стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
9

Технологический прорыв России. Арктический проект Севмаша

Конец ноября стал для Севмаша знаковым. От набережной предприятия ушла в Мурманск морская ледостойкая платформа «Приразломная» — уникальное нефтегазовое сооружение, аналогов которому в России нет. Впервые платформа таких гигантских габаритов (водоизмещение — 117 тысяч тонн) в сопровождении мощных буксиров пересекла два моря. В столице Заполярья на 35-м судостроительном заводе (ЦС «Звездочка») будет произведена достройка и балластировка МЛСП
Конечно, ее роль в истории освоения нефтегазовых месторождений Арктики еще только предстоит оценить. Но уже сегодня, оглядываясь на многолетний непростой путь реализации первого для Севмаша нефтегазового проекта, можно говорить об уникальности и масштабности, сложности и многогранности тех работ, что выполнили корабелы.

Хроника событий, связанных с рождением проекта и его воплощением, ведет начало с 1992 года, когда президент Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов доложил главе государства о предложении Севмаша и предприятий подводного кораблестроения использовать освобождающиеся по конверсии мощности оборонной промышленности для освоения морских месторождений нефти и газа в Арктике и создать для этой цели национальную компанию.

Годы строительства платформы (торжественная ее закладка проходила на Севмаше в 1995 году) вобрали в себя периоды подъема и спада, полномасштабное финансирование проекта началось лишь в 2002 году. В июле 2008 года председатель правительства России Владимир Путин провел на Севмаше выездное совещание правительства «О развитии нефтегазового комплекса РФ», а в июле 2009 года президент России Дмитрий Медведев познакомился на предприятии с ходом строительства «Приразломной».

— За время создания платформы мы многому научились, многое поняли, — говорит генеральный директор ПО «Севмаш» Николай Калистратов. — Это колоссальный опыт, который позволит нам двигаться дальше. Один из уроков, которые мы извлекли, — необходимость создания в России конструкторского бюро по строительству нефтегазовых платформ. Сегодня такого бюро нет. В проекте было задействовано много различных КБ: как отечественных, так и зарубежных. Проектом занималось также специализированное бюро Газпрома. Но на самом деле должен быть один профессионально подготовленный проектант. Несмотря на сложности, мы завершили первый этап строительства платформы. На «Приразломной» реализованы самые современные технологические схемы, поэтому я думаю (и так заложено в техзадании), нефть, добываемая платформой, будет самого высокого качества, а сама платформа — на уровне мировых достижений!"

Свою оценку проведенным на Севмаше работам, осуществленным под руководством генерального директора предприятия Н. Калистратова, его заместителей В. Бородина, А. Белого, заместителя начальника производства №2 Н. Широких и других специалистов предприятия и подрядных организаций, дал и А.Мандель, генеральный директор ООО «Газпром нефть шельф».

— Я уверен, что строительство МЛСП не идет в сравнение даже с созданием такой наукоемкой техники, как космические аппараты. Строительство платформы дало возможность Севмашу освоить новое нефтегазовое направление, работникам предприятия — повысить свое профессиональное мастерство. Севмаш набрался опыта и формирует свое развитие с его учетом. Сегодня вместе мы обсуждаем перспективы дальнейшего сотрудничества с предприятием, работу по программам Газпрома. О новых горизонтах для Севмаша в создании нефтегазового оборудования говорит и вице-президент ОАО «ОСК» Д.Мироненков: «Завершение первого этапа строительства — крупное событие в отечественном судостроении. Мы нацелены на то, чтобы создать достаточно весомые предпосылки для совместной работы с таким серьезным компаньоном, как норвежская компания „Saipem“. Это даст возможность Севмашу максимально использовать свой опыт. Работы намечено много».

Академик Евгений Велихов, один из родоначальников компании «Росшельф» и строительства МЛСП на Севмаше, уверен, что эта платформа — первый шаг к штурму Штокмана. А само месторождение «Приразломное» «станет центром крупномасштабного освоения Печорской морской нефтяной провинции. Дальше нужно делать шаг за шагом, — не останавливаясь. Арктика — судьба России!»

Нефтяное месторождение «Приразломное» открыто в 1989 году в Баренцевом море. Это первый отечественный проект по добыче углеводородов на Арктическом шельфе России. Главные особенности разработки «Приразломного» — отсутствие аналогов в мировой практике, высокие ледовые нагрузки и транспортировка нефти в сложных природных условиях. Инвестор проекта — Газпром, заказчик ООО «Газпром нефть шельф», генеральный подрядчик — ОАО «ПО „Севмаш“, проектанты — ЗАО „Морнефтегазпроект“, „Brown & Root“, ЦКБ МТ „Рубин“, ЦКБ „Коралл“, ВНИПИморнефтегаз „Шельф“, НПО „Термнефть“, ПКБ „Севмаш“.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • rvk
  • 18
  • 0
    Нет аватара oberon
    07.03.1116:51:29
    Вот это я понимаю новость за которую может появиться чувство гордости за свою страну, не то что увеличение каких-нибудь удоев молока или строительство птицефермы. Итак всем понятно, что Россия аграрная сверхдержава, нужно побольше новостей о высокотехнологичных производствах или производствах с высокой степенью переделов и добавочной стоимостью
    • 0
      auriga auriga
      11.03.1116:09:47
      Очень зря. Хочется чего-нибудь эдакого, высокотехнологичного и прорывного, с космическими нанотехнологиями - это нормально. Но продовольственная безопасность куда важнее. 1) Зависимость от импорта продовольствия страшная штука. 2) Рабочих мест больше, причем не только в самом с/х но и в пищепроме, агрохимии, с/х машиностроении. 3) с/х тоже требует технологий. Вот жду и надеюсь, что появится отечественная "монсанто". Генная инженерия полезная штука на переднем крае технологии, но зависимость от зарубежного поставщика семян страшная штука. 4) Лучше быть сырьевой державой чем аграрной? На мой взгляд, наоборот. А новость как раз про разработку запасов углеводородов
  • 0
    Нет аватара Rico
    07.03.1117:29:06
    Зря вы так относитесь к СХ.Не многие страны в мире могут прокормить себя.А продавать сх продукцию,в отличии от нефти и газа,не зазорно и даже престижно. Отредактировано: Rico~17:29 07.03.2011
  • 0
    Нет аватара oberon
    07.03.1117:32:15
    Ну извините меня обладать 25% мирового чернозёма и не быть сельскохозяйственной державой .............о чём мы вообще говорим?
    • 0
      rvk rvk
      07.03.1117:36:32
      помимо чернозема нужен и климат подходящий.
      • 0
        Нет аватара oberon
        07.03.1123:14:05
        В канаде климат никак не мягче российского, но по объёму производства пшеницы и кукурузы нам до них ещё далеко при том, что у них всего 5% мировых чернозёмов
        • 0
          ViPo ViPo
          08.03.1100:05:56
          В 2009 году по производству пшеницы Россия занимала 3-е место в мире уступая лишь Китаю и Индии: http://www.id-marketing.ru/production/rinok-pshenici-v-Rossii-i-mire До этого держали 4-ое место уступая США. Даже если суммировать канадское производство пшеницы (28 611,10 тыс. тонн) и кукурузы (10 592 тыс.тонн), то полученная цифра не дотягивает до производства одной только пшеницы в России (63 765,14 тыс. тонн). Цифры взяты с ru.wikipedia.org, данные за 2008 год (более поздних там не нашёл). Да и утверждение про то что климат Канады не мягче российского - как минимум спорно.
        • 0
          Нет аватара Dimitris
          08.03.1100:23:25
          He забывайте о трагедии с погодными условиями, засухой, и пожарами в прошлом году. В 2010 вообще ожидали рекорды в сфере с/x... а тут такая беда. Аграрии понесли большие убытки, а государству пришлось компенсировать. Будем надеется что в этом году не повторится.
  • 0
    Нет аватара tumanova
    07.03.1119:19:40
    Может быть новости с/х не производят такого впечатления,как новости высоких технологий,но миф о тотальной зависимости от импорта продовольствия ещё жив и более того активно навязывается обществу. Так что агроновости лишними не будут.
  • 0
    Нет аватара arcman
    07.03.1122:23:28
    С целью удешевления и ускорения строительства «Приразломной» в 2002 году было принято решение построить нижнюю часть платформы (кессон) силами российского предприятия ФГУП «ПО «Севмаш», а верхнюю часть (жилой, буровой и технический модули) срезать с выведенной из строя иностранной платформы. Потому 13 июля 2002 года «Севморнефтегаз» и «Севмаш» заключают договор на изготовление только опорного основания платформы. 22 августа 2002 года в качестве «донора» верхней части была куплена списанная платформа «Хаттон» (англ. «Hutton»), построенная в 1984 году, у компании Monitor TLP Ltd.
    • 0
      rvk rvk
      08.03.1116:31:05
      надо понимать что эту часть просто взяли, прилепили к основанию жвачкой, зачистили шкуркой ржавчину, и отправили в море?
      • 0
        Нет аватара arcman
        08.03.1121:31:46
        Я к тому что стоит тщательнее к материалам подходить
        • 0
          rvk rvk
          08.03.1122:08:59
          может стоит вообще расписать откуда там каждый винтик? То что они взяли голый верх от старой платформы, полностью её переоборудовав ничего не меняет в смысле статьи.
    • 0
      rvk rvk
      08.03.1116:36:49
      Здесь, в марте-апреле 2003г., специалисты "Севмашпредприятия", а также двух судоремонтных заводов - мурманского 82-го и "Нерпы" - демонтировали оборудование и отделили верхнюю часть платформы от нижней ... На верхнем строении платформы "Хаттон" идут демонтажные работы и подготовка к монтажу нового оборудования, ведется проектирование промежуточной палубы. http://www.murm...irazlomnaja.htm По сути от старой платформы взяли только стены построек. И в этом свете такое решение выглядит оправданным. Зачем изобретать велосипед? Но ты почему-то не привел эту часть текста для объективности, и даже не дал ссылки. Интересно почему.
      • 0
        Нет аватара arcman
        08.03.1121:33:27
        Стенки возвести недолго, так что умозаключение неверно. Я дал суть - часть оборудования взята с другой, старой платформы. В данном контексте интересно, что это уже не первый случай.
        • 0
          rvk rvk
          08.03.1122:06:50
          э нет, ты дал так, что кажется что вся верхняя часть взята со старой платформы. То что только часть, это из твое коммента не видно, а вот после мое коммента видно что если и была взята часть оборудования, то очень небольшая, остальное было демонтировано. Попытка ввести в заблуждение налицо
        • 0
          ViPo ViPo
          08.03.1123:26:50
          Интересное мышление у некоторых людей, стоит кому-то что-то купить за границей и всё, начинается "плач о погибели земли Русской". Сократили срок строительства использовав уже готовые компоненты - что в этом плохого? Производственная кооперация это нормальный процесс: что-то удобнее делать в одном месте, что-то в другом. Ах да забыл. Традиционный вопрос: а вдруг война и железку нам нужную не дадут? Но знаете в случае глобальной заварухи отсутствие запчастей к платформе, которую и так скорее всего разрушат, будет наименьшей проблемой волнуюшей нас. И на мой взгляд торговать и сотрудничать гораздо лучше чем воевать.
          • 0
            Нет аватара Aleks
            12.03.1113:41:40
            Верхнее строение "Хаттона" было использовано по требованию заказчика. Хотели удешевить и ускорить строительство. Кончилось это тем, что большую часть этой трехомудии пришлось демонтировать. В итоге дорогостоящая операция по доставке верхнего строения и накатке его на кессон оказалась бесполезной. Что весьма неспосбствовало удешевлению сего изделия. Жилой модуль пришлось заказывать в Выборге. Что то мне подсказывает подобный заказ был первым и последним. Севмаш должен заниматься тем для чего он и был создан. Отредактировано: Aleks~13:50 12.03.2011 Отредактировано: Aleks~13:53 12.03.2011 Отредактировано: Aleks~13:54 12.03.2011
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,