ГОРИ, ГОРИ! ЯСНО?: КАК СОЗДАВАЛСЯ ОЛИМПИЙСКИЙ ФАКЕЛ
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru"Популярной механике" удалось узнать малоизвестные подробности о конструкции факела зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. А также ответить на вопрос, почему некоторые из них гаснут. Оказалось, это цена за беспрекословное соблюдение олимпийских традиций.
Внешность и эргономика
По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные – они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.
Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила
немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр,
зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды.
Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает
дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел
Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен –
болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально
сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально
близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и
итальянскую эргономику».
Внутренний огонь
Однако «перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.
Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, –42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.
60 г газа хватает примерно на 8–10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее – в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.
Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет
«захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой
системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр
1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда
факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было
приказанодержать факел строго вертикально, и они четко соблюдали
это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло
всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный
показатель.
На ошибках учатся
Факел олимпийского огня – главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, – поясняет Владимир Пирожков. – Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.
Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном
ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до
такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы
конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики
привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый
факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра
Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского
огня. – «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы
своего существования Международный олимпийский комитет выработал
условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не
превышает 5% от общего их количества.
Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета – самая длинная в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.
Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее – автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.
«Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, – констатирует Владимир Пирожков, – и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! – Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.
И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса – начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
24.01.1417:38:10
24.01.1419:32:34
24.01.1419:45:52
24.01.1422:51:39
24.01.1423:55:34
25.01.1400:13:16
26.01.1410:49:37
25.01.1412:26:31
25.01.1419:50:51
26.01.1410:53:39
27.01.1415:41:42