дело не только в неправильной топливной смеси как я понял
На авианосце — восемь котлов. На государственных испытаниях
их паропроизводительность сумели довести лишь до одной трети от положенной. Потому и скорость даже в 18 узлов не смогли развить. И это при 32 узлах проектной скорости хода! А почему? Да потому, что
давление должно быть 68 кг/см2, а котлы давали только 45 — летели
трубки…
В 1992 году я принял Главный штаб ВМФ. Мне докладывают: на
«Кузнецове» в котлах то и дело трубки летят. Вызываю начальника
техупра. В чем дело? Почему прогорают трубки? Да потому, что их поставляли ржавыми, а теперь и вовсе перестали поставлять…
Узнаю, что трубки для «кузнецовских» котлов есть на Урале. Послал
туда самолет. Забрали их там из-под снега, никому не нужны —
металлолом, хорошо хоть списать не успели! Но трубки надо же гнуть
соответствующим образом. Делать это могут только там, где строили
уникальный корабль, — в Николаеве. Договорились с руководством
завода. Прилетает туда наш транспортный самолет с Урала. На борту
груз остродефицитных трубок. Но таможенники самостийной Украины
арестовывают крылатую машину: платите деньги за аэродромное
обслуживание! Экипаж выводят из самолета…
Посылаю следующий экипаж уже не с трубами, а с не менее дефицитной
«наличкой». Пропустили. Николаевцы согнули нам трубки как положено
по чертежам. Таким образом, мы на «Кузнецове» первый эшелон котлов
привели в порядок. В зиму 1994/95 года заменили трубки и во втором
эшелоне. У меня на душе полегчало: корабль будет жить. Однако на том проблемы не кончились.
Комфлота скрыл, что на предыдущем выходе в море «Кузнецов» попал в шторм, «подзасолил» трубки, потерял ход и едва не был выброшен на скалы Новой Земли. Корабль нуждался в хорошем ремонте, но мне
доложили, что «Кузнецов» к боевой службе готов.
Как бы то ни было, но в январе 1996 года авианосец «Кузнецов» в сопровождении эсминца «Бесстрашный» вышел в дальний поход под
флагом адмирала Игоря Касатонова. Уже на выходе из Кольского залива
сразу же попали в жестокий зимний шторм. Да и в Атлантике было не легче. Ураганные ветры свирепствовали повсюду. Семибалльная зыбь
воспринималась потом как отдых. — Только вышли за Нордкап —
Касатонов докладывает в Главный штаб: «Валя, трубки летят. Два
котла не в строю. Что делать?» — «Сам решай, ты там, на борту, тебе
виднее».
К началу февраля окончательно выяснилось, что положение с котлами
на «Кузнецове» критическое. Потеря хода в открытом море для любого
корабля не только позорное дело, но и крайне опасное. Тем более для
авианосца с его огромной парусностью… Главком приказал своему
первому заместителю немедленно отправляться в Средиземное море —
выручать корабль. Адмирал Селиванов вылетел в Севастополь и в тот
же день вышел на борту большого противолодочного корабля «Красный
Кавказ». 4 февраля 1996 года у острова Крит он сменил адмирала
Игоря Касатонова на мостике «Кузнецова» и поднял свой флаг — флаг
начальника Главного штаба ВМФ России.
В строю всего шесть котлов. На ветер корабль не ворочает — ветром
его отжимает. На всякий случай провели учения по буксировке. Буксир
«Шахтер» едва тянул корабль-громадину со скоростью два узла. А тут
еще испарители воду не варят. Турбогенераторы летят,
дизель-генераторы летят".
22.10.1616:16:25