стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
43
Ivan_S 07 ноября 2012, 10:42

85 лет оружейнику Аркадию Георгиевичу Шипунову!

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

7 ноября Почетному гражданину Тулы и Тульской области Аркадию Георгиевичу Шипунову исполняется 85! Одно перечисление его наград и титулов займет целую страницу. В канун юбилея мы попытались внимательнее исследовать его биографию, чтобы рассказать вам о некоторых малоизвестных фактах из жизни юбиляра.

427 - научных трудов у А. Г. Шипунова

740  - такое количество изобретений сделано юбиляром

Детство

Один из самых знаменитых туляков на самом деле родился не у нас – в городе Ливны Орловской области. Дом, где появился на свет Аркадий Георгиевич, сейчас перестроен, но на старом фундаменте. А в 2012 году на него была установлена мемориальная доска в честь А. Г. Шипунова. О своем знаменитом земляке в Ливнах долгое время не знали, его имя было засекречено. Зато когда решали вопрос о присуждении Аркадию Георгиевичу звания почетного жителя города Ливны, впервые в практике городского совета абсолютно все проголосовали «за».

Аркадия воспитывала мать, Ольга Николаевна. Родом она из семьи потомственных крестьян, но закончила медицинский институт в Москве, работала детским врачом, затем в городском управлении здравоохранения г. Орла. Именно в Орле и прошли детство и юность юбиляра.

Первые прочитанные Шипуновым книги были из библиотеки жившей в их доме племянницы писателя Николая Лескова. Того самого, что написал сказ о тульском Левше, тоже в своем роде символичный факт. Но любимым для будущего конструктора автором детства был Джек Лондон.

«Я родился во времена НЭПа. Видел голод 1933 года, – вспоминает Аркадий Георгиевич. – Бабки очередь за хлебом занимали часов в пять утра. И моя бабушка тоже занимала. А потом она приходила, меня поднимала, и я шел на смену. Писали нам номерки, и я стоял. Ну, где-то в районе часа-двух получали хлеб. Но уже в 1934 году были приняты все меры к тому, чтобы земля была вспахана, засеяна и урожай убран. И урожай был колоссальный! Почему я знаю? Потому что у меня мать – врач по специальности. И врачей, ее в том числе, во время уборочной компании отправили в сельскую местность с тем, чтобы медицинское обслуживание было обеспечено. И она со мной поехала. Так что я все это дело видел своими глазами».  

Война

О том, что началась война, он узнал в Нальчике, где вместе с другими орловскими детьми отдыхал в пионерлагере. Вернулся домой. Затем, когда немцы вошли в город, вместе с мамой ушли пешком вглубь страны.

«Над нами безнаказанно, на малой высоте, с малой скоростью непрерывно пролетали гитлеровские самолеты, – вспоминает он. – Порой они строчили из пулеметов и сбрасывали бомбы. Чтобы укрыться, нам приходилось прятаться в канавы, воронки, кусты».

Добрались до Казахстана, потом переехали в Воронеж, к одной из сестер матери. И здесь вновь застала война, пришлось уходить. Через полгода, когда Воронеж был освобожден, вернулись обратно. Все свободное время воронежские мальчишки занимались поисками оружия, которое бесхозно валялось на местах боев. Аркадий Георгиевич вспоминает, как для военной подготовки в школе военрук предложил выстругать всем деревянные макеты винтовок. «А мой приятель Овчинников Толя ему предлагает: «Может, мы настоящие принесем?» – «А вы можете?» – «Да пожалуйста, сколько хочешь!» И мы принесли в класс штук 15 мосинских винтовок, трехлинеек».


Тула

В наш город Шипунова привел случай. В 1944 году семья вернулась домой, в Орел. И тут на глаза попалась газета о наборе на специальность «Автоматическое оружие» в Тульский механический институт. А документы к тому времени уже сданы в военное училище. Попытался их забрать, но в ответ услышал: «Всё! Жди, когда тебя призовут». Кто-то из знакомых порекомендовал обратиться к горвоенкому.

«Прихожу я в военкомат. Горвоенком, полковник, сидит за письменным столом – кабинетик у него так метров десять, не больше. Смотрю – фронтовик, раненый, хромой с костыликом. Лицо такое синее – вот когда физические страдания долго испытывает человек, это ложится на лицо. Он спрашивает: «Что ты?» – «Да вот, объявление такое. Хочу учиться». – «И что?» – «Документы не отдают!» Он вызывает девушку-секретаршу: «Позвони, чтоб отдали документы!» Всё! Вот и вся бюрократия. Он меня проводил до двери и сказал: «Учись, сынок!» Вот эти слова – как напутствие на всю жизнь – я запомнил. И уехал в Тулу».

Благодаря аттестату с отличием Шипунова зачислили учиться на конструктора. Но приходилось трудно. Жили впроголодь. Из набранных на первый курс 242 человек к третьему году обучения осталось всего 38.

«Нас учили правильно, – считает Аркадий Георгиевич. – Полученное мной образование следует считать классическим, оно и сегодня вполне соответствует времени».

Однако на аттестации после первого семестра о нем было указано: «Способности средние». Зато дипломная работа «Теоретические и экспериментальные исследования различных типов газоотводных устройств» много лет потом хранилась на кафедре в качестве эталона. 


Грязев

Шипунова единогласно рекомендовали для поступления в аспирантуру. Но он категорически отказался, заявив, что хочет пойти работать. И уехал в Климовск, в НИИ-61. Именно здесь они познакомились и подружились с Василием Грязевым, также закончившим Тульский механический институт.

«С Василием Петровичем у нас совпало очень многое: азартное желание реальной работы и творческого поиска, отсутствие какой бы то ни было зависти друг к другу, – считает Аркадий Георгиевич. – Между нами никогда не было борьбы за лидерство, мы дополняли друг друга. Для того чтобы объясниться по сложнейшему вопросу, у нас сложился свой язык, достаточно было пяти минут, чтобы понять друг друга. Мы с ним никогда не ругались, ни по какому поводу».

Уже первый успех их творческого тандема оказался революционным. Скорострельность созданной 23-мм пушки достигла 2300 выстрелов в минуту – вдвое выше, чем у пушек, находившихся на вооружении! Следующая двуствольная пушка была спроектирована под невиданную по тем временам скорострельность – до 4000 выстрелов в минуту!

«Мы сделали ее всего за 4 месяца, – вспоминает Аркадий Георгиевич. – Работали круглосуточно, спали по четыре часа, пока пушка находилась в камере испытаний. С годами мы поняли, что если хочешь быть впереди, нужно много работать».

Аркадий Георгиевич вспоминает один из эпизодов их совместной деятельности.

«Я вижу, что Василий сопит, ему чего-то не нравится – это произошло, когда мы шестиствольную пушку делали. Многоствольная пушка появилась у американцев сначала, но имела колоссальный недостаток, она была не автономная, стрельнуть без электростанции не могла. И я стал доказывать Василию, что можно сделать газоотводный двигатель. А потом Василий Петрович придумал изумительное, изящное решение этого двигателя – он его загнал внутрь блока стволов, что габаритов совершенно не прибавляло. Там все сделано вопреки науке, но прекрасно работает. Это изумительное решение! И вот когда Василий этот двигатель придумал, он стал горячим моим сторонником. Ну, и дела пошли быстро: на этой основе мы создали серию образцов, которые превосходят американские аналоги. Американцы, чтобы достичь такого темпа, должны поставить двигатель 130 лошадиных сил! Но дело в том, что мы можем еще в полтора раза прибавить, а тогда надо им еще увеличить в три раза мощность – это 400 лошадиных сил. То есть мы это можем, а они – нет. Здесь была чистая победа».

 


Аркадий Шипунов - ведущий инженер отд. №21 в Климовске

КБП

Уже в наше время Шипунов скажет о КБП: «Мы оказались той фирмой, которая по приказу страны превзошла всех»! А на самом предприятии сотрудники иногда с юмором называют друг друга «подшипниками», отдавая должное его создателю.

В начале 1962 года Шипунов получил новое назначение – начальником и главным конструктором тульского ЦКБ-14 (с 1966 года – Конструкторское бюро приборостроения). И успешно руководил этим предприятием 44 года, создав его с нуля!

Первая самостоятельная работа, начатая в ЦКБ-14 под руководством Шипунова, – «Фагот», абсолютное «ноу-хау» в военной технике. Именно «Фаготу» противотанковые ракеты оказались обязаны тем, что стали самым массовым и эффективным средством поражения бронированных целей на поле боя, способным действовать по ранее невиданному принципу «все что вижу – поражаю». Вслед за «Фаготом» пришел «Конкурс», обладавший вдвое большей дальностью действия.

Один из соратников Шипунова академик Станислав Иванович Аверин считает, что Шипунов и Грязев создали «периодическую систему» стрелково-пушечного вооружения – по аналогии с системой Менделеева.

В 1970-е годы в КБП было положено начало использованию лазеров для наведения ракет. А придуманный на КБП огнемет «Шмель» великолепно показал себя во время боевых действий в Афганистане. Говорят, афганский лидер Наджибулла однажды сказал нашим советникам: «Пока вы будете поставлять «Шмели», нас никто не победит!»

 

Герой соцтруда

16 апреля 1979 года КБП было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а его руководитель удостоен звания Героя Социалистического Труда. С этим награждением у Шипунова связан достаточно курьезный случай.

«Награду мне вручали в Туле, на собрании областного партийно-хозяйственного актива, куда приехал министр оборонной промышленности Павел Васильевич Финогенов. Я достойно приготовился в этому событию, надел новый костюм. Но перед собранием меня предупредили, что необходимо просверлить в пиджаке дырку. Я начал думать, как это сделать. Портить костюм было жалко, и я решил аккуратно наметить дырку шилом. Но пока мы все сидели на совещании, дырка исчезла – нити на костюме сошлись. И когда, наконец, пришел мой черед, Павел Васильевич громко зачитал указ и занялся установкой награды на моем пиджаке. А дырку никак не найдет. И начал мне пенять, «Что ж ты не смог подготовить дырку?» А я в тон ему отвечаю: «Да знал бы, я бы ее прожег!»

 

Чернобыль

В мае 1986 года тульское КБП попросили подключиться к работе по оценке состояния ядерного реактора в Чернобыле. В частности, в вопросе, идет в нем цепная реакция или нет. Для этого требовалось узнать температуру в реакторе, то есть придумать, как опустить в него градусник. Известных апробированных технических решений для этого не было ни в СССР, ни за рубежом.

Но туляки решили проблему в кратчайшие сроки. 19 июня с помощью вертолета Ка-27 внутри реактора был установлен созданный в КБП 18-метровый зонд. На следующий день результаты полученных измерений были доложены Правительственной комиссии. Температура реактора оказалась значительно ниже опасного значения.


Православный атеист

Академик Станислав Аверин поражается знанием Шипунова основ различных религий, и тому, как свободно он цитирует Библию. Станислав Иванович вспоминает, как однажды они были на приеме в Кремле, и оказались рядом с Митрополитом Кириллом. Разговорились. Беседа оказалась столь насыщенной различными цитатами, что в ее завершении Кирилл спросил Аркадия Георгиевича, верующий ли он? «Я – православный атеист», – ответил Шипунов. Кирилл засмеялся и поблагодарил за душевную беседу.

 

Новые времена

«В смутные первобытно-рыночные времена девяностых годов мы приняли единственно верное решение: жить коллективу за счет того, что он умеет делать хорошо, – считает Шипунов. – То есть за счет своих мозгов и технического интеллекта. Нам с самого начала было ясно, что у нас будут покупать только то, что не сможет предложить никто другой кроме нас».

Одной из таких разработок стал комплекс «Панцирь». Когда в мае 2000 года был подписан контракт с ОАЭ, предусматривавший поставку в эту страну нескольких десятков «Панцирей», это событие оказалось совершенно беспрецедентным для российских оборонных предприятий. Зарубежные эксперты считают, что «Панцирь» обеспечил лидерство в своем классе минимум на 15-20 лет, причем и в борьбе с воздушными целями, появление которых только прогнозируется к 2020-2025 годам.

 

Семья

Со своей будущей женой Ангелиной Васильевной Аркадий познакомился в первые дни работы в НИИ-61. Она была направлена сюда после окончания Московского механического института (МИФИ), делала обзоры технической информации, готовила отчеты. Они поженились 26 ноября 1950 года. Ко времени переезда в Тулу у них уже было две дочери: Татьяна и Анна.

В 1977 году родилась первая внучка, Ольга. Всего же у Аркадия Георгиевича две внучки и два внука, пять правнуков. Ольга — экономист, у нее уже трое детей, младшей — Марии 4 года. Надежда — юрист, ее младшему сыну 4 недели. Внук Аркадий, названный в честь дедушки, родился в 1988 году, окончил военный университет, работает на государственной службе. Младшему внуку — Сергею  20 лет, и он учится в политехническом университете в Санкт-Петербурге по  специальности «Программирование».

 

 

«Иногда меня спрашивают: чувствую ли я себя счастливым человеком? И я говорю: да. Я чувствую себя счастливым человеком с тех пор, как помню себя и по сию пору, потому что всегда чувствовал себя свободным и никогда не прогибался. Человек счастливый занимается тем, к чему душа лежит, и его не погоняют каждый день. 

427

научных трудов у А. Г. Шипунова

740

такое количество изобретений сделано юбиляром

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    vostok1982 vostok1982
    07.11.1223:36:24
    Один из величайших русских оружейников. С юбилеем Вас!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,