стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
45
nanonews 02 августа 2012, 12:48

Якутский рывок в нанотехнологии (с фото)

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  • Якутский рывок в нанотехнологии
  • Якутский рывок в нанотехнологии

Александр Назаров/газета «Якутия»

Сегодня город Покровск Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) становится мощным центром новой передовой индустрии. Край бескрайней тундры и тайги, сотни лет кормивших оленеводов и охотников, сегодня становится локомотивом инновационного развития  Дальнего Востока. А виновник торжества – первая очередь высокотехнологичного производства базальтового непрерывного волокна и производных из него продуктов.

Материал, способный изменить стройиндустрию

Базальтопластиковые технологии существуют уже ряд лет, но пока в России не получили достойного развития. Сегодня есть крупный завод в Дубне, еще четыре российских завода, имеющие от двух до четырех малогабаритных печей, объем производства  невелик, несмотря на экономическую привлекательность. Базальтовое непрерывное волокно способно открыть новую эпоху в технологии строительства. Изготавливаемая из нее арматура при значительно меньшем весе обладает повышенными прочностными характеристиками, практически не подвержена коррозии. Эти качества материала делают его незаменимым там, где речь идет о строительстве в сложных климатических условиях при больших перепадах температур, значительной влажности. Это большая часть территории Российской Федерации.

Александр Назаров/газета «Якутия»

 

Якутия даст тысячи тонн нового материала

Реализуемый в Якутии инновационный проект «Базальт – новые технологии» имеет значение, далеко выходящее не только за республиканские рамки, но и за пределы Дальневосточного региона.

Новое предприятие может стать крупнейшим производителем арматуры и других изделий из базальтового непрерывного волокна. Уже в первой очереди работают две печи, и вопрос только времени и инвестиций для ввода в строй еще десяти. Двенадцать печей позволят производить в год не менее 2260 тонн базальтового непрерывного волокна, 2600 тонн базальтопластиковой арматуры, до 32 тысяч кубических метров базальтобетонных конструкций и изделий. Это станет реальностью в полном объеме уже через пять лет. Скорость развития проекта впечатляет особенно с учетом того, что сам проект родился только два года назад. Именно два года назад, в мае 2010 года, было подписано соглашение между Республикой Саха (Якутия) и «РОСНАНО». Инвесторами на раннем этапе выступили Республиканская инвестиционная компания (ОАО «РИК»), ОАО «Банк Москвы» (по программе Российского банка развития «Финансирование для инноваций и модернизации»), в конце 2011 года проект инвестировали федеральные институты развития «РОСНАНО» и «МСП Банк».

Если говорить об экономической направленности проекта, то, по мнению Егора Жиркова, генерального директора компании «ТБМ» и руководителя проекта, главная идея заключается в том, чтобы повернуться лицом к широкому кругу отраслей народного хозяйства. Сфера применения материалов, изготавливаемых в Покровском, − энергетика, ЖКХ, строительство, то есть самые массовые отрасли.  

 

Необходимое технологическое совершенство есть только в России

Уникальность производства косвенно подтверждается попыткой китайцев скопировать производство. Как известно, у нашего соседа исключительно развито чутье на экономически интересные проекты. Но сделать качественную копию пока не получается. Нет нужной толщины, нет равномерности волокна.

Чтобы обеспечить необходимую толщину, материал, расплавленный при температуре 1500 градусов, раскручивают на центрифуге со скоростью шесть тысяч оборотов в минуту и получившиеся нити вытягивают на очень дорогих фильерах, выполненных из тугоплавких металлов. И здесь, чтобы нить не порвалась, необходимо поймать очень тонкую физику и химию процесса. Здесь и зарыто российское ноу-хау, которого пока не могут воспроизвести не только китайцы, но и японцы, и американцы. Хотели бы, но не могут.

И вся эта высокая технология в полном объеме реализуется в Якутии. Уже многое сделано, что подтверждается высокой оценкой международного жюри, экспертов и Гран-при Московского международного салона инноваций и инвестиций. Можно смело говорить о технологической революции не только в масштабах республики, но и всего Дальневосточного региона. Начинался проект с небольшого контейнера с базальтом, который Егор Жирков привез в подмосковный завод из Якутии. Для эксперимента из этого камня в Зеленограде сделали волокно, а в Бийске − арматуру, подтвердив качество исходного сырья. Сегодня якутский завод, будучи запущенным, на полную мощность удвоит базальтовое производство в Российской Федерации.

Александр Назаров/газета «Якутия»

 

Маленькое чудо менеджмента

Базальтовое непрерывное волокно − один из немногих проектов, родившись в России, здесь же нашел и воплощение. Уже есть серьезное производство в ряде городов России, есть регионы и бизнес-структуры, желающие войти в новую сферу. Но пока якутская реализация самая успешная. Где-то проблемы с площадкой, кто-то не может решить вопросы финансирования, такой завод не построишь, что называется, за рубль. В разных точках − разные проблемы. Пожелаем удачи всем пытающимся развивать высокие российские технологии. А в Якутии все получилось необыкновенно быстро, даже как-то не по-российски быстро. Скорость решения вопроса определилась молодой и сильной командой организаторов, собранной Егором Жирковым, его упорством и мощной поддержкой республиканского руководства.

Новый завод с большим объемом производства - это новые рабочие места. Большой объем производства - это серьезные налоговые поступления, социальная устроенность и стабильность. Высокая технология – это движущая сила для общего интеллектуального роста, инженерной квалификации, хороший толчок к развитию прикладной науки. В целом реализованная инициатива компании «ТБМ» выходит далеко за рамки просто экономически эффективного производства. Для Якутии это еще одно доказательство необходимости и возможности промышленного и социального прогресса.   

А республиканским успехам могут позавидовать многие российские регионы. Еще недавно полностью дотационная республика провела на высоком уровне спортивные соревнования мирового уровня «Дети Азии», а в области промышленного производства она выходит на передовые рубежи технологического прогресса. И есть уверенность, что процессы, запущенные в Якутии сегодня, - это всерьез и надолго. 

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара Krausse
    02.08.1216:18:04
    В железобетонных конструкциях часто применяются сварные работы, а как базальтовую арматуру сваривать?
    • 0
      Нет аватара shpion_
      02.08.1218:19:13
      "Эпоксидкой" клеить.
    • 0
      Нет аватара Pavrus
      04.08.1214:43:07
      В большинстве случаев можно (нужно) не сваривать, а вязать. Тем более, что не всю арматуру (зависит от марки стали) можно сваривать, не потеряв при этом качества. Качество сварки арматуры (для ж/б конструкций) может гарантировать только сварка на аппаратах точечной сварки и им подобных. Дяди Васи-сварщики, в основном, сваривают "лишь бы не распалась, пока несу".
      • 0
        Нет аватара LuisWoo
        04.08.1216:35:35
        Не точечной а контактной (точечная - один из её видов), которую используют только на заводах ЖБИ. А на местах, сварку арматуры встык, Вася-сварщик делает электрошлаковой сваркой, и если он её сделает на от#@ись - будет переделывать или искать новую работу.
        Отредактировано: LuisWoo~16:50 04.08.12
        • 0
          Нет аватара Pavrus
          07.08.1215:00:14
          Не углубляйся в терминологию, глупо! Как ты себе представляешь сварку арматуры встык? может все-таки внахлест? В арматурном каркасе 10000 соединений, все проверишь? Много сварщиков уволил? Вязать нельзя сваривать.
          • 0
            Нет аватара LuisWoo
            07.08.1217:48:49

             © img-fotki.yandex.ru

            Как сварщик представляю, а ты нет - ищи электрошлаковая\ванная сварка арматуры и не позорься. А соединений встык, в отличии от нахлёста, не так много и их как ответственные должны просвечивать, в прицепе. Да, соединение внахлёст, надёжней всякой вязки, если сделано граммотно - 4-го разряда сварщика достаточно.

            Отредактировано: LuisWoo~17:52 07.08.12
          • 0
            Нет аватара LuisWoo
            07.08.1218:20:36
            Для особо одаренных - вязка, это как две сопли-прихватки, в отличии от нормального шва, который сгниёт или разрушиться не раньше самой арматуры.
            Тем более, что не всю арматуру (зависит от марки стали)
            Марку стали в студию, плиз.
            • 0
              Нет аватара Pavrus
              08.08.1211:17:21
              Марка стали с буквой "с" если не ошибаюсь. Молодец, встык сваривают, согласен. Вот ты как сварщик часто ли так делаешь? Вероятно крайне редко (возможно ты этим только и занимаешься, но каков процент таких швов от общего количества?). Я лишь сказал, что сварка арматуры - не единственный способ, а для базальтопластиковой арматуры подойдет и вязка (возможно ее и паяют). Для ответственных конструкций подойдет ли такая арматура, вопрос? покажет время и расчеты институтов. Для массового строительства, уверен, подойдет. Есть проект, есть техкарта, дефектоскопист, мастер, технадзор - вяжи монтажник или сваривай сварщик решать не тебе! Для "особо одаренных" - в ж/б конструкциях, в большинстве случаев, пересечения арматуры фиксируются (сварка или вязка) лишь для того, чтобы каркасы не потеряли пространственную форму при обетонировании. И никакой нагрузки при эксплуатации не несут. Если делаешь, например ленточный фундамент, то совмещать каркасы будешь с нахлестом, а сваривать или вязать - смотри проект или спроси у мастера, ему отвечать! Сваривать каркасы встык - да тебя поимеют за отсутствие производительности! Если же ты строишь серьезные объекты - смотри проект и сваривай встык если нужно! Если ты считаешь, что я позорюсь - купи себе мороженое! Я так не считаю! Если захотелось поумничать конкретно в своей сфере знаний - поумничай! Надеюсь, я тебе немного кругозор расширил!
              • 0
                Нет аватара LuisWoo
                08.08.1217:50:02
                Нет такой марки стали которую нельзя сваривать, а кремний - распространенный легирующий элемент и никаких проблем для сварки не представляет. А что использовать - сантиметр электрода или десять проволоки для нахлёста, действительно решать не мне, а кто платит. К стати да, сварка быстрей вязки во всех её проявлениях - дедушкин метод как никак     Единственный известный мне вменяемый метод механического соединения - стыковка арматуры встык муфтой обжимаемой гидравлическим прессом. И то, это лишь экономия на квалифицированном сварщике. А насчет базальта - это скорей всего "Фиброволокно базальтовое (нить базальтовая рубленая)"
                ФИБРА - представляет собой базальтовые волокна, добавляемые в бетон, пенобетон, полистиролбетон, раствор, штукатурный состав и т.д. Повышает сопротивление механическим воздействиям, в отличие от металлической сетки армирует раствор по всем направлениям, обладает высокой адгезией к раствору и образует однородную массу. Фиброволокно является эффективной армирующей добавкой для пенобетона, полистиролбетона и просто бетона. Используется во всех типах цементных растворов, когда необходимо предотвратить образование деформационных трещин возникающих вследствие механического воздействия или усадки (например, при заливке полов, стяжке или при заливке в опалубку). Применение фиброволокон позволяет избежать трудоемких операций по армированию.
                Полностью и везде заменить стальную, оно скорей всего не может, а в чем нибудь наподобие дорожного полотна вполне.
                • 0
                  Нет аватара Pavrus
                  09.08.1210:54:37
                  В общем, вариантов полно...    
  • 0
    Нет аватара ASSA
    03.08.1210:25:45
    Здесь и зарыто российское ноу-хау, которого пока не могут воспроизвести не только китайцы, но и японцы, и американцы. Хотели бы, но не могут. == Желаю наладить как можно скорее экспорт базальтового волокна китайцам, японцам и американцам! Такие новости всегда радуют.
  • 0
    Нет аватара J-Sinclair
    03.08.1211:18:27
    Здесь и зарыто российское ноу-хау, которого пока не могут воспроизвести не только китайцы, но и японцы, и американцы. Хотели бы, но не могут. == http://en.wikip...ki/Basalt_fiber Suppliers: ASGLAWO (Germany) B&W Fiber Glass (USA) Basalt Fiber & Composite Materials Technology Development (BFCMTD) (Ukraine / Hong Kong) Basaltex (Belgium) Deutsche Basalt Faser GmbH (German-Georgian) D.S.E Group (Israel) ISOMATEX (Belgium) Kamenny Vek (Russia) Lancaster GTB Systems LTD (United Kingdom) MTLS International Inc. (USA) Plant of Insulation Materials LLC (PIM) (Ukraine) Research Institute Glassplastics and fiber (Ukraine) Sudaglass (Texas / Russia) Technobasalt (Ukraine) В статье очень много ненужного пафоса, ИМХО.
    • 0
      Нет аватара guest
      03.08.1216:10:58
      Процесс производства данного волокна очень нестабилен + достаточное дорогое по себестоимости волокно. Из статьи ясно. Что данный завод очень мощный. Иначе говоря, будет налаживается выпуск этого волокна в крупных объемах. В виде ноу-хау тут вполне подойдет сам процесс производства и аппаратурное оформление производства. Вообще физика стекла до сих пор не изучена. Существуют несколько гипотез образования стекла + все таки процесс создания непрерывного базальтового волокна чрезвычайно сложен. К тому же. Вот ты привел список фирм поставщиков. Какие технологии они используют? Какие свойства волокна? Из какого сырья они сделаны? Андезиты или андезито-базальты или еще что? Еще раз повторюсь. Стекло является до сих пор до конца неизведанным веществом.
      • 0
        Нет аватара J-Sinclair
        03.08.1216:26:36
        "Какие технологии они используют? Какие свойства волокна? Из какого сырья они сделаны? Андезиты или андезито-базальты или еще что?" - а с чем сравнивать будем? В этой статье так же этого нет. Однако, факт - базальтовое волокно не уникально, его производят во многих странах. Да и электричество вообще то тоже до конца неизведанно, пользуемся только частными решениями уравнений Максвелла.    
        • 0
          Нет аватара guest
          03.08.1220:07:20
          Вообще то базальтовое волокно само по себе еще уникально. Технологии его производства начали развиваться только в последние года. Я говорю о том, которое можно использовать в стеклопластиковых изделиях, а не в качестве ваты. Насчет электричества. Тут есть одна общепризнанная единая теория. А по стеклу еще нет.
  • 0
    Нет аватара J-Sinclair
    03.08.1212:04:31
    И еще - где тут НАНОтехнологии? Где и куда рывок? Наноарматура? Заголовок совсем не соответствует статье..
    Отредактировано: J-Sinclair~12:06 03.08.12
    • 0
      Нет аватара anpaza
      03.08.1217:00:17
      Диаметр базальтового волокна от 20 до 500 мкм. На нанометры не тянет, но куда-то в ту сторону... Рывок - если действительно правда, что достигнуто устойчивая толщина волокна. Сегодня из базальтового волокна делают в основном базальтовую вату, идущую на утепление. Для более серьёзных применений (напр. использовать для композитных материалов) нужно стабильное качество и неизменные параметры, поэтому базальтопластик до сих пор мало где используется. Если из продукции якутского завода будут действительно делать композитные материалы, то это очень здорово - базальтовое волокно прочнее стеклянного (находится где-то в промежутке между стекловолокном и углеволокном), при этом дешёв как стекловолокно.
      • 0
        Нет аватара J-Sinclair
        03.08.1218:01:14
        "На нанометры не тянет, но куда-то в ту сторону..."     Всего раз в 50 - 100 ошиблись в Роснано при выборе нанотехнологичного проекта.
      • 0
        Нет аватара guest
        03.08.1220:11:01
        Так и есть. Базальтопластик будут делать. Поэтому это одно из самых высокотехнологичных предприятий.
    • 0
      Нет аватара guest
      03.08.1220:10:16
      Нанотехнолгии, это не те технологии которые выпускают продукцию соразмерную классификации НАНО. Нанотехнологии, это технологии которые позволяют управлять процессом на уровне НАНО. В данном производстве используются специальные нано-добавки, которые позволяют делать стабильное по параметрам волокно в процессе его изготовления.
      • 0
        Нет аватара J-Sinclair
        06.08.1218:19:08
        Ссылку пожалуйста на "нано-добавки", в статье - ни слова. И что за уровень такой - "НАНО"? Это туда, где Роснано инвестирует?     "Нанотехноло́гия — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами."
        • 0
          Нет аватара guest
          11.08.1223:15:45
          Да... сама по себе статья малоинформативна, полностью согласен с со всеми твоими доводами. НАНО уровень?) Ну... образно уровень сложности производства, когда идет уже контроль на уровне атомов. А так. Производство именно в твоем понимании под Нанотехнология попадает.
  • 0
    Нет аватара VitAl2013
    04.08.1210:11:32
    Я так и не понял, что из него можно делать вообще как из базальта и что в частности из того что будет производить Якутия? Какие конечные продукты, где можно на них посмотреть и где посмотреть на их свойства? Может видео есть о базальте и продуктах сделанных с его помощью? Вообще очень мало в статье о том, что это за зверь такой и с чем его едят.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,