стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
116

Создан первый российский чип для ключа электронной подписи

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  • Смарт-карта Esmart на основе отечественного чипа / Фото: ISBC
  • Смарт-карта Esmart на основе отечественного чипа / Фото: ISBC

Завод «Микрон» и зеленоградская компания ISBC разработали первый отечественный чип с аппаратной реализацией криптографических алгоритмов для проверки электронной подписи. На основе чипа будут производиться электронные ключи (токены) и смарт-карты.

Аппаратная часть этой микросхемы не уникальна. За счет инсталляции в чипе сертифицированных платежных приложений MasterCard M/Chip (Java-апплета, используемого в платежной системе «ПРО-100») и виртуальной машины Java Card, он используется в различных идентификационных и платежных картах. В их числе представитель «Микрона» Алексей Дианов назвал Универсальную электронную карту, различные транспортные карты, платежные карты системы «ПРО100», социальные карты и идентификационные карты сотрудников.

Как рассказывают в ISBC, уникальность чипу MIK51SC72D придает то, что это первый микроконтроллер для электронных ключей, разработка и производство которого осуществлялись российской компанией на территории России. Поскольку он не покидал Россию ни на одном этапе разработки, в компании говорят, что он в нем гарантируется отсутствие закладок.

Электронные ключи (токены) — это небольшие устройства, созданные на основе чипованных пластиковых карт или микрокомпьютеров с USB-портом. Токены применяются, главным образом, в качестве средств идентификации пользователя в корпоративных сетях как альтернатива или дополнение к вводимым на клавиатуре паролям. Кроме того, токены широко применяются для защищенного хранения данных.

Микроконтроллер MIK51SC72D, предназначенный для управления электронным ключом, разработан в дизайн-центре «Микрона». Он выполнен в топологии 180 нм. Роль компании ISBC в его создании состояла в разработке ПО для чипа и его интеграции с программами электронной подписи, разработанными в компаниях «Крипто ПРО» и «Инфотекс».

В чипе на аппаратном уровне реализованы криптографические алгоритмы проверки электронной подписи ГОСТ Р34.10−2001, Р34.10−2012, аппаратная поддержка биометрической аутентификации (верификация по отпечатку пальца) и встроенная виртуальная машина Java.

Хотя аппаратная реализация криптографических алгоритмов ГОСТ в чипах для электронных ключей относительно широко распространена, однако, до сих пор она встречалась только в микросхемах зарубежного производства. Микроконтроллер MIK51SC72D стал первым отечественным исключением из этого правила.

Микроконтроллер готов к серийному тиражному выпуску. Его серийное производство может начаться в апреле 2015 г. Объемы тиража будут зависеть от потребностей заказчиков.

По собственным оценкам ISBC, емкость российского рынка электронных ключей, цифровой подписи и защиты информации составляет 3−4 млн токенов и смарт-карт в год. «Выделить в этом количестве долю решений и токенов с реализацией ГОСТ сложно», — говорит представитель компании Борис Шевяков. - «К тому же нужно учитывать, что часть электронных ключей с поддержкой ГОСТ закупается на закрытых тендерах и используется в непубличных проектах».

ISBC станет эксклюзивным покупателем микроновских чипов. Как ожидается, в ближайшие дни между ISBC и «Микроном» будет подписан договор, по которому «Микрон» будет продавать чипы для использования в составе электронных ключей только ISBC, и не станет инициировать совместных разработок с другими компаниями. На поставки чипов в рамках других проектов (УЭК и пр.) этот договор не повлияет.

Созданная в 2002 г. компания ISBC занимается поставкой решений и оборудования для систем информационной безопасности, контроля физического доступа и т. п. с использованием смарт-карт. В числе своих клиентов ISBC называет ПФР, Сбербанк, «Аэрофлот», «Утконос» и др.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 6
    shigorin shigorin
    16.03.1520:04:45

    УЭК само по себе закладка и диверсия -- одна корзина для всех яиц, кошмар инфобезонасности.

    • 0
      nanonews nanonews
      16.03.1520:59:21

      А в УЭК этот чип и не пойдёт.

      Он для нормальных токенов.

    • 2
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      17.03.1508:18:35

      Бумажный паспорт потерять также опасно.

      Отредактировано: Zveruga~09:19 17.03.15
      • 0
        shigorin shigorin
        17.03.1510:20:52

        В том-то и дело, что далеко не так.

  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    17.03.1504:39:47

    и это радует!

  • 0
    Нет аватара Wasser
    17.03.1505:42:04

    а первый ли?

  • 0
    Андрей Степанов Андрей Степанов
    17.03.1506:29:28

    договор, по которому «Микрон» будет продавать чипы для использования в составе электронных ключей только ISBC, и не станет инициировать совместных разработок с другими компаниями.

    Очередного монополиста делают. Из-за этого цены на устройства будут заоблачными,и придется привлекать административный ресурс для их внедрения. Опять наступают на эти грабли.

    • Комментарий удален
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      17.03.1508:17:41

      Ну это Микрон такой исключительный договор подписал на исключительного заказчика и покупателя чипов для ключей. В любом случае этой организации сейчас есть множество иностранных конкурентов, так что они будут существовать в условиях реального рынка.

      • 0
        Андрей Степанов Андрей Степанов
        17.03.1508:29:16

        И много иностранных конкурентов производят ключи с алгоритмами по ГОСТу?

        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          17.03.1516:47:28

          С этим алгоритмом практически все. Главное, что не все они сертифицированы ФСТЭК.

          Отредактировано: Zveruga~17:52 17.03.15
    • 0
      Нет аватара Sibiryak86
      17.03.1513:19:43

      Безусловно один производитель это плохо для развитя ценообразования и прочего, но других производителей и разработчиков в России просто нет. Должны появляться новые производители, но они не появятся у государства нет свободных средств, а у этих пассажиров www.forbes.ru/rating/200-bogateishikh-biznesmenov-rossii-2014/2014 желания. Так что лично я рад что у нас есть Микрон и МЦСТ

      • 1
        Андрей Степанов Андрей Степанов
        17.03.1513:44:07

        МЦСТ не монополист, для оборонки у нас НИИСИ РАН делает свои Комдивы, а на гражданском рынке они вообще практически не представлены, к большому сожалению — их продукцию нереально купить, даже если у вас есть деньги, все уходит на оборонку. Тут нужны новые фабрики микроэлектроники и очень жесткое субсидирование со стороны государства, иначе с китайцами не получится конкурировать.

        • 1
          Holso Stitchred Holso Stitchred
          17.03.1513:45:43

          В первую очередь нужна воля государства. А все остальные проблемы можно решить.

        • 1
          Нет аватара Sibiryak86
          17.03.1514:21:25

          МЦСТ не монополист

          А я написал что МЦСТ монополист? я лишь рад тому что у нас есть разработчик процессоров и платформ. То что они не представлены на гражданском рынке это плохо, но есть надежда что ПК на базе процессора Эльбрус-8 в свободную продажу поступят лично я куплю есть куда его применить.

          Тут нужны новые фабрики микроэлектроники и очень жесткое субсидирование со стороны государства

          Государство много чего должно, но бюджет не резиновый на всё денег нехватит. Поэтому нужно мотивировать граждан из списка сделать финансовые вложения в данную отрасль без этого ничего невыйдет. Электроника современная нужна всем отраслям нашей промышленности, но вкладывать в инжиниртнговые и производственные компании никто нехочет яхта и особняк ближе к телу.

          • 0
            Андрей Степанов Андрей Степанов
            17.03.1515:00:59

            Ну это их деньги, имеют право и на яхту и на особняк. Нужна мотивация рублем, чтобы бизнесмен видел перспективу для своего бизнеса. Микроэлектроника это длинные деньги, в отличие от нефти — пробурил, накачал, продал, уехал в Лондон тут не работает. Нужна уверенность в том, что никто не отберет бизнес, что будут низкие налоги, что Госдума не будет мешать придумывая нелепые законы. Без этого люди не будут вкладываться и выкладываться.

            • 0
              Нет аватара Sibiryak86
              17.03.1516:05:26

              Ну это их деньги, имеют право и на яхту и на особняк. Нужна мотивация рублем, чтобы бизнесмен видел перспективу для своего бизнеса.

              Кто спорит пусть покупают, но они сначала всячески отнекиваются мол мы оборудование для своих компаний заграницей покупать будем вкладываться в НИОКР и производства небудем, а потом ноют мы сокращаем программу модернизации из-за санкций оборудование нам не продают и падения курса Рубля.

              Микроэлектроника это длинные деньги, в отличие от нефти — пробурил, накачал, продал, уехал в Лондон тут не работает.

              Запомните качают только дерьмо из канализации, а нефть,газ и другие природные ископаемые ДОБЫВАЮТ. Добыча была быстроокупаемой только в 90-е потому что был задел СССР к примеру в Нижневартоскгеофизика выгребли всю документацию по разведке и заработали кучу денег невложив ни Рубля сделал это Виктор Палий друг Ходорковского. Теперь же нефтянники тратят много времени и денег на разведку и организацию добычи и транспорта. Кстати тоже теперь ноют оборудование не продают нам и дорогое теперь программу кап ремонта и модернизации сокращают.

              Нужна уверенность в том, что никто не отберет бизнес, что будут низкие налоги, что Госдума не будет мешать придумывая нелепые законы.

              По поводу отжатия бизнеса вопрос острый и сложный, но я в последнее время неслышал о рэйдерских захватах предприятий да и если владельцами будут крупные бизнесмены из первой десятки то проблем небудет. У моего школьного товарища отжали бизнес как потом я выяснил он неплатил налоги и зарплаты в конверте платил и чтоб на зону не попасть отдал бизнес в общем сам себя наказал. Хотя ситуации разные бывают беспредел полный случается.

              По поводу налогов полностью с вами согласен нужны не просто льготы, а нологовые каникулы для всех новых предприятий и существующих тоже в сфере электроники как минимум на 5 лет и в сельском хозяйстве кстати тоже. Мне многие говорят будут выпадающе доходы да какие к чёрту выпадающие доходы если этих предприятий без льгот вообще небудет. Вот к примкру Intel и AMD лидеры рынка штабквартиры в США, но зарегестрированы чёрте где в оффшоре что-бы налоги не платить такой ситуации у нас быть не должно, государство должно обеспечить налоговые льготы и законодательную базу, а деньги должен вложить частный бизнес.

              Отредактировано: Sibiryak86~17:15 17.03.15
              • Комментарий удален
                • 1
                  Нет аватара Sibiryak86
                  17.03.1516:42:39

                  Схема там хитрая была. Башнефть у нас работает нормально у них всё знаю инженера по добыче он говорит там мутно всё было с этой сделкой.

          • 0
            shigorin shigorin
            17.03.1523:34:46

            но есть надежда что ПК на базе процессора Эльбрус-8 в свободную продажу поступят лично я куплю есть куда его применить.

            Тогда изучайте пока линукс :-)

            • 2
              Нет аватара Sibiryak86
              18.03.1512:27:14

              Я чуть чуть знаком с системой устанавливал Ubuntu, Runtu, но сейчас забросил установить систему неначто вот куплю комп на Эльбрусе тогда буду изучать плотно.

              Отредактировано: Sibiryak86~13:34 18.03.15
              • 1
                shigorin shigorin
                18.03.1522:40:45

                Нормальные линуксы прекрасно живут с флэшки в режиме LiveCD, порой там же можно хранить и данные между перезагрузками. Но то дело такое -- просто, думаю, сами знаете, что если турник постоянно не уважать помалу, то при надобности резко много не возьмёшь.

                • 2
                  Нет аватара Sibiryak86
                  19.03.1509:51:30

                  LiveCD невсегда корректно работает на моём ноуте да и функциональность в этом режиме урезана я както поставил ubuntu и windows, но в самый неподходящий момент Grub глюкнул системы накрылись и я остался без важной документации в 100 км от города на кусте поэтому эксперементировать перестал.

                  что если турник постоянно не уважать помалу, то при надобности резко много не возьмёшь

                  понятное дело забываешь всё быстро, но мне есть у кого проконсультироваться если что, тут главное желание учиться

                  Отредактировано: Sibiryak86~10:54 19.03.15
        • 0
          shigorin shigorin
          17.03.1523:33:59

          Так их продукция -- это совершенно разные весовые категории.

  • 1
    RadiantConfessor RadiantConfessor
    17.03.1508:15:43

    Заменитель Aladdin и Katran ключей? Ну что ж, замечательно. Теперь надеюсь Сбербанк ключи своим клиентам для банк-клиента отечественные поставлять начнёт.

  • 3
    Стрелец Стрелец
    17.03.1509:32:41

    если ключ российский ,то почему не по русски написано? если будет эксплуатация у нас ,а не у них то зачем нам этот пиндосский язык?

    • 5
      Нет аватара guest
      17.03.1512:08:24

      Согласен, задрали уже на отечественной продукции продвигать англ. язык, почему же в Пиндосии не пишут Кока-Кола Компани? Да потому что они уважают свой язык, а у нас уже до крайнего дошли: даже Avtovaz и то уже пишут по английски…((( На экспорт — пожалуйста, пишите хоть на китайском, а для своих граждан, будьте добры, на родном языке!!!

      • 1
        Нет аватара guest
        17.03.1517:11:43

        Тут скорее «дань» 90-ым, когда приучили, что все наше плохое, вот и не используют наши названия.

        П.С. как я понял сам алгоритм там стандартный, еще и не совсем отечественной разработки?

        «За счет инсталляции в чипе сертифицированных платежных приложений MasterCard M/Chip» — или я не так понял?

        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          21.03.1508:43:17

          1. Алгоритм шифрования отечественный ГОСТ.

          2. Чип отечественной разработки и отечественного производства.

          3. На чип, который по факту является маленьким процессором, можно устанавливать различные приложения, в том числе и приложения иностранных транзакционных систем.

          • 0
            Нет аватара guest
            21.03.1508:49:53

            спасибо за пояснение   

  • 0
    Нет аватара mother-russia.org
    17.03.1512:45:11

    Репост новости: mother-russia.org/blog/it/1226.html

  • Комментарий удален
  • -1
    Нет аватара guest
    18.03.1512:18:45

    Раньше не стеснялись отечественные микросхемы маркировать русским алфавитом К155 — к примеру (К — кремниевая) сейчас MIK51SC72D — что это?

    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      21.03.1508:45:10

      MIK наверное Микрон. Каждый производитель теперь волен нумеровать чипы как пожелает, так как отечественные производители принадлежат разным владельцам, а не одному как было при СССР.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,