Лого Сделано у нас
28

Региональный лайнер ИЛ-114: возвращение на родину.

Вслед за производством тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 в Россию из Ташкента будет переведено производство регионального лайнера Ил-114. Происходит это из-за событий на Украине. Правда, пока непонятно, сможет ли Россия принять вылетающий из Узбекистана Ил-114.

В России будет организовано производство регионального самолета Ил-114. Наиболее вероятной площадкой для этого станет самолетостроительный завод «Авиакор-Авиационный завод» — таков итог совещания по перспективам развития Самарской области, которое на днях прошло в Самаре под председательством президента России Владимира Путина.

Разговор про Ил-114 возник неспроста. Сегодня в России нет собственного производства региональных турбовинтовых самолетов, которые могли бы эффективно осуществлять перевозки грузов и пассажиров в условиях российского бездорожья и крайней слабости провинциальной авиатранспортной инфраструктуры. «Рабочими лошадками» на этих дистанциях всегда были Ан-24 разработки КБ «Антонов» (Украина), которые верно служили и гражданским, и военным (Ан-26) перевозчикам. Однако, их производство в России и на Украине было прекращено более 30 лет назад, и сейчас имеющиеся лайнеры просто долетывают свой ресурс.

Взамен «Ан-24» КБ «Антонова» и КБ «Ильюшина» на рубеже 80-90-х годов прошлого века предложили два варианта. «Антоновцы» разработали «Ан-140» пассажировместимостью 52 человека грузоподъемностью 6 тонн, серийное производство которого было с конца 90-х годов организовано на украинском Харьковском государственном авиационном производственном предприятии, а затем на российском «Авиакоре». «Ильюшинцы» еще в 1990 году создали «Ил-114» на 64 пассажирских кресла грузоподъемностью 7 тонн, площадкой для серийного производства которого был выбран пятый (на тот момент) по величине в мире авиазавод в Ташкенте (Узбекистан) — Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ). Место казалось удачным, поскольку здесь же, на ТАПОиЧ, серийно производился самый популярный в мире тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76, тоже созданный в КБ «Ильюшина».

Однако, правительству постсоветской России было не до региональной авиации. Созданную в 2006 году государственную «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК) сегмент турбовинтовых региональных самолетов на 40-60 пассажирских кресел тоже не заинтересовал. Поэтому российские авиакомпании начали себе покупать подержанные лайнеры франко-итальянского концерна ATR, а отечественные региональные самолеты заказывали те из них, кому уж совсем деваться было некуда, например, авиакомпания «Якутия» (Ан-140, например оказалась именно той машиной, которая могла, как и ее предшественник — Ан-24, эффективно работать в условиях экстремально низких температур, садясь и взлетая со снежных аэродромов).

В итоге, за 9 лет самарский «Авиакор» изготовил чуть более десятка Ан-140, из которых на долю гражданских заказчиков пришлось всего 4 машины. ТАПОиЧ, в свою очередь, на котором более двадцати лет назад были созданы мощности по производству до 100 Ил-114 в год, за это время выпустил 17 машин (в основном, для «Узбекских авиалиний» и военных) и в 2012 году вообще прекратил их производство. Очевидно, это было связано не только с высокой стоимостью производства (чем меньше серия, тем дороже самолет обходится заказчику) Ил-114, но и с тем, что еще в 2006 году Россия приняла решение перенести из Ташкента в российский Ульяновск производство тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76. В этом году ульяновский «Авиастар-СП» поднимет в воздух первый серийный Ил-76МД-90А, а авиационное производство на ТАПОиЧ, сейчас, практически, прекратило свое существование.

В итоге, производство турбовинтовых самолетов грузоподъемностью 6-7 тонн в России оказалось в откровенном тупике. Проект госкорпорации «Ростех» и канадской компании Bombardier по организации в Ульяновске сборочного производства самолетов Q-400, в рамках которого предполагается поставить на внутренний рынок нашей страны 100 таких машин на сумму 3,4 млрд долларов, буксует. Стороны заявляют, что по-прежнему ведут переговоры по созданию совместного предприятия, но все понимают, что по мере эскалации конфликта на Украине шансы на участие канадцев в этом проекте становятся все более призрачными (Канада является наиболее активным сторонником введения экономических санкций против России).

Из-за событий на Украине стоит под угрозой и сотрудничество украинских авиастроителей с самарским «Авиакором» по дальнейшему производству в Самаре Ан-140. Еще в прошлом году «Авиакор» и украинский госконцерн «Антонов» подписали соглашение о том, что самарское предприятие оплатит украинским конструкторам работы по разработке военных версий Ан-140 — Ан-140Т и Ан-140С, а затем «Антонов» полностью передаст всю интеллектуальную собственность, полученную в рамках этого проекта, самарскому заводу. Однако, помимо интеллектуальной собственности, почти половина этого самолета изготавливается из комплектующих, производимых на 30 украинских заводах. И на совещании в Самаре генеральный директор «Авиакор-Авиационный завод» Алексей Гусев признался членам правительства и президенту Владимиру Путину, что предприятие уже перестало перечислять предоплату своим украинским поставщикам, боясь, что те не поставят необходимую продукцию из-за отношения официального Киева к России.

«Мы опасаемся, что продукция не будет сделана или будет не поставлена, потому что c заводами отношения нормальные, но, к сожалению, не они влияют на ситуацию по отгрузке, по таможне, по заградительным вещам» — заявил он. Правда, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ, генерал-лейтенант Виктор Бондарев на следующий день после этого совещания заявил, что говорить о приостановке производства самолета Ан-140 в России пока преждевременно. «Пока связи не прерваны, потому что Украина понимает, что их запчасти никому не нужны, потому что проект самолета у нас, у России», — передало его слова РИА Новости. И главкома ВВС можно понять. Российские военные серьезно рассчитывали на этот самолет. С 2009 по 2013 годы Министерство обороны законтрактовало изготовление на «Авиакоре», в общей сложности, 14 самолётов Ан-140-100 (это пассажирская модификация этого самолета), и рассчитывало в дальнейшем на поставки как минимум 15 машин в военно-транспортной версии Ан-140Т. Однако, перспективы дальнейшего производства этого самолета в России связаны, прежде всего, с тем, насколько российские специалисты способны вести дальнейшее конструкторское сопровождение этого проекта, а российские заводы — изготавливать весь объем необходимых комплектующих вместо украинских поставщиков. На это, с учетом сертификации, уйдет не один год.

Поэтому на совещании в Самаре и прозвучала мысль о том, чтобы на производственных площадях «Авиакора» организовать серийное производство чисто отечественного регионального турбовинтового самолета Ил-144, выпуск которого был прекращен два года назад в Ташкенте.

Заказ на такой самолет, по уверениям КБ «Ильюшина», есть. По оценке «ильюшинцев», до 2030 года только различным государственным министерствам и ведомствам России потребуется не менее 100 самолетов такого класса. Плюс предварительный заказ от российских авиакомпаний на 48 таких машин. «Авиакор», по словам Алексея Гусева, в свою очередь, готов при соответствующем стартовом заказе в течение 5 лет организовать серийное производство на своих площадях Ил-114. Для этого ему потребуется помощь в размере 10-12 млрд руб. «12 миллиардов — это, конечно, деньги, но для такого проекта это, конечно, небольшие деньги» — несколько удивился Владимир Путин и дал поручение правительству просчитать затраты, необходимые для серийного производства в России регионального самолета Ил-144. «Нам надо будет посчитать реальную сумму, цифру. В принципе, идея интересная» — отреагировал главный «оборонщик» страны, вице-премьер Дмитрий Рогозин, который до этого неоднократно выступал за возвращение производства Ил-114 в Россию.

Безусловно, на пути этого проекта находится множество «подводных камней», начиная от того, что «Авиакор» не входит в структуру «Объединенной авиастроительной корпорации» (он принадлежит холдингу «Русские машины» Олега Дерипаски), заканчивая вопросами к самому самолету (КБ «Ильюшина» сейчас готовит для российских военных Ил-112, гражданская версия которого будет в некотором смысле дублировать Ил-114). Однако, то, что отечественный региональный турбовинтовой самолет нужен, и нужен именно сейчас, не вызывает сомнения. Без него, например, немыслимо осваивать минерально-сырьевые богатства Арктики, на которые Россия сейчас возлагает очень большие надежды.


  • 1
    Нет аватара baklan50
    24.07.1419:31:33

    в тексте встречается Ил-114 и Ил-144. А речь видимо идёт об одном самолёте… или я ошибаюсь? И хотелось-бы сравнения этих трех моделей … Ил-114, Ил-112, А-140. 3ачем столько моделей для одного класса самолётов. В чём их преимущество, одного перед другими?

    • 6
      Нет аватара Tcheluskin
      24.07.1419:36:35

      Я так понимаю, Ил-114 предполагается производить вместо Ан-140, на том же заводе в Самаре, где сейчас делают Ан-140.

      Было бы здорово, т. к. Ил-114 интересней и вместительней Ан-140.

      А Ил-112 — это чисто военно-транспортный самолёт.

      Кабина Ил-114:

      Кабина Ан-140:

      Отредактировано: Tcheluskin~19:56 24.07.14
      • 0
        Any Сковородкер Any Сковородкер
        06.11.1622:28:09

        Справедливости ради замечу, что приведённое фото кабины Ил-114 с авионикой Collins, с отечественной выглядит несколько скромнее, зато приведённое фото кабины Ан-140 — раннее, сейчас там EFIS, будильников мало. Заранее успокою, что на Ан-148 применена современная отечественная авионика, так что думаю, что на Ил-114-300, будет нечто внешне похожее на верхню фотографию.

  • 4
    A_SEVER A_SEVER
    24.07.1419:55:47

    Из статьи ясно, что пока ничего не ясно…

    • -1
      Нет аватара CrazyHummer
      25.07.1409:16:54

      Из статьи ясно, что пока ничего не ясно…

      Из статьи ясно, что вменяемых управленцев высшего уровня в стране катастрофически не хватет. Что мешало обратиться к Путину еще лет 5 назад? Если сейчас, по словам президента, нет проблем с деньгами — то тогда и подавно проблемы такой не стояло. Т. е. просто надо было кому-то прийти к президенту и тот бы выписал волшебного пенделя вниз по цепочке.

      • Комментарий удален
      • 1
        A_SEVER A_SEVER
        25.07.1415:49:46

        вменяемых управленцев высшего уровня в стране катастрофически не хватет
        Это с чего такой вывод?

        5 лет назад Ил-114 уже выпускался серийно и не пользовался спросом, «Авиакор» в кооперации с Украиной начал выпуск аналогичного Ан-140 и тоже испытывал дефицит заказов. Что и куда в этой ситуации переносить?

        • -1
          Нет аватара CrazyHummer
          25.07.1416:13:32

          Заказ на такой самолет, по уверениям КБ «Ильюшина», есть. По оценке «ильюшинцев», до 2030 года только различным государственным министерствам и ведомствам России потребуется не менее 100 самолетов такого класса. Плюс предварительный заказ от российских авиакомпаний на 48 таких машин.

          что изменилось за 5 лет? спрос на типы самолетов — это не спрос на определенную модель дамской сумочки — они прогнозируются на долгие годы вперед. Посмотрите — есть проект с Бомбардье — на 100 самолетов в год, давайте посмотрим когда решили создать это СП (и это при имеющемся заделе)?

          Иногда надо трезво смотреть на вещи.

          • 1
            A_SEVER A_SEVER
            26.07.1418:21:24

            Заказ на такой самолет, по уверениям КБ «Ильюшина», есть.
            Мы живём в капитализме, и значение имеют не «уверения» КБ, а заключённые твёрдые контракты, т. е. платёжеспособный спрос со стороны заказчиков. По факту за все годы мелкосерийного производства Ил-114 только 2 самолёта этого типа были приобретены российской авиакомпанией и ещё один построен в качестве летающей лаборатории.

            Все 7 летающих в узбекской а/к Ил-114 имеют импортные двигатели Pratt & Whitney, более мощные и экономичные, чем штатные отечественные ТВ7−117С. Но использование импортного двигателя увеличивает стоимость самолёта и снижает его конкурентоспособность по сравнению с импортными аналогами.

            • 0
              Zveruga Zveruga
              28.07.1421:39:32

              В проекте Ил-114−300 рассматривалась установка отечественных двигателей ТВ7−117СТ и отечественной Авионики. На сайте ОДК сказано, что ТВ7−117СТ находится на этапе ГСИ, при этом Рогозин говорил, что двигатель ждать долго, а самолёты нужны уже сейчас и мол самолёты Ил-112 и соответственно Ил-114 пойдут со старыми двигателями.

              Ох и насолили нам украинцы, не оправдали наших надежд.

              Отредактировано: Zveruga~21:45 28.07.14
  • 0
    Нет аватара baklan50
    25.07.1414:15:42

    кабина Ил-114 выглядит более продвинутой… видимо электрнноцифровое управление. Ан-140 ещё картушки, стрелочки… вообщем панель приборов из прошлого. Но какието плюсы у Ан-140 должны быть если МО предпочло зарубежную разработку собственной… может быть дешевле?

  • -1
    Нет аватара Sibiryak86
    25.07.1418:26:37

    Ил-114 может и неплохой самолёт об этом нужно спросить того кто на нём летал. Но вот то что пускать в серию самолёт разработки 1990 года без серьёзной модернизации как минимум опрометчиво

    • 1
      Нет аватара Tcheluskin
      25.07.1418:56:12

      Как минимум, очевидно, будет обновлённый двигатель ТВ7−117СТ/СМ.

    • 1
      A_SEVER A_SEVER
      26.07.1418:24:37

      нужно спросить того кто на нём летал
      В России Ил-114 не эксплуатируется с 2010 года.

  • 0
    Нет аватара Sibiryak86
    25.07.1419:37:31

    Возможно даже двигатель ТВ7−117 серии 2 воткнут. С планером наверное тоже нужно поработать применить новые материалы сменить всю авионику установить продвинутый автопилот и прочее на это нужно время. Поэтому если решили то нужно работать быстро и эффективно опыт есть главное желание руководства

    Ролик ИЛ-114−100

    Отредактировано: Sibiryak86~20:31 25.07.14
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,