33

Новый внедорожник из Lada 4×4: документы получены

Внедорожник «Сталкер» принято вспоминать, как несостоявшийся проект российского автопрома. Но недавно компания «Апал» вдруг оформила документы на производство этой модели!

В самом начале 2000-х специалисты тольяттинской научно-производственной фирмы «Лада-Тул» разработали крайне любопытный автомобиль. На пространственном каркасе из тонкостенных труб крепились панели, изготовленные из ударопрочного пластика, — получилась очень лёгкая и крайне прочная конструкция. И вдобавок весьма симпатичная.

Эпизод первый: выставочный экспонат

Первые образцы машины, названной «Сталкер», комплектовались агрегатами от вазовской «классики», то есть были заднеприводными. Однако почти сразу конструкторы поняли: привод должен быть полным. Вот только «Ладу-Тул» начало лихорадить, и проект, включая оборудование и персонал, за долги забрала другая компания из «автограда» — «Апал».

  • C 2003 по 2011 годы собрали около десятка «Сталкеров»: оранжевая машина — с дизельным двигателем ВАЗ-341 и задним приводом, а серебристая — с бензиновым мотором и полным приводом
  • C 2003 по 2011 годы собрали около десятка «Сталкеров»: оранжевая машина — с дизельным двигателем ВАЗ-341 и задним приводом, а серебристая — с бензиновым мотором и полным приводом

На новом месте команда разработчиков начала строить следующий экземпляр, который уже оснастили двигателем, трансмиссией и ходовой от внедорожника Lada 4×4. Притом лёгкие полноприводные «Сталкеры» по динамике и проходимости превосходили исходную «Ниву». И, разумеется, не боялись ни коррозии, ни царапин, которые доводили нивоводов до белого каления.

Здесь нужно сделать важное отступление. «Апал» — один из крупнейших российских производителей пластика. Пластика самого разного, поэтому для панелей автомобиля тольяттинцы выбрали термопласт — очень прочный инновационный материал, который не боится низких температур. Собственно, проект внедорожника поначалу рассматривался «Апалом» исключительно как эффектный экспонат, демонстрирующий возможности компании…

Эпизод второй: чеченские перспективы

В 2003 году машину показали на Тольяттинском моторшоу. Затем последовала череда автопробегов по России… Поклонники «Нивы» из разных городов начали буквально заваливать фирму письмами и звонками! В Тольятти задумались: а может, стоит наладить производство модели, которая всем так понравилась? И «Апал» начал искать бизнес-партнёра, который бы сумел на своих мощностях наладить сварку каркасов кузова и сборку товарных автомобилей.

  • Салон «Сталкера» не блещет дизайнерскими изысками, но при аккуратной сборке такой интерьер выглядел бы интереснее и гармоничнее нивововского
  • Салон «Сталкера» не блещет дизайнерскими изысками, но при аккуратной сборке такой интерьер выглядел бы интереснее и гармоничнее нивововского

Среди претендентов выступали ныне обанкротившаяся «Супер-Авто», а также… министерство промышленности Чечни. «Чеченцы были настроены серьезно — они действительно хотели выпускать этот автомобиль», — рассказывал «Дрому» главный идеолог проекта Павел Попов. Но не сложилось. По неизвестным причинам автомобиль не встал на конвейер.

Под индексом «Апал-21541» полноприводные «Сталкеры» прошли сертификационные испытания, включая фронтальный краш-тест, и получили необходимые для выпуска документы. Поначалу — на партию из 150 автомобилей. По прикидкам, в конце 2000-х такой внедорожник можно было продавать за 280-300 тысяч рублей — всего на 30-50 тысяч дороже обычной трёхдверной «Нивы».

Эпизод третий: привет из Германии

В 2009 году малоизвестная немецкая компания Travec Automotive GmbH решила начать выпуск некоего каркасно-панельного внедорожника. За заковыристым названием Tecdrah скрывался… преемник российского «Сталкера»! Правда, в Tecdrah использовались агрегаты от Dacia Duster, то есть вместо настоящего «проходимца» публике предложили обычный кроссовер.

  • Чтобы перевести внедорожник на агрегаты «Дастера» и создать Travec Tecdrah, инженерам компании «Апал» пришлось полностью изменить размеры «Сталкера»
  • Чтобы перевести внедорожник на агрегаты «Дастера» и создать Travec Tecdrah, инженерам компании «Апал» пришлось полностью изменить размеры «Сталкера»

По одной версии, перспективы эффектной новинки «растоптал» именно выбор агрегатной базы. Дескать, в Германии очень любят «Ниву», но главным фактором этой любви является феноменальная проходимость российского внедорожника. А покупать по цене «Дастера» никому не известный «паркетник» из пластика, как якобы показали опросы, немцы не готовы. По другим данным, глава немецкой фирмы Маркус Неске просто «кинул» тольяттинцев.

Кстати, в 2011 году Travec Tecdrah даже выставляли на Франкфуртском автосалоне. Стендисты обещали, что машина получит шильдики «Made in Germany» (предполагалось, что немцы займутся сборкой «Текдрахов» из российских машинокомплектов). Также называлась предварительная цена: 13 000 евро за передне- и 18 000 евро за полноприводную версию. К слову, ценник по европейским меркам весьма умеренный, учитывая, что базовым заявлялся 1,5-литровый дизельный мотор.

Эпизод четвёртый: неожиданное возвращение

В прошлом году компания «Апал», по слухам, снова задумала начать мелкосерийное производство этих машин. В Тольятти заговорили, будто сборочной площадкой для производства станут мощности фирмы «ВИС-Авто», которая, являясь вазовской «дочкой», сейчас занимается выпуском фургонов и пикапов на базе различных моделей марки Lada.

  • У «Сталкера» крайне любопытная конструкция: задняя часть крыши — «колпак», можно открыть или снять (в последнем случае получится автомобиль-ландоле)
  • У «Сталкера» крайне любопытная конструкция: задняя часть крыши — «колпак», можно открыть или снять (в последнем случае получится автомобиль-ландоле)

Однако слухи подтвердились фактами: в базе данных Росстандарта совершенно неожиданно появилось свежее одобрение на выпуск партии из 150 «Сталкеров»! Судя по официальным документам, агрегаты взяты от актуальной версии Lada 4×4 (прошлым летом модель пережила глубокую модернизацию), а местом сборки действительно заявлен «ВИС-Авто».

Увы, к настоящему времени никаких подробностей выяснить не удалось. Хотя очень хочется, чтобы удачная конструкция выпускалась пусть мелкими, но сериями… Как минимум, это достойная альтернатива тяжёлым квадроциклам и багги. Тем более, что новое место сборки гарантирует относительно высокую культуру производства.

Александр Костянов, Алексей Кованов

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 6
    Samboris Samboris
    23.05.1720:10:52

       

    • -6
      Нет аватара молодой хват
      23.05.1720:31:36

      Каркасно панельные суперкары -- проваливаются один за другим, а тут хотять эту технологию в бюджетный класс… Она для гоночных технологий хороша и гаражных самоделок… Мелкосерийное производство по этой технологии -- не взлетит…

      Любят народ ходить по граблям… Прям супер кары Маруся вспомнить.

      • 5
        Нет аватара Инженер2015
        23.05.1722:48:28

        Мелкосерийное производство по этой технологии -- не взлетит…

        Любят народ ходить по граблям…

        вам с кармой -31

        и рейтингом -1700

        то точно виднее

        • 2
          Нет аватара молодой хват
          23.05.1723:12:39

          Вы думаете карма на этом ресурсе имеет связь с моими знаниями? Тут принято минусовать все неугодное. Вот и у Вас не нашлось возражений по делу, только разговор о карме. А мои комментарии в большинстве критические, народ тут этого не любит… А я в розовых очках не хожу, радоваться фальшивкам не могу…

          Если с чем-то не согласно пишите, я поясню свою позицию, но тут принято анонимно минус влепить, а не разобраться в ситуации, не попросить доказательств чужой точки зрения.

          Плюса в карму тут не у кого не будет если он критикует трактор Кировец, по чему то считая его народным достоянием.

          Есть вопросы к моему комментарию по делу--- пишите, постараюсь ответить.

          Отредактировано: молодой хват~23:15 23.05.17
  • 1
    Нет аватара Инженер2015
    23.05.1722:46:39

    ну молодцы    

    внешний вид впечатляет, хорошее решение!

    Отредактировано: Инженер2015~22:46 23.05.17
  • 0
    Нет аватара nrv9999
    23.05.1723:23:38

    Это все конечно, хорошо и интересно, но не понятно, что все-таки представляют из себя эти каркасно-панельные автомобили (все, не только Апал). Вариантов вижу 2:

    1) это способ мелкосерийно сделать эксклюзивный продукт. Что смущает? рыночные перспективы мелкой серии сами по себе, соответствие нормам безопасности — непонятно, зачем государству разрешать выпуск не укладывающегося в современные нормы безопасности Апала, но не разрешать при этом всем нормальным производителям. Может, конечно, я загнул про несоответствие, ведь у нас, вроде, нормы ЕЕК ООН, очень слабые, так что и Апал будет соответствовать, но в будущем могут быть приняты и более жесткие нормы и к тому же потребителя — самое главное — волнует этот вопрос, потребитель хочет три звезды, в ARCAP, например.

    2)Это инновация, каркасно-панельный кузов а)легче б) дешевле (выбрать нужное, можно несколько) при этом не ржавеют наружные панели и по безопасности не уступает традиционному кузову. Тогда только непонятно, почему этим не занимаются ведущие игроки рынка и почему например, тот же Апал не позиционирует себя как инновационную компанию — типа Теслы

    • 0
      Dani Max Dani Max
      24.05.1701:22:11

      это способ мелкосерийно сделать эксклюзивный продукт. Что смущает? рыночные перспективы мелкой серии сами по себе

      не обязательно эксклюзивный…скорее нишевый…а учитывая, что агрегатная база уже готовая и недорогая, то шансы есть

      непонятно, почему этим не занимаются ведущие игроки рынка и почему например

      дешевле, чтоб варили роботы…тут ограничения в производительности и рентабельности…полагаю, около 1-2к машин в год

  • 0
    SergeySeverny SergeySeverny
    24.05.1705:47:33

    я бы сынишке купил такую машинку, где продают?

  • 0
    Нет аватара koshmar
    24.05.1715:39:16

    если есть у людей желание собрать автомобили, то кто мы такие чтобы их отговаривать или осуждать? тем более, что на такие автомобили есть спрос у любителей 4×4, у которых одно желание — залезть в грязь по зеркала и гордо из неё выехать своим ходом.

    150 автомобилей — это мелочь, которая растворится по стране без следа. я бы посоветовал вместо задних сидений организовать багажник, а тент заменить на пластиковую или композитную крышу. будет вполне приличный ситикар дом-работа-гипермаркет-дом.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,