стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
125
rvk 06 марта 2018, 22:35

В России закрывается последняя крупная мартеновская печь

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  • Мартеновская печь
  • Мартеновская печь
  •  © Фото из открытых источников

Это уникальный случай, когда на портале «Сделано у нас» появляется публикация о закрытии какого-либо производства. Особенно удивительно видеть здесь такую новость, когда это производство последнее в стране. Но не переживайте, иногда и в закрытии производства есть позитив.

На самом деле с закрытием этой печи в стране подходит к концу целая эпоха, которая началась на Сормовском заводе почти 150 лет назад. Именно тогда еще в Российской Империи была построена первая печь по технологии французского инженера Пьера Эмиля Мартена. С тех пор мартеновские печи стали неотъемлемой частью черной металлургии, благодаря им проходила сталинская индустриализация, с их помощью ковалась наша победа в Великой Отечественной Войне. Все помнят знаменитые строки: «Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей».

И вот теперь всё. В стране еще остаются несколько сравнительно небольших мартеновских печей, но в целом можно говорить об окончании эры выплавки стали мартеновским способом. Уже 23 марта состоится последняя выплавка стали, после чего мартеновская печь на Выксунском металлургическом заводе, входящем в группу ОМК, будет навсегда закрыта. От этого становится немного грустно.

Но не будем о грустном. При всех заслугах мартеновских печей технология эта давно устарела. В мире практически не осталось стран, где используют этот метод, последние мартеновские печи работают лишь в России, на Украине и в Индии. Россия одна из последних покидает этот клуб.

На Выксунском металлургическом заводе одна из двух работавших здесь печей уже остановлена.

  • Закрытая мартеновская печь на переднем плане, на заднем плане завалка шихты
  • Закрытая мартеновская печь на переднем плане, на заднем плане завалка шихты
  •  © Фото из открытых источников

Чтобы понять, почему этот метод более практически нигде в мире уже не используется, достаточно одного факта. Если мартеновским способом выплавка 250 т стали занимает более 7 часов, то современная электродуговая печь способна выплавить 160 тонн стали менее чем за час.

Процесс плавки металла завораживает и восхищает. В этот же день мы увидели плавку в современной электродуговой печи, и поверьте, там «спецэффектов» куда меньше. А в мартеновском цеху всюду фонтаны раскаленных искр, брызги расплавленного шлака, реки раскаленного металла. Рабочие постоянно берут пробы, измеряют температуру расплава. Громадные краны туда сюда перевозят огромные ковши с распаленным металлом. Красотища!

Но начинается все отсюда. На переплавку привозится измельченный металлический лом.

  •  © Фото из открытых источников

Этот лом называется шихтой. Твердая шихта предварительно засыпается в стальные контейнеры — мульды, после чего специальные машины загружают их в мартеновскую печь. Эта операция называется завалкой. Завалочные машины загружают металлическую шихту в рабочие окна, закрываемые жаростойкими крышками.

  • Завалочная машина
  • Завалочная машина
  •  © Фото из открытых источников
  •  © Фото из открытых источников

После завалки в печи происходит плавка шихты и в результате физико-химических процессов под действием температуры из железа выходят примеси, образуя шлак.

Рабочие время от времени берут пробы стали, чтобы контролировать её химический состав. Взятие проб сопровождается эффектным «дождем» из раскаленных брызг.

  •  © Фото из открытых источников
  •  © Фото из открытых источников
  •  © Фото из открытых источников
  •  © Фото из открытых источников

Работа печи контролируется через специальные окошки — гляделки. Через них производят забор проб и измеряют температуру. Все вручную.

  •  © Фото из открытых источников

После того, как замеры показали, что сталь соответствует нужному составу и имеет необходимую температуру, происходит выпуск стали в разливочный пролет с другой стороны печи.

Сначала сливается металл в специальные сталеразливочные ковши.

  •  © Фото из открытых источников

После удаления шлака происходит заливка стали

  •  © Фото из открытых источников

После каждой плавки приходится печь обслуживать, например, чистить ковши и желоба от шлака.

  •  © Фото из открытых источников
  •  © Фото из открытых источников

Ванна мартена повреждается механически при завалке шихты и разъедается шлаком. Поэтому печь периодически останавливают для ремонта и чистки.

Необходимость регулярного обслуживания, высокая трудоемкость производства, ужасная экология — это лишь малая доля недостатков мартеновских печей. Потому удивительно, что в наше время в России еще сохранился этот способ выплавки стали. Впрочем, уже долгое время мартеновские печи обеспечивали менее 10% от всего производства стали в нашей стране.

И все же это очень волнительно — осознавать, что стал свидетелем окончания эпохи. Наблюдая за плавкой, всматриваясь в языки пламени, в брызги раскаленного металла, я испытывал детский восторг с примесью ностальгии, ведь прошлого нам всегда немножко жаль.

Еще немного — и мартеновское производство окончательно станет нашим прошлым. И это хорошо, это свидетельствует о том, что наша страна не застряла в прошлом и пусть с некоторым опозданием, но идет в будущее, туда, где нет места таким неэффективным, опасным и грязным производствам как мартеновское.

Но все равно хочется, что бы эта печь была сохранена — пусть в качестве памятника, как напоминание об ушедшей славной эпохе, и как свидетель и участник великих свершений которые были бы невозможны без мартеновских печей.

Между прочим, здесь прямо напротив мартеновского цеха уже есть один памятник — это бывшая водонапорная башня, выполненная по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова.

  •  © Фото из открытых источников

Думаю мартеновский цех может органично дополнить этот памятник инженерному искусству.

  • Мартеновский цех на Выксунском металлургическом заводе
  • Мартеновский цех на Выксунском металлургическом заводе
  •  © Фото из открытых источников

P. S. Решение о том, что станет с мартеновским цехом, будет принято в 2018 году.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 17
    Человек Человек
    06.03.1823:35:53

    Три года — сталелитейный цех, плавильный участок, дуговые печи, электрик. Основные инструменты ключ на 62, кувалда, ножовка по металлу и зубило.   

  • 2
    Нет аватара termometrix
    06.03.1823:53:59

    Надо превратить в музей.

    • 22
      Clausson Clausson
      07.03.1805:05:06

      Нее… это не демидовская домна, чего там сохранять как наследие. Это очень большой, опасный и неприглядный цех с гигантскими объемами металлоконструкций и механизмов. Все это будет довольно быстро ржаветь и разваливаться. Такова суть этих конструкций — печь стоит пока работает. Расходы по содержанию цеха будут не меньше чем в цеху действующем, а вот доходов он приносить не будет никаких.

      Разбирать до основания — металл в переплавку, площадку рекультивировать или поставить современный цех (несколько современных цехов на эту площадку встанут с в десятки раз большей производительностью)

      Отредактировано: Clausson~05:07 07.03.18
      • 2
        Izon Izon
        07.03.1811:13:46

        Построить коворкинг на этом месте!

        • 4
          Нет аватара Curiouscat
          07.03.1813:23:50

          Izon, ну тогда уж и барбершоп, куда уж без него

          • Комментарий удален
            • 0
              Нет аватара guest
              08.03.1815:10:36

              забрендил дизайнерскую аттрибуцию

          • 0
            Izon Izon
            08.03.1812:53:40

               

    • 1
      Нет аватара guest
      07.03.1815:00:46

      Много денег уйдет на содержание. Хотя что-то несомненно останется.

  • 9
    Нет аватара guest
    07.03.1800:38:49

    Спецы, проясните вопрос. к то в теме, про «стратегическую устойчивость».

    Когда настанет общий ПЦ, работоспособным останется то, что проще — вместо компов логарифмические линейки, и т. д. Поэтому несмотря на всеобщую электрификацию наши паровозы стоят на запасном пути.    

    Не стоит ли парочку мартенов законсервировать на черный день, когда электродуговые остановятся?

    • 12
      Clausson Clausson
      07.03.1804:56:00

      Ну не все так ужасно как пишут в статье.

      Помимо собственно мартенов есть еще двухванные агрегаты (которые не смотря на название суть те же мартены). И не закрывали их исключительно по причине экономической, а не потому что стремились в какой-то другой клуб.

      Более того, несмотря на ряд присущих мартену проблем, этот агрегат остается уникальным по возможности производства сложнейших марок стали, основная масса которых просто не повторима в отдельном кислородном конвертере или электропечи. А скажем необходимый вместо мартена комплекс из конвертера, вакууматора и печь-ковша это уже совсем другая экономика производства (зачастую выше чем в мартене).

      Когда настанет общий ПЦ

      Если он не дай Бог настанет, малая доля мартенов в производстве никак нас уже не спасет. Для ситуации ППц есть такая штука как госрезерв. Стратегические потребности обеспечиваются из госрезерва и из него же восстанавливается производство (паровозы то же часть этого резерва)

      Отредактировано: Clausson~04:58 07.03.18
    • 0
      Нет аватара guest
      07.03.1820:04:45

      Игорь, а где вы видели паровозы на запасном пути?

      Они давным-давно (в лихие 90-е) расплавлены в электропечах турции и т. д.

      • 0
        Нет аватара guest
        07.03.1822:02:36

        Были учение ЖДВ и там паровоз был в конце sdelanounas.ru/blogs/97234/

        Отредактировано: Андрей Селедкин~22:06 07.03.18
      • 2
        Нет аватара guest
        08.03.1804:05:35

        Паровоз — основной элемент банно-санитарных поездов. Незаменимы. Сами себя возят, тянут банные и хозяйственные вагоны, а на стоянке подают пар и горячую воду- 100 т.[

        •  © 
        Отредактировано: Олег Милованович~04:07 08.03.18
  • 9
    Е.Юрий Е.Юрий
    07.03.1803:45:08

    Спасибо за хороший репортаж — образовательно-познавательный, в тоже время оптимистичный с небольшой долей ностальгических моментов, о которых, впрочем, совсем не жалко.   

  • 9
    SergeySeverny SergeySeverny
    07.03.1804:03:32

    закончилась эпоха Мартена! идём дальше!    

    • 0
      Нет аватара guest
      08.03.1805:12:38

      Да, а Северсталь этого не знает и строит третью домну.

       https://sdelanounas.ru/blogs/104596/ 

      убрать пробел

      Отредактировано: rvk~10:41 08.03.18
      • 1
        rvk rvk
        08.03.1810:42:00

        Доменная печь и мартеновская печь это вообще разные вещи.

  • 12
    moskovskiy-310 moskovskiy-310
    07.03.1805:44:28

    Когда на улице Заречной

    В домах погашены огни,

    Горят мартеновские печи,

    И день и ночь горят они.

    • 0
      shigorin shigorin
      11.03.1801:24:58

      Да, мне тоже вспомнились именно эти строки. Правда, и по Заречной (другой) гулял не далее как позавчера…

  • 4
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    07.03.1808:49:55

    Да, очень неожиданный репортаж.

    «Король умер. Да здравствует король!"

    Хороший репортаж, грустный только. Не могу плюс поставить.   

  • 9
    Нет аватара nabludatel71
    07.03.1810:41:59

    А я помню в старых-старых статистических справочниках, годов 30-х — 50-х, таблицы типа «Победа мартеновского способа производства стали». Он тогда считался передовым по сравнению с конвертерами. Причём это справочники по зарубежным странам!

    А в университете 20 лет назад нам рассказывали, что мартен, конечно, устаревшая технология, но для особых марок и особых изделий — штука нужная. Вот и Clausson выше о том же сообщил.

    За репортаж спасибо!

    Отредактировано: nabludatel71~10:42 07.03.18
    • 3
      rvk rvk
      07.03.1810:44:35

      но для особых марок и особых изделий

      Я думаю технологии не стоят на месте, эта мартеновская печь использовалась исключительно для производства железнодорожных колес. Но если других печей нет, как же производили особые марки стали, которые нам все же нужны? Значит можно и без мартена это делать.

      • 3
        Нет аватара nabludatel71
        07.03.1811:07:48

        Ну да, я и говорю, что нам раньше рассказывали о необходимости мартена. Теперь, значит, и без него управиться можно.

    • 13
      Clausson Clausson
      07.03.1811:14:40

      Он тогда считался передовым по сравнению с конвертерами.

      В 30-е годы — да, конечно. Но это был другой конвертер — воздушный (т.н. бессемеровский процесс). Создать кислородный конвертер мешало отсутствие технологии эффективного производства кислорода. Вернее сказать технологию в 30-х уже создали, но тут война. А сразу после войны начинается повсеместное внедрение конвертерного способа производства. Хотя конечно, наука еще долго спорила, искала способы снижения себестоимости мартенов. Один из таких способов оказался довольно удачным это — Двухванный сталеплавильный агрегат. Это все тот же мартен, но там иначе организована работа. Помню пару лет назад очередной такой агрегат запускался на ММК. Так, что прошу никого не переживать, мартены не исчезли, они просто стали современными    

      Ну, а то, что у буржуев ничего такого нет — так тфу на них. Поверьте, наши металлурги умеют считать деньги и эффективность получше многих на западе.

      Отредактировано: Clausson~11:20 07.03.18
  • 5
    Jonatan01 Jonatan01
    07.03.1810:51:44

    Навальнятам надо срочно трубить по всем каналам, что «Кашмааар! В России закрывается последняя печь»!

    Отредактировано: Jonatan01~10:52 07.03.18
    • 0
      Нет аватара guest
      07.03.1820:29:22

      Ну зачем ты им идею подаёшь?

      • 0
        shigorin shigorin
        11.03.1801:22:47

        Дык пусть со ссылкой сюда    

        PS 2 rvk: сделал небольшую вычитку/корректуру.

  • 4
    Нет аватара igor-208
    07.03.1811:57:46

    Статья отличная, даже не знающий поймет металлургический процесс плавки и почему она позитивная.

  • 5
    Нет аватара guest
    07.03.1815:07:30

    Уважаемые друзья! На сегодняшний момент на нашем предприятии реализуется программа промышленного туризма. И до 23 Марта у Вас есть пока еще возможность приехать к нам в Выксу, и увидеть все это своими глазами. vk.com/videos-1257180?z=video-1257180_456239031%2Fclub1257180%2Fpl_-1257180_-2

    Записаться и более подробно об экскурсиях можно ознакомиться тут

    Отредактировано: rvk~17:11 07.03.18
  • 0
    Нет аватара spb
    07.03.1821:23:33

    Заголовок надо бы исправить… В России продолжают работать как минимум 3 мартена: 2 на Металлургическом заводе «Петросталь» (СПб) и 1 на Гурьевском Металлургическом заводе

    • 0
      rvk rvk
      07.03.1822:45:28

      Я указал что речь о крупном мартеновском производстве.

      • 0
        Нет аватара spb
        08.03.1811:28:52

        Это производства одного масштаба с ВМЗ. Вот года через 3 Ваш заголовок может стать правдой.

        • 1
          rvk rvk
          08.03.1812:01:43

          Я поискал и не нашел никакой свежей информации о работе мартенов на этих заводах, поэтому все же больше доверяю представителям ОМК и ВМЗ.

  • 3
    rvk rvk
    07.03.1822:42:03

    Нда, за сегодня почти полторы тысячи переходов на эту публикацию. Думаете почему? Да потому что в заголовке есть словосочетание «в России закрывается».

    • 3
      A_SEVER A_SEVER
      07.03.1822:48:35

      в заголовке есть словосочетание «в России закрывается».
      А если добавить в заголовок слова «Путин развалил металлургию», то количество просмотров будет ещё больше!    

      • 0
        Izon Izon
        08.03.1815:08:27

        А на Украине ни одного мартена не остановлено с 2014 года!   

        Отредактировано: Izon~15:08 08.03.18
      • 0
        Нет аватара guest
        08.03.1815:24:08

        Да, а если внести в заголовок: «Собчак пробежала с голым задом по Красной площади», СуН победит в президентской гонке

        Отредактировано: Александр Скориков~15:24 08.03.18
  • 0
    Нет аватара cheri
    08.03.1813:03:31

    ВЕХА!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,