стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
95
Gelio 20 марта 2017, 12:36

Самый большой в России роторный экскаватор ЭРШРД-5250. Берёзовский угольный разрез.

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
На разрезе «Берёзовский-1» в городе Шарыпово Красноярского края бурый уголь добывают при помощи пары самых крупных в стране экскаваторов роторного типа. ЭРШРД-5250 — это «Экскаватор роторный шагающе-рельсовый добычной». Два десятка ковшей, закреплённых на роторе-«колесе» этой гигантской самоходной машины, способны вынимать до 5250 кубометров угля в час.

1. Длина стрелы экскаватора этого типа позволяет ему обрабатывать пласты до 30 метров в высоту. Именно поэтому ЭРШРД-5250 на Берёзовском работают парой: мощность угольного пласта на этом месторождении достигает 60 метров!

2. «Стена» угля со следами ковшей роторного экскаватора. Её высота сопоставима с 10-этажным домом.
3. Принцип действия роторного экскаватора основан на непрерывном вращении большого «колеса»: расположенные по его окружности ковши зачерпывают породу или уголь и затем самостоятельно опорожняются под действием сил гравитации или инерции.
4. ЭРШРД-5250 можно сравнить с 17-этажным домом: высота агрегата составляет 51 метр.
5. Масса экскаватора — около 4000 тонн. Столько же весили, к примеру, более 2,5 тысяч популярных в советские времена легковых машин ГАЗ-24 «Волга».
6. Экипаж ЭРШРД-5250 составляет 4 человека (машинист, оператор, специалист, следящий за разгрузкой и транспортировкой горной массы и бригадир экипажа).
7. Идею «копающего колеса» придумал ещё Леонардо да Винчи в XVI веке. Однако путь от идеи до её реализации занял несколько сотен лет: принцип действия роторного экскаватора был запатентован в США в конце XIX века, первый действующий агрегат создали в Германии в 1916 году, а в нашей стране роторные экскаваторы начали использовать в середине XX века в Донбассе.
8. На роторном колесе диаметром 11,5 метров установлено 22 ковша. За час агрегат добывает 4500 тонн угля. Меньше чем за минуту заполняет вагон грузоподъёмностью 84 тонны.
9. ЭРШРД-5250 копает на глубину 2,1 метра.
10. Кабина машиниста роторного экскаватора.
11. Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 заставляют вращаться два электропривода мощностью по тысяче киловатт каждый.
12. Ёмкость ковша ЭРШРД-5250 — 600 литров.
13. На каждом ковше роторного экскаватора установлено по четыре зуба. В советские годы разработка новых форм режущих поверхностей пользовалась популярностью в среде изобретателей и рационализаторов, они пытались увеличить износостойкость этих элементов.
14. Разрез «Берёзовский-1» входит в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) — крупнейшей угледобывающей корпорации России. Разрез разрабатывает месторождение бурого угля в Шарыповском районе Красноярского края. Его главная особенность — небольшая глубина залегания.
15. Залежи бурого угля сформировались в Юрский геологический период (150 млн лет назад). Мощность (то есть толщина угольного пласта) на Берёзовском месторождении достигает 60 метров. Над углём расположен слой породы.
16. Первая стадия процесса открытой добычи угля — вскрышные работы.
17. На разных предприятиях в зависимости от горно-геологических условий породу дробят либо взрывами, либо снимают при помощи экскаваторов.
18. «Слоистый пирог» горной породы.
19. Снятую породу самосвалами отвозят в места, где уже отработаны угольные пласты, чтобы засыпать огромные ямы и таким образом производить рекультивацию производственных участков.
20. На разрезе «Берёзовский-1» для транспортировки породы используют карьерные самосвалы Komatsu HD785.
21. В кузов самосвала-гиганта помещается 90 тонн породы.
22. Слой угля, «обнажённый» для работы роторного экскаватора.
23.
24. Экскаватор ЭРШРД-5250 приводят в действие электродвигатели, которые потребляют до 4500 кВт/ч энергии. К агрегату её подводит линия электропередачи напряжением 10 киловольт. Для оптимизации и удешевления производственного процесса экскаваторы работают, в основном, по ночам, когда действуют льготные энерготарифы.
25.
26. Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 совершает более 40 оборотов в минуту.
27. Тридцатиметровая роторная мачта экскаватора удерживается и управляется при помощи системы стальных тросов и лебёдок.
28. Роторные карьерные экскаваторы — одни из самых крупных агрегатов, созданных человеком. В России крупнейшим добычным механизмом этого типа является ЭРШРД-5250. В мире же лидерство удерживает немецкий экскаватор Bagger 293 массой 14200 тонн, построенный в 1995 году и оснащённый 20 ковшами по 15 кубометров каждый.
29. Комплекс ЭРШРД-5250 на разрезе «Берёзовский-1» запустили в 1986 году. При этом сборка и монтаж горного оборудования заняли два года.
30. Экскаватор ЭРШРД-5250 произведён Ждановским заводом тяжёлого машиностроения имени Ильича, сейчас это ОАО «Азовмаш» (г. Мариуполь, Украина). Для разреза «Березовский-1» было выпущено четыре таких экскаватора, из них сейчас работают два.
31. Главным потребителем добытого на разрезе бурого угля является Берёзовская ГРЭС-1. Для транспортировки топлива на электростанцию создана уникальная конвейерная линия.
32. Добытый экскаватором в забое уголь выгружается на ленту транспортёра.
33. Длина магистрального конвейера от разреза до ГРЭС составляет 15 км.
34. Бурый уголь значительно дешевле каменного, однако уступает ему по теплоотдаче и ряду других характеристик. Бурый уголь перед использованием обычно измельчают до порошка. Берёзовская ГРЭС создавалась с учётом всех особенностей топлива. Станция признана самой экономичной в России.
35. Потребление бурого угля должно возрасти после планируемого запуска третьего энергоблока ГРЭС.
36.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 2
    pallman pallman
    21.03.1700:08:57

    Даже не представляю как такой разобрать, перевезти и собрать заново.

  • -3
    Нет аватара guest
    21.03.1702:35:29

    Кто-нибудь может мне объяснить, почему на грузовике написано «Komatsu»? Белорусы из-за газового спора перестали поставлять нам белазы?

    Отредактировано: Евгений Глотов~03:36 21.03.17
    • 2
      Нет аватара SergeyMAg
      21.03.1703:09:29

      От Белазов отказались в связи с большей надежностью и сервисной удобностью «Komatsu»

  • 2
    Нет аватара MGrehov
    21.03.1703:05:19

    Так он давно работает… по плану Страны Советов Березоская ГРЭС должна быть 8×800МВТ=6,4ГВт. Пока освоили 2 блока. Итого 1,6ГВт… 3-й сгорел в первый год начала эксплуатации не так давно. Надо менять котел. В чем сущность новости? Описать достижения СССР, которые были лет 30 назад?

    Отредактировано: MGrehov~04:05 21.03.17
    • 3
      Нет аватара alcalini
      21.03.1707:28:13

      Сущность в познании. Это уникальная информация.

  • 0
    SergeySeverny SergeySeverny
    21.03.1706:14:29

    монстр огромный и страшный!!! брррр!

  • 3
    Виктор Гюго Виктор Гюго
    21.03.1711:28:44

    фотки отменные

  • 3
    Советский Советский
    21.03.1713:36:53

    Экскаватор ЭРШРД-5250 произведён Ждановским заводом тяжёлого машиностроения имени Ильича, сейчас это ОАО «Азовмаш» (г. Мариуполь, Украина).

    Интересно,сейчас в состоянии это предприятие хотя бы зап.части для этого «монстра» изготовить. Ремонтируют его на месте?

    • 0
      goryachee_leto goryachee_leto
      21.03.1715:51:15

      ОАО «Азовмаш» (г. Мариуполь, Украина).

      Кажется, этот завод у них пока в неплохом состояниии — для металлулургии вроде клепают что-то.

    • 0
      OldFox OldFox
      21.03.1721:49:11

      Из четырех (все четыре были построены для Березовского разреза) работают два. Стало быть два — на запчасти.

  • 2
    OldFox OldFox
    21.03.1721:38:42

    Автор очень добросовестно перекачал сюда все фото с сайта. Техника просто уникальна, но построена в 80-х прошлого века. Отсюда вопрос: для кого эта новость? СССР — очень сильная страна. И в прошлом мы строили много чего. Если здесь публиковать новости прошлого века, то к сайту пропадет интерес, ибо он превратится в энциклопедию в своей худшей реализации. За экскаватор — плюс, а автору и теме — минус!

    Отредактировано: OldFox~22:56 21.03.17
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      21.03.1721:57:51

      Автор очень добросовестно перекачал сюда все фото с сайта.

      Gelio (Слава Степанов) опубликовал на нашем сайте свои фотографии, за что ему большое спасибо. Ссылка на первоисточник есть в конце поста, а по Вашей ссылке лишь ещё один репост этого материала, причём он был опубликован позже (20.03.17 в 23:13), чем у нас (20.03.17 в 12:36).

      Отсюда вопрос: для кого эта новость?
      Это не новость, а фоторепортаж.

      • 1
        OldFox OldFox
        21.03.1722:13:27

        С какого сайта — не суть! Если здесь публиковать все, что было выложено в инет с прошлого века, то, повторяю, сайт перестанет кого-то интересовать потому, что все это проще найти в энциклопедии. Давайте еще Днепрогэс здесь покажем, какие большие турбины, какая плотина!

        Все же я вижу этот сайт прежде всего окном в достижения науки и проминдустрии современной России. Здесь надо показывать чем сильна промышленность нашей страны сегодня. Что несмотря на все сложности Россия движется вперед, что мы можем быть не хуже, чем запад и америка! Почему нужна «чистота» этого сайта? Да потому, что во всех других ср-вах массовой информации пока можно видеть, в основном, негатив и криминал (и это не случайно). И мне бы очень не хотелось, когда я даю ссылки на этот сайт в своих постах в соц сетях, чтобы мне отвечали: да нет у вас никаких достижений, там все фуфло! А дело идет именно к этому, к сожалению. Лучше меньше, да лучше!

        Это не новость, а фоторепортаж.

        Фоторепортаж? Насколько я помню, фоторепортаж выкладывать можно на какую-то незавершенку, но однозначно, новых объектов, а не из прошлого века, где ничего нового не произошло и не произойдет.

        Отредактировано: OldFox~23:33 21.03.17
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          21.03.1722:29:49

          С какого сайта — не суть!
          Но именно с этого начинается Ваш предыдущий комментарий.
          надо показывать чем сильна промышленность
          Все значимые достижения современной российской промышленности обязательно освещаются нашим сайтом.

          Но поводом для гордости может быть не только что-то новое, что создано уже в современной России, но и бережно сохранённые и продолжающие работать уникальные образцы техники, доставшиеся нам в наследство от Советского Союза.

          • 1
            OldFox OldFox
            21.03.1722:42:40

            но и бережно сохранённые и продолжающие работать уникальные образцы техники

            Это будет уже музей, в котором что-то новое найти все труднее.

            Согласитесь, что если будут здесь демонстрироваться всякие достижения типа демографических, ностальгические фото из прошлого, то основной конек сайта будет утрачен, он потеряет не только свою уникальность и злободневность, но и значимость для России.

            Отредактировано: OldFox~23:50 21.03.17
            • 0
              Нет аватара АнтонП
              22.03.1714:16:47

              Это не обязательно произойдёт. Одно другому не мешает, тем более, что есть рубрики сайта. Основной девиз здесь — «нам есть чем гордиться». И это сделано у нас. Репортаж с великолепными фотографиями, на новость в классическом смысле не претендует. Таких репортажей особенно много не будет, они не затмят новости.

  • 0
    Нет аватара guest
    22.03.1722:20:01

    Был такой советский анекдот: Для чего нужен шагающий экскаватор? Чтобы добыть много угля. А уголь для чего? Чтобы выплавить еще больше стали. Для чего нужно больше стали? Чтобы сделать еще больше шагающих экскаваторов.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,