стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
171
fram 30 июля 2017, 23:07

НПО"Сатурн" проводит испытания деталей из полимерных композиционных материалов для двигателя SaM146

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

ПАО «ОДК — Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) проводит испытания опытных образцов деталей полимерных композиционных материалов (ПКМ) в составе российско-французского двигателя SaM146, которым оснащаются авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ100).

Многокомпонентные композиционные материалы состоят из пластичной основы (матрицы) и армирующих наполнителей, обладающих высокой жесткостью и прочностью. Их сочетание обеспечивает создание новых материалов, а ориентация наполнителя (углеродного волокна) в материале - необходимые прочностные свойства.

SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства Safran Aircraft Engines и «ОДК — Сатурн»).

Рыбинское предприятие «ОДК — Сатурн» отвечает за разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, общую сборку двигателя SaM146 и его испытания, а Safran Aircraft Engines — за компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, коробку агрегатов, САУ и интеграцию силовой установки.

«ОДК — Сатурн» работает над улучшением ресурсных и технических характеристик двигателя. Одним из направлений данных улучшений является замена существующих металлических деталей двигателя на конструкции, изготовленные из полимерных композиционных материалов.

«Мы активно работаем над созданием и внедрением деталей из полимерных композиционных материалов в состав авиационных двигателей, поскольку это позволяет существенно улучшить основные характеристики изделия, — говорит заместитель генерального конструктора «ОДК — Сатурн» по научно-исследовательской работе Дмитрий Карелин. — В частности, одной из задач является снижение веса двигателя SaM146 и других ГТД, выпускаемых предприятиями ОДК, а также создание научно-технического задела в области внедрения ПКМ. Целевыми показателями при этом являются снижение массы детали на 20-40% и стоимости изготовления на 10-50%".

В настоящее время первые опытные образцы, произведенные на «ОДК — Сатурн», проходят комплекс испытаний в составе двигателя SaM146. Разработанные технологии будут внедрены и в другие силовые установки ОДК.

Для успешного внедрения ПКМ специалистами предприятия была выбрана концепция «от простого к сложному», когда последовательность шагов начинается от замены материала в неответственных статорных деталях до ключевой задачи — разработки и создания модуля вентилятора из ПКМ.

Ключевые технологические направления, по которым ведется освоение данной технологии, — это ПКМ для статорных деталей на основе термопластичной (суперплатики типа ПЭЭК) матрицы и ПКМ для нагруженных деталей ГТД (в том числе рабочая лопатка вентилятора) с 3D-тканой армирующей структурой. Разработка технологий проводится в широкой кооперации с российскими и иностранными институтами и компаниями.

«Анализ мировых тенденций показал, что зарубежные компании-лидеры уже осуществляют переход от традиционных слоистых полимерных композитов к материалам нового поколения, — отмечает заместитель генерального конструктора «ОДК — Сатурн» по научно-исследовательской работе Дмитрий Карелин. — Это связано с повышением надежности деталей из новых материалов в сравнении со слоистыми ПКМ. Простое повторение опыта мировых компаний не позволит осуществить технологический скачок и, тем более, опередить их, поэтому внимание было сфокусировано на новых современных технологиях, имеющих максимальные перспективы применения. Серьезный прорыв можно осуществить с началом промышленного освоения и эксплуатации деталей из термопластичных ПКМ. Использование данных материалов позволяет проводить повторный расплав-отверждение, а, значит, существенно расширяет технологические возможности создания деталей из ПКМ, делает возможным использование технологий сварки, штамповки, литья, гибридных технологий формования, позволяет ремонтировать детали в условиях эксплуатации при появлении повреждений».

Технология создания сложных пространственно-армирующих структур из непрерывного углеволокна, которую осваивают в «ОДК — Сатурн», позволяет управлять и контролировать распределение механических свойств внутри детали за счёт 3D-армирования и нивелирует самый главный недостаток традиционных ПКМ — склонность к межслойному расслоению.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара kuffa
    31.07.1703:47:27

    Это к какой части двигателя относится? Горячей, за которую французы отвечают, или к холодной, которую мы производим?

    • 3
      Нет аватара casta1913
      31.07.1703:51:51

      Наверно за нашу часть — они ведь не могут к Французам ползти — да их туда и ни кто не пустит.

    • 5
      Нет аватара _ON_
      31.07.1708:18:34

      К холодной, рекорд термостойкости все еще до 300 градусов.

  • 4
    Нет аватара casta1913
    31.07.1703:49:23

    Полимеры конечно хорошо — пригодится — но лучше бы скорей занялись локализацией движка!

    • 21
      Нет аватара luboy
      31.07.1704:32:56

      На сайте www.npo-saturn.ru в пресс-релизе от 18.07.2017 написано, что ОДК и Банк ВТБ заключили соглашение о сотрудничестве по локализации производства в России деталей горячей части двигателей Sam146, устанавливаемых на самолёты сухой суперджет 100.

      • 2
        Нет аватара casta1913
        31.07.1705:23:45

        Да да я читал про это — скорее бы!

      • 0
        Нет аватара kuffa
        31.07.1712:38:47

        Чет не ясная история — французы же жаловались что объем производства маловат — и хотели поднимать цены.

  • 0
    Нет аватара kuffa
    31.07.1703:54:37

    Что за хрень? захожу в пост «Серьёзный разговор о будущем России. Спецвыпуск (Время-вперёд! #254)» — функция комментов не работает — в остальных постах работает. Враги народа проникли и поломали механнику?

    • 0
      Нет аватара casta1913
      31.07.1703:57:00

      У меня такая же хрень!

      • 3
        Нет аватара kuffa
        31.07.1704:00:49

        Не иначе как злобные украинские фашисты проникли на ресурс с целью организации диверсий.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,