Постройка судов раздельным способом на плаву
@sdelanounas_ruРассмотрение объективных условий перехода к модульному судостроению не ограничивается анализом развития построечных мест и методов постройки судов. Имеется еще целый ряд факторов, в той или иной степени связанных с этой проблемой Среди таких факторов несомненный интерес представляет раздельный способ постройки судов
Постройка корпусов судов из частей и блоков, раздельно спущенных на воду и стыкуемых в доке или на плаву, является одной из разновидностей островного способаформирования корпусов судов. Этот способ получил заметное распространение в ряде стран в период 1960—1970гг. в связи с переходом многих верфей к строительству крупнотоннажных судов на старых построечных местах, не обеспечивавших размещение новых судов. Затем раздельный способ определился как резервный, к которому прибегают преимущественно в период длительной реконструкции старых или строительства новых стапелей и доков, при возникновении необходимости постройки судов, размерения и масса которых превышают габариты и несущую способность имеющихся построечных мест или спусковых устройств. При этом из двух возможных вариантов стыкования спущенных на воду частей корпуса — в доке или непосредственно на плаву — наибольшее распространение в отечественной практике получило стыкование на плаву, поскольку оно исключает необходимость использования дорогостоящих доков.СССР разработал бескессонный метод стыковки судов на плаву.
Как показал отечественный опыт, применение раздельного способа постройки судов со стыкованием частей корпуса на плаву позволило примерно удвоить единичный дедвейт строящихся судов. При раздельном способе корпус судна, как правило, состыковывается из двух полукорпусов примерно одинаковой длины (в основном транспортные суда), либо из нескольких (6—10) блоков (плавучие доки и суда технического флота).
В настоящее время раздельный способ привлекает все большее внимание специалистов с позиций модульного судостроения, так как стыкование крупных модулей в ряде случаев может оказаться более целесообразным на плаву, а не на построечном месте. Это подтверждает опыт постройки плавучих доков раздельным способом из крупных модулей. Возможно его применение при строительстве плавучих и стационарных буровых установок. Наконец, раздельный способ, как перспективный, предусмотрен в одном из вариантов «верфи будущего», о котором говорилось в параграфе
Обычные наклонные стапели и доки предоставляют сравнительно ограниченные возможности для эффективного применения раздельного способа, так как при необходимости размещения на них более крупных судов лимитирует не только длина, но и ширина стапелей и доков. Для практически существующих соотношений длины и ширины современных судов и наклонных стапелей (или доков) длина судна, которое можно построить на их площадях раздельным способом, колеблется в пределах 1,2—1,6 от длины стапеля (дока). Поэтому наиболее широкие возможности для применения раздельного способа имеют верфи с горизонтальными стапелями, позволяющими строить широкие полукорпуса крупнотоннажных и, соответственно, относительно длинных судов.
Постройку судна со стыкованием частей на плаву или в сухом строительном доке применяют, когда главные размерения судна (в особенности его длина или спусковая масса), значительно больше размеров построечного места или допускаемой для него рабочей нагрузки. Иногда при кооперированной постройке корпуса его части изготовляют даже на разных верфях.
Формирование частей судна на стапеле имеет ряд особенностей. Наиболее точная сходимость обеих частей монтажного стыка на плаву достигается в тех случаях, когда возможно предварительное контрольное стыкование на стапеле. Если судно разделяется по длине на несколько частей, то такая возможность, как правило, имеется. При разделении судна, особенно крупнотоннажного, на две части предварительное стыкование их на стапеле может быть нецелесообразным или даже невозможным. Тогда 'для подгонки монтажных кромок стыка прибегают к помощи монтажного блока, представляющего собой полностью сформированный концевой отсек одной из частей корпуса со стороны монтажного сечения. Монтажный блок формируется одновременно с формированием опережающей части корпуса в совмещенном с ним положении или раздельно, с последующей контрольной пристыковкой и подгонкой по стыку.
После подгонки монтажных кромок и раздвижки монтажного блока и части корпуса, к которой он пристыкован, последнюю спускают на воду, а монтажный блок окончательно пристыковывают к сформированной второй части корпуса.
Возможно также раздельное формирование частей корпуса, в том числе и их монтажных районов, с применением точных методов контроля профилей монтажных кромок с помощью оптических приборов.
Все методы подготовки кромок монтажного стыка для стыкования частей судна на плаву предусматривают предварительную контуровку (в «чистый» размер) кромок на стапеле.
Центрирующие устройства, предназначенные для совмещения монтажных сечений частей судна в диаметральной и основной плоскостях, представляют собой выступающие за монтажную кромку направляющие элементы (полозья или штыри), скользящие по соответствующим сопрягаемым элементам смежной части судна.
Контрольно-измерительные приборы предназначаются для проверки взаимного положения частей судна на стапеле (если на нем проводится контрольное стыкование) и, главным образом, на плаву.
Спуск частей судна на воду осуществляется обычными способами, принятыми на верфях, с принятием специальных мер предосторожности, вытекающих из особенности спуска данным способом относительно коротких частей судна.
Спуск частей судна на воду осуществляется обычными способами, принятыми на верфях, с принятием специальных мер предосторожности, вытекающих из особенности спуска данным способом относительно коротких частей судна.
Балластировка частей судна на плаву производится, как правило, два раза:
начальная балластировка (отдельно каждой части) выполняется перед стягиванием частей судна с целью придания им одинаковой посадки (осадки у монтажного стыка, крена и дифферента) ;
разгрузочная балластировка (стыкуемой пары частей) выполняется одновременно с осушением монтажного отсека после их сведения, закрепления фиксирующими замками и сборки надводной
Стыкование и сварку частей на плаву выполняют кессонным способом с помощью установленного по периметру монтажного стыка подводного осушаемого туннеля—кессона, прижимаемого к корпусу гидростатическими силами (рис.1). Основной сварной шов между частями корпуса выполняют изнутри осушенного монтажного отсека, а подварочный шов — в кессоне.
Рис. 1.
Установка кессона под монтажным стыком корпуса: 1 — бортовая цистерна, 2 — палуба безопасности кессона, 3 — сухой отсек, 4 — скоб-трап, 5 — уплотнение по контуру корпуса, 6 — рабочий туннель, 7 — днищевая цистерна
Бескессонный способ предусматривает установку по периметру монтажного стыка специальных герметизирующих устройств (рис.2).
Рис. 2
Герметизирующие устройства с подстыковой камерой: а — шарнирно-герметизирующее (ШГУ), б — полужесткий резинометаллический пояс; 1 — сварная камера плавучести ШГУ из стальных листов, 2 — уплотнение по контуру корпуса, 3 — натяжной канат с винтовым талрепом, 4 — шарнир, 5 — полужесткий пояс, 6 — канат-подвеска для первоначального прижатия пояса к корпусу, 7 — фланцевое соединение пояса, 8 — воздушный шланг для прижима уплотнения, 9 — приспособление для принудительного формирования обратной стороны шва, 10 — жесткий каркас пояса, 11 — эластичная оболочка пояса
http://www.stroitelstvo-new.ru/sudostroenie/sborka/1/korpusa-na-postroechnom-meste.shtml
Дурмашкин С.Ш. и др. Постройка судов из частей, раздельно спущенных на воду
Л.: Судостроение, 1974. — 320 с.
Изложены методы бескессонного и кессонного стыкования частей корпуса судна на плаву.Для специалистов судостроения.
https://www.twirpx.com/file/663666/
«Все новое — это хорошо забытое старое»
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
Поделись позитивом в своих соцсетях
Другие публикации по теме
«АК Барс» представил модели новых судов на электродвижении на форуме «Россия — Исламский мир»
Судостроительная корпорация «АК Барс» в рамках выстав...енно, трамвайчик, но на воде," - рассказали ТАСС в компании.Проекты молодых ученых астраханского вуза Росрыболовства
В аспирантуре Астраханского государственного технического университета...вор о содействии с Южным центром судостроения и судоремонта.Новый проект Пермской судоверфи — контейнеровоз «Вишера»
Доля контейнерных перевозок в общем объеме грузоперевозок России посто.... От этих тенденций не отстает и команда Пермской судоверфи.
Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
17.09.1912:23:48
17.09.1913:38:56
17.09.1915:40:29
17.09.1917:21:56
17.09.1922:02:38
18.09.1901:00:23
17.09.1920:17:08
18.09.1901:03:40