Сельским школам — большое будущее
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruРегионы запускают «учительские дома» в селах, лидеры — Пермский край, Хакасия, Якутия
В 2011 году появился проект «Учительский дом»: небольшое школьное здание, совмещенное с благоустроенной квартирой для учителя. Преимущества такой школы в маленьком поселении, где могут обучаться от силы человек 20, очевидны. Одновременно решаются две задачи: начальная школа, позволяющая не увозить младших школьников в школу-интернат, не отрывать их от родителей, от своих корней, и жилье для педагога.
Сегодня в Хакасии успешно работают четыре таких Учительских дома. Опыт показывает, что они стали центром села, ведь в школе есть библиотека, спортивный зал, интернет, современное техническое оснащение. Oжидается, что в ближайшее время в республике будет построено еще одно такое здание. Стоимость строительства и оснащения оборудования одного учительского дома составляет порядка 30 млн рублей.
По словам главы Хакасии: «Изречение „Нет школы — нет села“ проверено временем. Сохранение школы на селе, особенно в малом отдаленном селе, зачастую означает жизнь и развитие всего поселения. Школа — это сохранение самобытной национальной культуры и традиций, хакасского языка, ведь коренное население в основном проживает в сельской местности. А развитие села способствует закреплению населения, привлечению специалистов в село, а также подъему и росту экономики в сельскохозяйственном секторе».
Хакасия стала одним из первых субъектов Российской Федерации, реализующих такие проекты.
Кроме Хакасии, кстати, такие же дома-школы строят и в Пермском крае. В крае функционируют семь учительских домов, в которых педагог может и жить, и вести занятия. Кроме того, в 17 территориях Пермского края успешно реализуется проект «Мобильный учитель» — педагоги, работающие в отдаленных школах региона, получают в пользование автомобиль. За последние четыре года на средства краевого бюджета закуплено 26 автомобилей. Благодаря этому проекту на сегодняшний день вакансии заполнены в 50 сельских школах.
Проект «Учительский дом» заинтересовал министерство образования, где считают, что опыт Хакасии и Пермского края с учительскими домами в селах можно тиражировать и в другие региона страны.
К сожалению, другие регионы пока не решаются на такие эксперименты: в основном строят школы в больших городах, минуя удаленные от центра места. Да и проблемы с жильем учителям решают в основном другими методами: строят «учительские дома», но предоставляют их учителям по льготным кредитам (правда цена квадратного метра в них сильно ниже рынка, как и учительские зарплаты). Глобальные подобные стройки были в Воронеже, Москве, Ижевске
На эту проблему можно посмотреть и с другой стороны: все чаще мы слышим призывы поддержать частных фермеров, возрождать аграрно-промышленный комплекс страны. И с этой точки зрения регионам надо задуматься: можно ли заставить человека оставаться на «свое земле», не переезжать в город, если для него и детей не построена вся инфраструктура — школы, больницы, плохая связь и тп? Скорее всего — нет. Поэтому если руководитель региона хочет и дальше развивать сельское хозяйство, поддерживать фермеров, и в будущем получить отдачу в виде доходов в бюджет и улучшения экономических показателей, заботиться об удобстве «сельчан» надо уже сегодня.
Один их таких успешных примеров — строительство школ в отдаленных селах самого большого региона страны — Якутии. За последние два года построены несколько детсадов-школ именно в отдаленных от центра селениях (а также улучшены жилищные условия), и туда, где еще 10 лет назад жило 50−60 человек, сегодня стекается молодежь. И именно эти «обновленные» села сегодня становятся лидерами АПК в Якутии. Один из примеров — село Улахан-Кюель, где строится жилье и школа, растут производственные показатели, увеличивается рождаемость (на каждого жителя Улахан-Кюеля в среднем приходится примерно 3 головы крупного рогатого скота и почти полторы тысячи тонн молока). Программу развития села в Якутии (и строительства новых школ), в регионе продолжат, выбирают новые точки для создания агрокластеров.
Кстати, в Якутии также есть мобильные школы — маленький «кочевой» домик на колесах, с классом, рассчитанным на 10 человек, туалетом, небольшими подсобными помещениями, со всей необходимой мебелью и оборудованием — партами, учительским столом, доской. С его помощью в республике обучают детей оленеводов в тундре. Этот проект даже признан международным, и поддержан Норвегией, Финляндией, Канадой, странами Азии и Африки, а в 2011 году такая школа стала одной из самых необычных учебных заведений мира по версии ЮНЕСКО. Недавно на Арктическом международном форуме Якутия подписала соглашение о реализации проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», в котором также предусмотрено мобильные школы.
По оценкам Института развития образования Высшей школы экономики сегодня нехватка школ в регионах России носит очень неравномерный характер. «У нас есть регионы с высокой рождаемостью и, увы, традиционно низкой обеспеченностью. К таким относятся регионы Северного Кавказа, даже для Краснодарского края это актуально, а в последнее время это также характерно для Татарстана, Башкирии, Чувашии, которые перешли на новую демографическую модель — два, а иногда и три ребенка в семье. Поэтому школ там, действительно, не хватает, в том числе, кстати, и в сельской местности», — говорит директор института.
Радует только то, что безвыходных ситуаций не бывает, и этим регионам стоит присмотреться к успешным примерам Пермского края, Хакасии и Якутии.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
09.04.1723:04:01