246

На Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова восстановлена электронно-лучевая сварка титана

На Казанском авиационном заводе им. С.П.Горбунова — филиале ПАО «Туполев» идёт модернизация имеющихся мощностей. В частности, в рекордно короткие сроки модернизирована установка электронно-лучевой сварки ЭЛУ 24/16, предназначенная для сварки конструкций из титана.

«В Казани запускается одна из самых крупных в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига, сделанная исключительно по российским технологиям. Хочу поблагодарить всех подрядчиков, сотрудников наших предприятий за сделанную меньше чем за год большую работу по ее модернизации и запуску», — отметил президент ОАК Юрий Слюсарь.

Основной принцип технологии сварки сохранился, но обновлено около 90% оборудования. Ключевые партнеры — ржевское ПАО «Электромеханика» и ижевское ОАО «НИТИ-Прогресс» и Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ).

Технология использовалась в СССР и будет использоваться далее (в том числе) для строительства «Белых Лебедей» (Ту-160). В 90-х технология была практически «утеряна».

Сегодняшняя установка имеет ряд преимуществ перед созданной ранее. Полностью заменены вакуумная система, система охлаждения, энергоблоки, система управления. Сокращена потребляемая мощность. Модернизирована и вторая необходимая установка — печь вакуумного отжига, в которой заменены также практически все системы.


  • 20
    Великоросс Великоросс
    25.04.1702:12:14

    Д.О. Рогозин:

    Спасибо таким спецам как В.В.Константинов, которые помогли нам восстановить на новой технической основе уникальные технологии сварки титана!

     http://twitter.com/Rogozi...status/856561887676420096 

    Отредактировано: Великоросс~02:15 25.04.17
  • 32
    Сергей Пышненко
    25.04.1706:50:45

    Вот это великое дело, не оскудела наша земля талантами. Теперь за работу!

  • 24
    SergeySeverny SergeySeverny
    25.04.1707:40:40

    это замечательно! большое дело сделано! очень сложная технология, уникальная!!!

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 26
      Нет аватара Starik
      25.04.1712:54:08

      Много ЁТМ банда рыжих и Гайдаров потеряла, еще больше передала своим покровителям! Но самая главная потеря это потеря людей — и по количеству (без малого по миллиону в год) и по качеству (утечка мозгов), да и те, кто остался оказались не у дел! Никогда не забуду как кандидаты и доктора наук стояли возле станций метро со своим домашним барахлом — молча, но гордо, стиснув зубы — встретил бы тогда рыжего, придушил бы! Говорил, мол, 30 млн. пенсионеров умрет, остальные хорошо жить будут! Мразь!

      • 2
        Нет аватара magistratus
        26.04.1700:15:25

        А потеря Украины? Это, на тот момент 52 млн человек в нашей системе разделения труда. Не говоря уже о войне под боком…

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 18
      Нет аватара Maggey
      25.04.1709:23:59

      Как известно титан при сварке в атмосферных условиях начинает гореть в отличии от вашей стальной лопаты и поэтому ему нужны специальные условия для сварки.

      Также уникальность в том, что тут варится титановая деталь длинною примерно в 12 метров (титановый хребет Ту-160) в отличии от вашей 30-сантиметровой лопаты. А ведь нужно еще сварить так чтобы геометрия была правильная.

      Отредактировано: Maggey~09:31 25.04.17
      • -9
        S G S G
        25.04.1713:09:29

        Нуче я титан от стали не отличу чтоли? Или титановая лопата — это для вас чудеса чудесатые?

      • 12
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        25.04.1714:10:35

        Титановые лопаты действительно от безысходности выпускали в 90-е многие авиапредприятия. Тот же рыбинский Сатурн. Ну и всякую бытовуху альпинистскую — крючья, кошки, айсбали, карабины начинали делать еще при СССР, сначала кустарно, потом в промышленных объемах. Титан — штука не простая, поэтому даже без сварки кустарные карабины разлетались иногда на куски при падении на камень с метровой высоты.

        • 0
          PolarBear PolarBear
          25.04.1717:10:29

          Титановые лопаты действительно от безысходности выпускали в 90-е многие авиапредприятия.

          Они (лопаты) и сейчсас выпускаются и продаются даже в сетевых магазинах.

        • 6
          Нет аватара ser56
          25.04.1718:36:16

          кстати, титановые лопаты очень удобные — к ним земля не прилипает…    

  • 19
    Нет аватара Maggey
    25.04.1709:18:57

    Восхитительно! Это действительно уникальная технология. В 90-е негодяи даже сперли документацию на установку по сварке.

  • 31
    Нет аватара mik88
    25.04.1709:40:38

    Это только на бумаге легко написать: — Восстановить производство Ту-160-. А на практике масса неожиданных и ожидаемых трудностей. Поздравляю заводчан

    • 0
      Макс Южный
      25.04.1711:50:12

      Центральную балку надо делать из титана, а вот корпус, быть может, надо бы перевести на «композит»?

      • 5
        Константин Рубцов Константин Рубцов
        25.04.1712:17:51

        Смысл? Заводчане молодцы большие, но заново перепроектировать изделие, зачем? Это крайне малосерийный выпуск, специфической )) продукции. Сам по себе Лебедь средство доставки боеприпаса большой дальности, так что вполне справится с задачей и так. Планер там вообще не самое главное.

        • 1
          Макс Южный
          25.04.1713:02:06

          А вдруг удасться сделать его легче? Увеличится дальность и (или) нагрузка, что всегда хорошо. Тем более что восстанавливать производство «Ту-160» сейчас это почти тоже самое, что налаживать производство совершенно нового самолёта.

          • 7
            Нет аватара zspe
            25.04.1716:31:09

            Это удлинит сроки на новые исследования. Композит будет в ПАК ДА. А здесь нужно выиграть время. Тут ехать, а не шашечки.

        • 0
          Нет аватара devorg
          25.04.1720:56:35

          30-50 штук это крайне малосерийный выпуск? Что будет по факту никто не знает, но планы то сейчас такие говорят.

          Отредактировано: devorg~20:57 25.04.17
      • 15
        Нет аватара Ил-2
        25.04.1712:21:16

        Перевод на композит повлечет за собой перепроектирование самолета и плюс необходимость проводить длительные НИРы, ОКРы, испытания и т. д. В конкретном случае надо восстановить производство самолета со средней модернизацией и дооснащением современным вооружением.

  • 9
    Нет аватара FED
    25.04.1711:08:46

    Ну казанцы молодцы)) впринципе у них там все более-менее оптимистично))

  • 13
    Нет аватара VMichael
    25.04.1711:46:59

    «Спасибо таким спецам как В.В.Константинов…» — эта фраза порадовала. Редко современные менеджеры ее произносят.

  • 15
    Саша Рошка Саша Рошка
    25.04.1712:18:49

    Вроде как установку Киевский НИИ разрабатывал. И от этого зависил весь проект. И просто нет слов! Все получилось! Очень горд за людей, кто участвовал в этом! Спасибо!

    • 11
      Нет аватара Maggey
      25.04.1712:48:55

      Верно Киевский НИИ. И вот теперь наши все сделали    

      • 2
        Нет аватара mester
        25.04.1717:23:31

        Конкретно институт Патона.

  • 0
    Denis Grabov
    25.04.1712:21:11

    А какие могут возникнуть трудности если хребет у самолета не сварить, а свинтить или склепать. А почему не литой? Ведь рельсы литые и длиннее 12 метров. А углеродное волокно? А стекловолокно?

    • 5
      Бамбармия Кергуду Бамбармия Кергуду
      25.04.1713:12:45

      А провести заново весь комплекс испытаний, что с учетом военной приемки растянется на несколько лет?

    • 1
      Максим Кошелев Максим Кошелев
      25.04.1716:34:02

      Разные материалы, разные параметры. Титан выбирался исходя из жесткости и веса. Углепластик будет иметь совсем другие параметры жесткости. А подобрать композитный состав требуемых параметров и разработать технологию изготовления балки этого состава — задача сопоставимая по сложности с проектированием нового корпуса исходя из проработанных материалов.

    • 0
      Нет аватара zspe
      25.04.1716:35:10

      Рельсы не совсем литые — они еще и катанные. Их геометрия проще. Хребет самолета по технологии рельсовой не сделать.

      Свинтить или склепать — будет менее прочно или более металлоемко == тяжелее.

  • 11
    Nikituchka Nikituchka
    25.04.1713:13:59

    Программа восстановления производства Ту-160 идёт хорошим темпом.

    Эту сварку в будущем и в ПАК ДА применять будут, и в ПАК ТА. Безопасность страны, нашего народа, должна быть постоянно в приоритете. В удивительное, но крайне не спокойное время живём.

    Доброе дело!    

    Отредактировано: Nikituchka~13:14 25.04.17
  • 2
    Нет аватара AbrValg
    25.04.1714:41:16

    Теперь дело за движками.

  • 3
    Нет аватара монархист
    25.04.1716:54:45

    А ведь больше никто в мире титан варить не умеет. Только русские дикари   

    • 3
      PolarBear PolarBear
      25.04.1717:29:58

      Я бы не был так категоричен. Ещё скажите, что никто в мире, кроме нас, титан в промышленности не использует.   

      • 0
        Нет аватара монархист
        26.04.1708:13:08

        А это не категоричность, это знание.    Попробуйте найти оборудование для сварки титана импортное.

        А еще в советское время столкнулись (реально задели друг друга) две подлодки наша (сварной титановый корпус) и «ненаша» клепанная. Фотки есть в сети. Наши после ремонта звездочку на рубке нарисовали ибо «противник» ремонту не подлежал.

        Так что «партнеры наши» хоть и «светочи мира» но клепанные.

  • 1
    Kolyda Kolyda
    25.04.1718:23:10

    А ведь больше никто в мире титан варить не умеет. Только русские дикари

    … и сварили они из 100 милиметрового титана прочный корпус атомной подводной лодки «Комсомолец».

    Так что титановые детальки самолетов сварить в те годы проблем не составляло. Да и самого титана в стране было много в те годы, за границей покупать не приходилось.

    • 1
      Нет аватара Lyudov
      25.04.1719:23:24

      да его и сейчас достаточно. только почти весь титан на экспорт идёт — боинги там разные да эйрбасы

    • 0
      Нет аватара AbrValg
      25.04.1719:41:40

      Только лодки варились людьми в аргоновой гермокамере. Соответственно, лодки делались медленно и стоили космических денег.

      • -1
        Kolyda Kolyda
        25.04.1719:56:17

        Только лодки варились людьми в аргоновой гермокамере.

        Насчет аргоновой гермокамеры не уверен, уж слишком большой этот прочный корпус, а вот то, что варили ручной сваркой знаю точно. У меня товарищ в те годы работал конструктором в ЦНИИ ТС и рассказывал про свое участие в строительстве этого корабля, и именно в разработке технологии, подготовке к сварке 100 мм. листов титана. Мне почему-то запомнились именно эти 100 мм. из его рассказов. Игорь Р…, светлая ему память.

        Соответственно, лодки делались медленно и стоили космических денег.

        Да кто ж тогда эти деньги-то считал… Украсть их, вывести за рубеж, было практически невозможно на том уровне. Вот и вбухивали в различные военные проекты, а население и без войны находилось в стадии выживания.

        • 0
          Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
          26.04.1705:11:23

          «Атмосфера» на Севмаше — настолько циклопическая конструкция, что в кадр как тут просто не влезет.    

    • 1
      Denis Grabov
      25.04.1721:47:01

      Титан-вообще не редкий металл, из двуокисититана белила длч стен делают.

      • 0
        Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
        26.04.1705:12:13

        Но вот восстановить металл из этой окиси — геморрой из геморроев. Поэтому он не редкий, но крайне дорогой.

    • 0
      Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
      26.04.1705:10:28

      Там немножко другая технология была, с переставной камерой, когда нос и корма торчат из камеры, а свариваемый шов внутри, но такое работает только на цилиндрических конструкциях.

    • 0
      Нет аватара монархист
      26.04.1708:18:00

      «Данный металл не относится к категории редких. В земной коре его значительно больше, чем, к примеру, свинца, цинка или меди. В титане удачно сочетаются небольшая плотность и прочность сплавов на его основе, а если учесть стойкость перед коррозией даже в агрессивной среде, то интерес к нему во многих отраслях промышленности вполне понятен."

      Источник: ismith.ru/welding/texnologiya-svarki-titana/ ©

      • 0
        Kolyda Kolyda
        26.04.1708:51:03

        Данный металл не относится к категории редких.

        Может быть и так, но я где-то читал, что сырье для титана ВСМПО-Ависма приобретает в Украине и в Австралии.

    • 0
      Нет аватара абрамыч
      26.04.1715:49:07

      У меня друг на Ящике из титана ветряк сделал для дачи ,но это уже ближе к распаду СССР.

  • -1
    Нет аватара Makarov
    25.04.1720:20:28

    Жаль только, что весь титан везётся с украины.

    • 0
      Evgeny46 Evgeny46
      25.04.1720:48:00

      В виде дешёвого сырья. А вот из России уже в виде дорогих изделий

    • 0
      Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
      26.04.1705:12:57

      Металл никто с Украины не везёт, везут руду или концентрат. Вся выплавка — в Верхней Салде.

      • 0
        Нет аватара Makarov
        26.04.1712:30:58

        Руды на украине нет и да, ильменитовый концентрат, если уж Вы такой педант    Но смысл это не меняет — как только хохлы взбрыкнут, надо будет везти морем. И это если каими нибуть санкциями и его не перекроют.

        • 0
          Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
          27.04.1708:55:46

          В России достаточно титановых месторождений, просто в условиях сложившейся кооперации добывать его было либо невыгодно, либо просто требовало крупных капиталовложений, на которые все забивали. А санкциями его не перекроют, потому что собственное производство на Западе нужные объёмы просто не покроет, а расширять его… Видим мы на примере Watts Bar как они восстанавливают технологии строительства АЭС… в общем, с мягким знаком.        

          • 0
            Нет аватара Makarov
            30.04.1718:42:39

            «просто в условиях сложившейся кооперации добывать его было либо невыгодно либо просто требовало крупных капиталовложений, на которые все забивали."

            да, крупные, нет, не все забивали.

            На севере Амурской области есть Олёкминский рудник, на Куранахском ильменит-титаномагнетитовом месторождении, до 180 тыс тон ильменита в год.

            к сложившейся кооперации он не имел никакого отношения.

            » А санкциями его не перекроют,, потому что собственное производство на Западе нужные объёмы просто не покроет, а расширять его…"

            ну тут я не знаю, дай бог что бы так…

  • 3
    Нет аватара felix-edmund
    25.04.1721:20:38

    Фантастика! Всё-таки смогли ! Это не событие, а событиище!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,