Капицы в погонах: один день из жизни научной роты ВКО
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruIQ
Надо же было мне опозориться… С конно-балетным образованием за плечами вышел перед строем и спросил:
— А как у вас с дедовщиной?
Бледный юноша поправил на носу очки и ответил на вопрос вопросом:
— Вы предполагаете, что землячество дембелей-математиков способно порекомендовать салаге-физику вымыть полы в казарме, необоснованно придравшись к уровню его IQ?
И они пошли, чеканя строевой шаг, мимо моего разинутого рта… Какая дедовщина! Эти бойцы в самоволки не бегают, пива не пьют и матом не ругаются. Они — солдаты научной роты Войск воздушно-космической обороны.
Мотивация аспиранта Иванина
Удивить военкома невозможно в принципе. Они, военкомы, всякое видели и всяких.
— Но когда в военкомат Преображенского района Москвы пришел я, то глаза у офицера были ошалевшие, — улыбается Олег Иванин. Он, видимо, единственный в истории отечественной науки аспирант, добровольно ушедший на срочную службу.
— Меня с детства пугали армией, — рассказывает он. — Вырос без отца, единственный ребенок у мамы, главного бухгалтера крупного предприятия. Окончил Московский энергетический институт, без проблем поступил в аспирантуру, кандидатскую почти закончил. Срок пребывания в аспирантуре по моей научной специализации продлили до четырех лет, а мне уже 25. Армия прошла бы мимо, но я сам захотел послужить. Понял, что не хватает самодисциплины и жесткости, а они ученому необходимы. Еще меня можно назвать традиционалистом. Помните, была такая традиция: каждый мужчина должен отслужить в армии?
Военком посоветовал Олегу держать конкурс в научную роту. На каждое место в солдатском строю в таких подразделениях претендует пять-шесть кандидатов. Аспирант конкурс выдержал. Отслужил уже четыре месяца из положенного года.
— Ментального разрыва между ожиданиями и реальностью не произошло, — заверяет он. — Я научился стрелять и контролировать себя. Коллектив отличный — единомышленники, друзья. Кандидатскую заканчиваю и, видимо, буду защищать ее во время солдатской службы.
Тема его диссертации оказалась в мейнстриме нынешнего преображения Российской армии. Если очень просто: Олег Иванин разрабатывает и научно обосновывает математическую модель для проектирования автономных энергетических комплексов. В нашей огромной и холодной стране только треть территории обеспечивается энергией из централизованных источников.
Все остальное — источниками автономными. Предложенная Иваниным универсальная методика расчетов, возможно, станет революционным шагом в энергетике. И позволит сэкономить миллиарды рублей.
— Арктические бригады, войска в полевых условиях — моя математическая модель, надеюсь, поможет в том числе решить и энергетические проблемы современной армии, — говорит рядовой Олег Иванин.
Чужую ракету не пропустят в наше небо
Должности солдат и сержантов — операторы, командир роты — старший научный сотрудники, командиры взводов — младшие научные сотрудники.
— Да, я сам занимаюсь научной работой, — подтверждает комроты майор Сергей Скворцов. — Готовлюсь к защите кандидатской диссертации по закрытой теме. Мои взводные тоже проводят исследования.
Создание в прошлом году научных рот, по мнению майора Скворцова, благо для армии. — Выпускник вуза, бакалавр или магистр, более полезен Родине за компьютером, чем с автоматом в горах, — считает он. — Пусть ребята служат, не отрываясь от привычной для них интеллектуальной деятельности. В нашей армии сейчас мозги важнее мускулов: победа в войне зависит в первую очередь от воздушно-космической компоненты.
Часть солдат научной роты Войск воздушно-космической обороны несет службу в секретном НИИ Минобороны, другие на Красногорском механическом заводе имени С. А. Зверева — ведущем производителе оптических систем для космической отрасли. Военнослужащие участвуют в проведении перспективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ -реально насущных для обороны страны. Есть результаты.
— Искренне порадовался за своего подопечного Александра Воеводского, когда министр обороны Сергей Шойгу наградил его медалью «За достижения в области развития инновационных технологий», — рассказывает Николай Викторович Тышкунов, начальник отдела Научно-технического центра Красногорского завода. — Александра и его друга Даниила Медведева наградили по делу. Их работы пошли в производство, разработки реально помогут укреплению обороноспособности — чужая ракета не прилетит к нам незаметно. Ребята провели срок армейской службы с пользой для себя и страны. А мы получили удовольствие от совместной работы с ними.
Шагом марш на передовую!
Четыре дня в неделю солдаты научной роты Войск ВКО ведут исследования — в белых халатах за компьютерами. У всех — индивидуальные автоматизированные рабочие места. За каждым оператором закреплен научный руководитель, наставник из числа ведущих конструкторов или специалистов. А пятница отдается воинской службе — стрельбы, марш-броски и строевая.
Выпускникам МГТУ имени Баумана, МАИ, Тульского государственного и Московского энергетического университетов служба нравится. Из 30 увольняемых этой осенью в запас солдат научной роты Войск ВКО шесть человек решили остаться в Вооруженных силах.
— 1 декабря мне вручат лейтенантские погоны, — говорит ефрейтор Михаил Токан. — Раньше даже мысли такой не было, что стану офицером. Но послужил и понял: в армии математику-программисту сегодня можно сделать карьеру лучше и быстрее, чем на гражданке.
Служить Михаил будет на переднем крае военной науки — в только что развернутом Национальном центре управления обороной Российской Федерации.
«Гиперболоид» ефрейтора Ременя
По казарме бродит ефрейтор и задумчиво крутит-вертит пальцами — нет, не ключи от каптерки! — спираль, скрученную из бумаги.
— Вот докрутится же опять! — говорит командир научной роты майор Скворцов, и в командирском голосе звучит не раздражение, а нескрываемое восхищение.
— Мне надо пощупать руками, — говорит выпускник Бауманки Борис Ремень. — Может, что-то из этого выйдет, может, нет…
Конструктор в солдатском камуфляже так же долго ходил с непонятной моделькой, слепленной из пластилина и зубочисток. Теперь развитием его идеи занимаются шесть академических институтов и секретных почтовых ящиков: Борис обосновал новые принципы наблюдения за космическими объектами с учетом состояния облачности. Это повысило эффективность российских оптических комплексов разведки примерно в пять раз.
P. S. Фотокорреспондент Владимир Веленгурин видел и снимал все на свете — от штурма Грозного до конкурсов красавиц. ООН на него писала жалобу в Кремль. Он в Косово у нее вертолет угнал, чтобы один красивый снимок сверху сделать. В научной роте Войск ВКО бывалый фотограф испытал настоящий культурный шок: для приема пищи в солдатской столовой выдаются ножи и вилки.
Автор: Александр Хохлов
Фото: Владимир Веленгурин / Еженедельник «Красная Звезда»
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
27.11.1422:05:21
27.11.1422:59:29
Wasser28.11.1402:32:55
30.11.1401:30:47
brat_po_razumu28.11.1403:15:07
gurich28.11.1412:18:37
28.11.1410:26:15
28.11.1413:19:55
28.11.1413:45:28