80

Российские ученые разработали технологию извлечения лития из отходов

НИТУ «МИСиС» разработал опытно-промышленную установку для извлечения лития из отходов рудного производства и отработанных литий-ионных источников тока. При этом стоимость конечного продукта получается ниже импортируемого сегодня Китайского аналога.

Литий — самый легкий металл, главный компонент литий-ионных аккумуляторов, без которых сегодня не работает ни мобильный телефон, ни ноутбук, ни фотоаппарат. По оценкам HSBC, мировой спрос на литий увеличится к 2025 году в 2,5 раза. Если мировое потребление этого металла во всех отраслях экономики в 2015 году составляло 170 тыс. тонн, то к 2020 году аналитики прогнозируют рост до 420 тыс. тонн.

В Австралии, Канаде, Бразилии, Китае этот металл извлекается из твердых минералов — руды. В Чили и Аргентине добыча ведется из рапы — очень концентрированного соляного раствора минеральных озер, расположенных в засушливых районах.

На территории России единственный литиевый рудник — Завитинское месторождение в Восточном Забайкалье. Там с 1941 по 1997 добывалась литиевая руда — сподумен. Сегодня на территории России литий не добывается, металл и его соединения закупаются за рубежом.

Команда ученых из НИТУ «МИСиС» под руководством доцента кафедры цветных металлов и золота кандидата технических наук Ольги Криволаповой разработала технологию кислотной переработки литийсодержащих веществ, которую испытали на образцах пород отвалов флюоритных месторождений, а также отработанных литий-ионных аккумуляторах. Разработчики уверены, что внедрение технологии в промышленное производство позволит получать литий, не уступающий по качеству импортируемому.

Технологию предполагается ввести в промышленное использование на флюоритовых месторождениях Приморского края, а также на Завитинском месторождении в Забайкальском крае. По прогнозам ученых, за 20 лет предложенным способом можно добыть более 40 тысяч тонн карбоната лития, что покроет все внутренние потребности России. «Мы работаем над созданием нового производства, которое даст возможность полностью отказаться от импортного сырья, — подчеркнула руководитель проекта Ольга Криволапова. — Новая технология позволит осуществлять параллельно процессы извлечения и переработки лития и получать не только чистый литий, но и ценные продукты — соли лития, в зависимости от потребностей отечественной промышленности».

Заведующий кафедрой Цветных металлов и золота НИТУ «МИСиС» доктор технических наук, профессор Вадим Тарасов пояснил, что в настоящее время установка находится на полигоне, где проводятся пуско-наладочные работы, а основные испытания намечены на осень текущего года.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 1
    Vsemoguchij Vsemoguchij
    26.04.1717:11:10

    Кто придумает новую долгоиграющую, но дешёвую батарею, станет миллиардером…

    И очень жалко что мы отстаём, хотя космических наработок было много…   

    • 6
      cu6upckuu_KPE4ET cu6upckuu_KPE4ET
      26.04.1722:21:15

      Вообще-то, литий-титановые батареи у нас уже на опытный автобус поставили, так что про отставание спорно.

      • 2
        Vsemoguchij Vsemoguchij
        27.04.1709:15:52

        Так мы отстаём в первую очередь в скорости реализации «идеи» до окупаемости.

        Инноваций много, но претворить их в жизнь целая проблема…

    • 0
      VV Axntv VV Axntv
      27.04.1712:50:40

      Никто уже не придумает, всё испробовано, таблица Менделеева не много элементов содержит.

      В будущем возможно лишь удешевление придуманного.

  • 2
    kolop kolop
    26.04.1717:49:45

    Отличная новость. Вот теперь можно смело внедрять электромашины. Раньше я негативно воспринимал электромашины из-за того, что литий-ионные батареи после использования не утилизировались, а просто выкидывались, загрязняя природу. А теперь можно смело использовать литий-ионные батареи зная, что они могут быть переработаны.

    • 0
      Vsemoguchij Vsemoguchij
      26.04.1717:52:15

      Как всегда встаёт вопрос стоимости…

      • 0
        kolop kolop
        26.04.1723:09:50

        Выбирай: жить в чистой природе с удобствами, но дорого или в токсичной среде с удобствами, но дёшево. В наше время уже нельзя обойтись от приборов в которых есть литий, те же мобильные телефоны чего стоят.

        Тем более читай первый абзац:

        При этом стоимость конечного продукта получается ниже импортируемого сегодня Китайского аналога

        • 7
          Сергей Перовский
          27.04.1700:52:58

          Литиевые аккумуляторы в 100 (сто!) раз уступают бензину по энергоемкости.

          «Тесла» постоянно возит почти тонну аккумуляторов. Это не слишком экономично, а значит и не экологично. Электромобили не решают экологических проблем, они только переносят их в другое место.

          Общая мощность ДВС в мире в несколько раз выше суммарной мощности всех электростанций. Переход на электротягу потребует удвоения производства энергии. Быстро можно настроить только ТЭС. И электромобили будут ездить на угле.

          • 1
            Нет аватара argr
            27.04.1715:07:12

            Общая мощность ДВС в мире в несколько раз выше суммарной мощности всех электростанций.

            Только электростанции работают на номинале постоянно, а ДВС — только когда на газ нажимаешь.

            Переход на электротягу потребует удвоения производства энергии. Быстро можно настроить только ТЭС. И электромобили будут ездить на угле.

            Я как-то прикидывал — выходит, что перевод всех личных авто на электричество потребует увеличения производства электроэнергии на 10%. Это легко может быть покрыто тем, что уже существующие электростанции не будут выключаться на ночь.

            Расчеты тут: argr.livejournal.com/17114.html

          • 0
            Egor Panov Egor Panov
            29.04.1715:35:46

            Тут вот какое дело.

            Скорее всего беспилотные автомобили станут реальностью уже в ближайшее время, в крайнем случае через 10 лет. Это приведет к отсутствию необходимости управлять автомобилем лично, а следом отпадает необходимость иметь автомобиль в собственности. Всё это приведет к снижению числа автомобилей.

            Следовательно, если эти автономные автомобили будут на электрической тяге(скорее всего так и будет), то и компенсировать придётся не такой огромный объем электроэнергии.

            Мощные электростанции имеют КПД выше, чем автономный ДВС. Следовательно и экологичность тоже выше. Плюс энергия атома, реакторы на быстрых нейтронах уже реальность. Управляемый термоядерный синтез тоже не за горами — проект ITER развивается, несмотря на имеющиеся затруднения. У бензина\солярки\иного топлива для автомобилей нет больших перспектив.

            Отредактировано: Egor Panov~15:54 29.04.17
    • 1
      Нет аватара Strannic
      27.04.1706:05:25

      Многие знания- многие печали. Из широко распространённых тяговых никель-кадмиевых батарей интересна по переработке только часть- никельсоставляющая. Остальная масса- кадмиевая, полимерные составляющие загрязнённые кадмием просто где-то кем-то выкидывается. Скорее всего уже на первой ступени- заготовителями

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,