стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
85

Ученые Томского политеха предложили новый метод переработки отработавшего ядерного топлива

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Проблема нехватки объемов для хранения ОЯТ является актуальной для всех стран, развивающих атомную энергетику. Так, по оценкам исследователей, сегодня в России на площадках АЭС и в хранилищах радиохимических заводов размещено около 16 000 тонн ОЯТ. При этом ежегодный прирост хранящегося топлива достигает 850 тонн.

Добавим, существует два основных варианта обращения с ОЯТ: хранение и переработка. Первый способ, который бывает двух типов: сухое хранение (в вентилируемых помещениях) и влажное (под водой) — является более дешевым. Однако переработка, хоть и предполагает серьезные денежные и энергозатраты, является более современным и экологичным способом обращения.

В Томском политехе предложили модернизировать существующий способ переработки ОЯТ. Стандартный процесс предполагает фрагментирование ОЯТ, растворение в азотной кислоте, экстракционное извлечение из раствора урана и плутония и производство на их основе MOX-топлива для АЭС. Оставшиеся без урана и плутония отходы переработки ОЯТ (ОП ОЯТ) представляют собой водно-солевые растворы высокой активности, включающие целый ряд радиоактивных продуктов деления изотопа уран-235 (платиноиды, РЗЭ) и других металлов. По действующей технологии эти отходы выпаривают, добавляют химические реагенты (силикаты, фосфаты, бораты и другие) и направляют на операцию остекловывания с последующим захоронением в виде «брикетов». Однако у существующего способа есть ряд недостатков.

«ОП ОЯТ в отличие от радиоактивных отходов несут в себе определенную ценность — то, что входит в его состав, может быть востребовано в будущем. „Брикеты“, которые получаются в процессе остекловывания, конечно, занимают меньший объем и не содержат уран и плутоний, однако содержат изотопы очень ценных металлов платиновой группы — палладия, родия и рутения, которые являются продуктами деления. Но проблема в том, что из „брикетов“ их потом просто не извлечь», — говорит он.

Доцент кафедры технической физики добавляет, что ученые ТПУ предлагают использовать низкотемпературную плазму для иммобилизации отходов переработки ОЯТ. Причем технология политехников позволяет не только встроиться в уже существующий процесс переработки, но и удешевить его.

«Основой технологии переработки ОЯТ на радиохимических заводах является PUREX-процесс, в котором экстракцию урана и плутония из водно-солевых растворов осуществляют трибутилфосфатом (ТБФ) с использованием различных органических разбавителей (керосин, очищенные углеводороды и другие), которые под действием радиоактивного облучения с течением времени теряют свою эффективность и превращаются в горючие отходы переработки ОЯТ (ГОП ОЯТ). Нами разработан процесс совместной плазменной иммобилизации горючих и негорючих отходов переработки ОЯТ в воздушной плазме в расплавах хлоридов металлов (натрий, калий), стойких к радиационному облучению. В итоге получается горючая композиция, которая обрабатывается в воздушной плазме при температуре не менее 1 200 °С. На выходе мы получаем своеобразный расплав, который собирается в специальные емкости, затвердевает и отправляется на хранение.

По прошествии необходимого времени из субстанции можно будет извлечь химическими способами металлы платиновой группы. Для сравнения: с одной тонны ОЯТ образуется до 2 килограммов рутения, до 1,5 килограмма палладия и до 0,5 килограмма родия», — поясняет политехник.

Отметим, к несомненному достоинству технологии ученых Томского политеха относится уменьшение стоимости за счет сокращения количества операций, объема емкостного оборудования, затрат на химические реагенты и электроэнергию. Исследования с использованием плазменного комплекса ведутся в ТПУ с 2013 года. Работы подкреплены госзаданием «Наука», федеральной целевой программой. При этом плазменный комплекс, созданный в вузе, может быть использован для выполнения различных заданий. «На этой же установке можно получать нанопорошки из ОЯТ. После экстракции урана и плутония в образующемся растворе остаются редкие элементы, например, иттрий или цирконий. После переработки в плазме можно получать нанопорошки оксидов данных элементов. Плазма сама по себе является очень универсальным инструментом, несмотря на то, что она достаточно хорошо исследована, наблюдать ее широкое применение в промышленности нам пока не приходится», — подчеркивает физик. Политехниками уже проведена отработка лабораторной пробы на плазмохимическом комплексе. Эксперименты проводились не на реальном ОЯТ, но на моделях, которые полностью имитируют физико-химические свойства сырья. Кроме того, учеными ТПУ уже разработаны мобильный плазменный комплекс, который при необходимости можно модернизировать под нужды предприятия, и стационарная установка."Это многоцелевой комплекс, который можно использовать для решения различных задач. Мы готовы к тому, чтобы проводить работы с использованием ОЯТ, открыты для сотрудничества с предприятиями ядерной промышленности.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 6
      Нет аватара guest
      27.11.1704:26:42

      Вам батенька во первых географию бы подучить: где Урал и где Томск хотя бы на карте найти. А во вторых научиться получше читать:

      Эксперименты проводились не на реальном ОЯТ, но на моделях, которые полностью имитируют физико-химические свойства сырья.

      • 4
        Нет аватара Ил-2
        27.11.1710:39:00

        А еще эти жертвы пропаганды видимо считают что топливо «рэжут, пилют и плавют» на свежем воздухе автогеном на тигельке)) И совершенно не представляют какие сооружения и оборудование для этого применяются. Например поиском пройти «Хранилище ОЯТ на Горно-химическом комбинате Железногорска» и посмотреть на лучший в мире комплекс или «Опытно

        демонстрационный центр по переработке ОЯТ».

        Отредактировано: Ил-2~10:43 27.11.17
    • 4
      Нет аватара guest
      27.11.1710:38:20

      > Интересно сколько из этих двух кило сейчас летает над Южным Уралом и над Челябинском в частности?

      Нисколько.

      Концентрация рутения на Урале меньше, чем в Европе — это раз

      Если бы выброс произошел на Урале, это был бы не чистый рутений, который выделяют в другом месте — это два.

      Отредактировано: capt4net~10:38 27.11.17
    • 6
      Sergio Buk Sergio Buk
      27.11.1714:10:23

      Специально для безграмотных, туповатых борцунов, что всасывают все подряд с каких то помоек Росатом даже написал справку, как для детей, вдруг смогут хоть так понять:

      «"Росатом» опубликовал справку по рутению, доступную даже оппозиции

      Официальный блог корпорации «Росатом» опубликовал комментарий рутения по поводу «радиоактивного облака» и прочих ужасов.

      «Маленького любой может обидеть!

      Столько глупостей и истерики вокруг рутения-106. Узнали, что он сам думает об этой ситуации.

      «Я не простой металл, из платиновой группы. В природе не встречаюсь. Я настолько полезный, что меня специально делают очень умные люди по всему миру. Говорят, я появляюсь, если происходят аварии на АЭС или на заводах по переработке ядерного топлива, но это неправда.

      В чистом виде в России меня производят только в г. Димитровград Ульяновской области в научном центре «ГНЦ НИИАР». Это очень непростой процесс. Получить меня сложно, потому что я не являюсь побочным продуктом при наработке других изотопов или при любом другом технологическом процессе. После производства меня в виде раствора в безопасной упаковке отправляют в Германию, США или г. Обнинск Калужской области в научный центр «ГНЦ РФ-ФЭИ». Пока еще никто не жаловался, чтобы меня плохо доставили или что-то произошло с упаковкой.

      Я не жалуюсь, просто не понимаю, почему обо мне так плохо все говорят. В Обнинске и за границей другие умные люди из меня делают офтальмологические аппликаторы. Я возвращаю людям зрение! Меня очень ждут, например, в Москве в МНТК «Микрохирургия глаза».

      Говорят, недавно я появлялся одновременно в разных местах от Нормандии до Урала… Пока меня в Обнинске делают штучно, под заказ. Меня очень мало, в год не больше 10 штук. Может, это мои близнецы?! Их у меня много. Есть и заграничные родственники, есть и очень известные личности — летают в космосе подолгу. Некоторых из них я даже не знаю, они секретные. Но, поверьте, все они очень полезные и никогда не приносили людям вреда».

      Маленького любой может обидеть!

      А тут более подробно, как все обнаружилось и кто раскрутил истерику, после озвучивания которой Навальным в комменты нахлынули его малолетние поклонники-борцуны. Самое смешное, что Алеша, спрашивая на митинге в Челябинске, где должен быть Путин, в то время, как на Урале заговорили про радиоактивное облако, «не знал», что Путин там в то время был и даже притащил туда президента Казахстана. Вот такой вот кандидат в президенты — повелитель школьников.

      Отредактировано: Sergio Buk~15:01 27.11.17
      • 0
        Нет аватара Bart
        28.11.1702:05:57

        "Росатом" опубликовал справку по рутению, доступную даже оппозиции

        Видимо, Росатом считает большинство людей настолько тупыми и инфантильными радиофобами, что пытается писать на их языке. Вот официальный комментарий:

        Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом» считает необходимым уведомить всех представителей СМИ и общественность, что все атомные объекты Госкорпорации «Росатом», включая энергоблоки АЭС, работали и работают в штатном режиме. Как сообщалось и ранее, никаких инцидентов на объектах отрасли (включая период сентябрь — октябрь 2017 года) не зафиксировано. Замечаний к работе оборудования, а также нарушений условий безопасной эксплуатации на всех предприятиях Госкорпорации «Росатом» нет. Радиационный фон вокруг всех объектов атомной отрасли Российской Федерации контролируется, находится в пределах нормы и соответствует естественному радиационному фону. Сведения по уровню радиации всегда открыты для населения, предоставляются круглосуточно в режиме реального времени с датчиков Автоматической системы контроля радиационной обстановки (АСКРО).

        Зафиксированное Росгидрометом в конце сентября — начале октября превышение концентраций изотопа рутения-106 (Ru-106) в атмосфере меньше предельно допустимой концентрации в 100-10000 раз. Эти уровни не представляют опасности для жизни и здоровья людей. Особого внимания заслуживает факт, что в это же самое время на территории Европы наблюдалось аналогичное повышение концентрации рутения-106. Значения, зафиксированные на расстоянии около 3000 километров друг от друга, практически совпадают по времени и концентрации. Более того, значения, выявленные на территории Румынии, в несколько раз превосходят зафиксированные на территории Российской Федерации.

        Госкорпорация «Росатом» готова оказать помощь государственным органам и общественным организациям в установлении истинных причин повышения концентрации рутения в атмосфере.

        Напомню, что к тому времени, когда Росатом таки соизволил сделать это заявление, европейские агенства уже как два месяца твердили о том, что повышение рутения де факто есть, и источник находится на Урале.

        То же самое происходило и в годы, когда произошла Чернобыльская катастрофа — власть упорно молчала и проводила первомайские праздники и гуляния, в то время как в Европе били тревогу и требовали незамедлительных разъяснений о происходящем.

        В сухом остатке имеем следующее

        Повышение фона было? — Было…

        Кто-нибудь, своевременно, информировал население из-за чего было повышение?.. — Нет…

        Была ли скрыта информация о самом факте произошедшего, в своевременные сроки?.. — Да.

        Обладает ли население информацией, о полном воздействии на организм, о влиянии изотопов Рутения?.. — Нет.

        Радиоактивен ли Рутений?.. — Да…

        Все остальное — демагогия

        Отредактировано: Bart~02:06 28.11.17
        • 1
          Нет аватара brat_po_razumu
          28.11.1703:37:26

          Повышение фона было? — Было…

          Радиационный фон в Москве или там Берлине меняется ежедневно и даже ежечасно.

          Час назад фон был 57, а сейчас он 62 — и что??? Да ничего — это не является причиной заявления для прессы, бред!

          Разница между ПОВЫШЕНИЕМ фона и ПРЕВЫШЕНИЕМ фона — ты, надеюсь, понимаешь??? НИКАКОГО превышения не было.

          Вот карта — он-лайн — мониторинга радиационного фона в Москве.

          Где-то он — 0,08, где-то — 0,2. Аж в 2,5 раза выше — но все это, и 0,08, и 0,2 — в тыщи-тыщи раз ниже предельно допустимого:

          И что — Россия должна об этом где-то заявлять??? Это что за форма изощренного бреда?

          Точно такие же карты есть и для Берлина, и так далее. Там абсолютно точно так же — где-то выше, шде-то ниже, все — в норме, об чем трубить?

          Кто-нибудь, своевременно, информировал население из-за чего было повышение?.. — Нет…

          О чем информировать, уважаемый??? У тебя дома, в квартире, или на улице — какой фон? Кто тебя об этом информирует — зачем это тебе?

          Фон — ясное дело, несравнимо ниже предельно допустимого, нет никаких оснований кого-то о чем-то предупреждать.

          Была ли скрыта информация о самом факте произошедшего, в своевременные сроки?.. — Да.

          А — что произошло, и почему об этом надо объявлять?

          Если я на работе открыл пробирку с радиоактивным йодом (что я делаю) — об этом надо сообщать по ТВ???

          Обладает ли население информацией, о полном воздействии на организм, о влиянии изотопов Рутения?.. — Нет.

          Население не имеет информации и о воздействии антибиотиков, пестицидов, цитостатиков на организм — и что? Это в деталях знают специалисты.

          Население, при желании, может почитать научно-популярную литературу на этот счет, там все доступно описано.

          Радиоактивен ли Рутений?.. — Да…

          Тут я согласен.

          Все остальное — демагогия

          С твоей стороны — полнейшая.

          Вчера фон был 0,8123456781234, сегодня он стал 0,8123456781235 (веше) — и что с того, об этом надо трубить? А — зачем? Завтра он будет 0,8123456781232 (ниже), послезавтра — снова 0,8123456781234 - опять трубить?

          Зачем, для какой цели?

          Отредактировано: brat_po_razumu~03:57 28.11.17
          • 0
            Нет аватара Bart
            28.11.1706:14:48

            Ок, допустим ты прав, и вся эта история вокруг рутения выеденного яйца не стоит.

            Но как тогда ты объяснишь следующие события, которые казалось бы никак не связаны друг с другом

            Вот интересные новости приходят из Ростовской области

            Донское правительство проводит мониторинг и держит ситуацию с неестественно высоким уровнем радиоактивного изотопа рутения-106 (Ru-106) в Цимлянске на контроле.

            Напомним, Росгидромет 21 ноября опубликовал сводку по существенным загрязнениям окружающей среды в сентябре-октябре 2017 года. Согласно данным в Цимлянске фон был превышен в 139 раз — (14,8 миллибеккерель на кубометр). Рекордный всплеск радиации радиоактивного изотопа рутения-106 (Ru-106) зафиксирован в Аргаяше на Южном Урале, в Челябинской области.

            Еще более интересные новости пришли из Перми

            Радиоактивный ахтунг в Перми. Радиоактивное пятно в Перми было обнаружено случайно с помощью сцинтиляционного дозиметра Atom Fast 8850.

            В ЦОКС пермского МЧС были переданы координаты GPS, видео и описание места. Но этого сотрудникам МЧС оказалось мало. МЧС, потом ГО и пермская полиция требуют контакты очевидца события. Зачем? Сотрудники этих организаций не могут внятно объяснить

            Ад, МЧС вместо того, чтобы оцепить территорию, вынуть грунт и сделать соответствующие разъяснения общественности, ищет млять очевидца

            А вот еще чрезвычайно интересное и настораживающее событие

            Невероятно любопытный договор заключило в сентябре 2017 года ПО «Маяк» (входит в состав госкорпорации «Росатом») с московским ООО «Опен Медиа КИТ» («ОМК», ОГРН 1117746028113, директор Чазова Наталья Владимировна, учредитель Мазур Роман Владимирович). 25 сентября предприятие разместило на сайте госзакупок закупку № 31705556554 на право заключения договора на оказание услуг по снижению уровня социальных рисков в г. Озерске Челябинской области. Закупка осуществлялась по упрощенной схеме. Уже через четыре дня, 29 сентября, был заключен договор с ООО «Опен Медиа КИТ». Сумма договора — почти 43 миллиона рублей.

            Кто-нибудь, знакомый с коммерцией и закупками, может себе представить, каким образом договор на 43 мультика согласовался и подписался за 4 дня?

            Впрочем эта новость очень хорошо коррелируется с информацией представленной ни где-нибудь, а на сайте Росгидромета

            Об аварийном, экстремально высоком и высоком загрязнении окружающей среды на территории Российской Федерации в период с 6 по 13 октября 2017 года.

            С 25 сентября до 1 октября превышение суммарной бета-активности в пробах радиоактивных аэрозолей и выпадений фиксировали все посты, расположенные в Южном Урале. В пробах радиоактивных аэрозолей из пунктов наблюдения Аргаяш и Новогорный обнаружен радиоизотоп Ru-106 (период полураспада 368,2 дня). Концентрация Ru-106 на указанных пробах аэрозолей составила — n*10-2 Бк/м3

            26-27 сентября продукты распада Ru-106 зафиксированы в Республике Татарстан.

            27-28 сентября высокое загрязнение проб аэрозолей и выпадений зафиксировано в Волгограде и Ростове-на-Дону.

            29 сентября по 3 октября Ru-106 фиксируют все Европейские страны, начиная с Италии и далее на север Европы. Концентрация Ru-106 в Европе — n*10-3 Бк/м3

            Ситуация 1986-го повторилась один в один. Когда Чернобыль бахнул, первыми шум подняли шведы — на станции Форсмак сработала тревожная сигнализация, информирующая о радиационном загрязнении воздуха.

            Население СССР узнало о трагедии на третий день после аварии — 29 апреля из издания Рабочая Газета (Украина).

            Только в этот раз масштабной аварии слава богу не случилось, просто кто-то тихо помрет от онкологии от неизвестных причин, ПДК-то ведь не превышен, значит никто не врет    

            • 1
              Нет аватара brat_po_razumu
              28.11.1707:33:57

              как тогда ты объяснишь следующие события

              ???

              Я не вижу у тебя в тексте никаких событий:

              Донское правительство проводит мониторинг и держит ситуацию с неестественно высоким уровнем радиоактивного изотопа рутения-106 (Ru-106) в Цимлянске на контроле.

              Да, радиационная обстановка ВСЕГДА замеряется, контролируется. Я выше дал карту — эта карта годами, постоянно, поддерживается в режиме он-лайн, радиационный фон ЕЖЕЧАСНО (да ежеминутно) измеряется — и что?

              Еще более интересные новости пришли из Перми

              Радиоактивный ахтунг в Перми. Радиоактивное пятно в Перми было обнаружено случайно с помощью сцинтиляционного дозиметра Atom Fast 8850.

              В ЦОКС пермского МЧС были переданы координаты GPS, видео и описание места. Но этого сотрудникам МЧС оказалось мало. МЧС, потом ГО и пермская полиция требуют контакты очевидца события. Зачем? Сотрудники этих организаций не могут внятно объяснить.

              Что произошло — какое событие-то? Что за событие? Кто-то куда-то позвонил, что в каком-то месте — обнаружено ЧТО??? В этом месте — радиационный фон выше, чем в другом? Карта радиационного фона Москвы дана выше — радиационный фон на соседних улицах различается — и что?

              Вокруг гранита — всегда повышен радиационный фон. Гранит излучает больше радиации, чем кирпич. Естественно — он все равно в пределах нормы,

              И — что?

              Кто-нибудь, знакомый с коммерцией и закупками, может себе представить, каким образом договор на 43 мультика согласовался и подписался за 4 дня?

              А — сколько должен согласовываться и подписываться какой-то договор? 4 часа? 44 дня?

              Какая разница.

              С 25 сентября до 1 октября превышение суммарной бета-активности в пробах радиоактивных аэрозолей и выпадений фиксировали все посты, расположенные в Южном Урале. В пробах радиоактивных аэрозолей из пунктов наблюдения Аргаяш и Новогорный обнаружен радиоизотоп Ru-106 (период полураспада 368,2 дня). Концентрация Ru-106 на указанных пробах аэрозолей составила — n*10-2 Бк/м3

              Выше уже дана стандартная радиационная карта Москвы — она такая в любом городе мира.

              Где-то естественный фон выше, где-то естественный фон ниже. Более того — это и по времени меняется постоянно. Сегодня — выше, чем вчера, завтра — еще выше, послезавтра — снижение, послепослезавтра — опять пывышение, через 4 дня — снова снижение…

              Это — естественные постоянные колебания.

              Что сказать-то ты хотел?

              Ситуация 1986-го повторилась один в один.

              ГДЕ СИТУАЦИЯ ПОВТОРИЛАСЬ — КАКАЯ СИТУАЦИЯ?

              Отредактировано: brat_po_razumu~09:54 29.11.17
        • 0
          Sergio Buk Sergio Buk
          28.11.1709:08:13

          Видимо, Росатом считает большинство людей настолько тупыми и инфантильными радиофобами, что пытается писать на их языке.

          Не, я же написал для кого именно он так написал. Но борцун опять не понял и как это и положено, опять за «большинство» ответил.

          В сухом остатке имеем следующее

          В сухом остатке имеем то, что борцун не осилил ссылки, которые я дал. Если бы осилил, то понял, какие агентства что сказали и кто понес чушь и что сказал по этому поводу МАГАТЭ.

          Но иного я от малолетних адептов Навального и не ожидал. Да и не для них и писал.

          • 0
            Нет аватара Bart
            28.11.1709:24:16

            В сухом остатке имеем то, что борцун не осилил ссылки, которые я дал.

            О нет, я очень внимательно ознакомился с твоей ссылкой. Автор сей статейки некий Борис Марцинкевич. Вот заголовки статей, написанных этим товарищем, выскакивают в гугле в течение 5 минут

            АЭС Олкилуото — позор запада

            Как Индия перехитрила запад

            Далеко не все поняли, что произошло во время встречи Владимира Путина и Синдзо Абе в Японии.

            АЭС «Аккую» — сенсационный проект

            Все, дальше можно не читать, ангажированный кремлебот детектед как говорится.

            Если ты действительно хочешь доказать, что МАГАТЭ поставило точку в истории над выбросом рутения, так и ссылку давай на официальный источник - сайт МАГАТЭ. Иль с этим посложнее будет?

            • 0
              Sergio Buk Sergio Buk
              28.11.1709:42:29

              Автор сей статейки некий Борис Марцинкевич.

              Когда ответить нечем — ругай автора, а не те сведения, которые он последовательно изложил? Звиняйте, Навальные и прочие 20i8 себя даже таким не утруждает, потому их «статейки» я привести не могу, поскольку этим они себя не утруждают от слова совсем, а следовательно раз ничего такого они не написали, то с точки зрения упоротых борцунов, доказательств у оппонента нет.

              О нет, я очень внимательно ознакомился с твоей ссылкой

              Будь это так, то ты бы увидел там две кликабельные ссылки на документ от МАГАТЭ. На английском правда, но тебя же такая мелочь не остановит? Да и будь это готовый перевод — борцун всегда скажет — неверный перевод, а потому, он не верит.

              Да ладно, даже сюда их приведу, эти ссылки:

              документ 1

              Документ 2

              Может не стоит так халтурно работать? Ведь обратный желаемому эффект получается. Где-то нарыл тему борцунства, ознакомься с ней более подробно, ознакомься с имеющимися в сети возражениями по этой теме и контр-доказателствами,что бы не натыкали потом носом, пользы будет больше для борцунского движения. А пока, с такой халтуры больше вреда. Я конечно понимаю, что нужно сразу на многих ресурсах одновременно борцунствовать, а потому просто нет времени на вдумчивое борцунство, но лучше меньше обслуживать ресурсов, чем так как сейчас.

              Отредактировано: Sergio Buk~09:57 28.11.17
              • 0
                Нет аватара Bart
                28.11.1723:37:56

                Документ, ссылку на который ты привел, описывает обстановку в Европе, не в России, даже заголовок у отчета соответствующий:

                Status of Measurements of Ru-106 in Europe

                И да, в документе подтверждено, что повышение концентраций рутения в атмосфере над Европой не представляет опасности для людей. Про Россию я там не нашел ни слова.

                И второе — в документе говорится о том, что источник выброса, именно выброса, определить не представляется возможным, так как соответствующей отчетности от страны происхождения выброса не поступает.

                It is currently not possible for the IAEA to make conclusions towards identifying a location of the release without factual reporting from a State of the origin of the release.

                Грубо говоря, весь смысл отчета МАГАТЭ сводится к следующему: Выброс есть, повышение есть, в Европе концентрации не опасны, где источник не знаем.

                P. S. Судя по тому, как часто ты произносишь «борцун» в своих постах, ты прямо течешь водопадом от этого слова. Расслабься, я не поддерживаю Навального, и считаю его довольно мутным персонажем. Хотя вопросы он поднимает справедливые и весьма болезненные.

  • 13
    юрич юрич
    27.11.1702:27:39

    когда читаешь такие новости, мысль только одна, скорее бы воплотили такие наработки в жизнь. Из стадии научных разработок в практическое извлечение

    с одной тонны ОЯТ образуется до 2 килограммов рутения, до 1,5 килограмма палладия и до 0,5 килограмма родия

    что может быть круче, чем добыча полезного из отработанного за меньшие деньги?

    Давай Томск поднажми, ждем практических результатов на эту тему.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,