стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
51

Атом разделили пополам

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

В Кировоградской области началось строительство завода по производству ядерного топлива

  • Россия и Украина начали строить в Кировоградской области завод по производству ядерного топлива
  • Россия и Украина начали строить в Кировоградской области завод по производству ядерного топлива
    

Россия и Украина начали строительство завода по производству ядерного топлива в Кировоградской области. Стоимость проекта оценивается в 462,5 млн долларов. Завод будет покрывать потребности Украины в топливе, а в будущем страны, возможно, смогут поставлять свою продукцию в Европу.

Строительство завода проходит в поселке Смолино. Там в четверг прошла церемония закладки первого камня в основание будущего предприятия, передает «Интерфакс».

«Будущий завод покроет все потребности Украины в ядерном топливе»

Завод по производству ядерного топлива на Украине строится в рамках российско-украинского СП, в котором 50% + 1 акция принадлежит украинскому госконцерну «Ядерное топливо», а 50% минус 1 акция – российской компании ТВЭЛ (топливная компания Росатома).

Общая стоимость проекта составит 462,5 млн долларов. Из них порядка 324,5 млн долларов пойдет на строительство первой очереди завода, которое планируется завершить к 2015 году.

Финансирование проекта на 70% будет осуществляться за счет заемных средств, на 30% - за счет украинских и российских акционеров. Кроме того, на первоочередные мероприятия ТВЭЛ предоставит СП заем в размере 3 млн долларов.

Полномасштабные строительные работы на площадке развернутся после разработки и утверждения проектной документации. Это может произойти уже через несколько месяцев.

Генеральным проектировщиком завода выступает украинский институт УкрНИПИИпромтехнологии, однако за технологические разделы проекта отвечает российское предприятие ГСПИ, которое входит в состав Росатома.

Мощность завода составит 800 тепловыделяющих сборок в год. На нем будут производиться сборки типа ТВСА и их модификации. Сейчас Россия ведет переговоры с Украиной по внедрению на украинских АЭС топлива ТВСА-12 и планирует его первые поставки в 2014 году.

Планируется, что будущий завод покроет все потребности Украины в ядерном топливе, а в перспективе Россия и Украина смогут поставлять свою продукцию в другие страны.  Российская сторона в рамках проекта будет бесперебойно обеспечивать завод услугами по обогащению урана.

Глава Росатома Сергей Кириенко сообщил, что Россия и Украина могут создать совместное предприятие по обогащению урана на российской территории. По его словам, страны уже имеют СП на украинской территории по фабрикации ядерного топлива, в котором Украине принадлежит контрольная доля. При создании СП по конверсии и обогащению на территории России контроль будет принадлежать уже российской стороне, пояснил он.

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко также подтвердил, что стороны заинтересованы в интеграции в рамках конверсии и обогащения урана, так как Украина обязалась не проводить подобные работы на своей территории.

 

Напомним, в 2010 году Украина объявила конкурс по выбору технологии и партнера для создания на Украине производства ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-1000, в котором приняли участие ТВЭЛ и американская Westinghouse. В этом конкурсе победил ТВЭЛ. Основным преимуществом российской компании перед Westinghouse стала готовность инвестировать собственные средства.

«Топливо ТВСА-12 используется в процессе обогащение Урана, то есть его поставки необходимы на постоянной основе. В перспективе Россия и Украина могут поставлять топливо в третьи страны. Украина граничит с Европой, и было бы разумно попробовать наладить туда экспорт. Однако до полного удовлетворения внутренней потребности речи об экспорте не идет», - заявил газете ВЗГЛЯД главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. Он добавил, что сейчас Россия ведет переговоры с Болгарией о поставках топлива ТВСА-12 для АЭС «Козлодой».

«Строительство завода ядерного топлива в поселке Смолино выгодно России с точки зрения стратегической интеграции с Украиной. Совместное производство ядерного топлива позволит укрепить экономические взаимоотношения стран. В  то же время Россия получит дополнительные рычаги воздействия на партнеров, что также на руку нашей стране. Произведенное топливо должно пойти на обеспечение всех 15 реакторов Украины», - отметила старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара _patriot_
    04.10.1215:12:11
    Благодаря строительству этого завода, Украина на веки вечные попадает в зависимость к России    Вот и славненько: теперь они никуда с нашего крючка не соскочат, и Россия всегда будет получать деньги за то, что украинцы используют у себя электроэнергию...   
  • 0
    Akimich Akimich
    04.10.1216:16:02
    А вот мне не понравилось. Есть завод НЗКХ в Новосибирске, который делает эти твэлы с основания, уже лет 50. Есть ТВЭЛ в Электростали (кажется). Отбирать у своих работу, чтоб ублажить Нэзалежную???         
    • 0
      user78 user78
      04.10.1216:30:56
      Отбирать у своих работу, чтоб ублажить Нэзалежную???
      в смысле отбирать? У нас атомных станций много - хватит работы и НЗКХ. Можно еще какой-нибудь Китай и Индию подсадить на наше ядерное топливо, работы хватит всем    
      • 0
        Akimich Akimich
        04.10.1216:36:34
        Какой-нибудь Китай и Индия уже давно на "игле" - АЭС мы им строим. А НЗКХ недогружен, причем сильно. Как Вы понимаете, он же не только ТВЭЛы делал... Так что - завод на Украине - отбор работы у россиян.
        • 0
          Нет аватара _patriot_
          04.10.1217:33:51
          ну да... Но выигрыш намного больше, чем упущенная выгода: например, только от прихода на украинские АЭС ТВС от Westinghouse, который сумел продержаться всего 4 года, мы потеряли как минимум 4 реактора! Понятно, что на Украине так же, как и в Козлодуе в Болгарии, нахлебались горя с америкосовскими сборками и торопятся вернуться на наше топливо, но ничто не может украинцам помешать в будущем опять "пойти налево". Свой же завод однозначно заякорит Украину на нашем топливе. Подробности ниже
          Отредактировано: _patriot_~17:34 04.10.12
  • 0
    Нет аватара Comment
    04.10.1216:21:32
    Для этот завод России однозначно минус.
  • 0
    Нет аватара eugene771
    04.10.1216:36:17
    Подпускать Украину к ядерным технологиям нельзя. Они все что можно продать давно продали в Китай или в США. Из того, что после СССР осталось.
  • 0
    Нет аватара grayrat
    04.10.1216:37:35
    А правда завод будет только ядерное топливо производить? А как же восстановление ядерного потенциала? Ведь ельцман подарил Америке 500 тонн урана - весь ядерный запас страны. Может, просто не афишируют чем завод на самом деле будет заниматься?
    • Комментарий удален
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      04.10.1218:22:57
      Ведь ельцман подарил Америке 500 тонн урана - весь ядерный запас страны.
      Речь идёт о высокообогащённом уране для реакторов порезанных на стапелях лодок. И не подарил,а договорился о поставках по умеренной цене. В ядерных зарядах(в случае с СССР и США) уран-235 никогда толком и не использовался-когда началось их массовое производство,они уже уже оснащались плунонием-239. P.S. Обогащение урана и производство тепловыделяющих сборок не имеют между собой почти ничего общего.
  • 0
    Нет аватара _patriot_
    04.10.1217:06:20
    Этот завод для России - однозначный плюс! Сама новость, растиражированная по всему миру, допускает двоякое толкование: фразу
    Россия и Украина начали строительство завода по производству ядерного топлива в Кировоградской области
    можно прочитать, что, якобы, на Украине будут обогащать уран... ну, и создавать ТВС-ы. Давайте для начала договоримся о терминах. ТВЭЛ - тепловыделяющий элемент — главный конструктивный элемент активной зоны гетерогенного ядерного реактора, содержащий ядерное топливо, которое имеет вид "таблеток" (на рисунке - зона под цифрой 2.

     © upload.wikimedia.org

    В большинстве современных энергетических реакторов (ВВЭР, РБМК), ТВЭЛ представляет собой стержень диаметром 9,1—13,5 мм и длиной несколько метров. Тепловыделяющая сборка (ТВС) — обычно представляет собой четырёхгранный или шестигранный пучок ТВЭЛов длиной 2,5—3,5 м (что примерно соответствует высоте активной зоны) и диаметром 30—40 см. ТВЭЛ-ы собираются в ТВС для упрощения учёта и перемещения ядерного топлива в реакторе. В одной ТВС обычно содержится 150—350 ТВЭЛов, в активную зону реактора обычно помещается 200—450 ТВС.

     © munaigaz.kz

    Так вот, никто Украине не предоставит возможности обогащать уран и производить таблетки. На новом заводе привезённые из России таблетки будут лишь укладываться в ТВЭЛ-ы, а те, в свою очередь, будут собираться в ТВС-ы. ...и всё!!!! То есть, этот завод будет представлять из себя не более, чем какую-нибудь газонаполнительную станцию, на которой баллоны заполняются газом: львиная доля доходов и прибыли достанется газодобытчику. Зачем нам это надо?.. И не теряем ли мы от такого "сотрудничества"?..- Если учесть, что в производстве ТВС стоимость топлива (обогащённого урана) составляет процентов 95 цены, то Россия теряет совсем немного от того, что финальную часть производства она перенесёт на Украину. Выиграет же Россия то, что Украина отныне и навсегда будет привязана к нашему топливу и откажется от топлива сторонних поставщиков (Westinghouse). Кстати, даже в том небольшом доходе от "зарядки" на Украине ТВЭЛов нашими таблетками половина всё равно наша!    Не надо всерьёз относиться к фразе

    Планируется, что будущий завод покроет все потребности Украины в ядерном топливе, а в перспективе Россия и Украина смогут поставлять свою продукцию в другие страны.
    По условиям Договора это произойдёт лишь тогда, когда завод сумеет полностью обеспечить Украину топливом... то есть, даже теоретически лишь лет через 10...   Если же учесть, что Украина уже сегодня не может оплатить свою часть участия в проекте, то, возможно, этот завод через несколько лет вообще станет нашим    Кстати, уже сегодня украинские эксперты высказывали опасение, что проект строительства завода является лишь имитацией диверсификации поставок ядерного топлива для Украины и закрепит монопольное положение Росатома в этом сегменте украинского рынка.   
    Отредактировано: _patriot_~17:46 04.10.12
  • 0
    Нет аватара guest
    04.10.1218:01:51
    Однозначный МИНУС, это отнимает работу у граждан России. Пусть лучше покупают готовые к применению на А.станциях сборки.... собраные россиянами. Куда правительство смотрит? оно что враг избирателям? Да и что Россия получит от переноса производства? я пойму если оно низкорентабельно, или токсично, а иначе ЗАЧЕМ? Где экономический смысл?
    • 0
      Нет аватара _patriot_
      04.10.1218:11:55
      иначе ЗАЧЕМ? Где экономический смысл?
      Привязать к себе покупателя... А то этот покупатель налево поглядывает.    Понятно, что Украина больше проиграла от того, что закупила ТВС у Westinghouse: только в этом году убытки атомной отрасли Украины и лишь от одной только досрочной выгрузки американских сборок из реакторов и спешной замены их на российские составили не мене 375-ти млн.долларов! Но эти убытки - это их дело. А вот Россия потеряла тоже немало от того, что почти 4 года не поставляла топливо на 2 украинские АЭС. В бизнесе выигрывает тот, кто умеет правильно делиться...   
      Отредактировано: _patriot_~18:32 04.10.12
      • 0
        Нет аватара guest
        04.10.1218:37:30
        Странно, обычно покупателя привязывает ЦЕНА изделия, или вы мне хотите сказать, что росатом после переноса части производства на Украину, может повысить стоимость комплектующих поставляемых "ПРИВЯЗАНОЙ" Украине, и они будут покупать?.....так как ПРИВЯЗАНЫ Нет, что бы Украина не "лево" не смотрела, а "смотрела" куда мы хотим(покупала продукт именно у нас), цена у нас должна быть дешевле чем у конкурента. А перенос производства не уменьшит цену на наше изделие, лишь даст повод Украинцам конкурировать с нашим аналогичным производтвом. Я согласен на перенос только тогда, когда украинцы будут платить налоги в единый бюждет со мной, и выбирать со мной президента, а иначе лесом.
        Отредактировано: Михаил mix~18:49 04.10.12
        • 0
          Нет аватара mmx
          04.10.1218:50:06
          Цена на уран не изменилась, как покупали российский - так и будут покупать. Цена на саму сборку произведенную на Украине меньше не станет - в эту цену будет входить стоимость построенного завода. К тому же завод строят 50на50, а значит половина прибыли от упаковки урана в сборки так и будет уходить Росатому. А плюс для России в том что теперь, вложившись в строительство завода, Украине уже будет намного сложнее соскочить на топливо от других поставщиков (и на новые реакторы не от Росатома тоже кстати) чем раньше. Это уже будет не вопрос выбора продавца готовых изделий на рынке, это будет вопрос похеривания собственного работающего производства. В этом и заключается экономический и политический смысл.
          • 0
            Нет аватара Novigator
            04.10.1219:39:36
            1. Интересно, а куда украинцы тогда будут девать уран с Кировоградчины? Коли будут скупать российский. 2. Украина и рада бы построить АЭС "не от Росатома", да денег нема. А кредитовать строительство новых АЭС пока желающих не видно. Кроме Росатома.
            • 0
              Нет аватара mmx
              04.10.1220:40:19
              А что там, на той Кировоградчине? Добывают?
              • 0
                Нет аватара Novigator
                04.10.1221:59:07
                Там самые, что ни на есть настоящие, урановые рудники. В самом Кировограде можно наблюдать несколько шахт. По крайней мере в середине 80-х были. А Жёлтые Воды (город такой в Днепре), урановая столица Украины. Восточный горно-обогатительный комбинат — крупнейший производитель природного урана в Европе, вот истинная причина строительства завода на Украине.
                • 0
                  Нет аватара _patriot_
                  04.10.1222:05:03
                  не выдумывайте. Обогащённый уран пойдёт из России. Уже в виде таблеток.
                  • 0
                    Нет аватара Novigator
                    04.10.1222:40:28
                    А что я выдумал? То что Украина шестая в мире по запасам урана. так это медицинский факт. То что урановая руда поступает на Гидрометаллургический завод при ВостГОКе в Желтых Водах, где происходит окончательная переработка урановой руды, дальше готовый уран направляется в Россию для его обогащения. Так это тоже медицинский факт. Так что основная цель строительства завода по производству ТВС, попытка не допустить прихода конкурентов на Украину.
                    • 0
                      Нет аватара _patriot_
                      04.10.1223:06:42
                      Для работы всех украинских реакторов необходимо не менее 2.700 тонн концентрата природного урана. Украина в лучшие годы производила 800 тонн концентрата в год. Никогда её концентрат не шёл на производство топлива для АЭС Украины. Украина покупала уже готовые сборки либо у ТВЭЛ, либо у Westinghouse. Разговоры о производстве собственного топлива для полного снабжения своих АЭС идут на Украине с 1988-го года, но дело пока так и не сдвинулось с мёртвой точки. Куда Украина девает производимые ею концентрат природного урана?..- экспортирует.
                      Отредактировано: _patriot_~23:16 04.10.12
        • 0
          Нет аватара _patriot_
          04.10.1218:54:14
          Завод будет наполовину украинский (даже немного больше, чем наполовину, если Украина сумеет найти деньги). Однозначно, Украина будет для своих АЭС заказывать ТВС на этом заводе. Никто, кроме России туда не будет поставлять топливо. Фокусы Украины с ТВС производства Westinghouse (впрочем, как и Козлодуй в Болгарии) не имели ничего общего с экономической выгодой, а опирались исключительно лишь на политическую целесообразность: ну, очень уж хотелось лидерам этих стран лизнуть пятую точку америкосов... Понятно, что собственное производство навсегда заякорит Украину на этих, якобы, "своих" ТВС, для которых мы теперь будем вечно поставлять топливо.    Я понимаю, что мы вынуждены были поступиться частью своих доходов... Но эти потери будут в разы меньше, чем если бы мы потеряли для поставок топлива украинские реакторы.
          • 0
            Нет аватара guest
            04.10.1219:00:53
            Хорошо, так тогда нужно ставить такой "свечной заводик"(в котором практически нет высоких технологий) в каждой стране мира, и тем самым заставить покупать только у нас,....(мы будем монополистами, это естественная цель каждого капиталиста) тогда почему Украина?, у ней рынок практически никакой, а не европа с огромным рынком, не США?
            Отредактировано: Михаил mix~19:02 04.10.12
            • 0
              Нет аватара _patriot_
              04.10.1219:10:16
              Хорошо, так тогда нужно ставить такой "свечной заводик"(в котором практически нет высоких технологий) в каждой стране мира, и тем самым заставить покупать только у нас,....(мы будем монополистами, это естественная цель каждого капиталиста)
              именно так!!! Абсолютно правильная мысль! Более того, (я уже это писал сегодня)
              уже сегодня украинские эксперты высказывали опасение, что проект строительства завода является лишь имитацией диверсификации поставок ядерного топлива для Украины и закрепит монопольное положение Росатома в этом сегменте украинского рынка
              тогда почему Украина
              Считаем: -- Южно-Украинская АЭС - 3 энергоблока (ЭБ); -- Запорожская АЭС - 6 ЭБ; -- Хмельницкая АЭС - 2 ЭБ и ещё 2 будут достроены в ближайшие 5-7 лет; -- Ровненская АЭС - 4 ЭБ... Итого: 17 энергоблоков!!! Столько у нас нет нигде за пределами России.
              Отредактировано: _patriot_~19:58 04.10.12
  • 0
    MiG-42MFI MiG-42MFI
    04.10.1218:58:48
    Одобряю,теперь Россия будет вынуждена импортировать топливные сборки украинского производства.
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      05.10.1211:18:54
      Т.е. сейчас в РФ нет завода, производящего ТВЭЛы и, построив завод на Украине, РФ будет покупать их там?    
      Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~11:19 05.10.12
    • 0
      MagiRus MagiRus
      05.10.1217:05:20
      А в чем одобрение, что собственно хорошего, если предположить что ты прав?    
  • 0
    Нет аватара guest
    04.10.1223:06:47
    Эммм. Люди, вы вообще статью читаете прежде чем комментировать?)     Там же четко объяснили. Завод предназначен для поставки ядреного топлива Украинским АЭС. Это обязательное условия для выхода на рынок Украины. О каких то третьих странах по условиям контракта вообще речи нет. Если у кого то есть данные что в контракте это прописано, то укажите.
    Отредактировано: Бахтушкин Эркин~23:07 04.10.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,