стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
41

Кальчинское месторождение Уватского проекта (фоторепортаж)

Автор репортажа — Александр «Russos» Попов

Несмотря на то, что первая скважина на Увате была заложена более 50 лет назад, из-за труднодоступности территории, болотистой местности и сложного строения коллекторов месторождений разработка Уватской группы долгое время считалась нецелесообразной.

Первая нефть на Увате была получена научно-производственным объединением «Тюменнефтегаз» в 1992 году на Кальчинском месторождении в объеме 5 тыс. тонн. Через год здесь была построена первая эксплуатационная скважина, а затем напорный нефтепровод от Кальчинского месторождения к магистральному нефтепроводу Усть-Балык-Омск. В 2000 году была начата добыча на новом Северо-Демьянском месторождении.

Сейчас оператором по разработке Уватского проекта выступает ООО «РН-Уватнефтегаз» (дочернее общество ОАО «НК «Роснефть»). Проект представляет собой группу из 17 лицензионных участков с извлекаемыми запасами более 0,3 млрд тонн нефти. 12 участков расположены на юге Тюменской области, более чем в 400 километрах от города Тюмени, 5 — в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Общая площадь проекта составляет 26,6 тыс. кв. км. В конце 2014-го здесь добыли юбилейную 50-ти миллионную тонну нефти.

А непосредственное развитие Уватского месторождения началось в 2004 году. И уже в 2007 году была получена первая нефть с Урненского и Усть-Тегусского месторождений — самых крупных из открытых геологами на Увате. Результаты испытаний эксплуатационных скважин не только подтвердили, но и превзошли первоначальные ожидания. Сегодня объем извлекаемых запасов нефти этих месторождений оценивается более чем в 135 млн тонн.

Собственно, первоначальный план съемок предусматривал поездку на Усть-Тегусскогое месторождение. Добираться туда не просто. Сначала самолет до Тюмени, потом машиной до Тобольска и оттуда уже вертолетом до месторождения. Но, к сожалению, погода внесла свои коррективы.

1. Рано утром приезжаю вместе с вахтой в Тобольск. С местного аэродрома отправляются вертолеты по месторождениям и дальним углам района.

2. Первый час ожидания… Второй… В итоге аэропорт закрывается по погоде. Реализуем план «Б» — едем на Кальчинское месторождение.
3. До месторождения ехать несколько часов, но до него проложена капитальная дорога, а не зимник.
4. р. Иртыш.
5. Суровый северный трафик.
6. Давно уже стемнело, а мы все едем. Не понятно где, но едем.
7. Наконец-то доезжаем до вахтового поселка. Размещение в номере, ужин и работать. Сегодня на куст и на промышленные площадки не поедем, зато можно пройтись по административно-производственным корпусам и посмотреть дежурную вахту диспетчеров.
8. Особенностью месторождения является полная автоматизация процессов. Оно и понятно, так как это одно из самых современных месторождений. Например, на экране можно вывести параметры работы любой скважины, измерить любые параметры, провести любые исследования и задать все необходимые режимы. Конечно, это не отменяет контрольных объездов и проверку оборудования на месте.
9. Малофеев Александр, начальник цеха добычи нефти и газа. Пришел работать семь лет назад и прошел путь от мастера до начальника цеха. А ты чего ты, читатель, добился к тридцати годам?
10. Начальник смены информационно-технической службы Рамиль Минибаев. Собственно он следит за всем, что происходит на месторождении и нефтепроводах. На этом вечерняя программа съемок завершилась. Но вахта живет своей жизнью.
11. Вахтовый поселок — как автономный город среди бескрайних болот. На нем есть все необходимое для жизни, работы и отдыха персонала. Это, конечно, не пятизвездночная гостиница, но все необходимое присутствует. Вахта обычно длится 15 дней. Есть интернет, ТВ, библиотека и, конечно, спортзал.
12. На следующий день едем на производство. Но сначала, конечно же, завтрак. Кстати, цены там смешные. Хороший ужин прошлым вечером мне обошелся менее 100 рублей.
13. На инструктаже по технике безопасности сказали одну интересную вещь. Категорически запрещено передвигаться между объектами пешком, если даже они расположены рядом. Только на машине — есть опасность нарваться на медведя-шатуна. На этом месторождении их еще не было, а вот на соседнем уже видели.
14. Обзор месторождения начну с последнего объекта в производственной цепочке — нефтеперекачивающей станции, сокращенно НПС. Сюда собирается нефть со всех месторождений Уватнефтегаза и отсюда она отправляется в магистральный нефтепровод.
15. Андрей Селиванов, машинист.
16. Пожарная установка на нефтеперекачке. Помимо воды используется и пена.
17. Маленький дежурный насос — обеспечивает циркуляцию воды по трубопроводу, чтобы предотвратить замерзание.
18. А теперь — узел измерения нефти.
19. Ринат Сафин, мастер НПС. В маленьком отсеке СИКН (система измерения качества нефти), где происходит исследование свойств и параметров нефти. Тоже все автоматизировано. Раньше надо было брать пробы, относить в лабораторию… А сейчас все параметры доступны в реальном времени.
20. Насос, который перекачивает нефть.
21. Всего за период 2004—2013 гг. в рамках Уватского проекта открыто 23 новых месторождения с извлекаемыми запасами более 125 млн. тонн. Добыча нефти ведется «РН-Уватнефтегаз» на 7 месторождениях — Кальчинском, Южно-Петьегском, Урненском, Усть-Тегусском, Тямкинском, Северо-Качкарском и Радонежском.
22. В 2013−14 годах было открыто четыре новых месторождения — Северо-Кеумское, Кирилкинское, Резвовское и Таврическое. В прошлом году в список приобретений общества добавились еще два лицензионных участка — Юганский-11, −12. До 2020 года планируется запуск в эксплуатацию 11 месторождений Уватского проекта, первое из которых будет Протозановское, вступит в строй уже в этом году.
23. Ежегодная добыча нефти на месторождениях Уватского проекта выросла с 1,2 млн. тонн в 2004 году до 8,8 млн тонн в 2013 году. В конце 2014 года накопленная добыча нефти по проекту составила 50 млн тонн.
24. Подогреватели нефти. В них используется попутный газ.
25. Вахтовый городок.
26. Настоящая зима…
27. Вокруг болота и непроходимая местность. Если куда надо добраться, где нет дорог, то два варианта. Вертолет и вот эти болотоходы.
28. В который раз убеждаюсь что в суровых северных условиях не место плохим людям.
29. Куст № 7. Приехал сюда посмотреть, как операторы добычи нефти и газа Валеев Денис и Егор Турубанов будут проверять оборудование и проводить контрольные измерения. На месторождении, кстати, нет ни одной качалки (были раньше, но сейчас законсервированы) — только электропогружные насосы.
30. Денис проверяет давление на АГЗУ (автоматизированная групповая замерная установка).
31. Далее запланирована проверка скважины — осмотр фонтанной арматуры, замер затрубного давления — для определения работоспособности обратного клапана. Разница линейного давления и затрубного незначительная, — это значит, что обратный клапан, а, следовательно, и сам узел, работают нормально.
32. Технология проста — монтируется манометр и сравнивается давление. Если параметры превышают норму — необходимо сообщить в информационно-техническую службу, выявить причины и устранить их.
33. Несмотря на автоматизацию бумажные журналы никуда не исчезли. Денис записывает расход жидкости.
34. Проверка электрооборудования.
35. К сожалению, как я писал выше, попасть на Усть-Тегусское месторождение помешала погода. А там реализовано много интересных проектов, например, построена газотурбинная электростанция мощностью 80 мегаватт (недавно введена вторая очередь на 60 Мвт), способная обеспечить энергией небольшой городок. ГТЭС позволяет практически полностью закрыть энергетические потребности Усть Тегусского — самого крупного месторождения «Уватнефтегаза», и частично других, а также значительно увеличить уровень рационального использования попутного газа и, следовательно, снизить выбросы в атмосферу. Также на Усть-Тегуссе работает уникальный комплекс по закачке отходов бурения обратно в пласт — самая экологически безопасная технология. Но, надеюсь, что это удастся показать вам в следующих репортажах.
Фотография ГТЭС предоставлена пресс-службой «Уватнефтегаз».36. С самого начала Кальчинское месторождение стало своеобразной кузницей кадров для нефтенной отрасли. Многие сюда идут работать, чтобы набраться опыта, научиться у мастеров и далее строить свою карьеру на других месторождениях.
37. Обратная дорога. При дневном свете совершенная другая картинка, чем мы ехали ночью.
38. Мы едем по круглогодичной дороге, но не всем месторождениям так повезло. Поэтому «РН-Уватнефтегаз» активно строит зимники. Этой зимой их протяженность составляет свыше 1600 км. По ним завозятся грузы, оборудование и техника на разрабатываемые и действующие месторождения.
Огромное спасибо всем сотрудникам ООО «РН-Уватнефтегаз» за гостеприимство и помощь в поездке! Отдельное спасибо за организацию съемки коллективу Кальчинского промысла.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,