Запись «Севморпуть» возвращается в строй перенесена в личный блог модератором.

tumanova перенес эту запись 08.10.2014 19:29

по причине: Нарушение п.3 правил сайта (будущее время)

Авторам необходимо ознакомиться с правилами сайта, и постараться не допускать их нарушений. Нарушение правил может стать причиной блокировки вашего аккаунта.

79

«Севморпуть» возвращается в строй

Для работы в Арктике «Севморпуть» унаследовал форштевень ледокольного типа, а корпус лихтеровоза разделен на 12 отсеков, в числе которых шесть грузовых трюмов. На судоремонтном заводе в поселке Росляково Мурманской области (бывший номерной СРЗ-82 в системе ВМФ, ныне входит как отдельное предприятие в ОСК) начали доковый ремонт лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» — единственного в своем роде ледокольно-транспортного судна с ядерной энергетической установкой. Столь неожиданный для многих поворот в судьбе этого корабля дает повод для комментариев.

А Поворот действительно неожиданный, потому что еще в марте 2007 года «Севморпуть» официально перевели в отстой — в связи с исчерпанием назначенного ресурса его реактора и общей невостребованностью судна. В октябре 2012-го был издан приказ о переводе реакторной установки лихтеровоза «в режим окончательного останова». А год спустя вдруг все переиграли: транспорт решено восстановить и привлечь к работам в Арктике.

В компании «Атомфлот», которая является оператором действующих атомных ледоколов и отвечает за все выведенные из эксплуатации суда этого типа, подтвердили, что в начале октября «Севморпуть» поставлен в плавучий док СРЗ-82 «для проведения ремонтных работ и освидетельствования подводной части корпуса Российским морским регистром судоходства». По словам специалистов, это обязательная процедура после длительного нахождения судна в режиме отстоя. На этом же этапе будут произведены дефектовка и, при необходимости, восстановительный ремонт винторулевого комплекса.

Сроки на все очень сжатые: докование — до середины декабря 2014 года, а затем еще примерно год на общий заводской ремонт с продлением ресурса реакторной установки. В марте 2016-го — такая поставлена задача — лихтеровоз должен вновь отправиться в рейс…

Заметим: уже несколько лет ФГУП «Атомфлот» входит в контур управления госкорпорации «Росатом», и все последние решения о судьбе «Севморпути» принимались именно там. В частности, приказ о восстановлении лихтеровоза с ядерной энергоустановкой подписал гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко.

Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша объясняет такой поворот принципиально новыми перспективами, что открываются сейчас перед атомным флотом в Арктике и на трассах Северного морского пути. Уже в ближайшие годы, по его словам, объем работы для ледоколов здесь резко возрастет.

По той же причине решено возвратить в строй и лихтеровоз. В нижегородском «ОКБМ Африкантов», где была спроектирована для него реакторная установка КЛТ-40, считают возможным продлить назначенный ресурс в полтора раза — с первоначальных 100 до 150 тысяч часов, а общий срок службы — до 30 лет.

Однако если эти три десятилетия механически приплюсовать ко времени постройки транспорта на Керченском судостроительном заводе (1982-1988 гг.), возникает резонный вопрос: а стоит ли овчинка выделки? Ведь совсем небольшой гарантийный зазор остается у реакторов «Севморпути» после продления их ресурса. Окупятся ли за такое короткое время немалые затраты на восстановительный ремонт? Есть разные суждения на этот счет, но прямой и однозначный ответ дать никто не может. Только жизнь покажет, оправдаются ли нынешние расчеты топ-менеджеров на развитие Севморпути, экономическую и геополитическую экспансию в Арктике.

А ставка делается как раз на это. Уже заявлено, что «Севморпуть» не будет, как прежде, задействован лишь для доставки грузов в устья рек и на побережье в рамках так называемого Северного завоза, а возьмет на себя новые проекты — в частности те, что связаны с освоением арктического шельфа и разработкой Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле.

«Новые задачи, — дали понять в „Атомфлоте“, — появятся и по линии минобороны. Речь идет о развертывании и транспортном обеспечении российских военных группировок в Арктике, восстановлении инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и в других местах».

Досье «РГ»

Лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» построен на Керченском заводе «Залив», введен в эксплуатацию 31.12.1988 г. Предназначен для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдаленные северные районы, может самостоятельно следовать в сплошных льдах толщиной до 1 метра. В первые годы эксплуатировался как контейнеровоз на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. В дальнейшем несколько лет обеспечивал грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск. За время эксплуатации прошел более 300 тысяч миль и перевез более 1,5 миллиона тонн грузов, при этом перезарядка реактора потребовалась всего один раз.

Водоизмещение — 62 000 т, длина — 260 м, ширина — 32,2, высота борта — 18,3, осадка — 11,8. Мощность — 39 436 л.с., движитель — один 4-лопастной винт регулируемого шага, скорость хода — 20,8 узла. Может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью до 300 тонн каждый или 1336 двадцатифутовых контейнеров.

Текст: Александр Емельяненков

  • 2
    A_SEVER A_SEVER
    08.10.1412:58:19

    Уже было на эту тему:

    23.12.13 — https://sdelanounas.ru/blogs/45252/

    28.01.14 — https://sdelanounas.ru/blogs/46467/

    Его уже второй раз в док ставят.

  • 3
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    08.10.1412:59:32

    «Севморпуть» в доке

    • 3
      Katamaran Katamaran
      08.10.1413:30:40

      последнее фото крайне печально.

      • 6
        A_SEVER A_SEVER
        08.10.1414:15:55

        последнее фото крайне печально
        Корабли не только рождаются, но и умирают — это естественный процесс.

        • 5
          rvk rvk
          08.10.1415:18:13

          Корабли не только рождаются, но и умирают — это естественный процесс.

          Но убираться наверное все же тоже нужно.

          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            08.10.1415:40:42

            Но убираться наверное все же тоже нужно.
            Убираться на свалке?

            • 7
              rvk rvk
              08.10.1415:48:44

              Нет. Убирать свалку. Мне кажется свалки нужно устраивать где-то вдалеке от людских глаз, и тем более фотообъективов. А лучше их вообще не устраивать, если есть такая возможность, например организовывать переработку, в данном случае вывоз и переплавку металла.

              • 4
                A_SEVER A_SEVER
                08.10.1415:57:34

                Мне кажется свалки нужно устраивать где-то вдалеке от людских глаз
                Так это между Мурманском и Североморском — не самое людное место.
                и тем более фотообъективов.
                Нет таких мест, куда бы не добрался шипспоттер!    
                вывоз и переплавку металла
                Одни корабли режут, им на смену притаскивают новые.

                • 6
                  rvk rvk
                  08.10.1416:08:11

                  Нет таких мест, куда бы не добрался шипспоттер!
                  Но согласись, есть достаточно большая вероятность того, что из всего множества мест между Мурманском и Североморском, репортер все же выберет то, с которого открывается вид на док, в котором стоит интересующуий его корабль. Я уверен что в округе есть множество мест, куда теоретически конечно добраться будет можно, но чисто практически эти места просто никому не интересны. А распологать свалку как раз напротив места, которое может быть интересно, как то неправильно    

                  В том месте вообще не свалку нужно устраивать, а газончики разбивать с фонариками и фонтанчиками, для того что бы получить хорошую картинку. Блин, может мы и до этого когда-нибудь дорастем, до понимания что свою работу нужно не только хорошо делать, но и хорошо уметь показать    

                  Отредактировано: rvk~16:09 08.10.14
                  • 3
                    A_SEVER A_SEVER
                    08.10.1418:52:11

                    Там и судоремонтный завод, и судораздел одновременно.

                    Что-то чинят, что-то пилят. Теоретически, судораздел можно перенести подальше от людских глаз, но все глухие места в окрестностях Кольского залива или уже заняты военными, или не имеют подъездных путей.

                    Да, крайне мало в окрестностях Мурманска гламура, хотя где ты видел «красивый» СРЗ?

  • 1
    Нет аватара R0D0S
    08.10.1413:53:06

    Всё бы хорошо, но основная проблема (ширина корпуса) никуда не делась — для проводки в сложных ледовых условиях придётся два ледокола задействовать

    • 1
      Нет аватара Cinik
      08.10.1415:26:34

      Я так понимаю, его предполагается использовать в основном там, где он может справиться и без ледокола. А потом, глядишь, и новая «Арктика» подтянется.

      • 0
        Нет аватара R0D0S
        08.10.1419:05:50

        Так ведь он не рассчитан на самостоятельное плавание во льдах — только под проводкой. Это современные суда типа «Норникеля» могут круглый год без ледокола обходится.

        Так что только в летние время или в редких льдах. А в сплоченных — только с ледоколами

    • Комментарий удален
    • 1
      Нет аватара 8202
      08.10.1417:29:50

      Главная проблема, не в этом. А в том, что он может по сути только с двух портов работать — Мурманск и Дудинка, ну ещё если в Саббете под него причал построят.

      А больше негде.

      • 2
        ViPo ViPo
        08.10.1418:19:04

        Так лихтеровозу и не нужно вроде бы причаливать, в том и его смысл что к берегу подходят небольшие лихтеры, а не само судно. Или я не прав?

        • 0
          Нет аватара R0D0S
          08.10.1419:01:28

          Так ведь одной из его функций должно было стать обеспечение полярных станций и других объектов на побережье и островах арктических морей — подошёл, прошлогодний пустой лихтер забрал, свежий с грузом сбросил. Но гладко было на бумаге… Поэтому и ходил в дельту Меконга

        • 0
          Нет аватара 8202
          09.10.1409:41:54

          Лихтеровоз это бумажная идея. На бумаге она выглядит красиво — прошёл лихтеровоз вдоль побережья моря, у устьев рек навыгружал лихтеров, собрал возвратные. По рекам лихтеры растащили по местам, на местах повыгружали. Под эту красивую идею построили Свевморпуть и несколько дизельных лихтеровозов. Завод по производству лихтеров в Эстонии. Парк лихтеров. И только потом поняли, что идея совершенно не рабочая. У лихтеров осадка, такая, что он не может транспортироваться по большинству рек, не говоря уж про причаливание к необорудованным берегам и разгрузку подручными средствами. Поэтому идея лихтеровозов умерла, не родившись. А лихтеровозов понастроили. А потом мучились, куда бы их пристроить. Дизельные использовались, как банальные сухогрузы и балкеры, будучи значительно дороже этих сухогрузов и балкеров и прилично уступая им в эффективности, имея высокий ледовый класс ходили по тропическим морям, имея дорогущие краны, совершенно их не использовали.

          Вот воспоминания члена экипажа лихтеровоза Алексей Косыгин engineering-ru.livejournal.com/105807.html

          Севморпуть пыталсь использовать как контейнеровоз на линиях на Вьетнам. Затем он встал на подобающую ему линию Мурманск-Дудинка. А он со своей осадкой больше 12 метров, может встать под стенку лишь в трёх арктических портах — Мурманске, Дудинке и Диксоне (только что ему делать в том Диксоне). Пока у Норильского никеля не появились свои специализированые контейнеровозы, которые могли работать на линии Архангельск-Дудинка (чего не может Севморпуть), а для большинства грузов Норильского никеля, Архангельск значительно удобней и выгодней Мурманска. После этого Севморпуть поставили на прикол — не было грузов под него. Вот и сейчас вопросы возникают, а что на нём и куда возить? Линия Мурманск-Саббета?

  • 0
    SergeySeverny SergeySeverny
    09.10.1409:39:04

    какой он огромный…, значит очень нужен, если восстанавливать решили, плюс+

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,