«Балтийский завод». Атомные ледоколы строят только здесь — репортаж с уникального производства
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru© Бионышева Елена/Сделано у нас
АО «Балтийский завод» — единственная в мире верфь, где выполняют заказы по созданию атомных ледоколов. Сейчас здесь строят универсальные атомные ледоколы «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка», которые станут самыми мощными в мире. Помимо этого, на предприятии производят суда и корабли с атомными энергетическими установками, плавучие атомные электростанции, оборудование для судостроения, атомной и химической промышленности и изделия машиностроения.
Корреспонденты «Сделано у нас» посетили завод и пообщались с его сотрудниками, чтобы узнать о текущих проектах и модернизации предприятия.
600 СУДОВ ЗА 160 ЛЕТ
Балтийский завод был основан в середине 19 века в Санкт-Петербурге. Он расположен на Васильевском острове, в устье реки Нева, и занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров. С момента основания здесь построено около 600 судов и кораблей, а основная его специализация — атомные ледоколы и суда ледового класса. Именно здесь были спущены на воду все действующие отечественные ледоколы с судовым реактором КЛТ-40 и его модификациями, а в 2020 году сдали первый за два десятилетия новейший атомоход «Арктика» проекта 22220 мощностью 60 МВт
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
У предприятия есть все необходимые лицензии, технологии и оборудование для изготовления надводных судов с ядерными энергетическими установками. Завод оснащен тремя построечными местами — эллингом и двумя стапелями, один из которых, длиной 350 метров, — самый большой в России. Кроме того, предприятие располагает полноценным производством цветного, чугунного и стального литья.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Помимо кораблестроения, Балтийский завод занимается изготовлением изделий судовой энергетики и машиностроения: от теплообменного оборудования для атомных станций до гребных винтов. Эта продукция как используется на собственных судах, так и поставляется на другие предприятия.
Сегодня на Балтийском заводе работает около 6 тысяч человек. Персонал предприятия обладает уникальными навыками и компетенциями в сфере строительства надводных атомных судов, поэтому компания серьезно подходит к обучению работников. Здесь действуют две программы развития: подготовка новых сотрудников в рамках малой академии судостроения и корпоративный университет для повышения квалификации действующих. Помимо технических моментов тренеры обучают персонал современным методикам ведения работы — в частности, инструментам бережливого производства.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
КРУПНЕЙШИЕ В МИРЕ ЛЕДОКОЛЫ
Ключевой заказ, над которым сейчас работают на Балтийском заводе, — строительство четырех атомных ледоколов проекта 22220. Они будут оснащены двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт и станут самыми большими и мощными в мире. «На этих судах установлено инновационное оборудование, использованы новые схемы и технические решения, — рассказывает главный строитель кораблей Балтийского завода Кирилл Анатольевич Мядзюта — Они придут на смену действующему составу ледоколов, которые тоже в свое время строил Балтийский завод».
Головной универсальный атомный ледокол «Арктика», заложенный в ноябре 2013 года, был торжественно спущен на воду 16 июня 2016 года. «Мы испытывали его на „чистой воде“, а сейчас он прошел проверку реальными условиями Арктики, — комментирует Мядзюта. — По итогам могу сказать, что нужны определенные доработки — но мы понимаем, что делать, и в ближайшее время это реализуем. Уже скоро „Арктика“ вновь уйдет в море».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Второй серийный атомоход «Урал», заложенный в июле 2016 года, спущен на воду 25 мая 2019 года, его испытания начнутся в 2022 году. Сейчас основное внимание уделяется подготовке к сдаче первого серийного ледокола «Сибирь». «С учетом опыта строительства „Арктики“ процесс идет проще и понятнее, и я уверен, что мы управимся в срок — до конца этого года», — делится Мядзюта. Параллельно ведется строительство ледоколов «Урал», испытания которого начнутся в 2022 году, и «Якутия», спуск которого на воду запланирован на ноябрь 2022 года. «Сейчас производится формирование корпуса „Якутии“, идет изготовление и монтаж секций, начата погрузка оборудования, изготовление и монтаж систем энергетической установки и общесудовых систем, — рассказывает главный руководитель проекта отдела строительства судов Балтийского завода Максим Анатольевич Алексеенко. — Сдача заказа запланирована на декабрь 2024 года, и работы идут согласно генеральному графику».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Еще два ледокола с заводскими номерами 05709 («Якутия») и 05712 («Чукотка») находятся на стапеле. «Мы регулярно стараемся оптимизировать наше производство и технологии, поэтому пересмотрели подход к ведению работ и перенесли большую часть процессов по установке труб и насыщения в цех, чтобы в дальнейшем сократить количество работ в условиях открытого стапеля — на воде», — комментирует главный строитель Кирилл Анатольевич Мядзюта.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Основной принцип Балтийского завода — приоритет долгосрочных целей, для достижения которых руководство вкладывается в техническое переоснащение и внедряет современные производственные методики. Стратегические планы отражены в разработанной специалистами предприятия программе технического развития, утвержденной Объединенной судостроительной корпорации (АО «ОСК»), в состав которой входит завод.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
«Сейчас мы реализуем два проекта: строим новый трубообрабатывающий комплекс и модернизируем сборочно-сварочное производство за счет нового пролета, в котором будем формировать блоки судна весом до 500 тонн, — рассказывает Владимир Аранович, заместитель начальника отдела инновационного развития. — АО „ОСК“ совместно с Правительством России прорабатывает вопрос строительства сухого дока. Это позволит нам в полной мере реализовать технологию крупноблочного строительства и сократит сроки стапельного периода в два раза. Сейчас на выполнение одного заказа на строительство ледокола уходит 5-6 лет, а при наличии сухого дока мы будем справляться за 4,5 года».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Фото и текст Бионышева Елена
Фото Радченко Андрей
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
15.03.2117:12:51
15.03.2118:13:17
15.03.2122:27:17
17.03.2112:40:14
31.05.2106:26:23
15.03.2118:57:26
15.03.2119:58:48
15.03.2120:01:56
16.03.2107:13:00
16.03.2116:39:54
16.03.2100:01:51
16.03.2103:46:12
05.05.2107:34:45
18.03.2111:21:21