стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
106
nanonews 07 апреля 2013, 23:38

Самый большой вертолет в мире - Ми-26 (фоторепортаж)

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Автор репортажа - Сергей Анашкевич (ЖЖ aquatek_filips)


Добро пожаловать на борт самого большого серийно выпускаемого вертолета в мире.
Вы удивитесь, но если его поставить рядом с авиалайнером Boeing 737, он окажется длиннее! А диаметр винта на целых 4 метра больше размаха крыльев классической серии Boeing 737.
Этого летающего монстра можно сравнить с муравьем. Потому что это один из немногих летательных аппаратов, способных поднять и перенести груз, практически равный по весу себе самому. И не только поднять, но и транспортировать эти 20 тонн груза к черту на кулички - до 800 километров от базы.
Разработанный еще в середине 70-х годов, этот голиаф-трудяга выпускается до сих пор в разных модификациях - как военно-транспортный, пассажирский, гражданско-транспортный,  летающий кран, медицинский и т.д.
310 единиц МИ-26, выпущенных за эти долгие годы, эксплуатируются на военной и гражданской службе в самых разных странах - России, Казахстане, Украине, Венесуэле, Индии, Китае и даже в Лаосе и Перу.

  • МИ-26
  • МИ-26

 
История создания МИ-26

Тяжелый вертолет МИ-26 начали разрабатывать в начале 70-х гг в качестве замены знаменитому на то время рекордсмену МИ-6. Необходимость разработки новой модели обуславливалась возрастающими потребностями как Вооруженных сил СССР, так и советского народного хозяйства. Согласно требованиям, новый вертолет должен был перевозить грузы массой до 20 т на расстояние более 500 км, а также без проблем выполнять военные и гражданские задачи на высотах более 1000 метров над уровнем моря.
Тяжелый вертолет нового поколения получил обозначение Ми-26 (или "изделие 90") и его аванпроект был одобрен научно-техническим советом МАП СССР в декабре 1971 г. Ведущим конструктором был назначен О.В. Бахов.
Постройка макета Ми-26 началась в 1972 г., а через три года его приняла Госкомиссия. К тому времени завершилось и большинство работ по проектированию машины. В том же 1975 г. новым ведущим конструктором по Ми-26 стал В.В.Шутов.
14 декабря 1977 г МИ-26 впервые поднялся в воздух, проведя в небе около 3 минут. Машиной управлял экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем фирмы Г.Р.Карапетяном.
Первые МИ-26 отправлялись прямиком в Вооруженные силы СССР, и лишь спустя еще несколько лет начали появляться гражданские модификации этого тяжеловеса

2. МИ-26Т с бортовым номером RA-06031, на примере которого подготовлен сегодняшний рассказ, был выпущен 1 августа 1990 года. Сначала компанией-эксплуатантом выступал Аэрофлот СССР, в составе которой он три года эксплуатировался в Тюмени и Нижневартовске. Затем с 1993 долгих 17 лет вертолет находился в законсервированном состоянии в Красноярске, пока в 2010 году не был приобретен авиакомпанией UTair, в составе которой эксплуатируется ныне на территории Ханты-Мансийского автономного округа России. Место постоянного базирования - аэропорт города Сургут.

  • МИ-26
  • МИ-26

Гражданская версия МИ-26

3. Гражданская версия вертолета, получившая обозначение Ми-26Т, была запущена в серийное производство 12 января 1985 г.. Демилитаризованный вариант отличался от военного собрата прежде всего навигационным оборудованием - на нем не устанавливались устройства выброса ЛТЦ и шкворневые установки для стрелкового оружия. Был существенно расширен состав оборудования, призванного повысить возможности машины при работе с грузами на внешней подвеске.
Вертолет был оснащен системой внешней подвески, которая смогла обеспечить транспортировку стандартных морских контейнеров без участия такелажников. Универсальная стабилизирующая платформа позволила увеличить скорость транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов (типа домиков, контейнеров, труб) на внешней подвеске до 200 км/ч и уменьшить расход топлива на 30%. Кроме того, в арсенал Ми-26Т вошли автоматический трубный захват для работы с трубами большого диаметра и грузозахват для транспортировки древесины в горных районах.

  • МИ-26
  • МИ-26

4. Интересно, что еще до массового поступления Ми-26 в Вооруженные Силы и Аэрофлот на нем был установлен ряд мировых рекордов. Например, 4 февраля 1982 г. экипаж летчика-испытателя Г.В.Алферова выполнил полет, в котором 25 т груза удалось поднять на высоту 4060 м, при этом на 2000 м вертолет забрался с полетной массой 56 768,8 кг, что тоже было высшим мировым достижением. В том же году экипаж Ми-26 во главе с Ириной Копец установил 9 женских мировых рекордов. Когда машина уже вовсю эксплуатировалась в строевых частях, военные испытатели побили еще один рекорд, установленный на Ми-8 еще в 1967 г. 7 августа 1988 г. экипаж в составе летчиков-испытателей 1-го класса А.Разбегаева, А.Лаврентьева, заслуженного штурмана-испытателя Л.Данилова и бортинженера А.Бурлакова прошел по замкнутому маршруту Москва-Воронеж-Куйбышев-Москва протяженностью 2000 км со средней скоростью 279 км/ч. Причем на завершающем этапе вертолетчикам пришлось преодолевать метеофронт с сильной болтанкой и ливнем.

  • МИ-26
  • МИ-26

5. В Аэрофлот Ми-26Т начали поступать в 1986 г. Первый экземпляр прибыл в Тюменское авиапредприятие после испытаний в ГосНИИ гражданской авиации. Вначале гражданские летчики переучивались на Ростовском заводе, а с 1987 г. - в Кременчугском училище гражданской авиации. Это учебное заведение получило два Ми-26, на которых до конца 1989 г. подготовило сотни командиров, вторых пилотов, штурманов, бортинженеров и бортоператоров. После того, как вертолеты вылетали межремонтный ресурс, они были направлены на Конотопский ремзавод, где находятся и поныне.

  • МИ-26
  • МИ-26

Народный труженник и рекордсмен

6. Центральную часть фюзеляжа МИ-26 занимает вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины – 12,1 м (с трапом – 15м), ширина – 3,2 м, а высота изменялась от 2,95 до 3,17 м. Как подтвердили макетные испытания, габариты кабины позволяли перевозить все виды перспективной военной техники массой до 20 т, предназначенной для оснащения мотострелковой дивизии, такие как боевая машина пехоты, самоходная гаубица, бронированная разведывательная машина и т.п. Загрузка техники осуществлялась своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками и опускающимся трапом с подтрапниками. Управление трапом и створками -  гидравлическое.

  • МИ-26
  • МИ-26

7. В десантном варианте Ми-26 перевозил 82 солдата или 68 парашютистов. Специальное оборудование позволяло в течение нескольких часов превращать вертолет в санитарный для транспортировки 60 раненых на носилках и трех сопровождающих медработников. В гражданской версии задний отсек позволяет перевозить технику или любые грузы. Кроме того, крупногабаритные грузы массой до 20 т можно перевозить на внешней подвеске. Ее агрегаты были расположены в конструкции силового пола, благодаря чему не требуется демонтаж системы при перевозке грузов внутри фюзеляжа.
Грузовой отсек вертолета, помимо грузов, позволяет также размещение дополнительных топливных баков (на фото), благодаря чему увеличивается возможная дальность полета МИ-26.

  • МИ-26
  • МИ-26

8. Внутренняя часть грузового отсека оснащена комплексом оснастки, необходимой для размещения и фиксации грузов - кран-балки, гидравлика и т.д.

  • МИ-26
  • МИ-26

9. При использовании в гражданских целях как нельзя кстати пришлись возможности Ми-26 по доставке крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Многие операции стали уникальными, получили широчайшую известность в мире и самым благоприятным образом сказались на репутации вертолета. Одна из первых - транспортировка зимой 1986 г. планера Ту-124Ш массой около 18 т с аэродрома Чкаловский на территорию городка Щелково-2, выполненная экипажем во главе с С.Сугушкиным. В 1988 г. на Кавказе вертолет Ми-26Т Кременчугского училища, который пилотировал командир О.В.Мариков, поднял совершивший аварийную посадку в горах на высоте 3100 м Ми-8 и доставил его в Тбилиси. Также известна операция по эвакуации самолета Бе-12 с места вынужденной посадки на севере Ростовской области в Таганрог.
Проводились подобные операции и за рубежом. Так, интереснейшую работу выполнил в октябре 1994 г. экипаж Ми-26Т ухтинского отряда гражданской авиации во главе с А.Фатеевым во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею. Авиаторы получили задание вытащить из болота американский "Бостон" и перевезти его в порт Мананг. Самолет во время второй мировой войны входил в 13-ю бомбардировочную эскадрилью США, был подбит японцами в 1945 г. и совершил вынужденную посадку на "брюхо" и теперь предназначался для музея ВВС Австралии.

  • МИ-26
  • МИ-26

В кабине пилота МИ-26

10. В носовой части фюзеляжа Ми-26 располагается кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа — бортмеханика. По бортам кабины предусмотрены люки-блистеры для аварийного покидания вертолета, а также бронеплиты в военной версии машины.

  • МИ-26
  • МИ-26

11. Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.
Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.

  • МИ-26
  • МИ-26

22 тысячи лошадей и 120 метров лопастей

12. Силовую установку МИ-26 составляют два турбовальных двигателя Д-136 производства запорожского завода Мотор-Сич суммарной мощностью 22 тысячи лошадиных сил.
Эти двигатели позволяют поднимать 28-тонную машину с 12 тоннами топлива и 20 тоннами груза на высоту до 6,5 тыс метров и перемещать ее на расстояние от 800 км (в полностью загруженном состоянии) до 2350 км (при перегоне).
Двигатель потребляет до 3100 килограмм топлива в час, а стоимость летного часа составляет около 600 тысяч рублей

  • МИ-26
  • МИ-26

13. Забираемся на самый верх. Совершенно невероятного вида огромная "гайка" с восемью 16-метровыми лопастями

  • МИ-26
  • МИ-26

14. Еще ближе.

  • МИ-26
  • МИ-26

15. Для понимания размеров этой верхней "гайки", фото во время обслуживания двигателя МИ-26 техниками аэропорта

  • МИ-26
  • МИ-26

16. Не менее поражают и лопасти главного винта. Их 8, каждая из которых имеет длину 16 метров.

  • МИ-26
  • МИ-26

17. Лопасти, как металлические пальцы некоего фантастического робота. Люди внизу выглядят муравьями на их фоне

  • МИ-26
  • МИ-26

18. Выгнутые вниз в статичном положении, во время полета под действием различных физических сил лопасти выпрямляются, а иногда даже складывается впечатления, что они выгибаются к верху

  • МИ-26
  • МИ-26

19.По сравнению с главным винтом, рулевой кажется совсем маленьким.
Однако его диаметр больше 7,5 метров. Т.е. почти как три этажа жилого дома..

  • МИ-26
  • МИ-26

20. Напоследок несколько забавных ракурсов с МИ-26.
Улыбка тяжеловеса спереди..

  • МИ-26
  • МИ-26

21. ... и сзади. Ми-26 настоящий Двуликий Янус )

  • МИ-26
  • МИ-26

22. Как я уже сказал в самом начале, всего было выпущено более 310 вертолетов МИ-26 разных модификаций. Благодаря уникальной грузоподъемности эти тяжеловозы пользуются большим спросом как в России, так за рубежом до сих пор. Наибольшим гражданским эксплуатантом МИ-26 является российская компания UTair, в составе которой находится 25 вертолетов этой марки.

  • МИ-26
  • МИ-26

Хочу выразить огромную благодарность авиакомпании ЮТэйр за предоставленную возможность подготовки подробного репортажа об одном из их самолетов, а также лично пресс-секретарю компании - Елене Галановой.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • 1
    Нет аватара BalkonskiiMakar
    08.04.1300:15:04
    Мощь! +
  • 0
    krotozer krotozer
    08.04.1300:19:21
    Аппарат! +
  • 2
    gevorg gevorg
    08.04.1300:34:20
  • 0
    Gubichev Gubichev
    08.04.1300:49:02
    Забираемся на самый верх. Совершенно невероятного вида огромная "гайка" с восемью 16-метровыми лопастями

    Каких-то здоровых гаек я там не заметил, а вот втулка - ага, большая    
  • 0
    Evgeny46 Evgeny46
    08.04.1301:41:44
    +   
  • 1
    Нет аватара Voevoda
    08.04.1304:27:44
    • 0
      Vasisualiy Vasisualiy
      08.04.1310:01:53
      Чинук по сравнению с Ми-26 просто маленькая страшилка.
  • 0
    Нет аватара Kardik
    08.04.1307:26:42
    +, офигенски написано!   
  • 0
    Нет аватара guest
    08.04.1308:47:32
  • 0
    OREN OREN
    08.04.1309:01:28
    Красота +
  • 2
    Rivagri Rivagri
    08.04.1309:10:12
    Когда служил в армии, к нам прилетел МИ-6; до сих пор его вспоминаю.
    Перед такой техникой снимаешь шляпу.
    У нас в экскадрилье были только МИ-8 и МИ-2. Они казались просто малявками рядом
    с МИ-6
    Ми-26 ещё больше, но я его не видел.
    В самой большой стране должны быть самые мощные машины.
    С почтением из Приднестровья
  • 1
    Нет аватара guest
    08.04.1309:24:53
    «иногда даже складывается впечатления, что они выгибаются к верху»
    Только не иногда, а всегда, когда машина не на земле.    
    Подъёмная сила выгибает лопасти вверх, и сила их упругости тянет вверх за краями и втулку винта, а за ней и весь вертолёт. Так они и летают.
  • -1
    chestniy chestniy
    08.04.1309:59:02
    +   
  • 3
    Vasisualiy Vasisualiy
    08.04.1310:00:55
    +! Очень интересно!    
    Кстати, у Миля был вертолет еще тяжелее, но в серию не пошел.
    Ми-12

       
  • 3
    user78 user78
    08.04.1310:21:28
    Красавец! Хорошо, что его продолжают выпускать и совершенствовать. Вот кабина новой версии - Ми-26Т2:

  • 1
    Нет аватара guest
    08.04.1311:45:45
    Вот жемчужина! Жемчужина авиации и жемчужина сайта "Сделано у нас"... так как действительно - ЭТО было сделано у нас и ни у кого больше в мире не могло быть сделано....
  • Комментарий удален
  • -1
    Flamestorm Flamestorm
    08.04.1314:51:59
    "+"
  • Комментарий удален
    • 0
      Vasisualiy Vasisualiy
      08.04.1316:44:55
      Стоит 2 Х Д-136.
      Это девайс от Ивченко. Выпускает Мотор Сич.
    • 0
      MagiRus MagiRus
      08.04.1316:45:57
      Только украинские.
    • 0
      user78 user78
      08.04.1316:49:15
      А интересно в новых Ми-26 движки украинские или нашли отечественную замену?

      Отечественная замена будет только после доработки ПД-14. На базе его газогенератора будет создан мощный вертолётный двигатель ПД-12В:

      Отредактировано: user78~16:52 08.04.13
      • 0
        Нет аватара andy101
        08.04.1317:55:28
        На всей этой технике планируется использовать двигатели ПД?
        • 0
          Vasisualiy Vasisualiy
          08.04.1318:07:04
          Имеется ввиду, что будет создано целое семейство двигателей ПД.
      • 0
        RussianIndustry RussianIndustry
        08.04.1319:37:53
        а можно кликабельную картинку-плохо видно
      • 0
        MiG-42MFI MiG-42MFI
        08.04.1320:07:30
        Может быть создан.
        На построенном в 2011 году демонстраторе Ми-26Т2 для индийского контракта всё те же Д-136.
        А может случиться так, что ОДК купит "Мотор Сич" (что не так уж и фантастично), и конкретно эти планы ПМЗ так планами и останутся.
      • Комментарий удален
  • -1
    A_SEVER A_SEVER
    08.04.1319:29:32
    "+"    
  • 0
    RussianIndustry RussianIndustry
    08.04.1319:38:24
    Кто нибудь владеет графиком производства такого вертолета?
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      08.04.1319:54:24
      По неполному реестру russianplanes.net (с опытными и экспортными):
      1977: 1
      1978: 0
      1979: 1
      1980: 1
      1981: 1
      1982: 11
      1983: 9
      1984: 22
      1985: 16
      1986: 14
      1987: 13
      1988: 28
      1989: 19
      1990: 41
      1991: 25
      1992: 26
      1993: 13
      1994: 11
      1995: 2
      1996: 5
      1997: 1
      1998: 1
      1999: 0
      2000: 1
      2001: 0
      2002: 0
      2003: 1
      2004: 1
      2005: 0
      2006: 1
      2007: 2
      2008: 2
      2009: 1
      2010: 1
      2011: 4
      2012: 6
      2013: 1
    1 2
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,