стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
69

Итоги и перспективы полетов SSJ-100 за 10 лет

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  • Sukhoi Superjet 100
  • Sukhoi Superjet 100
  •  © cdn2.tass.ru

МОСКВА, 19 мая. /Корр. ТАСС Мария Амирджанян/. Ровно 10 назад, 19 мая 2008 года, первый гражданский самолет, разработанный в России после распада СССР, совершил полет: региональный самолет Sukhoi SuperJet 100 вылетел с аэродрома при заводе в Комсомольске-на-Амуре. Полет длился чуть больше часа, в ходе полета был отработан взлет, самолет совершил четыре прохода над полосой на разной высоте (максимальная -1200 м). Посадка прошла успешно, лайнер пилотировали старший летчик-испытатель «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Александр Яблонцев и летчик-испытатель Леонид Чикунов.

Яблонцев отмечал, что «самолет действительно отличный» и ему радостно, что «в жизни выпал шанс быть первым, кто поднял эту прекрасную машину в небо».

Первый полет стал лишь шагом на долгом пути к началу коммерческой эксплуатации самолета.

«Чувства [после первого полета] были самые разные. С одной стороны — было ощущение того, что мы подводим итог большой работы, которая делалась тысячами людей, и что мы готовы к тому, чтобы успешно завершить этот этап работы над проектом, — говорит бывший президент Объединенной авиастроительной компании (ОАК) Михаил Погосян. — С другой стороны, было чувство уверенности в том, что мы предусмотрели все нюансы, которые могут возникнуть в рамках первого полета. И самолет, и экипаж были полностью готовы к решению задачи. После полета, безусловно, переполняло чувство гордости и удовлетворения достигнутым результатом».

Как зарождался проект SSJ-100

В июле 2002 года Российское авиационно-космическое агентство (структура существовала с 1999 до 2004 года) объявило конкурс на создание регионального самолета. В конкурсе участвовало три проекта: Russian Regional Jet (бренд Sukhoi SuperJet), 72-местный самолет Ту-414 и М-60-70 (разрабатывался «Экспериментальным машиностроительным заводом имени Мясищева»). Новый региональный самолет должен был заменить устаревший Ту-134.

Победителем был признан SSJ-100. На тот момент планировалось, что семейство будет состоять из трех самолетов разной пассажировместимости: на 60, 75 и 95 мест с дальностью полета до 3500 км. Тогда СМИ сообщали, что такое решение «Росавиакосмос» принял из-за того, что проект RRJ выглядел более проработанным, к тому же у «Гражданских самолетов Сухого» был серьезный партнер — Boeing. К слову, соглашение о создании RRJ было подписано ГСС, Boeing, «Ильюшиным» и ОКБ им. Яковлева в 2001 году.

Тогда СМИ сообщали, что проект получит до $120 млн на запуск самолетов в серию. Гендиректор ГСС Андрей Ильин в 2003 году сообщал, что стоимость проектирования, начала производства, испытания и сертификация RRJ составляет около $600 млн. 80% конструкторских работ выполнил ГСС. Boeing же должен был выделить специалистов и передать технологии.

Сначала в качестве базовой модели была принята модификация RRJ-75, однако в дальнейшем, исходя из требований рынка и стартового заказчика, «Аэрофлота», в детальную разработку была принята модель RRJ-95. Она же стала и самой востребованной, говорится в материалах Минпромторга РФ, подготовленных для ТАСС. В базовой компоновке самолет способен вместить до 98 пассажиров.

26 сентября 2007 года состоялась выкатка самолета — впервые был публично показан его внешний облик. Планировалось, что первый полет состоится в конце 2007 года, потом полет переносился на март 2008 и позже — на май.

«Успешное выполнение первого полета показало, что мы хорошо организовали работу по проекту. Далее мы должны были в течение двух лет завершить основную программу сертификации, организовать производство и начать эксплуатацию самолета. Я считаю, что в целом эти планы были реализованы. Хотя, безусловно, без каких-то нюансов программа такого масштаба никогда не обходится», — говорит Погосян.

Самолет получил сертификат типа в январе 2011 года, сертификат Европейского агентства авиационной безопасности EASA в начале 2012 года. Первый коммерческий полет самолет совершил в армянской компании Armavia. Правда уже в 2013 году компания вернула самолет. По словам Погосяна, отказ был связан не с техническими характеристиками самолета, а с проблемами управления авиакомпанией — перевозчик прекратил полеты в 2013 году из-за банкротства.

Кто использует SSJ-100 сейчас

Старт продаж ГСС был довольно тяжелым — несмотря на то, что были заключены несколько контрактов на поставку. Одним из первых заказчиков самолета стал «Аэрофлот» (контракт на 30 самолетов был заключен еще в 2005 году, финансировал поставки первых десяти «ВЭБ-лизинг»). В 2013 году в «Аэрофлоте» началась постепенная замена уже эксплуатирующихся SSJ-100 на новые. Как сообщал в 2013 году сам «Аэрофлот», «для соблюдения сроков начала поставок первых машин, стороны договорились о поставке первых 10 самолетов в спецификации „лайт“, которые в дальнейшем будут заменены на самолеты в расширенной комплектации Full.

Авиакомпании „Московия“, взявшая самолет после банкротства Armavia, также обанкротилась и даже не начала использование самолета. Три самолета SSJ-100 использовались в индонезийской Sky Aviation, но и та прекратила полеты в 2014 году. Также в разное время сообщалось о планах поставить самолет „Трансаэро“ и „Ютэйр“, но, например, последняя тяжело пережила кризис 2014 года и вынуждена была отказаться от расширения или обновления авиапарка.

В 2017 году „Аэрофлот“, эксплуатирующий к тому моменту 30 самолетов SSJ-100, заключил твердый контракт еще на 20 таких самолетов. Еще восемь самолетов эксплуатирует региональная авиакомпания „Азимут“, 10 — „Газпромавиа“, 15 — „Ямал“, 9 — „ИрАэро“. Также два самолета SSJ-100 используется специальным летным отрядом „Россия“, который обеспечивает перевозки первых лиц государства.

Всего, по данным ГСС, сейчас используется 127 самолетов, 89 — в России и еще 38 за рубежом. За 2018 год планируется заключить контракты на поставку еще 60 машин, сообщал в интервью ТАССпрезидент ГСС Александр Рубцов. Он также рассказал, что в год планируется производить по 35-40 самолетов, более 50% из них — для экспорта. Сейчас произведено более 170 самолетов: по данным на ноябрь 2017 года, на мощностях ГСС собирался уже 169 экземпляр.

Крупнейший зарубежный эксплуатант самолета — мексиканская Interjet. По последним данным, ей поставлено 18 самолетов из 20 заказанных еще в 2012 году. Более того, в 2017 году компания заявляла, что готова подписать дополнительный контракт на поставку еще 10 машин.

Однако наиболее имиджевыми выглядят поставки самолетов ирландской CityJet. Это первый европейский эксплуатант самолета. Сейчас у компании всего шесть таких воздушных судов, контракт заключен на 15 с опционом еще на 16 машин. Самолеты используются, в том числе, и для перевозки спортсменов. Например, известно, что первый поставленный CityJet SSJ-100 доставил на прошлый чемпионат Европы по футболу сборную Ирландии.

Более того, три машины отправились на два года в мокрый лизинг — то есть в аренду вместе с экипажем, техобслуживанием и страхованием — в бельгийскую авиакомпанию Brussels Airlines (входит в группу Lufthansa).

Модификации самолета

За более чем 10 лет истории проекта кардинально поменялось видение топ-менеджментом семейства самолетов. Все началось с планов по созданию семейства из трех самолетов на 60, 75 и 95 мест с дальностью полета до 3500 км. Сейчас же существует базовая версия на 98 мест с дальностью полета чуть больше 3000 км.

С 2013 года существует модификация SSJ-100 Long Range (LR) с увеличенной дальностью полета до чуть более 4,500 тыс. км. Также одно время заявлялось о создании увеличенной версии SSJ-100 SV с пассажировместимостью до 120 кресел. Также есть VIP-версия самолета.

Но основное будущее линейки SSJ-100 связано с уменьшенной до 75 кресел версией (SSJ-75). По крайней мере, на авиасалоне в Анталии в апреле 2018 года, ГСС подписал с российской S7 соглашение о намерениях по приобретению 75 самолетов, окончательное решение авиакомпания обещала принять к концу года. Кроме того, Рубцов сообщал, что ГСС могут поставить до 50 SSJ-75 госзаказчикам (Минобороны и СЛО „России“).

Тогда же ГСС и авиапредприятие „Северсталь“ подписали твердый контракт на поставку шести самолетов до 2022 года.

„Экономическая эффективность в эксплуатации и комфорт салона на уровне узкофюзеляжных самолетов являются ключевыми преимуществами самолета SSJ100, определяющими интерес к нему со стороны как российских, так и зарубежных авиакомпаний, — поясняет Рубцов, слова которого приводятся в релизе ГСС. — Широкий спектр эксплуатационных возможностей позволяет использовать SSJ100 в уникальных аэропортах Европы с ультракороткими полосами, в условиях высокогорья и жаркого климата, не теряя при этом своих возможностей и при полетах на Крайнем Севере России“.

„Изменения при создании SSJ на 75 кресел могут коснуться крыла, фюзеляжа, двигателя и систем самолета, в частности, предполагается создание нового крыла и бортового комплекса авионики, унифицированного с самолетом МС-21“, — приводятся в сообщении Минпромторга слова министра Дениса Мантурова. — Самолет может выйти на рынок ориентировочно в конце 2022 — начале 2023 года. По предварительным оценкам экспертов перспективная потребность российского рынка в таких машинах может достичь 200-300 самолетов, зарубежного — до 3000».

Не так давно стало известно о том, что ГСС разрабатывает особую версию SSJ-100R, в которой объем российских деталей будет увеличен до 50-60%. Иранские перевозчики уже подписали рамочный контракт на поставку 40 таких самолетов.

«Планируется, что самолет будет производиться с максимальным использованием комплектующих российского производства, — подчеркнул Рубцов. — Конфигурация фюзеляжа останется неизменной, в то время как общий вес конструкции планируется снизить на 10-15%, улучшить аэродинамическое качество на 10%, на 5% сократить удельный расход топлива и увеличить долю композиционных материалов в конструкции».

«Мы будем и дальше развивать программу, как в части изменения размерности самолета, так и в части увеличения в нем доли российских поставщиков», — приводятся в релизе Минпромторга слова президента ОАК Юрия Слюсаря.

Также ведется работа над снижением эксплуатационных расходов и расходов на послепродажное обслуживание.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • -8
    Михаил Зубков Михаил Зубков
    19.05.1819:23:15

    Двигатели на самолете чьи?

    • 7
      Виктор Качурак Виктор Качурак
      19.05.1819:28:37

      Наши с французами совместные…

    • 6
      Нет аватара KICK78
      19.05.1819:31:15

            

    • 14
      Нет аватара Bert
      19.05.1823:05:22

      Ваш вопрос похож на заявление (определенного рода). Иначе придется допустить, что вы где-то проспали 10 лет, а проснувшись заинтересовались авиановинкой.

    • -6
      Egor Panov Egor Panov
      20.05.1800:47:48

      Условно совместные. Но будем честны с собой — большая часть двигателя иностранная. Свои конкурентные решения на основе ПД-14 и ПС-90 только только на подходе. Уверен будут. Только вот если посмотреть на утерянные годы, и десятилетия, то становится очень обидно. Столько всего было и столько всего могли сделать. Но получилось так как получилось. Это опыт для умных людей (ха-ха 3 раза ((( ) в России и всех странах мира.

      Ещё веселее то, что государство спонсирует не своих машиностроителей, а из бюджета финансирует иностранные производства.

      Оффтоп, но всё же.

      Где-то тут витька-титька из брехарада за совместные движки задвинул. Но его слушать, себя не уважать.

      Отредактировано: Egor Panov~00:52 20.05.18
      • 0
        megajob megajob
        20.05.1809:13:45

        То есть если США поступят с нами как с Ираном, то иностранцы купившие «суперы» себе то запчасти к движкам купят, а мы будем «канибализмом» заниматься?

        Я так понимаю что даже МС-21 по той же «трясине» идет?    

        • -3
          Egor Panov Egor Panov
          20.05.1817:16:41

          МС-21 в некотором смысле идёт по той же «трясине», но всё же не совсем. Подробно о том, какие компоненты и кем поставляются написано в Википедии. Изготовление более-менее своё.

          Там же на Википедии есть статистика о доли иностранных комплектующих в SSJ. Она постоянно растёт, из года в год. Но зато по телевизору сказали, что своё…

          А вот на стадии проектирования очень и очень многое имеет иностранное происхождение. Нам нужны свои инженерные пакеты и среды. Благо отечественный Эльбрус, способный эффективно выполнять расчёты в параллельном режиме у нас есть.

          Для этого надо готовить больше программистов и ИТ-специалистов с хорошей математической базой, помимо авиационных инженеров и ученых. Идеальная ситуация, это инженеры и ученые, владеющие не только своей предметной областью, но и искусством программирования. Это большая редкость и в то же время большая удача. Академик Андрей Петрович Ершов ещё в далеких 70-х говорил о том, что программирование это вторая грамотность. Сейчас пора говорить о третьей грамотности — методах обработки информации, или иначе говоря Data Science. В США например Обама вёл популяризаторскую деятельность в части того, что программировать должен уметь каждый. А у нас года эдак с 2005 в школах учили только пользоваться M$ Office и прочими софтами. Программированию не учили, и только буквально лет 5 назад начался разворот к советскому подходу, поняли наконец-то, что учить программировать в университете слишком поздно.

          До каннибализма надеюсь дело не дойдёт. Всё-таки ПД-14 может быть адаптирован и к SSJ. Это должен быть ПД-7. Но мы пока и ПД-14 не увидели в серии.

          Отредактировано: Egor Panov~19:39 20.05.18
          • -1
            megajob megajob
            21.05.1816:54:20

            Ваши слова по движкам — печалят.

            А вот по поводу «специалисты — программисты» мм тут простите я имею некоторое отношение к теме вопроса и как Умставенно так и на Практике пришли к выводу — нужно брать Умного и «тупого» программиста.     Умный — говорит что он хочет и в каком «виде» он это хочет, Программист — «вытряхивает» из Умного все что нужно для реализации (формулы, графики, исходные переменные) и в два три «подхода» делает то что нужно!       

            Это оказалось идеальным вариантом, «Умный» тратит на общение с Программистом минимум времени, а Программист просто делает свою работу вместо обучения Умного (что за частую не получается).

            Так же надо тут немного разнести в разные стороны (чего почти никто не знает и не понимает) это программы «визуализации» это текстовики «ворд» «ексел» и даже чертилки вроде «автокада» или «солидворкса», а есть Умные программы которые только СЧИТАЮТ! Так вот последние — зачастую как раз отечественные, почти никому кроме профессионалов не ведомы )) и вот они то и есть то что зовут Компетенцией.

            Да и «визуализаторы» постепенно делают помимо западных — всю линейку Офиса уже сделали на «линухе» более чем качественная замена, даже «автокад» (чертежи) можно заменить на «Компас» например, котоырй уже давно перешагнул просто рисовалку и интегрирует в себя специализированные модули как САПРов так и чисто рассчетные.    

      • Комментарий удален
        • 2
          Нет аватара Strannic
          20.05.1811:30:32

          Ничего не перепутали? В 90-е Горбачёва и в помине не было

          • Комментарий удален
            • 1
              SemenSemenycch SemenSemenycch
              20.05.1812:37:18

              Чушь, падение промышленного производства при Горбачеве было мизерным, все началось с 1991 года.

              • Комментарий удален
                • 0
                  Вова-Н Вова-Н
                  20.05.1813:34:57

                  Именно при Горбачеве началось деление заводов и корпораций на отдельные части.

                  Например у нас в Перми завод им. Ленина где я проходил практику и потом работал, крупнейший артиллерийский завод, в 1990 году разделили на отдельные цеха. Соответственно сначала какие то цеха стали жировать и экономить на ремонте и содержании, а ремонтные и технологические структуры стали деградировать. Каждый цех продавал свою продукцию другому с наценкой и на выходе получался продукт с заоблачной ценой. Весь этот позднесоветский хозрасчет был нацелен только на сиюминутное извлечение прибыли и полное уничтожение развития любого крупного предприятия.

                  Так что да, это ещё при Горбачеве началось и при Ельцине только масштабы увеличились, но фундамент под разрухой экономики заложили при горбачевской перестройке.

                  • Комментарий удален
        • -3
          Egor Panov Egor Panov
          20.05.1816:54:46

          А вот и новые методички подвезли.

          Теперь не либералы-дерьмократы виноваты, а уже партия сама себя развалила. «Выродилась партия» кричали на каждом углу. Интересно наблюдать это в сети, особенно на FB. Куда ни глянь, а там «методички»:

          Сами не умеем

          Сами не можем

          Вы не понимаете

          Наверху виднее

          Сам развалился

          Это рынок!

          А по факту — просто тихо грабят Родину и рассказывают сказки.

          • -1
            Vovantro Vovantro
            20.05.1819:14:46

            «Загуглите» такое понятие как партократия. И хватит уже. Ох…    

            Отредактировано: Vovantro~19:32 20.05.18
    • -5
      Артём Переев Артём Переев
      20.05.1809:35:50

      По идее так то радость должна быть на 60-70% меньше чем от полностью сделанного в России гражданского самолета(ведь сайт называется сделано у нас)но в этом плане Ил,Ту и Як практически простаивают.МС-21 появился только благодаря тому что государство владеет почти всем авиаообщением и может навязать эти самолеты.

  • -1
    Нет аватара Хавиланд
    20.05.1801:12:59

    Сейчас произведено более 170 самолетов

    Хотелось бы разобраться по циферкам, подскажите кто знает. Ведь в конце апреля 159-ый самолет взлетел, тут об этом писали. На суперджет.викидот тоже цифра 159, а тут более 170 пишут.

    Вероятно, плюсом есть какое-то количество которые уже готовы, но ещё не облетывались?

    • 0
      Нет аватара brat_po_razumu
      20.05.1802:18:36

      разобраться по циферкам, подскажите кто знает.

      Нет ничего проще — вот полный список эксплуатируемых Суперджетов — и их действительно 159.

      Идем по порядку номеров в списке:

      1 19.05.2008 95001 97001 ГСС

      2 24.12.2008 95003 97003 ГСС

      3 25.07.2009 95004 97004 ГСС

      4 04.02.2010 95005 97005 ГСС

      5 04.11.2010 95007 95007 Армавиа

      А где же борт 95002 — его что, не произвели? Произвели — вот он:

       http://superjet.wikidot.com/plane:95002 

      •  © superjet.wdfiles.com

      Порезан после проведения статических испытаний в ЦАГИ.

      А где же борт 95006 — его что, не произвели? Произвели — вот он:

       http://superjet.wikidot.com/plane:95006 

      •  © superjet.wdfiles.com

      Проходит ресурсные испытания в СибНИИА — так называемые лабораторные полеты.

      Отредактировано: brat_po_razumu~02:21 20.05.18
      • -1
        Нет аватара Хавиланд
        20.05.1807:22:27

        Нет ничего проще — вот полный список

        Так я этот список видел, о чём и указал собственно, что на «суперджет.викидот тоже цифра 159». Теперь осталось понять, «более 170» это что такое.

        p. s. всего 162 если учитывать те которые на статике.

        Отредактировано: Хавиланд~07:34 20.05.18
        • 0
          Нет аватара brat_po_razumu
          20.05.1816:44:15

          Совершенно верно — в этот список из 159 самолетов включены не все борта, и это легко проверяется: вот номер борта, вот его фото — борт произведен, а в списке — его нет.

          То есть это уже больше 159 бортов.

          Плюс борты собранные (возможно — даже и полностью собранные, но не выпущенные с завода). Их список можно посмотреть здесь (верхняя часть списка, желтая):

           http://superjet.wikidot.com/production 

          При этом надо учитывать, что список не обновляется ежедневно, в этом списке — данные за март-начало апреля, даты указаны.

          • 0
            Нет аватара Хавиланд
            20.05.1818:52:30

            Плюс борты собранные (возможно — даже и полностью собранные, но не выпущенные с завода)

            Я так и предполагал. Просто хотелось бы понимать наверняка.

  • 0
    Нет аватара logobobah
    20.05.1809:31:17

    А что с контрактом по cityjet? Что-то давно им не передавали самолетов.

  • 2
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    20.05.1809:42:39

    Статья интересная. Согласен, что версии самолёта на 75 кресел сейчас не хватает в первую очередь. Ее появление открывает для SSJ новые крупные рынки. Особенно приятно, что долю российских комплектующих в лайнере обещают довести до 50-60% (а тогда сколько сейчас?). Скудный модельный ряд самолёта ограничивает возможности по продажам.

    • Комментарий удален
      • 1
        Нет аватара logobobah
        20.05.1810:48:05

        А какие возможности есть для этого у сша?

        • Комментарий удален
          • 1
            Александр Чалый Александр Чалый
            20.05.1812:40:18

            Ахаха) Ну, а что Путин разве просто так говорил про однополярный мир. Не только мы попадаем под кнут, но и даже немцы. Вспомнить как американцы чуть не уничтожили фольксваген, буквально несколько лет назад. Это удары кнутом, что бы вассалы не расслаблялись. Но, а колониям вроде нашей вообще тяжело по жизни     У нас во всех министерствах консалтинговые агентства США заседают)) И всем плевать, ни один канал этого не расскажет. Вот где надо контрсанкции вводить.))

            • 0
              Сергей Кирьянов Сергей Кирьянов
              20.05.1816:26:32

              Увы, из недавнего закона о контрсанкциях, пункт про запрет иностранного консалтинга изъяли. Т. е. ко всем нашим министерствам продолжают быть приписаны наши враги, которые и пишут законы. Но так-то да, нельзя проиграть войну(1991), и остаться независимыми.

            • -3
              Egor Panov Egor Panov
              20.05.1819:44:06

              Не только в министерствах, но и промышленность практически вся под консалтом сидит. Некие аморфные бест-практикс, инновэйшн текнолоджис синс НайтинСикстиТу вместо реального развития.

              На амеров зря по моему наезд. Они не ангелы, но мы то куда смотрим? Почему свой софт и железо отодвигаем на задний план? Почему тех, кто разваливал страну, её институты снова и снова выбирают?

  • -3
    Johnsib Rebe Johnsib Rebe
    20.05.1819:02:13

    Поставил минуса всем сверху вниз без разбора — заепали вы все уже со своей политотой!!!

    • 0
      Vovantro Vovantro
      20.05.1819:18:57

      Да не говори. Матом крыть охота уже. Просто порадоваться за наш самолёт уже не в сотоянии народ.    

      • -4
        Egor Panov Egor Panov
        20.05.1819:37:27

        Дык покрой. Что ты сдерживаешься то? Пусть все видят, что ты такое есть. И да, с такими как ты только на ты.

        Это не наш самолет. Это самолет с нашим участием. МС-21 уже наш самолет в части производства, при условии, что ПД-14 доведут до ума и он будет использоваться на этом самолёте.

    • 0
      Holso Stitchred Holso Stitchred
      21.05.1808:12:51

      От политики тебя тошнит, а матом на приличном сайте ругаешься без угрызений совести?

      • 0
        Андрей Тихоновский Андрей Тихоновский
        21.05.1821:36:31

        Мат — не мат, но уже порядком надоело эти вечные политота и нытьё от определённой группы под каждой второй новостью.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,