Сибирское барокко
Крестовоздвиженский храм в Иркутске
Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов, подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние украинского барокко, а в отдельных случаях и ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске, Тюмени и Томске, но первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска — шедевре старинной сибирской архитектуры.
Термин «сибирское барокко» появился в истории архитектуры 100 лет назад. В 1920-х исследователи русской архитектуры «внезапно» обнаружили в восточной части государства десятки памятников, схожих в планировке и декоративном оформлении. Термин появился, но в связи с политикой власти по отношению к религии исследования надолго остановились.
Благовещенский собор в Тюмени (1700-04гг., взорван в 1932г.)
Барокко пришло в Россию в самом конце XVII века, а его расцвет пришелся на XVIII век.На русской почве архитектурные приемы этого направления претерпели изменения в Москве и Санкт-Петербурге, а в Сибири и вовсе трансформировались под сильнейшим влиянием Азии благдаря чему местные храмы обрели восточные орнаменты и мотивы (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы, цветки лотоса и др.).
Тихвинская церковь в Иркутске (1754-75гг., разрушена в 1930-е.)
В XVII веке каменное строительство в Сибири велось только в Тобольске и Абалаке. Это были классические древнерусские постройки с элементами господствовавшего в русской архитектуре тех лет узорочья. На смену ему пришло барокко. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов — «барочная переусложнённость форм».
Чудотворская церковь в Иркутске (1741-54гг., разрушена в 1930-е)
В духе нарышкинского барокко была выдержана самая ранняя каменная постройка Тюмени — Благовещенский собор (1700-04гг., разрушен в 1932 г.). Строившийся сразу вслед за ней Троицкий монастырь имеет много общего с украинским барокко. Объясняют это украинским происхождением сибирских иерархов того времени. Последующие сибирские храмы удержали некоторые конструктивные элементы украинского барокко, в частности, вертикально-сводчатые архитектурные решения.
"Тюменский кремль" (фото автора))
Барочные церкви есть во многих сибирских городах, например Улан-Удэ, Томске, Красноярске, Енисейске, но подавляющее их число было возведено в Тобольске, Тюмени и Иркутске, здесь «сибирское барокко» достигло своего расцвета.
Богоявленский собор в Иркутске (фото автора)
Церковь Захария и Елизаветы (1758-1776 гг.) в Тобольске. Эта великолепная церковь — ключевое произведение Тобольского барокко. Её форма и венчание стали образцом для подражания во всей Сибири.
Михайло-Архангельский собор Тобольска построен в 1745 году, это яркий образец русского барокко, характерный для тобольского зодчества.
Петропавловская церковь заложена на средства прихожан в 1768 г., это образец местной тобольской «школы» каменного культового зодчества, показательный своеобразным сочетанием барочных и классических черт.
Крестовоздвиженская церковь (1754-84гг.) в Тобольске. Четверик храма с двухъярусной апсидой, трапезной и колокольней, обустроенной с трех сторон двухъярусной галереей и приделом по северному фасаду. Храм является одним из наиболее интересных сохранившихся в Тобольске памятников эпохи барокко.
К концу 1930 года как и все церкви Тобольска, Крестовоздвиженская церковь была закрыта, имущество и ценности были конфискованы. В 1950-х годах храм пытались лишить крестов, но не получилось. Теперь это единственный храм в Тобольске, на котором сохранились дореволюционные кресты. Сам храм до 1961 года периодически использовался для хозяйственных нужд, а затем церковь вошла в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Но уже в 1965 году она была передана музеем в аренду ОРСу-2 Главтюменьнефтегазстроя, и в течение 19 лет,
Недавно Правительство Тюменской области выиграло арбитражный суд у Росимущества, современного собственника храма. Решение втупило в силу, работы по изучению, консервации и восстановлению Крестовоздвиженской церкви начались.
Тюменские барочные храмы отличаются особой архитектурной выразительностью и разнообразием форм. Вслед за Тобольском и Иркутском, во второй половине XVIII века, город подвергся активной застройке из камня. Следствием этого процесса стало появление большого количества церквей. Кроме того, одно из первых зданий в стиле сибирского барокко — собор Благовещения Пресвятой Богородицы, стало первым каменным храмом в городе. Самые известные сохранившиеся памятники сибирского барокко в Тюмени — Знаменский собор и Спасская церковь.
Троицкий Тюменский мужской монастырь — один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь Тюмени, он основан в 1616 году.
К началу XVIII века Свято-Троицкий (Преображенский) монастырь был в ветхом состоянии. Особо возлюбив эту обитель, митрополит Филофей Лещинский решил привести её в благоустройство и великолепие.
Троицкий собор (1708-15гг.) одно из первых каменных зданий в Сибири. Архитектурная доминанта монастыря выполнена в формах украинского барокко. Для него характерна трехчастность объёма, трёхкупольность, южное размещение главного фасада, восьмигранная форма куполов.
Купола Троицкого собора (фото автора)
Сохранение монастыря началось в 1947 году с издания постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», а постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь был объявлен памятником архитектуры республиканского значения.
Надвратная церковь апостолов Петра и Павла (1733—1755 гг.). Этот храм Троицкого монастыряне не имеет барочных черт, но от этого он не менее уникален.
Петропавловский храм (фото автора)
Такие храмы были очень популярны в украинской архитектуре конца XVII века. Считается, что прототипом церкви служил Георгиевский собор киевского Выдубицкого монастыря или Всехсвятская надвратная церковь Киево-Печерской лавры. При этом, церковная колокольня имеет традиционную для допетровской России шатровую форму, таких колоколен в Сибири единицы.
Шатровая колокольня храма (фото автора)
Святитель Филофей возвёл на берегу Туры символическое подобие Киево-Печёрской лавры (в которой он когда-то был пострижен в монахи) — величайшего монастыря Древней Руси и самой почитаемой святыни западнорусских земель.
Крестовоздвиженская церковь (1774-91гг.) вторит Троицкому монастырю отстоя от него на 300 метров. Она построена по канонам барокко, но ремонт, проведённый в XIX веке, повлёк за собой значительную утрату изящного барочного декора церкви.
Крестовоздвиженская церковь в Тюмени (фото автора)
Знаменский собор — главный православный храм Тюмени (после сноса в 1932 году Благовещенского собора). Это уже третье по счёту здание (предыдущие сгорели), которое было заложено в 1768 и освящено через 33 года.
Внешний орнамент храма, его многоярусность, наличие нескольких куполов разной величины, ярко выделяющихся бело-голубых оттенков стен и ряд других достоинств придают архитектурному памятнику XVIII столетия особо неповторимый вид, это яркий образец русского барокко в Сибири.
Спасская церковь (1796-1819гг.)в Тюмени — наиболее выразительный барочный храм города, памятник архитектуры федерального значения.
Благодаря строительству в 1914—1916 годах северного придела и паперти-притвора в русском стиле церковь приобрела редкую для Сибири «сдвоенную» форму.
Спасская церковь (фото автора)
Более подробно об истории и реставрации Спасской церкви можно прочитать в моей статье «Восстановление объектов культурного наследия Тюмени (часть 1)».
Сретенский собор — самое красивое и заметное здание в Ялуторовске. Он построен в 1777 году в стиле русского провинциального барокко, на полтора века он стал главной духовной и культурной святыней города.
Тревога по поводу состояния Сретенского собора появилась ещё в 1903 году, когда Епископ Тобольский и Сибирский Антоний при осмотре заметил трещины в сводах и арках трапезной нижнего храма — мастера допустили ошибку в закладке фундамента. Собор был закрыт с 1908 года. Ремонт проходил медленно, и храм был капитально отремонтирован лишь перед Первой мировой войной в 1913-1914 годах, после чего служба в нем была возобновлена.
В конце 20-х годов ХХ века собор закрыли, а в помещении устроили молодёжный клуб. В 1931 году, под предлогом ветхости, собор взорвали. Кирпичи собора пошли на сооружение Дома культуры и бани, а остатками строительного мусора замостили улицы.
Сретенский собор (фото автора)
24 октября 2009 года в Ялуторовске вновь зазвучали колокола Сретенского кафедрального собора, а 14 февраля 2010 года, в день Сретения Господня, собор вновь открыл свои ворота, он был восстановлен в первоначальном виде.
Богоявленский собор в Ишиме (1775-1814гг.). В советское время храм успел побывать и зерноскладом и городским водозабором, но к 1989 году, когда началась реставрация, собор сохранился без больших разрушений.
Храм имеет традиционную для русского зодчества трехчастную композицию: храм с алтарем, широкую трапезную и притвор с двухъярусной колокольней. Здание двухэтажное с тремя ярусами окон храмовой части. Храм и колокольня покрыты восьмидольными барочными куполами со световым фонариком над храмом и луковичными главками на восьмигранных, оформленных волютами шейках.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске (1816г.).Эта церковь хоть и была построена в начале XIX века, всё-же, является представителем позднего сибирского барокко, уже менее ажурного, а более строгого. Восточные мотивы выдаёт приплюснутый купольный шатёр и форма купола колокольни, явно отсылающая к буддистской ступе. Храм был разрушен в 1930-х и воссоздан на прежнем месте в 2001 году.
Покровский храм в Ханты-Мансийске
Диалог между «каноничным» и «народным» сформировал неповторимый внешний облик Иркутска, где находится наибольшее количество построенных и уцелевших памятников архитектуры, относимых к «сибирскому барокко». К середине XVIII века город был одним из богатейших в Сибири благодаря экономически выгодному расположению и большим объёмам продаж пушного меха. Это и повлекло за собой «бум» строительства богатых храмов из дорогих в то время камня и кирпича.
Нижняя набережная в Иркутске (фото автора)
От Иркутского острога сохранилось лишь одно здание — Спасская церковь, построенная в 1706-09 годах. На всю Сибирь храмов такого возраста меньше десятка и все они расположены в 4 городах — Тобольске, Тюмени, Иркутске и Нерчинске.
Спасская церковь (фото автора)
Спасская церковь считается старейшей каменной постройкой восточнее Енисея. Чрезвычайно массивная колокольня немного моложе — 1750-60-х годов.
Колокольня Спасской церкви (фото автора)
В Спасской церкви сочетаются элементы древнерусской архитектуры и элементы зарождающегося сибирского барокко. Первая из каменных церквей Байкальской стороны стала и отправной точкой «иркутского барокко» — формы её наличников явно навеяны буддийским искусством.
Спасская церковь (фото автора)
Спасская церковь (фото автора)
Но самая запоминающаяся деталь — внешние росписи: две иконы на стенах и целая сюжетная фреска над апсидой. Крайний левый сюжет — между прочим, не что-нибудь, а Крещение бурят.
А по соседству, но уже вне бывшего острога, расположен Богоявленский собор (1718-46гг.). Он последний построен по образцам древнерусского зодчества, целое столетие в Иркутске господствовало барокко.
Богоявленский собор (фото автора)
Прототипом собора называют Троицкий собор в Верхотурье, изначально они были больше похожи друг на друга из-за пятиглавия над восьмериком. Шатровая колокольня, достроенная к 1727 году — редчайшее в Сибири явление, такие есть ещё только в Тюмени и Нерчинске. Причём восстановили шатёр лишь в 1960-е годы, а разрушен он был весьма неожиданным для России образом — в 1802 году его и боковые главки опрокинуло землетрясение. В 1755 году собор получил ещё и три придела с разных сторон, похожих на небольшие часовни, а в 1812-15 годах построили и вторую колокольню для 12-тонного Большого колокола.
Знаменский монастырь — первый храм появился в Ремесленной слободе Иркутска в 1689 году. Каменная Знаменская церковь построена в 1727-62 годах, и как и Спасская церковь, это переходная форма от древнерусской архитектуры к «иркутскому барокко». Украшения колокольни уже несут явную печать буддизма, а основной объёма храма сюда будто привезли из Великого Устюга или Вятской губернии.
Один из красивейших храмов Иркутска — Троицкая церковь (1763-68гг.). Это уже образец истинного «иркутского барокко» — едва ли не самой странной в истории России архитектурной школы. Планировка церквей-то вполне обычная: восьмерик-на-четверике, трапезная, массивная колокольня со шпилем, но вот украшения…
В облике иркутских церквей отчётливо видны буддийские мотивы. Не «китайские» (тогда бы происхождение этой архитектуры можно было бы списать на купцов, разбогатевших в Поднебесной), а именно буддийские — похожим образом оформлены бурятские дацаны. Как это получилось — загадка, не разгаданная и по сей день. В Иркутске три церкви с отчётливым буддийским дизайном, и ещё три — где он чуть менее ярко выражен.
Троицкая церковь (фото автора)
Харлампиевская церковь (1777-90гг.) — это уже поздний излёт «иркутского барокко».
Харлампиевская церковь (фото автора)
У этого храма богатая история и сложная судьба, о его возрождении я рассказывал в своей статье «Восстановление объектов культурного наследия в Иркутске».
В центре Иркутска находится район, который вполне можно назвать кварталом Декабристов — ведь многие из них после забайкальской каторги поселились в Иркутске, и обосновались в приходе Спасо-Преображенской церкви (1796-97гг.) — самого позднего храма «иркутского барокко».
Спасо-Преображенская церковь (фото автора)
В 1845-55 годах здесь жили с семьями князья Трубецкой и Волконский, в самой церкви венчались дочери декабристов Елена Волконская и Юстина Кюхельбекер, отпевали Муханова и Панова.
Завершить рассказ о Сибирском барокко следует храмом, без которого впечатление об Иркутске будет как о Москве без собора Василия Блаженного, Петербурге без Эрмитажа или Париже без Эйфелевой башни.
Крестовоздвиженская церковь (фото автора)
Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1747-50 годах, изначально была кладбищенской — поэтому стоит далеко от бывшего острога. И тем не менее, это красивейший храм Иркутска, а может быть и всей Сибири — дело в каменной резьбе, которая мало того что тончайшая — так ещё и в буддийском стиле!
Как уже говорилось ранее буддийские мотивы — это вообще особенность «иркутского барокко» XVIII века, и гипотезы его происхождения самые разные, в сумме дающие примерно такую теорию: декоративно-прикладное искусство бурят и монголов вдохновило местных мастеров, а в петербургском Синоде идеей прониклись, решив, что так можно будет завлечь в церкви бурят.
Всего в Иркутске сохранилось шесть церквей с «буддийскими мотивами» — Спасская (1706-09гг.), Знаменская (1727-62гг.), Троицкая (1763-68гг.), Харлампиевская (1777-90гг.), Спасо-Преображенская (1796-97гг.), ещё две — Тихвинскую (1754-75гг.) и Чудотворскую (1741-54гг.) — снесли в годы советской власти, но у Крестовоздвиженской эти детали самые обильные и тонкие.
Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)
Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)
Так, как в Сибири, порталы больше не оформлялись нигде!
Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)
Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)
Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)
Крестовоздвиженская церковь — наиболее самобытный памятник сибирского барокко. Своим видом она приковывала внимание уже дореволюционных исследователей русской архитектуры. Игорь Грабарь так писал об этой церкви: «наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковёр, с своеобразным привкусом соседнего Востока».
Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)
Крестовоздвиженская церковь в Иркутске стала венцом и непревзойдённым шедевром «сибирского барокко».
Церкви с буддийскими орнаментами так и не вышли за пределы Иркутска, но внесли огромный вклад в неповторимый и уникальный облик старого города…
Декор Крестовоздвиженской церкви (фото автора)
Период «сибирского барокко» оказался важным этапом в формировании местной архитектурной идентичности. Это большой пласт самобытного культурного наследия, значимый в аспекте истории, культуры и религиозной жизни городов. По этой причине, а также в связи с высоким туристическим потенциалом, «гений места» сибирской храмовой архитектуры в большинстве своём бережно сохранён. Многие памятники сибирской архитектуры в данном стиле сегодня входят в списки объектов культурного наследия регионального и федерального значения.
В статье использованы материалы из открытых источников и личные фотографии.
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.