В Иркутске разработана уникальная схема реставрации памятников культурного наследия
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Собственное офисное здание в центре города — какой из бизнесменов не примерял на себя эту мечту. Однако, мест под подобное строительство в крупных городах России практически нет, а если и находятся, то с значительными обременениями по архитектурно-исторической части.
В Иркутске больше 700 деревянных
памятников, большое количество из них выглядит удручающе. Чтобы
все их привести в порядок, потребуется годовой бюджет города и
без частного капитала в этом деле не обойтись.
Пару лет назад мэрия Иркутска
приступила к реализации интересного проекта, предложив
предпринимателям новое направление для частных инвестиций:
выкупать деревянные здания — памятники истории и архитектуры — в
собственность в привлекательных для бизнеса местах, но с условием
их полной реставрации.
В конце октября 2013г. ещё один иркутский памятник — Усадьба Горячкиной обрёл потенциального хозяина. Между Агентством развития памятников Иркутска (АРПИ) и одним из иркутских предпринимателей подписан договор инвестирования, согласно которому бизнесмен обязуется профинансировать реставрацию здания. А после завершения всех работ инвестор получит право собственности на дом. По такому же механизму сейчас восстанавливают уже 13 деревянных памятников.
Руководитель агентства Ирина Кравец сообщила, что Иркутск входит в список исторических городов, любое строительство в историческом центре теперь будет согласовываться на федеральном уровне. В ситуации с реставрацией памятников такое согласование не требуется. А в целом инвестиции в объекты культурного наследия для бизнеса сегодня очень доходны и выгодны прежде всего с экономической точки зрения. «Мы создали для предпринимателей идеальные условия инвестирования», — говорит она.
Инвестиции в остов
Предприниматели не любят публичности, не хотят лишний раз светиться и привлекать к себе внимание властей, — объяснил свое нежелание официально представиться один из собеседников, назвавшийся Сергеем.
Сергей уже выплатил агентству большую часть выкупной стоимости объекта и финансирует все этапы реставрации, но собственником дома-памятника по-прежнему остаётся АРПИ. Так будет до момента окончания всех работ, прохождения экспертиз, ввода объекта в эксплуатацию. В среднем процесс реставрации занимает два-три года. В будущей усадьбе Сергея на улице Декабрьских Событий проектные работы позади, сейчас возводится цоколь, идёт подключение сетей. В зиму планируют поставить сруб. А к следующей осени иркутяне увидят восстановленное лицо памятника, которое вряд ли кто помнит. К моменту начала работ объект представлял собой пепелище. Восстанавливать его истинный облик пришлось по фотографиям и историческим описаниям.
А таким он будет после восстановления.
Собственность в конце стройки
— Почему мы выбрали именно такую правовую форму передачи
памятника в собственность — после его полного восстановления?
Чтобы гарантированно получить нужный результат. Посмотрите,
сколько памятников продано с обременением. Так они и продолжают
стоять в руинах, некоторые собственники покупали дома-памятники
исключительно ради земли — с прицелом, что рано или поздно здание
разрушится или сгорит и его можно будет спокойно исключить из
реестра объектов культурного наследия. У нас инвестору не выгодно
тянуть время, чем быстрее он профинансирует работы, тем быстрее
получит объект в собственность, — поясняет механизм передачи
Ирина Кравец.
Руководитель агентства с пониманием относится к настороженности
инвесторов: наш народ в любом благом деле ищет дурной подтекст.
Так, после того, как журналистам показали, как идут
реставрационные работы в усадьбе купца Жарникова на улице
Горького, 34, в одном интернет-СМИ появилась статья с «жареным»
заголовком «Вместо детсада строят
ресторан!».
В том памятнике действительно долгие годы размещался детский сад.
Но ребятишкам давно уже по соседству построили
Дача губернатора на проезжей части
Деревянный дом начала XX века на Рабочего Штаба, 4, который приобрел на конкурсе наш следующий собеседник Александр, за последние десять лет горел трижды. После передачи памятника на баланс АРПИ его законсервировали: вход и оконные проемы надежно закрыли профлистом.
После исторической экспертизы и обмеров здания специалисты заключили, что архитектура дома богата уникальными деталями, которые в Иркутске больше нигде не встречаются. Например, оригинальные «сердечки» на внешнем фасаде и необычные «звезды» на наличниках. Из исторической справки стало известно, что когда-то на этом месте располагался загородный дом иркутского гражданского губернатора Ивана Цейдлера (1777-1853). В середине ХIХ века в усадьбе проживало семейство декабриста Трубецкого, а позже известный купец Катышевцев. В советское время в здании много лет располагалась станция скорой помощи.
Проектно-технические работы позади, нынешним летом инвестор был готов начать непосредственную реставрацию. Но в дело вмешался юридический казус.
— Дом стоит за «красной линией». По проекту Маратовской развязки новая магистраль должна пройти как раз под памятником. Соответственно, необходимо небольшое смещение вглубь территории муниципальной больницы №9. Случай на Рабочего Штаба скорее исключение. Своим инвесторам АРПИ помогает. Например, может дать годовую рассрочку на выплату выкупной стоимости объекта.
Выгодная авантюра
Заключив договор инвестирования, агентство не самоустраняется из процесса. Мы выбираем лицензированных подрядчиков на все виды работ, контролируем их, принимаем результат, проходим все согласования. По сути, инвестор является только финансистом проекта. Конечно, мы согласовываем с будущими хозяевами все этапы. Инвестор может быть уверен, что все работы будут произведены, как положено. И он получит готовый объект, прошедший несколько государственных экспертиз и приспособленный к современному использованию, причем назначение выбирает сам инвестор. Идеальные условия для выгодного вложения средств и практически без финансовых рисков.
— В каждом случае стоимость
реставрационных работ очень индивидуальна. По сути, инвестор на
момент подписания договора инвестирования точно знает только
размер выкупной стоимости объекта, его название и местоположение.
Дальше начинают работать историки, архитекторы, проектировщики.
Они готовят историческую справку, эскиз здания, поднимают
охранные обязательства, в которых зафиксированы все ценные детали
объекта.
Стоимость реставрационных работ всегда в разы выше обычного
строительства. Даже на стадии проектирования. Так, если проект
современного деревянного одно-этажного дома стоит в среднем 500
тыс. рублей, проектирование памятника тех же размеров может
превысить 3 млн рублей. Но места выгодные — именно своим
расположением деревянные памятники и интересны бизнесу в первую
очередь.
На улице Байкальской, ближе к Центральному рынку, в последние годы сгорело немало деревянных домов. Печальное зрелище... Сейчас некоторые ценные объекты восстанавливаются, например эти два дома, стоящие на первой линии по адресу: Байкальская, 25 и 27. Уже готовы срубы. Летом полностью отреставрированные дома будут сданы в эксплуатацию.
Реконструкция деревянного особняка по ул.Декабрьских событий, 71а
Усадьба Гиндина (ул.Свердлова, 16)
По материалам журнала "Капиталист".
P.S. О других примерах
восстановления культурного наследия в Иркутске можно прочитать
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
22.01.1422:41:30
22.01.1412:06:27
22.01.1422:42:24
24.01.1419:50:03