Текущее состояние более всего похоже на давно уже забытый 2002 год, когда экономика столь же незаметно для всех стала быстро расти. Природа того роста была заложена не в стратегии крупнейших, а в стратегиях многих мелких и средних компаний, которые нарастили потенциал в постдефолтный период и, что называется, поймали новую волну. Им помогал внутренний спрос — отчасти потребительский, отчасти производственный. Приток денег в экономику, инвестиции, энергичный рост цен на нефть — все это началось примерно через год. Тогда мы трактовали это таким образом, что «тысячи хозяйствующих субъектов начали реализовывать свои хозяйственные планы», и совокупность этих реализаций вылилась в рост.
Скорее всего, сегодня мы наблюдаем нечто похожее. При всех огромных сложностях, с которыми сталкивается бизнес, мы можем видеть формирование множества новых трендов, которые вовлекают в рост экономических агентов. Экологические продукты — производство и продажа, логистические услуги разных уровней мощности, разнообразные способы внедрения энергосберегающих технологий и материалов, скромные, но многочисленные попытки наладить производство одежды и обуви на территории России, свои плоды начала приносить и локализация — иностранные компании-производители постепенно обрастают поставщиками комплектующих. Вот тот набор новых трендов, которые видны не слишком вооруженным глазом.
Тревогу внушает динамика инвестиций — они сокращаются, и, казалось бы, это противоречит радужным ожиданиям. Однако и в тот период начала 2000-х взлет инвестиций начался через год после старта экономического роста (почему оный и не был особенно замечен). Этот феномен — запаздывание инвестиций по отношению к росту — объясняется так: экономический рост самых активных хозяйственных субъектов спустя несколько месяцев начинает формировать позитивные ожидания у большего числа игроков, в ответ на это банки начинают снижать субъективное ощущение риска, процентные ставки падают, что позволяет вовлекать в экономический рост еще большее число агентов. Так формируется новая волна экономического роста, у которой, как правило, нет никакой видимой причины. Именно эта самопроизвольно рождающаяся волна — главное доказательство принципиальной жизнеспособности экономики.
Значит ли это, что правительство может расслабиться? Естественно, нет. Чем больше оно будет «подыгрывать» волне, тем больший размах она приобретет. В целом же сам факт, что мы в состоянии перейти к росту в условиях мировой стагнации, показывает, что у нас есть все шансы за следующие семь лет увеличить примерно вдвое долю среднего класса страны, а вместе с этим и радикально повысить общий уровень жизни.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
Источник: expert.ru
Другие публикации по теме
- МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. На сегодняшний день количество субъектов м...ется индикатором, характеризующим расширение среднего класса в России.
- Озеро Байкал (фото автора)В Иркутской области определены шесть ключевы...ность, они помогли улучшить жизнь десятков тысяч жителей Иркутской области.
- Экологические катастрофы это дело человеческих рук, разруха и стагнаци...ледствиям и ставило под вопрос существование некоторых городов…
Поделись позитивом в своих соцсетях

deepinspace23.10.12 11:20:30