стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
139
crazykot 29 июня 2014, 22:08

НИКИЭТ завершил испытания системы управления реактором космической ЯЭДУ

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля завершил испытания системы управления реактором ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для космического использования, сообщил Nuclear.Ru директор – генеральный конструктор НИКИЭТ Юрий Драгунов 26 июня в ходе конференции, посвященной 60-летию со дня пуска Обнинской АЭС.

Все работы идут по плану, в соответствии с дорожной картой. Техническая документация проекта разработана и «сейчас идет очень большой объем испытаний».

«Например, полностью испытан регулирующий орган реактора, продолжаются испытания тепловыделяющих элементов», – сообщил Юрий Драгунов. Он подтвердил, что согласно плану, ЯЭДУ должна быть готова в 2018 году.В рамках проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса» НИКИЭТ выступает главным конструктором реакторной установки, РКК «Энергия» – разработчиком транспортно-энергетического модуля, Исследовательский центр им. М. В. Келдыша – научным руководителем проекта и разработчиком ЯЭДУ.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 7
    Нет аватара Fagot_665
    30.06.1406:29:32

    ЯЭДУ должна быть готова в 2018

    Это ведь совсем скоро! Молодцы.

    • 4
      Нет аватара kerosene
      30.06.1414:29:08

      Этот ядерный двигатель необходим для полета на Марс!

  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    30.06.1406:59:30

    уже надо начинать проектировать полёты к Юпитеру, Сатурну и далее за пределы солнечной системы, с таким двигателем можно и нужно это делать!

    • 5
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      30.06.1407:26:51

      Фактически солнечная система станет доступна человеку.

    • 0
      Нет аватара guest
      30.06.1408:24:20

      А с какой целью лететь на Юпитер? Или вы про его спутники?

      • 6
        Нет аватара guest
        30.06.1408:52:34

        Юпитер богат гелием 3 к примеру, это конечно перспектива на 50-100 летний рубеж...

        кроме того изучение самой большой атмосферы в СС

        • 6
          MolGro MolGro
          30.06.1409:03:47

          не только! на спутниках куча полезных ископаемых! по сути если освоить юпитер то энерго-кризиса ни когда не будет!Я уже молчу про марс и венеру с меркурием!

        • 4
          Нет аватара walt
          30.06.1414:34:58

          Радиация там знаете какая чудовищная?

          Встать твёрдой ногой на Луне, вот главная цель

          Это обеспечит незыблемое глобальное превосходство.

          А накидать зондов по Солнечной системе, это лишь приятный бонус

          • 5
            ViPo ViPo
            30.06.1418:12:53

            Главная цель - освоить межзвездные перелёты и обеспечить выживание человечества как вида при катастрофах планетарного и системного масштаба. Ну а затем и дальше идти - другие галактики покорять )))) Остальное - лишь прелюдия.

        • 0
          Нет аватара guest
          30.06.1421:14:24

          Не лучшее сокращение "СС".

          • 1
            karnivan karnivan
            30.06.1422:02:53

            Есть множество слов образующих аббревиатуру СС, избавляйтесь уже от этой фобии похожести на что-то в прошлом.

      • 0
        Нет аватара guest
        02.07.1402:30:04

        Юпитер-Юпитером, а у Сатурна, например, Титан есть. Который, на минуточку, состоит из битума чуть более чем весь. И моря на нём бензиновые. ;)

  • 3
    Нет аватара IvanIvanich
    30.06.1409:23:56

    Слишком замахиваетесь. Перед дальними полетами необходимо построить станцию на Луне, для отработки посадки и прочего. Кроме того, необходимо отработать систему вращения жилого модуля, с целью создания искусственной гравитации. Иначе будет гора трупов и инвалидов.

    • 0
      SergeySeverny SergeySeverny
      30.06.1409:37:19

      есть точка зрения, что на Луне как раз ничего построить не получится....(см. теорию "новая физика")..есть и другие точки зрения. В любом случае за пределы солнечной системы, с таким двигателем можно и нужно лететь!

      Отредактировано: SergeySeverny~09:39 30.06.14
      • 0
        Нет аватара IvanIvanich
        30.06.1409:48:40

        Следование поговорке "не можешь ходить, беги" в данном случае приведет к человеческим жертвам. Все возможные аварийные ситуации должны быть отработаны в околоземном пространстве. В том числе посадка на небесное тело в отсутствии атмосферы.

        Любые жертвы в ходе испытания двигателя приведут к торможению проекта на годы. Поэтому и нужно отрабатывать вблизи Земли - больше шансов на спасение экипажа, больше шансов на продление программы.

        Видео по ссылке посмотрю вечером. Хотя название не внушает доверия. Слишком попахивает теорией заговора.

        • 4
          Нет аватара guest
          30.06.1410:57:51

          Насколько я знаю, пока планы дальше Луны и не идут. Сейчас вообще разрабатывается орбитальный буксир, чисто между орбитами спутники таскать, существенно снижая стоимость их вывода. Потом, после "обкатки" ДУ, можно будет думать и о регулярном сообщении "Земля-Луна".

          Отредактировано: igorborisov~11:01 30.06.14
  • 4
    MolGro MolGro
    30.06.1409:34:20

    А вот и транспортный-энергетический модуль РКК «Энергия».

    Отредактировано: MolGro~09:34 30.06.14
    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 3
        Нет аватара Z-zyl
        30.06.1413:33:38

        ?

        Дык, "Протоны" (с буковками) - 20-23 тонны на НЗО.

        На замену идёт Ангара-3/5 (с буковками).

        Буксир (как и любой КА) не делают просто так, а всегда с оглядкой на то, как и чем он будет выводиться.

        А реакторы летали пачкой, да и РИТЭГи (в смысле радиационных последствий хуже реакторов) - вполне привычная часть любых дальних миссий.

        Отредактировано: Z-zyl~13:35 30.06.14
      • 0
        Нет аватара const000
        30.06.1417:29:39

        "Энергия" может вывести 18тонн аж на геостационарную. А на низкоорбитальную она три такие прихватит и еще место для экипажа останется ) Там правда Харьков в разработчиках (

        • 0
          Нет аватара guest
          02.07.1402:31:59

          Южное уже всё.     Бене высокие технологии не нужны, он на бабушках и их пенсиях зарабатывает. ;)

          • 0
            Нет аватара const000
            02.07.1409:37:12

            Я бы не стал вот так легко сбрасывать со счетов миллионную область, целую индустрию с десятками заводов (пусть и проблемных) и кадры, проработавшие не одно поколение. Безусловно они потеряли лидерство, скорее всего не смогут зарабатывать достаточно для расширенного воспроизводства в короткой перспективе. Очевидно, что не будут ключевыми носителями военных или двойных технологий. Но как всегда с рейдерами - вопрос цены. Возможно России будет выгодно их использовать даже в текущих обстоятельствах (когда пыль уляжется).

            • 0
              Нет аватара guest
              02.07.1415:05:38

              Мне люди из Днепра говорили, что там всё печально. Якобы, если взять мрак и уныние в Лавке десяти-пятнадцатилетней давности (впрочем, по слухам, там и сейчас прогресс не очень), то в Южном в настоящий момент всё в разы хуже. Все более-менее грамотные люди давно разбежались кто куда.

  • 16
    Нет аватара argr
    30.06.1411:42:22

    Я интересовался темой, собирал новости про нее. Вот обзор, много букв, поэтому в 3 частях:

     http://argr.livejournal.com/10416.html 

     http://argr.livejournal.com/10643.html 

     http://argr.livejournal.com/10966.html 

    Также на прошлом МАКСе был стэнд про сабж, там стояли толковые ребята. Был макет реактора в масштабе 1 к 2, а также всякие детали, которые неспециалиста не очень впечатляют   

    Как я понял, основное назначение - транспорт спутников с низкой орбиты на геостационар. Сейчас расклад такой: на низкую орбиту ракета Протон выводит 20 тонн, но чтобы долететь до геостационара, надо затратить еще топлива, и масса спутника на геостационаре получается не больше 3 - 3.5 тонн. Также для этого перелета нужен разгонный блок, который очень дорог. Данный буксир сможет возить спутники с низкой орбиты (800 км) на геостационар, и возвращаться обратно, расходуя совсем немного рабочего тела. На МАКСе представитель разработчиков говорил, что по их расчетам данный буксир окупится за два рейса. А если учесть, что рассчитан он на 10 лет эксплуатации - то штука выходит очень крутая.

    Если фантазировать, то:

    а. Когда срок эксплуатации будет подходить к концу, этот буксир можно отправить в один конец к Марсу или Юпитеру, заслав туда научное оборудование в несколько раз больше весом, чем летает сейчас.

    б. Также данный буксир способен убирать космический мусор. Существующая техника тратит так много топлива на маневры, что теоретически, если бы кто-то захотел убирать космический мусор на существующих ракетах, то их работа порождала бы не меньше мусора, чем убирается. А данный буксир сможет маневрировать, хватать мусор и оттаскивать его. Как результат, можно брать плату за очистку орбит от мусора, фактически, продавать билеты в космос!

    в. По моим прикидкам на пальцах для полетов на Луну нужен буксир помощнее, мегаватт на 10 или даже 100. Но чтобы такой сделать, надо начать с одного.

    • 0
      Нет аватара CrazyHummer
      30.06.1413:56:24

      Мне попадалась статья где говорилось что изначально в СССР планировалась установка на 50 (!) МВт

    • 0
      Нет аватара Rockets
      30.06.1418:04:57

      По моим прикидкам на пальцах для полетов на Луну нужен буксир помощнее, мегаватт на 10 или даже 100. Но чтобы такой сделать, надо начать с одного.

      За глаза хватит, это буксир всего лишь до луны

      Мегаватта хватит и на лунную станцию Норма в потреблении электричества обычной квартиры 5 киловатт То есть хватит на 200 квартир при 220 вольтах Но с учётом что там питание бортовых систем 27 вольт то на первых порах тоже за глаза

      Мощность всей МКС всего какие то жалкие 110 киловатт, то есть десятая часть от мощности будущего реактора

      • 0
        Нет аватара guest
        02.07.1411:53:35

        А сколько энергии тратится на двигатель? Если ионник, то там же потребление огого какое. Или я ошибаюсь и читаю всякую ерунду?

        А как-же варианты частичной защиты от радиации при помощи магнитного поля? Или это тоже фантастика?

        Спасибо

        • 0
          Нет аватара Rockets
          02.07.1417:46:55

          А сколько энергии тратится на двигатель?

          До 15 киловатт в зависимости от модели

          А как-же варианты частичной защиты от радиации при помощи магнитного поля?

          Для создания магнитного поля электричество не нужно

          А вот для создания защитного ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ нужно электричество Но это пока фантастика, для таких объектов и мощностей

          • 0
            Нет аватара guest
            03.07.1405:29:57

            Для VX-200, который даёт тягу в 5 ньютонов, надо 201 кВт энергии. А в планах у наших (и не только) создать еще более мощные двигателя. Всё это взял от сюда:

             http://masterok.livejournal.com/768787.html?nojs=1 

            Да и магнитное от электромагнитного поля вроде в данном контексте не отличаются    

            • 1
              Нет аватара Rockets
              03.07.1412:22:36

              Для VX-200, который даёт тягу в 5 ньютонов, надо 201 кВт энергии.

              Этот проект называется Электромагнитный ускоритель с изменяемым удельным импульсом

              А это далеко от простого ионного двигателя

              Наши отечественные СПД делают в ОКБ "Факел" Наверняка они в теме по буксиру

    • 1
      Нет аватара guest
      30.06.1418:14:44

      А ещё - и это очень-очень важно - такой буксир может снимать хлам с геостационара. Это может быть главнейшей его задачей, поскольку такая орбита у нас на всю планету одна, и она изрядно захламлена.

      • 4
        Нет аватара pivopotam
        30.06.1418:25:11

        голосую за снятие хлама с геостационара в виде военных спутников вероятного противника. Хлам ведь и нечего ему там висеть    

        • 2
          Нет аватара argr
          02.07.1412:14:29

          Зачем же действовать так топорно. Просто надо продавать услуги по очистке орбиты от мусора. Допустим, США хотят запустить военный спутник. Наши к ним приходят:

          - Хотите, орбиту от мусора почистим?

          - А сколько стоит?

          - Ну, наши тарифы на сайте, но у вас же военный спутник, значит, цена раз в 5 выше, плюс надо очереди ждать, плюс дополнительная проверка, совместная инспекция и гарантийный договор (кстати, для полноценной гарантии нам нужны точные характеристики вашего спутника, и совместная инспекция, чтобы убедиться, что он не станет источником мусора сам).

          Американцы задумались, платить неохота, но и мусор страшный, что делать. Ладно, пошли на переговоры, как бы цену сбить. Полгода переговоров - договорились на 25% скидки, и без гарантийного договора.

          Запустили спутник - проходит 3 месяца - наши приходят:

          - Ой, орбита опять замусоривается, заплатите еще чуток, чтобы мы ее почистили.

          - А сколько платить-то?

          - Ну, вы понимаете, операция повышенной опасности, чтобы ваш спутник не повредить, ценник умножается на 10.

          - А не пошли бы вы нафик.

          - А вы помните, 10 февраля 2009 года над Сибирью темной ночью американский спутник столкнулся с русским обломком? Вот, по нашим расчетам, повторение этой ситуации с каждым днем на 1.38% вероятнее и вероятнее. Кстати, пока мы переговариваемся, орбиту уже мелкие осколки заполоняют, их еще дороже чистить.

          Еще 3 месяца переговоров, за это время ценник вырастает вдвое, плюс 25% на откат переговорщикам. В итоге американцы платят, еще полгода спутник летает спокойно, а потом...

          За это время американцам пришлось закрыть 5 важных программ, на которые не нашлось денег. В том числе не был запущен один очень хитрый спутник, который был очень-очень нужен, но летал по такой неудобной орбите, которую чистить было совершенно невозможно, русские не согласились.

    • 0
      Нет аватара Lyudov
      30.06.1421:18:11

      Будем ждать в металле)

    • 0
      Нет аватара guest
      01.07.1413:58:27

      Почитал статьи. Очень интересно. Я вот только не понял, зачем рассеивать избыточное тепло, его же можно утилизировать?

      Из школьного курса физики помню, что E=mc2 . То есть, излучаемое тепло может создать импульс E/c. Для одного мегаватта это примерно 0.0033 Н. Немного, конечно, но зато без расхода рабочего тела. Совсем. Надо только направить тепловое излучение в нужную сторону?

      Отредактировано: Evgeny Romanov~14:16 01.07.14
      • 0
        Нет аватара argr
        02.07.1401:32:53

        Надо сравнить этот импульс с импульсом от двигателя.

        Сила тяги определяется формулой F=m*I – она пропорциональна расходу рабочего тела m и скорости истечения I. А мощность, необходимая для выброса рабочего тела, задается формулой P=m*I^2/2 – тот же расход, только умноженный на квадрат скорости истечения (и поделенный на два, но это не сильно спасает).

        Отсюда F = P*2/I.

        Мощность - мегаватт, 10^6. Скорость истечения - 70000 м/с (из ТЗ на сабж). Отсюда тяга: P = 2*10^6/7*10^4 = 0.29*10^3 = 290 ньютонов. Вроде нигде не ошибся. Это на 6 порядков больше, чем ваше 0.0033. Вопрос, стоит ли ради этой добавки строить зеркало, сравнимое по размерам с холодильником-излучателем?

        Фотонные корабли будут иметь смысл при совершенно других порядках мощности.

        Кстати, интересное соображение. При распаде урана выделяется 4.67 МЭВ. Ну пусть эта энергия распределяется на 4-5 частиц, в среднем по МЭВу на частицу. Это если перевести в температуру, то получится 8*10^12 кельвинов. Если построить тепловую машину, которая все эти кельвины переработает, то при любой мыслимой температуре холодильника КПД будет отличаться от 100% на пренебрежимо малую величину! И холодильники-излучатели будут не нужны - будет разогретый до аццкой температуры и ярко светящийся холодильник очень небольшого размера!

        • 0
          Нет аватара guest
          02.07.1411:30:07

          Подумал еще раз. Масса, которая уходит с излучением - это та самая, которая "пропадает" при делении урана. Т. е. массе, "высвободившаяся" в виде энергии придается скорость света. Расход массы все равно идет. "Вечный двигатель" не получается.

  • 1
    Нет аватара guest
    30.06.1418:12:49

    Новость, конечно, отличная, но "дорожная карта" применительно к отечественному двигателю планетолёта как ... гвоздём по стеклу. Вопрос авторам: слово "план" совсем отменили, или это некая идиосинкразия на всё, что имеет минимальное отношение к планированию чего-либо?

    • 0
      Нет аватара nik.f
      30.06.1420:44:07

      План и дорожная карта - разные вещи. Как вилка и картошка =) Если примитивно, то план - это набор шагов как от А прийти к Я. Дорожная карта же - это прогнозирование чего-либо, с вариантами описывающих разные сценарии развития, возможных проблем, принципиальных изменений. Это не план, а инструмент для составления планов.

      • 3
        Нет аватара guest
        01.07.1404:28:36

        Спасибо. Вы открыли мне глаза. Теперь я знаю, что такое дорожная карта. Знаете, раньше я - варвар старой советской закалки - не знал, что инструмент составления планов называется дорожная карта. По старой привычке я его вообще никак не называл, потому что не нужно было. Было просто планирование как механизм составления планов, а инструментом служила голова ну и бумага с карандашиком. Или какое-нибудь списфицское ПО. А теперь после прихода белых людей, которые внесли в мой нищий лексикон новое определение да, я знаю.

        Боюсь спросить, как белые люди называют бумажку или иную схему путей сообщения, которую я по-варварски называю картой дорог. Это не дорожная карта случайно? А если да, то как белые люди не путают одно с другим?

        P.S. Шутки шутками, но как говаривал Белинский, если можно выразить что-то словами родного языка (в данном случае очевидно же что "дорожная карта" есть калька с их roadmap, который буквально означает "куда ехать дальше", а вовсе не "инструмент составления планов"), то следует это делать, не заимствуя чужое без крайней нужды.

        Отредактировано: Сергей Сергин~05:20 01.07.14
  • 0
    Нет аватара shturman
    30.06.1420:10:25

    Неоспоримым плюсом у этого двигателя является то что на него можно поставить боевой лазер. Световой энергии реактора я думаю будет достаточно. Я думаю что это система будет эффективнее хвалёного ПРО. Тогда мир будет на много лучше спать.

  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара walt
    01.07.1408:01:17

    Я так понимаю, главная проблема это мощный, но компактный холодильник?

    Отредактировано: walt~08:01 01.07.14
  • 0
    Нет аватара guest
    03.07.1412:42:31

    Как-то смущает меня вопрос тяги двигателя. Паспортная - "не менее 18 Н". Для простоты берём 20 Н.

    Масса пустой конструкции 20 тонн, т.е. максимальное ускорение ПУСТОЙ конструкции 0.001 м/с2. Если добавить всего лишь 20т полезного груза == уже 0.0005. То есть вся конструкция набирает метр в секунду за 2000 секунд. Километр в секунду -- за 2 млн секунд. Разгон для полета к соседним планетам с низкой орбиты -- около трех месяцев, да еще столько же на торможение и выход на целевую планетарную орбиту.

    Разгон для полета к окраинам Солнечной системы всяко более полугода.

    А если полезный груз будет больше 20 тонн, то и время разгона соответственно ещё вырастет.

    Ежу понятно, что такие эволюции возможны только в беспилотном режиме. Конечно, можно к окончанию атомного разгона межпланетной станции посадить космонавтов в облегчённую собачью будку на химических движках и запустить их вдогонку улетающему аппарату с последующей стыковкой. Но впереди у них еще торможение, а впоследствии -- обратный разгон от необорудованной планеты, что умножает проблемы еще на порядок.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,