стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
34

Поиск и разведка нефтегазовых месторождений на Крайнем Севере

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  •  © img.geliophoto.com

ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» — одна из крупнейших геологоразведочных компаний в мире. Она ведет историю от предприятий Министерства геологии и Министерства нефтяной промышленности СССР, занимавшихся поиском и разведкой полезных ископаемых. Сейсмопартии работают в основных нефтегазоносных провинциях России, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ямальская земля — зона вечной мерзлоты. Летом это на 80% заболоченная и заозёренная тундра со сложным рельефом, поэтому работы по поиску и разведке месторождений ограничены коротким сезоном с декабря по апрель, когда всё покрыто снегом, часто бушует пурга, а температура может опускаться до -50 °C.

1. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает первое место в России по запасам природного горючего газа и второе — по запасам нефти. Поиск новых месторождений ведётся с помощью сейсморазведки — геофизического метода, который позволяет заглянуть в глубь земной коры и получить данные о глубине залегания и форме геологических структур потенциально перспективных месторождений углеводородов.

Сейсморазведочная партия № 20 филиала ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» — «Ямалгеофизика-Восток» выполняет работы инновационным низкочастотным широкополосным методом на Среднемессояхской площади по заказу ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». За полевой сезон 2018-2019 годов специалистам предстоит исследовать 600 квадратных километров — это более 40 тысяч физических наблюдений.

  •  © img.geliophoto.com

2. КПП у въезда на зимник Пякяхинского месторождения. Это единственная дорога, которая связывает сейсмопартию с цивилизацией — посёлком Газ-Сале, расположенным в 6-7 часах езды от Нового Уренгоя. По зимнику везут оборудование, продовольствие и другие материалы, необходимые для жизнедеятельности в полевых условиях.

  •  © img.geliophoto.com

3. Зимник проливают водой, чтобы укрепить дорожное полотно. Снежная дорога прокладывается прямо по снегу с помощью грейдеров и может эксплуатироваться только при минусовой температуре. Протяжённость зимника от Газ-Сале до сейсморазведочной партии составляет 114 километров. Чтобы преодолеть это расстояние нужно около 8 часов.

  •  © img.geliophoto.com

4. Снегоболотоход «ТРЭКОЛ». Регистрировать данные приходится в труднопроходимой местности, поэтому работники передвигаются на вездеходах.

  •  © img.geliophoto.com

5. Река Индикьяха. На снегоболотоходе сотрудники выполняют разведку местности, чтобы оценить, можно ли вести работы.

  •  © img.geliophoto.com

6.

  •  © img.geliophoto.com

7. Полевой лагерь сейсмопартии. Он состоит из жилых вагончиков, бытовых помещений и производственных территорий, на которых обслуживается техника и хранится оборудование.

  •  © img.geliophoto.com

8. В качестве жилых помещений «ГЕОТЕК» использует вагон-дома. В них люди чувствуют себя комфортно даже при температуре -50°C.

  •  © img.geliophoto.com

9. Вечерняя планёрка в офисе начальника партии.

  •  © img.geliophoto.com

10. Уточненная карта-схема по результатам полевой съёмки. На ней отображается расположение коммуникаций и охранных зон, орогидрографии (участки сложного рельефа, реки, озёра, болота, маршруты объездов).

  •  © img.geliophoto.com

11. Гусеничный вездеход ГАЗ возвращается с топографических работ.

  •  © img.geliophoto.com

12. Водитель вездехода и геодезист.

  •  © img.geliophoto.com

13. Съемка начинается с выноса в натуру пунктов географических наблюдений, закрепляемых вехами.

  •  © img.geliophoto.com

14. С помощью специального оборудования геодезист определяет точные координаты и высотные отметки пунктов географических наблюдений.

  •  © img.geliophoto.com

15.

  •  © img.geliophoto.com

16. Процесс загрузки геофизического оборудования в вездеход МТЛБу. Для регистрации сейсморазведочных данных используется современная наземная система Sercel 428XL.

  •  © img.geliophoto.com

17. Перед доставкой цифровых сейсмических кабелей — разбухтовывают.

  •  © img.geliophoto.com

18. Кабель нужен для передачи на большие расстояния громадных массивов сейсморазведочных данных.

  •  © img.geliophoto.com

19.

  •  © img.geliophoto.com

20. Установка сейсмооборудования вешками профиля. Гусеничный вездеход движется вдоль размеченного пикетами профиля, а рабочие сбрасывают кабель.

  •  © img.geliophoto.com

21. Параллельно разматывают группы геофонов — приборы для регистрации упругих волн. Они преобразовывают колебания почвы в электрический сигнал.

  •  © img.geliophoto.com

22. Геофон вручную устанавливают в снег. Из-за цвета и формы сейсморазведчики называют его «морковкой».

  •  © img.geliophoto.com

23.

  •  © img.geliophoto.com

24. Размотка телеметрической «косы» и выгрузка группы геофонов.

  •  © img.geliophoto.com

25. Бригадир сейсмобригады и водитель смоточного вездехода МТЛБу.

  •  © img.geliophoto.com

26. Работы по размотке продолжаются на закате.

  •  © img.geliophoto.com

27. Установка групп геофонов на профиле.

  •  © img.geliophoto.com

28. Диспетчер в процессе работы. Она выдаёт задания водителям, ведёт табели и путевые листы, а также считает расход ГСМ.

  •  © img.geliophoto.com

29. Вибрационная установка XVib PLS-362 на гусеничном ходу.

  •  © img.geliophoto.com

30. Вес установки — почти 40 тонн, максимальная скорость — 19,3 км/час. Махина с дизельным двигателем Detroit мощностью 475 лошадиных сил.

  •  © img.geliophoto.com

31. Вибрационная сейсмическая установка XVib в работе. Такая установка заменяет взрывы в скважинах. Она тоже создает упругие колебания, которые проходят через толщу пород, отражаются от границ между пластами и возвращаются к поверхности, где регистрируются геофонами.

  •  © img.geliophoto.com

32. На проекте используются 10 вибрационных установок — 8 в работе и 2 запасных.

  •  © img.geliophoto.com

33. Для повышения производительности применяется система Flip-Flop. Две группы вибраторов работают поочредно: пока одна из групп вибрирует, другая перемещается на следующий пикет.

  •  © img.geliophoto.com

34. Для синхронной работы вибраторов и сейсмостанций используются системы управления вибрационными установками Vib Pro.

  •  © img.geliophoto.com

35. Запуск свип-cигнала. Его параметры изменяются во времени.

  •  © img.geliophoto.com

36. Опорная плита вибрационной установки XVib. Тяжёлая плита плотно прижимается к поверхности и возбуждает упругие колебания.

  •  © img.geliophoto.com

37. Группа вибраторов в работе на профиле. Всего в рамках проекта нужно отработать более 40 000 физических наблюдений.

  •  © img.geliophoto.com

38. Сейсмоприемники расставляются по 24 приемным профилям, на каждом из них по 144 канала. Расстояние между приемными профилями составляет 300 метров, между группами — 50 метров. Такое же расстояние между профилями и пунктами возбуждения.

  •  © img.geliophoto.com

39. Вагон-офис топогеодезического отряда. Здесь оперативно обрабатывается материал полевых наблюдений.

  •  © img.geliophoto.com

40. Геофизик-оператор за работой. После каждого возбуждения все вибрационные установки передают на сейсмостанцию графические и табличные данные о качестве работы PSS (Post Sweep Service). На дисплее отображается информация о пиковых и средних значениях фазы, величине усилий и искажениях.

  •  © img.geliophoto.com

41. Фрагмент монитора сейсмостанции во время наблюдения шумов профиля.

  •  © img.geliophoto.com

42. Фрагмент сейсмограммы.

  •  © img.geliophoto.com

43. Геофизик контроля качества за обработкой полученных данных. Специалисты подрядчика совместно с представителями заказчика осуществляют первичную оценку качества полевых материалов, делают отбраковку и принимают решение о том, нужно ли продублировать геодезические или сейсмические наблюдения.

  •  © img.geliophoto.com

44. Территория полевого лагеря разделена на жилую и производственную зоны. В жилой располагаются вагон-дома для персонала, две столовых и медпункт, где фельдшер может оказать первую помощь. Для работы инженерно-технического персонала организованы офисы. На производственной территории оборудуются площадки для стоянки и ремонта техники, хранения ГСМ, а также мастерские и дизельные электростанции.

  •  © img.geliophoto.com

45. В вахтовом городке проживают 180 человек.

  •  © img.geliophoto.com

46. Персонал сейсмопартии обеспечивают спецодеждой, постельными принадлежностями и трёхразовым питанием. На территории постоянно функционируют душевая и прачечная. Бытовой мусор собирают в отведённом для этого месте и затем сжигают специальной установкой.

  •  © img.geliophoto.com

47. Для связи бригад с отрядами, отрядов — с базой партии, подразделений подрядчика — с заказчиком организуется система радиосвязи. Ещё здесь есть круглосуточная телефонная связь, высокоскоростной интернет, а также телевидение Триколор.

  •  © img.geliophoto.com

48. Жилые вагон-дома.

  •  © img.geliophoto.com

49. Транспортировка вагон-домов на площадь работ.

  •  © img.geliophoto.com

50. Мобилизация сейсморазведочной партии — сложный и многоэтапный процесс. Всё начинается с отвода участка земли под зимник, затем нужно откопать от снега всё имущество и подготовить дома к переезду. Дальше следуют рекогносцировка и строительство временной зимней дороги и только после этого — переезд.

  •  © img.geliophoto.com

51.

  •  © img.geliophoto.com

52. Заправка вездехода дизельным топливом.

  •  © img.geliophoto.com

53. Вездеход КТМ выезжает за оборудованием.

  •  © img.geliophoto.com

54. Экипаж вездехода КТМ.

  •  © img.geliophoto.com

55. Приборная панель вездехода КТМ.

  •  © img.geliophoto.com

56.

  •  © img.geliophoto.com

57. Наладчик геофизической аппаратуры на снегоходе «Буран». Эти универсальные снегоходы используют чтобы быстро устранить неисправности на приёмных линиях.

  •  © img.geliophoto.com

58. Выезд наладчиков на профиль.

  •  © img.geliophoto.com

59. Вездеход «ТРЭКОЛ». Он может передвигаться по снежному и заболоченному бездорожью, по грунтам со слабой несущей поверхностью — песку, глине, торфу, а также преодолевать небольшие водные преграды. Такие вездеходы часто используются для эвакуации и транспортировки пострадавших в тех местах, которые недоступны другим транспортным средствам.

  •  © img.geliophoto.com

60. «ТРЭКОЛ» на заправке арктическим дизельным топливом. Оно предназначено для экстремально низких температур (до -50°С).

  •  © img.geliophoto.com

61. Арктическое дизтопиво содержит повышенный процент веществ, снижающих вязкость и понижающих температуру замерзания.

  •  © img.geliophoto.com

62.

  •  © img.geliophoto.com

63. В суровых погодных условиях тундры выживают только самые неприхотливые растения, в основном мхи, лишайники, травы и карликовые кустарники. Встречаются багульник, брусника, чёрная и красная смородина.

  •  © img.geliophoto.com

64. Типичный обитатель Ямала — северный олень. Региону принадлежит мировой рекорд по величине поголовья этих домашних животных — более 600 тысяч голов. В Ямало-Ненецком автономном округе официально зарегистрировано 3 тысячи оленеводческих бригад, а пастбищами служат тундровые просторы площадью 47 миллионов гектаров.

  •  © img.geliophoto.com

65. Местное население. На территории ЯНАО проживают представители коренных народов — ненцы, ханты и коми-зыряне.

  •  © img.geliophoto.com

66.

  •  © img.geliophoto.com

67.

  •  © img.geliophoto.com

68.

  •  © img.geliophoto.com

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,