже не знаю, в чем дело, но вызывает эстетическое отторжение, честно. Какой-то весь пухленький, со странными обводами. Такое ощущение, что он для полета не предназначен. Не знаю даже, как это выразить словами...
    • 0
      Yaroslav Igorevich
      20.06.1220:46:15
      ну я например, увидев впервые F-22 не понимал, как можно было такой некрасивый самолёт создать? однако ж на многих других ракурсах 22-ой тот ещё щёголь и позолоченный фонарь, и массивное "ромбическое" крыло(не знаю, как оно по научному называется), ярковыраженный развал массивных килей, плоские сопла... но это касаемо 22-го... помню ни то по NGeografic, ни то по Discovery был долгоиграющий фильм о программе JSF, дак вот было две машины одна от Локхида, вторая от Боинга, покопайтесь в сети фотки есть, дак вот машина Боинга непросто уродлива, она чудовищно уродлива даже на фоне машины Локхида)) вообще лично меня их пеликанская морда расстраивает, что 22-ой, что 35-ый, этот массивный подбородок, фу, гадость))) из последних концептов у американцев очень красиво выглядит их 6-ое поколение, которое вообще без килей, тоже с ромбовидным крылом... но это отдельная история))
  • 0
    Нет аватара Starik
    20.06.1221:13:40
    Автору спасибо! Хорошая работа, вдумчивая.
  • 0
    Yaroslav Igorevich
    21.06.1200:01:42
    случайно наткнулся на оригинал статьи, использованной для данного обзорного опуса) http://periscop...012/06/14/6054/ есть интересные детали
  • 0
    Нет аватара DmitryO
    21.06.1214:07:19
    Небольшой обзорчик истории 4+ и 5 http://antikotl...age=pokolenie-5
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,