стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
89
rvk 16 октября 2023, 15:10

Время рассудило: производство импротозамещённого «Суперджет-100» началось

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

ЦОС - все самолеты (кроме белого) - это импортозамещенная модификация. А что там делает борт в ливрее ОАК? Зачем он здесь? Ваши варианты жду в комментариях ;)ЦОС - все самолеты (кроме белого) - это импортозамещенная модификация. А что там делает борт в ливрее ОАК? Зачем он здесь? Ваши варианты жду в комментариях ;) © Роман Ковригин/Сделано у нас

Я побывал на площадке производственного центра «Яковлева» в Комсомольске-на-Амуре и своими глазами увидел как компания ищет пути выхода из ситуации, в которой оказалась наша страна в результате введенных против неё санкций. Не останемся ли мы в скором времени без самолетов? Ответ на этот вопрос в моём репортаже.

Все новые самолеты, которые вы увидите на этих фотографиях — это SJ-100 (ранее SSJ-NEW). Все фюзеляжи старых модификаций в разной степени готовности выведены из цехов завода «Яковлев», стоят, сиротинушки, у забора, и ждут своей участи. А в работе только новые серийные импортозамещённые машины.

Они активно строятся, несмотря на то, что испытания этой модификации только начались. Но ни у кого нет никаких сомнений — самолет успешно пройдет испытания и будет поставляться в авиакомпании, просто потому, что никакого другого выбора у нас больше нет.

Первый этап - стыковка отсеков фюзеляжаПервый этап - стыковка отсеков фюзеляжа © Роман Ковригин/Сделано у нас

Мы приехали в Комсомольск-на-Амуре, вообще-то не ради завода «Яковлев». Цель автопробега #открываемдальний, прежде всего, — показать как работают инструменты развития Дальнего Востока, такие как ТОРы, СПВ, дальневосточный гектар, дальневосточная ипотека. Поэтому в КнА мы приехали, чтобы посмотреть горнолыжный комплекс «Холдоми» — резидент ТОР «Комсомольск», и площадку «Парус», которая демонстрирует как в рамках ТОРа можно создавать индустриальные парки.

Но как же было бы обидно, забравшись так далеко, приехав в Комсомольск-на-Амуре, не побывать на заводе одного из самых знаковых и одновременно спорных проектов современной России. И организаторы автопробега, понимая это, пошли на то, чтобы сделать небольшое отступление от нашей программы, и буквально уже на ходу сумели согласовать посещение «Яковлева». За что им огромное спасибо!

Впрочем, спорность проекта «Суперджет-100», теперь уже, простите за тавтологию, вопрос спорный. Ведь в чем был основной спор? Никто же в здравом уме не утверждал, что «Суперджет-100» плохой самолет. Все кто претендовал на адекватность и здравомыслие, понимали, что это хороший современный лайнер, а в своем классе и вовсе лучший на рынке.

Основная претензия к проекту была в том, что самолет имел слишком большую долю импортных комплектующих, а значит большую зависимость от внешних геополитических веяний. Иными словами, это давало в руки Западу рычаги, которые могли ему позволить в любой момент остановить производство самолета.

Вообще-то с этим сложно было спорить. Такую опасность нельзя было никак игнорировать, и на тех, кто утверждал, что такое не может произойти, обе стороны этого противостояния, смотрели с недоумением — конечно, такой риск есть, все это понимали. Вопрос был лишь в том — насколько оправдан такой риск.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

История нас рассудила. Гуляя по цехам завода, глядя на новенькие фюзеляжи самолетов, на суетящихся сотрудников, я понимал — риск был оправдан, а решение о максимальной международной кооперации на том этапе было полностью верным. Потому что если бы мы тогда не пошли бы на это, то скорее всего самолет не был бы создан до сих пор.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Была опасность, что, сделав ставку на иностранные комплектующие, мы в итоге растеряем собственные компетенции по созданию компонентов авиалайнеров, а когда прижмет, мы просто уже не сможем уже ничего импортозаместить — у нас не окажется ни нужных специалистов, ни производств.

SJ-100 проходящий летные испытания. В нем заменено более 40 систем, но двигатели пока старыеSJ-100 проходящий летные испытания. В нем заменено более 40 систем, но двигатели пока старые © Роман Ковригин/Сделано у нас

На этой фотографии самолет, который доказывает, что этого, к счастью, не произошло. Это тот самый SJ-100, который недавно начал проходить летные испытания. На момент нашего визита на завод, он совершил два полета. В нем заменено более 40 систем, которые ранее были импортными. И лишь двигатели пока российско-французские SaM146, но опять лишь для того, чтобы не тормозить процесс испытаний, ожидая скорую сертификацию ПД-8.

И получается, что страхи были напрасными. Как раз тогда, когда эксплуатируемые SSJ-100 потребуют замены, мы подойдем к уверенному серийному производству SJ-100, и никаких проблем связанных с санкциями не почувствуем.

Конечно, всё это произошло не само собой. Именно те, кого «суперджетофобы» обвиняли в недальновидности, все эти годы, параллельно с серийным производством SSJ-100, дальновидно работали над SSJ-NEW. Получая опыт в эксплуатации иностранных, и чего уж там кривить душой, лучших в мире авиационных систем, они создавали свои, не хуже, а даже лучше. Не сидели сложа руки, не почивали на лаврах, не довольствовались штампом «весь мир так самолеты делает», а несмотря ни на что, делали своё. Взяли со всего мира лучшее — и сделали лучший самолет в своем классе. А потом сделали так, чтобы всё лучшее мы могли производить сами внутри страны. Этим людям памятник надо ставить!

И сегодня их работа поражает. Присмотритесь на чем стоят строящиеся фюзеляжи?

Временные стойки шассиВременные стойки шасси © Роман Ковригин/Сделано у нас

Это временные стойки шасси, потому что стойки отечественного производства пока проходят испытания. Но разве это повод тормозить проект? Страна ждет новый лайнер! Потом временные стойки будут заменены на серийные.

Равно как и не повод для остановки работы неготовность двигателя. Да и незавершенность испытаний лайнера вовсе не повод для простоя завода. Все делается параллельно, темп набран космический, и нигде и ни у кого нет никаких сомнений в том, что этот проект завершится успехом.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Завод сейчас загружен так, как не был загружен в лучшие годы. Мало того, идет его развитие, планируют сносить одну из стен в цехе окончательной сборки (ЦОС), чтобы поставить фюзеляжи друг за другом, словно конвейер. Сейчас в ЦОС тесновато, а фюзеляжи движутся по кругу, в зависимости от этапа сборки. Строится новая летная испытательная станция (ЛИС), тоже для перспективного наращивания темпа производства самолетов.

Стройка новой ЛИССтройка новой ЛИС © Роман Ковригин/Сделано у нас

И полное ощущение, что именно так и было задумано. Что к такому варианту развития событий готовились, давно, тщательно и системно. И сейчас попросту выполняют давно намеченный план, а геополитические события лишь заставили немного ускориться, но не изменили изначально поставленной цели — вернуть Россию в ряд ведущих авиастроительных держав.

Не забывайте, что у проекта «Сделано у нас» есть свой телеграмм @sdelanounas_ru. Подпишитесь, чтобы не пропускать лучшие новости о развитии России.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 10
    Нет аватара cheri
    16.10.2315:51:56

    а решение о максимальной международной кооперации на том этапе было полностью верным. Потому что если бы мы тогда не пошли бы на это, то скорее всего самолет не был бы создан до сих пор.

    ИМЕННО!

    Все именно так.

    Если бы не было кооперации, не было бы ни этого самолета, ни тем паче МС-21. Было бы вымирание остатков авиапрома на Тушках и сборке Анов.

  • 1
    Badassgoliath Badassgoliath
    16.10.2317:53:55

    не довольствовались штампом «весь мир так самолеты делает», а несмотря ни на что, делали своё.

    Во-во. А когда я под заметкой про погрузчики (того-же автора) писал что «весь мир» для нас не аргумент и не пример, мне как раз и отвечали, что везде так и весь мир так делает.

    • 1
      Аlex М Аlex М
      16.10.2318:42:31

      Лично меня всегда удивляло: сложное делают в кооперации между странами. Но мне не понять, а почему именно между странами, ведь делают конкретные заводы, стоящие на крошечной площади в какой то стране

      Почему всё необходимое не могут сделать просто N заводов ровно в одной стране, просто быть может в разных городах, а то и в одном городе

      И почему технологии должны поступать извне, если они подвержены рисками и их все равно никто не дает

      • 3
        Badassgoliath Badassgoliath
        16.10.2319:53:03

        Почему всё необходимое не могут сделать просто N заводов ровно в одной стране,

        Это называется «международное разделение труда», эдакий эвфемизм, которым маскируют всё ту же колониальную систему, чтобы звучало благозвучно, по-современному. Выглядит это так же, как и раньше: вы копаете ресурсы, мы (запад) их покупаем у вас (по дешёвке), а о своём производстве не беспокойтесь — мы (запад) продадим вам все товары, которые вам нужны (втридорога). А если вы будете проявлять строптивость, то мы вам вместо товаров выдадим санкции. А свои товары вы производить не сможете, ибо вашу промышленность мы задавим, а в каких-то странах даже и зародиться ей не дадим. Прикроем это рассуждениями о международном разделении труда, о том, что все так делают и о том, что это правильно. И вуаля — мы (запад) все в белом, а вы ничего не умеете и даже не пытайтесь.

        Отредактировано: Badassgoliath~19:56 16.10.23
        • 1
          Нет аватара termometrix
          18.10.2312:15:57

          Основные производственные мощности западных транснациональных корпораций расположены в Азии и Латинской Америке.Только разработка и наукоемкая часть производства и НИОКР сосредоточена преимущественно в западных странах, Запад получает научно-техническую ренту.

          А международное разделение труда является основой прогресса и может быть реализовано без участия или с минимальным участием Запада, например, общая зона разделения труда между странами БРИКС-это вполне реалистичная перспектива.

      • 1
        Нет аватара 4eleng
        16.10.2320:10:03

        А почему на одном заводе все делает не один человек, а разные? Почему «мастер на все руки» проиграет по качеству узкому специалисту? Разделение труда — это то, что сопровождает человечество всю историю его развития.

        Просто банально не хватит инженеров и других умных людей, чтобы производить у себя все — от пластиковых пакетов до самолетов. А еще все, что их производит тоже бы хорошо производить. И все это на уровне лучших компаний в мире. Даже Китай с его населением этого не может позволить.

        Другое дело, что приоритеты можно расставлять по-разному. Есть вещи, которые можно развивать через свободную экономику, только создавая условия (например, пошив одежды), а есть стратегические для государства.

        По самолетам приняли адекватное решение — за счет части готовых решений восстановить цепочки, подготовить кадры и т. д. А потом постепенно менять. Вопрос в скорости, планировании, ожидаемости санкций — это уже другое дело. Но базовая стратегия оказалась правильной. Потому что двигатель делали сразу к МС-21, отрабатывая на Суперджете кучу всего остального. А если бы ждали сертифицированный ПД-8, то первые Суперджеты взлетели бы только в этом или прошлом году.

        • 1
          Нет аватара mr A
          16.10.2320:27:40

          Кооперация всегда была. Только после второй мировой у США ввп стал 50% планетарного, а в 60е или 70е (точно просто не помню) 50% инженеров планеты земля были в штатах. Так что они могли строить всё что угодно у себя. Тут всё шире и глубже.

          • 1
            Сергей Котенко Сергей Котенко
            16.10.2321:29:29

            Ну, это время прошло. И ВВП не 50%, и сам ВВП на 70% услуги.

            И хорошие инженеры есть много у кого.

        • -2
          Аlex М Аlex М
          16.10.2323:45:11

          Я ведь оспариваю только «запчасти должны быть из десятков стран». Но ведь человек не насекомое, как в популяции муравьев и пчел неизменно заложенная специализация в ДНК, в определенных процентах. Инженера можно обучить

          Тайвань превышает все мыслимые нормы на число инженеров электронщиков на душу населения, а само население невелико

          • 1
            rvk rvk
            17.10.2302:06:07

            Какой авиационный двигатель, атомный реактор или хотя бы космический корабль производят на Тайвани? Вы разве не поняли что своим доводом только подтвердили тезис о специализации стран?

            Но, если честно, дело не в специализации. Дело в том, что мало научится что-то делать. Надо не просто уметь что-то делать, а уметь это делать лучше всех в мире.

            В одной отдельно взятой стране можно создать производство всего. Но в одной отдельно взятой стране невозможно создать производство всего лучшего в мире.

            А если для, например, самолета, мы используем не все лучшее в мире, а наш конкурент использует все лучшее в мире, то наш самолет будет хуже самолета конкурента. Можно конечно сказать «ну и ладно, зато наш». На этом и погорел Советский Союз.

            • -3
              Аlex М Аlex М
              17.10.2315:27:54

              Не вижу смысла спорить, никакой предельной нормы числа инженеров на душу населения — не существует. И если какой то стране нужны такие специалисты чтобы производить что-то в рамках одной страны — так и будет

            • 0
              Нет аватара termometrix
              18.10.2312:38:15

              В одной отдельно взятой стране можно создать производство всего. Но в одной отдельно взятой стране невозможно создать производство всего лучшего в мире.

              Хочу только добавить,что вы должны производить все самое лучшее при этом в постоянно растущем количестве,более того,и в постоянно растущем ассортименте, выпуская все новые модификации товаров и услуг на рынок.Это означает все большее поглощение трудовых и инженерных ресурсов в геометрической прогрессии или по экспоненте, и все больше и больше клиентов в прогрессии которые будут покупать постоянно растущую продукцию чтобы производство и экономика были в состоянии роста и рентабельности.Увы, количество трудоспособного населения готово создавать материальные блага и одновременно потреблять их ограничено.И, наконец, мы приходим к тупику, к падению эффективности капитала, мы приходим к постоянно растущим долгам, которые дотируют социальных расходов государства и производства,а также к растущим долгам,которые искусственно стимулируют спрос,что приводит нас к тому же кризису, который мы наблюдаем сейчас на Западе.

              Функция экономического роста является экспоненциальной функцией, так же как экспоненциальной функцией является и механизм или функция финансовых пирамид.Любая экономика рано или поздно,в зависимости от уровня своего развития, достигает предела своего развития,это относится и к мировой экономике.

              Отредактировано: termometrix~12:58 18.10.23
          • 3
            Нет аватара Asqerbashi
            17.10.2317:43:16

            Инженеров на Тайване в процентном отношении много, а военных — мало. По этой причине Тайвань отдал свой военно-политический суверенитет на «аутсорс». Польза-вред такого решения для Тайваня — вопрос на подумать, а вот для нас такое лучше не предлагать — съедят.

        • 0
          Нет аватара termometrix
          18.10.2312:10:41

          А почему на одном заводе все делает не один человек, а разные? Почему «мастер на все руки» проиграет по качеству узкому специалисту? Разделение труда — это то, что сопровождает человечество всю историю его развития.

          Совершенно верно.Так было всегда,углубление разделения труда является базовым законом развития.Нравится это кому-то или нет.

          • 0
            Аlex М Аlex М
            22.10.2313:34:49

            Меня заминусовали, но не поняли мой посыл. Вот в африке большой процент населения занят в сельском хозяйстве. Есть разделение труда в этом сельском. Но потом «набежали инженеры» в развитых странах, создали комбайны трактора и так далее, создали нефтепереработку чтобы было топливо для тракторов, и теперь только 1% населения занято в сельском хозяйстве. Остальные превратились в инженеров и техников, в квалифицированную рабочую силу, для обслуживания этого всего

            А уж тех кто разрабатывает ПД-8 или процессоры Эльбрус — их всяко не более 1% населения. Их может стать и 5% и 10% таких, если производить литографы и процессоры самолеты будет необходимо в больших количествах, заниматься отгрузкой угля и дизеля на экспорт будет менее интересно, потому что технологии имеют большую добавочную стоимость

      • 1
        Нет аватара termometrix
        18.10.2312:20:11

        Лично меня всегда удивляло

        Ещё в конце ХVIII века Адам Смит (напомню, основатель класической политэкономией) доказал, что эффективность функционирования экономических систем (или систем разделения труда) зависит от их масштабов: чем больше элементов вовлечено во взаимодействие и функционирование хозяйственных систем, чем выше уровень разделения труда, тем эффективнее функционирует экономическая система.

        Что это означает: там, где есть более высокий уровень разделения труда, там продукты производятся в большем ассортименте (вспомним западные товары во время социализма и магазины «Березка»), с высшем качеством и с меньшими затратами на единицу продукции.

        Наглядный пример в этом отношении (т. е., разница в эффективность функционирования систем разделения труда) является функционирование большой городской агломерации, с одной стороны, и маленькой сельской местности, с другой. Для всех очевидно, что крупная городская агломерация функционирует намного более эффективно, поэтому и большая часть самого трудоспособного населения из сельских местностей старается переехать в большой город. Те, которые остаются жить в селах, искренне завидуют городским жителям — из-за разного рода возможностей, которые даёт город, большее разнообразие товаров, досуга и так далее. Представляем, что произошло бы, если в этих взаимоотношениях добавить и идеологическая составляющая.

        Один из недостатков подобных систем разделения труда в том, что нужно реализовывать постоянное расширение масштабов их функционирования, чем и занимаются их политические элиты.

  • 1
    Нет аватара Александр У.
    16.10.2318:25:40

    Почему-то нигде нет объяснения почему Сухой Супер Джет изменили на «Яковлев» Супер Джет? Из-за завода производителя? Или по другой причине?

    • 1
      rvk rvk
      16.10.2320:41:16

      Просто реорганизация.

    • 1
      Нет аватара Лес
      16.10.2321:54:44

      «Обретя российскую «начинку», самолет потерял одну букву из своего названия. Это уже не SSJ-100, то есть Sukhoi Superjet 100, а SJ-100. Сокращение произошло после переименования производителя этого самолета — авиастроительной корпорации «Иркут» — в «Яковлев»: исчезла буква, обозначающая первого разработчика лайнера — «Гражданские самолеты Сухого.». monocle.ru/expert/2023/36

      Отредактировано: Лес~21:57 16.10.23
  • 0
    Нет аватара siberia2012
    17.10.2307:16:14

    инженерам памятник, а тем кто убивал отечественную авиапромышленность — телогрейку и на лесоповал. Меры половинчатые, пока не будут наказаны виновные. А ведь многие до сих пор на высоких постах. Тот же Чубайс только в 2022 сбежал и то преспокойно дали уйти оставив Роснано с многомилиардными долгами, которые будет опять покрывать государство за наш с вами счёт. Слишком доброе у нас руководство, травоядное.

  • 1
    Лариса Сухомлина Лариса Сухомлина
    17.10.2307:40:19

    Интересно, по цене и себестоимости есть отличия от производимого ранее. Насколько я слышала, международная коперация часто позволяет делать продукт экономически более выгодным. Известна какая-нибудь информация по этому важному моменту?

    Отредактировано: Лариса Сухомлина~07:40 17.10.23
    • 1
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      17.10.2308:18:37

      Проект осуществляется с серьёзной государственной поддержкой. О самоокупаемости пока речь не идёт. И долго ещё идти не будет.

      Именно по тем причинам, что изложили ранее все говорившие.

      Когда прорвём эту блокаду, будем думать со временем о себестоимости.

    • 0
      Нет аватара Asqerbashi
      17.10.2317:39:50

      Стоимость продукта экономит не сам факт международности кооперации, а то, что используются уже готовые решения, на разработку-испытания-сертификацию-внедрение которых не нужно вкладывать свой капитал (и потом стараться окупить эти вложения за счёт повышения цены). Эти готовые решения могут быть и иностранные, и свои — без разницы.

      Просто в условиях России начала десятых годов кооперация по гражданскому авиастроению могла быть только международной — на внутреннем рынке готовых современных решений, которые можно переиспользовать, можно было посчитать по пальцам.

      Ещё при оценке пользы кооперации многие забывают заложить в расчёты риск срыва проекта из-за того, что кооперация будет разрушена в самый неподходящий момент. А у нас по гражданскому авиастроению именно так дела и сложились.

  • 1
    Нет аватара liman
    17.10.2308:20:03

    Хорошо что идёт у нас импортозамещение (на мой взгляд нужно было применяя импортное делать параллельно наш аналог уже давно), а почему не импортозаместили название? — только не надо мне про внешние рынки отвечать, ведь Самолёты под именами ТУ, ЯК, СУ, МИГ славны по всему миру и без «англичатены»

    • 0
      Нет аватара siberia2012
      17.10.2313:14:32

      МС кстати кирилицей — «магистральный самолёт», а вообще Як-242, если не ошибаюсь прародитель.

      • 1
        Нет аватара Asqerbashi
        17.10.2317:31:04

        Я когда в начале нулевых учился в авиационном институте, там был стенд с описанием проекта глубокой модернизации Як-42, который начался ещё при СССР. Тогда инженеры, видя, что крыло у Як-42 недогружено, а схема с двумя двигателями под консолями безопаснее (от плоского штопора), открыли исследовательский проект, который в начале 90х получил название Як-242.

        Основным инженерным тормозом проекта (не считая разрухи 90-х и гайдара с его концепцией «страны-бензоколонки») было обстоятельство, что при переходе от трёхдвигательной к двухдвигательной схеме нужны двигатели большей мощности. Не подходили ни украинские двигатели Мотор-Сича, ни ПС-90.

        Но современный МС-21 — это уже не Як-242, потому что от прежнего проекта там не осталось вообще ничего, кроме названия конструкторского бюро. Полностью заново разработали всё. Там даже габариты фюзеляжа другие.

        Отредактировано: Asqerbashi~17:33 17.10.23
  • 4
    Нет аватара Asqerbashi
    17.10.2317:19:02

    Немного поправлю: вот те красные стойки шасси с «тракторными» колёсами используются не по причине того, что серийные ещё испытываются.

    Это временные шасси, часть производственной оснастки, которую используют для того, чтобы катать фюзеляж между сборочными позициями до тех пор, пока по карте техпроцесса не надо будет ставить на него постоянные шасси. Там их отвинтят и переставят на следующий самолёт из очереди.

    На УЗГА тоже к фюзеляжам Л-410 прикручивают временные шасси для перемещения их по цеху.

    • 0
      rvk rvk
      25.10.2323:41:45

      В данном случае нет. Самолеты на этом «шасси» там до самого конца. Серийные стойки действительно еще не готовы, их испытывают сейчас в Новосибирске.

  • 1
    Нет аватара Serguei
    19.10.2311:22:34

    Не в плане критики вашей точки зрения, но в этой яме мы оказались не из-за санкций. Аморальные подстилки глобалистской «либеральной» идеологии, которая произрастает из 90-х, уничтожили само понятие государственности. Все эти годы прошли перед нашими глазами. Ещё в 1989 году я летел на Ил-96 из Еревана в Москву. А куда делись наши самолёты? Почему их не заказывала «государственная» и «национальная» авиакомпания «Аэрофлот» с такой распиаренной тысячелетней «историей»? К настоящему времени у нас в парке «государственного» «Аэрофлота» не оказалось ни одного лайнера российского производства, а «не только лишь все» лайнеры оказались В ЗАРУБЕЖНЫХ ОФШОРНЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ, т. е. ничего государственного и национального. А почему? Да потому что манагеры Боинга и Эйрбаса хорошо разбираются в алчной психологии человека, у которого нет ни малейших понятий государственности и интересов российского общества.

    Отредактировано: Serguei~11:24 19.10.23
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,