стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
94

Отечественное ПО в авиации

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Вчера обратил внимание, что у нас очень много хорошего отечественного Авиационного ПО.

  • Сирена
  • Сирена

Сделаю обзор современного авиационного ПО, разработанного и активно применяемого в России.

1. Система Бронирования «Сирена-Трэвэл». Является базовой системой бронирования ТКП (Транспортно-Клиринговой Палаты). В РФ является основной системой бронирования авиабилетов и установлена абсолютна в каждой авиакассе и интернет-сайтах по бронированию авиабилетов. Располагает технологией интернет-пультов, оценки, продажи, бронирования авиабилетов и багажа. Работает с бумажными билетами, с бумажными АСБО, бумажными МСО, электронными билетами и МСО. Успешно линкуется с Амадеус, Сэйбр, Габриэль, Галилео, ТрэвэлСкай и практически всеми остальными системами бронирования и хранения ресурсов. Кроме РФ, установлена повсеместно в странах СНГ, Евразэс, ТС, а также более чем в 40 агентствах Германии (работают в системе BSP-Германия), ну и во всем остальном мире — Япония, Южная Корея, Китай, Французская Полинезия и множество других стран. Основной язык терминала — русский, вся информация служебная и вводимая исключительно на русском, но существует и англоязычная версия.

2. Система управления ресурсом мест авиакомпании — Сирена-2000. Используется в качестве базовой многочисленными отечественными авиакомпаниями и разбросана по многочисленным серверам. Сервер «МОС», расположенный на улице Академика Волгина в Москве, в нём хранят ресурс мест Ямал, Центр-Юг, Руслайн, Алроса, ИрАэро, БекЭйр, ТаджикЭйр, ЭйрКыргызстан, СомонЭйр, СиЛА, ЧукотАвиа, ГазПромАвиа, РедВингс, Метроджет и еще около нескольких десятков небольших авиакомпаний из России и СНГ. На сервере ТЮЦ хранит ресурс мест Авиакомпания ЮтЭйр, на сервере ОНГ — ОренЭйр и Оренбуржье, ЯТИ — а/к Таймыр, ИКТ — Ангара, ХБР — Хабаровские авиалинии, кроме основных серверов есть еще множество более мелких.

3. Сервер электронных билетов СЭБ-2000. Имеет графический интерфейс и позволяет контролировать продажу билетов, тарификацию, загрузку, а также самостоятельно пересаживать и менять статусы полетных купонов пассажиров. Также самостоятельно производит отгрузку списков пассажиров PNL/ADL в системы контроля посадки и регистрации (DCS).

4. Системы регистрации — основная — Астра. Основная статья.Менее известные, но широко используемые — Купол, Растр, Регина.Отечественные системы регистрации используются в России повсеместно, за исключением Шереметьево, а также установлены в базовых версиях в аэропортах Армении, Кыргызстана и Таджикистана, а также в качестве локальных по всему миру, куда выполняют рейсы отечественные перевозчики — Пекин, Хургада, Шарм-эль-Шэйх.

5. Системы, обеспечивающие взаимодействие служб авиакомпании — Авиабит, ИС Авиакомпания — основные дорогостоящие системы, позволяющие контролировать эксплуатацию и загрузку ВС, планировать резерв и ТО ВС.

6. Система управления доходами авиакомпании Sirena Revenue — позволяет системе самостоятельно менять тарифы, опираясь на скорость продажи и тарифы конкурентов, работает по опыту оперативнее и качественнее аналогичных продуктов Сэйбра и Амадеуса.

7. Система оформления чартеров MySirena — представляет собой интернет-сайт, позволяет неподготовленному пользователю оформлять билеты просто загрузив файл Excel. 100 билетов оформляется за 30 секунд. Стоимость билета — 10 рублей против ручных вариантов Трэвэлпорт — ВорлдТикет за 50 евроцентов тоже на сайте.

8. Система интернет-бронирования ФОРС — с ней сталкивались все, покупавшие билеты на сайтах ЮтЭйр, ВИМ-Авиа, Уральских авиалиний, Билет-ДВ и других многочисленных сайтов. Дополнительно существуют плагины онлайн-регистрации и управления бронированием.

9. Система Метапоиска от компании ТАИС на базе Сирены-2.3, позволяющая производить оценку стоимости билета, опрашивая одновременно несколько систем-бронирования. Работает на многочисленных отечественных интернет-сайтах по бронированию авиабилетов.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 10
    Андрей Туркин Андрей Туркин
    03.04.1518:49:17

    Что касается системы «Сирена», то она имеет давнюю историю.

    Её разрабатывал НИИ Управляющих вычислительных машин, г. Северодонецк (в 1972 г. в его составе было образовано НПО «Импульс») на рубеже 1960−1970-х гг.

    В начале 1970-х гг. НИИ УВМ был назначен головной организацией по созданию и производству АСВТ (агрегатированная система средств вычислительной техники). Это совпало по времени с принятием другого решения, касающегося создания системы резервирования пассажирских мест в московском авиаузле Аэрофлота. Поэтому первой областью применения вычислительных комплексов М2000, М3000 системы АСВТ стали не технологические объекты, а система резервирования мест на авиалиниях Аэрофлота «Сирена». С 1973 по 1998 год «Сирена» «перевезла» более 100 млн. пассажиров. По существу «Сирена» стала первой в СССР системой массового обслуживания глобального характера, включающей сотни терминальных станций (рабочих мест кассиров), десятки центров обработки и коммутации сообщений, разбросанных по всему Советскому Союзу и взаимодействующих с Московским центром резервирования мест на авиалиниях Аэрофлота. Главным конструктором системы «Сирена» был В.А. Жожикашвили (ИПУ).

    Система «Сирена» включала:

    вычислительный комплекс для Московского центра резервирования;

    средства связи с абонентами по стандартным, в то время еще слабо развитым и низкокачественным каналам для передачи цифровой информации;

    большую архивную быстродействующую память с гарантией сохранности информации в аварийных режимах;средства диалогового общения системы с потребителем — пульты кассиров для формирования запросов клиентов и выдачи билета, справки, массовой информации на табло, индивидуальной справки и т. п.

    систему программного обеспечения, рассчитанного на надежное функционирование системы в интересах клиента и Аэрофлота в целом.

    В вычислительном центре системы был использован дуплексный комплекс М3000, что существенно повысило надежность вычислительного центра. Комплекс обеспечивал продажу до семи билетов в секунду по спонтанным запросам кассиров, разбросанных по всей территории СССР.

    В качестве основных каналов связи были использованы телефонные и телеграфные выделенные и коммутируемые каналы городских АТС. Все каналы связи подключались к системе посредством специально разработанной аппаратуры передачи данных, обеспечивающей пересылку цифровой информации на скоростях 600 или 1200 бод.

    Для центра сбора запросов по 256 каналам связи и обмена данными с локальными вычислительными центрами был разработан специальный модуль

    распределительно-преобразующего устройства. Каждый из них обеспечивал связь по 32 телефонным выделенным каналам, 32 телеграфным коммутируемым или выделенным каналам городских телефонных станций.

    Распределительно-преобразующее устройство имело в своем составе адаптеры для подключения к машинным интерфейсам двух комплексов М3000. Таким образом, обеспечивалась возможность организации разветвленной двухсторонней сети связи центра с терминалами на расстоянии до 8 тыс.км со скоростью 600−1200 бод. При этом осуществлялась удовлетворительная защита информации от сбоев и помех. Абонентами такой сети могли быть любые аппараты телеграфной связи того времени, пульты кассиров и региональные центры переработки информации, формируемые впоследствии из комплексов М6000 и М7000. Такая организация системы связи позволила впоследствии, заменяя компоненты, осуществлять поэтапную модернизацию и развитие системы «Сирена», обеспечивая ее жизнеспособность до настоящего времени. Экзотической частью системы в составе вычислительного комплекса был магнитный барабан, используемый для создания архивной памяти большого объема и быстродействия как ключевой элемент защиты информации о пассажирах в аварийных режимах. Интересным элементом системы «Сирена» был пульт кассира, представляющий классический видеотерминал, позволивший осуществлять полный диалог пассажир-кассир-система при формировании запроса и подготовки билета или справки. Это было серийное оборудование, которым оснащались сотни касс. Следует помнить, что в то время в стране не было опыта разработки собственных операционных систем, программного обеспечения систем массового обслуживания, сетевых программных пакетов и т. п. Все это создавалось впервые и наново в режиме величайшей ответственности и сжатых сроков. Для НПО «Импульс» (НИИ УВМ) работа над системой «Сирена» была серьезнейшей школой для каждого сотрудника и для коллектива в целом.

    Отредактировано: Андрей Туркин~19:51 03.04.15
    • 1
      travelfoxes.livejournal.com travelfoxes
      03.04.1519:00:32

      Ну зарубежные системы Сэйбр, Габриэль тоже ведут историю из незапамятных времен. Но Сирена осталась на схожем уровне, ни в чем не уступая зарубежным аналогам, а во многом и превосходит их.

      • 7
        Андрей Туркин Андрей Туркин
        03.04.1521:02:24

        Никто с этим спорить и не собирается. Просто лишний раз не грех нашим соотечественникам вспомнить, что наши нынешние достижения не на пустом месте появились, всё-таки на плечах титанов стоим. Это ведь важно для восстановления национального самоуважения, коего нас лишали в 90-е годы…

    • Комментарий удален
      • 2
        Андрей Туркин Андрей Туркин
        04.04.1509:12:19

        Кстати, по этому же принципу создавался и отлаживался железнодорожный аналог «Сирены» — АСУ «Экспресс», правда внедрять её было сложнее, т.к. железнодорожных станций в стране было на порядок больше, чем аэропортов.

        Еще интересная вещь — автоматизированные системы обработки банковской информации в СССР. В истории создания и применения АС обработки банковской информации в нашей стране можно выделить три крупных этапа продолжительностью по 15 лет (статья была написна в 2004 г.).

        Первый этап (1960−1975 гг.) был связан с созданием экспериментальной системы «Банк» для автоматизированной обработки данных бухгалтерского учета банковских операций (подсистема «Операционный день Госбанка»), автоматизации процессов контроля и квитовки межфилиальных оборотов учреждений Госбанка (подсистемы «Квитовка МФО», «Контроль МФО»), автоматизированного ведения аналитического и синтетического учета операций Внешторгбанка. Система «Банк», созданная для учреждений Госбанка СССР г. Москвы и Московской области, была в 70-х годах внедрена в 13 крупных промышленных центрах страны. Техническую базу системы «Банк» составляли ЭВМ второго поколения — «Урал-11» и «Урал-14».

        Второй этап (1972−1989 гг.) отмечен созданием единой иерархической АС Госбанка СССР (ОАСУ Госбанка СССР), охватывавшей все уровни учреждений Госбанка на территории страны: районные отделения, 173 областные конторы, республиканские конторы в столицах союзных республик СССР, ГВЦ при Правлении Госбанка СССР. Техническую базу ОАСУ Госбанка СССР составляли ЭВМ третьего поколения — ЕС ЭВМ, а также малые ЭВМ М-6000, М-5000 и СМ-1600 в ряде областных центров.

        Третий этап (с 1989 г. по настоящее время) связан с созданием нового поколения АС, предназначенных для комплексной автоматизации учреждений банковской сферы России.

        Ну и вообще — первая в мире вычислительная сеть появилась именно у нас. Коллективом одного из патриархов отечественного компьютеростроения С. А. Лебедева была разработана многомашинная компьютерная система управления противоракетным (ПРО) комплексом, для которого были построены две специализированные ЭВМ М-40 (40 тыс. оп./с) и М-50. На этих машинах рассчитывалась точка встречи ракеты и противоракеты, давались команды на пуск и управление противоракетой. В системе были задействованы также специализированные ЭВМ, связанные с радиолокаторами дальнего обнаружения и точного наведения. Осуществлялась передача данных между ними и решающими ЭВМ. Фактически это был первый вычислительный комплекс для обработки информации и управления в реальном времени.

        Руководителями работ по созданию описанного вычислительного комплекса для ПРО были В. С. Бурцев (аппаратура ЭВМ), Л. Н. Королев (программное обеспечение).

        Ученик С.А. Лебедева В.С. Бурцев рассказывал об этом так:

        «…В 1959 году была построена вычислительная сеть из ЭВМ [на ракетном полигоне Сары-Шаган в Казахской ССР], отстоящих друг от друга на сотни километров. Были созданы ЭВМ, обладающие быстродействием в 50 тыс. операций в секунду, одновременно осуществляющие прием и передачу данных по 7-дуплексным асинхронно работающим каналам общей пропускной способностью в 1 мегабит в секунду. В 1959 году впервые в мире в вычислительной сети широко использовались мультиплексные каналы и осуществлялась параллельная работа в ЭВМ устройства управления, ОЗУ, управления внешними устройствами и каналами связи. Таких комплексов в 1959 году за рубежом не было. Поражение баллистической ракеты американцы осуществили на 21 год позже и то с точностью до сотен метров, в то время как у нас промах не превышал 25 метров…» (отрывок из интервью с В.С. Бурцевым, сайт виртуального компьютерного музея).

        Но наша беда — не умеем мы о своих достижениях громко говорить. Ведь это нужно прежде всего нам самим, нашей молодёжи, ибо когда всё это узнаёшь, гордость за нашу страну распирает…

        Отредактировано: Андрей Туркин~10:50 04.04.15
        • Комментарий удален
          • 3
            Андрей Туркин Андрей Туркин
            04.04.1510:16:16

            И Вам спасибо. Вы правы, я увлечён историей отечественной вычислительной техники. Самое грустное, что у нас много достижений и приоритетов в этой сфере (в 1990-е гг. отрасль почти уничтожили, но сейчас, слава Богу, вроде стала она возрождаться, потому как не всё успели сломать горе-реформаторы), но о них мало кто знает.

            Из этих достижений я уже кое-что ранее выкладывал, это только малая часть:

            — первая в мире гибридная интегральная схема (ГИС) «Квант»;

            — первый в мире компьютер 3-го поколения (изготовленный на основе интегральных схем) разработан в 1963−64 гг. в ленинградском НИИ Радиоэлектроники (НИИРЭ, позже НПО «Ленинец») — бортовой авиационный компьютер «Гном;

            — первый в мире компьютер, производительность которого превысила 1 млн. оп/с, разработан в 1960—1963 гг. в московском НИИ-37 (позже НИИ ДАР). Это экспериментальный компьютер второго поколения (на дискретных транзисторах) Т340-А с производительностью 2,4 млн. оп/с. (гл. конструктор Д.И. Юдицкий), на основе которого был разработан компьютер К340-А, выпущенный промышленностью в количестве около 50 комплектов;

            — первый в мире 16-разрядный бытовой компьютер «Электроника НЦ-8010», разработанный в зеленоградском НИИ Точной технологии (НИИТТ, ныне ОАО «Ангстрем»), гл. конструктор В.Л. Дшхунян;

            — первый в мире 16-разрядный карманный персональный компьютер (КПК) «Электроника МК-85» с микропрограммной реализацией языка программирования «Basic», разработанный в зеленоградском НИИ Точной технологии (НИИТТ, ныне ОАО «Ангстрем») в 1985 г., гл. конструктор Л.К. Минкин;

            — самый надёжный в мире бортовой вычислительный комплекс для космических аппаратов (БЦВК) «Аргон-16»;

            — первый в мире суперкомпьютер, выпущенный большой промышленной серией — ПС-2000.

            Выпущен в количестве более 200 единиц с 1981 по 1988 гг. Северодонецким приборостроительным заводом Министерства приборостроения и средств автоматизации СССР (М. С. Шкабардня) (около 180 ЭГВК ПС-2000, мультипроцессоров ПС-2000 — 242 шт.). Высокопроизводительные и недорогие (до 200 млн. операций в секунду), вычислительные комплексы ПС-2000 работали в различных областях народного хозяйства во всех регионах страны и на специальных объектах (кстати, совместная разработка Института проблем управления Академии наук и всё того же НИИ УВМ и НПО «Импульс»);

            — самый быстродействующий в мире суперкомпьютер — М-13, это многопроцессорная векторно-конвейерная ЭВМ, на момент появления (1982−1984 гг.) являвшаяся самой мощной суперкомпьютерной системой в мире (до 2,4 млрд. оп./сек). Предназначалась, прежде всего, для обработки больших объёмов информации в реальном масштабе времени. Элементная база — большие интегральные микросхемы, то есть М-13 относится к четвёртому поколению вычислительных систем (главный конструктор — М. А. Карцев).

            Печально, но практически никто, кого я опрашивал, ни о чём из этого не слышал. В лучшем случае слышали про ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ (последние уже гораздо меньше). Изредка самым быстрым отечественным компьютером того времени называют «Эльбрус-2» — это уже совсем немногие. А, к примеру, про уникальные вычислительные комплексы серии ПС (на перестраиваемых структурах) уже никто ничего не слышал. ПС-2000, ПС-2100 (1,5 млрд. оп./сек в 1985 г.!), ПС-3000, малые ПС-310, ПС-315, ПС-320, микроЭВМ (фактически ПК) серии ПС-Микро… Совсем тёмный лес.

            Всем интересующимся советую скачать подборку журнала «Микропроцессорные средства и системы» (выпускался в 1984—1990 гг.).

            А ведь у нас была и первая в мире система автоматической сотовой связи — «Алтай» (с 1964 г.).

            И если в советское время об этом не трубили всем и каждому, то сейчас мы должны эту ошибку исправлять — слишком она нам дорого обходится…

            Отредактировано: Андрей Туркин~11:24 04.04.15
            • 2
              Евгений Кузнецов Евгений Кузнецов
              04.04.1511:27:12

              Если государство захочет, то всё у нас будет хорошо.

            • Комментарий удален
              • 0
                Андрей Туркин Андрей Туркин
                04.04.1511:48:02

                Про известность ЕС ЭВМ и неизвестность других машин — это я про нынешнее время. Автоматизация действительно решает много проблем, с этим спорить нет смысла. КПСС давно уже нет, и казалось бы ничто не мешало пиарить наши успехи во всех областях науки и техники (о которых в предшествующий период молчали или мало говорили), но этого не происходит — эти успехи или отрицаются, или просто замалчиваются. Слава Богу, что хоть этот сайт появился, который всё же сообщает о наших успехах. Но этого мало, как правильно выше товарищ заметил — захотеть должно государство, а не отдельные энтузиасты. Ждём этого давно. Надеемся на перемены к лучшему…

                Отредактировано: Андрей Туркин~12:50 04.04.15
                • Комментарий удален
      • 0
        travelfoxes.livejournal.com travelfoxes
        04.04.1522:05:54

        Сегодня у себя в жж выложу обзор самого терминала графического.

      • 0
        wellwalker Timppa wellwalker Timppa
        07.04.1503:05:05

        Это не та Сирена, которая была в 80х    

        Это отдельная, новая и писаная другими ребятами.

        • 0
          Нет аватара vlovsky
          22.04.1512:43:49

          Спасибо за приятные воспоминания. Я как раз из тех ребят, которые писали и внедряли Сирену-2 на СМ-2 (эвм, тянутые с HP).

          Коллега прав. Ребята из Сирены-Трэвел и Сирены-2000 (это практически родственные организации) пришли уже позже. А вот ТАИС, наша фирма, как раз вышла из отделов Главного Вычислительного Центра ГА, которые и реализовывали тот проект. Замечу, что нынешние авиационные перевозки еще не достигли тех объемов, которые перерабатывали СМ-2 в 80-е годы (более 100 млн. пассажиров в год).

          Что касается нынешней ситуации, то ТАИС — это различные программные продукты для авиации, и в первую очередь система резервирования для авиакомпаний. Так сложилось, что в основном ее пользователи — зарубежные авиакомпании (Турция, Израиль, Германия и др.) Но есть и еще весьма конкурентные разработки. Читайте наш сайт ([ссылки отключены]), если интересно.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,