стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
42

Интервью с генеральным конструктором ОАО «Ил»

  • Время рождения самолета
  • Время рождения самолета

После развала Советского Союза РФ лишилась военно-транспортной авиации. Выпускающийся серийно Ил-76 остался в Узбекистане, антоновские машины – на Украине. Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, основанный в 1933 году как опытное конструкторское бюро, оказался единственным предприятием в России, имеющим опыт создания военно-транспортных машин. Ильюшинцам необходимо было сделать непростой выбор дальнейшего пути. Продолжая строить широкофюзеляжные самолеты – Ил-86, Ил-96, КБ выбрало магистральной линией развития возрождение, а точнее – создание практически с нуля военно-транспортной авиации. О том, насколько это удалось, и о дальнейших планах работы рассказывает Виктор Владимирович Ливанов, Генеральный директор – Генеральный конструктор ОАО «Ил». 

«ВПК»: Виктор Владимирович, вы пришли в КБ им. Ильюшина в 1967 году, когда работа по созданию Ил-76 только начиналась. В чем заключалось тогда и сейчас основное конкурентное преимущество самолетов марки Ил? – Когда я пришел на фирму, здесь еще работал Сергей Владимирович Ильюшин. Он нас учил: «Никогда не ругайте конкурентов, хвалите свое». Можно сравнивать конкретно: чем, например, хорош Ил-96-300 по сравнению с А340 Airbus. Есть свои плюсы, есть минусы, как в каждом деле. Но общее мнение всех эксплуатирующих организаций, гражданских и военных: самолеты марки Ил обладают простотой, надежностью и экономичностью. Именно эти требования в свое время изложил Сергей Владимирович Ильюшин. И вот уже 80 лет мы делаем самолеты в первую очередь надежными, экономичными и простыми в технологиях.


«ВПК»: Ил-76МД-90А обладает этими качествами?

– Базовый самолет, который мы запустили сегодня в Ульяновске, сохранил все положительные качества, которыми он обладал на протяжении 40 лет. Это и эксплуатационные преимущества, и неприхотливость, и возможность эксплуатации на удаленных аэродромах, вдали от баз, и надежность.

«ВПК»: Назовите, пожалуйста, основные нововведения Ил-76МД-90А. Что они дают?

– Модернизации подверглось около 70 процентов систем и агрегатов. Самолету 40 лет с начала его летной работы. Мы заменили подсистемы на современные, которые являются более экономичными, более легкими, более надежными. Сделали новое крыло, получив снижение веса более чем на тонну и снизив трудоемкость его изготовления процентов на 20.

Двигатель ПС-90А-76 более экономичный, чем Д-30КП-2, который стоял у нас на базовом самолете и стоит до сих пор на основном парке. С этим мотором самолет соответствует всем требованиям ИКАО по шумам, 4-й главе в частности, и эмиссии. Хотя двигатель несколько тяжелее и больше по диаметру.

«ВПК»: «Стеклянная кабина» – это дань моде?

– Нет, это в первую очередь надежность и безопасность эксплуатации самолета и облегчение работы летного состава. На старых кабинах стоит несколько десятков приборов, за ними достаточно сложно следить, а «стеклянная кабина» на Ил-76МД-90А кроме навигационной, пилотажной обстановки реагирует только на отказы. Если все с самолетом нормально, летчик может лететь и лететь.

«ВПК»: Как увеличились дальность полета, грузоподъемность?

– Максимальная полезная нагрузка базового самолета – 40 тонн. Ил-76МД-90А – 60 тонн максимум. Дальность полета машины увеличилась примерно на тысячу километров за счет снижения веса пустого самолета и экономичности двигателей.

«ВПК»: Что говорят предварительные оценки рынка этой машины, насколько самолет будет востребован?

– Мы оценивали рынок военного и гражданского применения. МЧС на самолетах Ил-76 выполняют целый ряд невоенных функций, который будет расширяться. Недавно мы перевозили раненых детей из Бельгии на самолетах Ил-76, оборудованных в варианте госпиталя. К сожалению, мы живем в неспокойном мире.

Что касается коммерческой части, мы пока не начали маркетинговую кампанию по продвижению самолета на рынок. Во-первых, надо подтвердить летно-технические характеристики и, во-вторых, мы считаем все-таки основной задачей выполнение гособоронзаказа.

«ВПК»: И все-таки каковы экспортные ожидания, существуют ли договоренности с потенциальными заказчиками помимо Минобороны?

– Мы надеемся, что перспективы очень хорошие. Сегодня более ста летающих за рубежом самолетов Ил-76 были куплены официально, а не перепроданы в лихие российские времена. Западные партнеры, эксплуатирующие Ил-76, внимательно наблюдают за нашими успехами. Мало кто верил, что мы вообще запустим этот самолет. Мы его запустили. Сейчас они ждут, какие летно-технические характеристики он покажет. Кроме того, Индия, Алжир, Иран, Ирак, Ливия хотят все пощупать. Вместе с Рособоронэкспортом мы составили план маркетинговых работ и начали его реализовывать. Делегации ряда стран – потенциальных покупателей посетили нашу фирму, посмотрели летный экземпляр. Некоторые зарубежные делегации уже посещали Ульяновск, чтобы убедиться: самолет летает и завод готов к серийному производству.

«ВПК»: Какая максимальная загрузка может быть у ульяновского завода по производству?

– Все зависит от поставщиков. Сейчас в самом разгаре контрактация по первым 39 машинам со всеми нашими поставщиками. Все очень непросто, но думаю, процентов на 80 этот процесс уже завершен. Пока предварительно, кстати, утверждена вся производственная программа Ульяновска до 2020 года, мы должны выйти на 18 машин в год. На мой взгляд, для Ульяновска этого достаточно – серьезная загрузка.

«ВПК»: На данный момент какие еще проекты существуют в авиационном комплексе им. Ильюшина?

– В начале декабря после тяжелой подготовительной работы мы с нашими индийскими коллегами начали проектирование многофункционального транспортного самолета (МТС) или Multi-Role Transport Aircraft (MTA).

МТА по классификации – это средний военно-транспортный самолет. Если на Ил-76 у нас максимальная полезная нагрузка 60 тонн, то на этом самолете – 20. Мы стараемся сделать его достаточно унифицированным, чтобы российской и индийской армиям не обучаться заново и наземная инфраструктура была готова. Формально этот самолет по своим габаритам, размерам – половинка 76-го.

«ВПК»: То есть это мини-версия?

– Нет. Так сказать нельзя. У него своя ниша. Самый большой рынок в мире – это как раз средние военно-транспортные машины, двадцатитонники. Есть знаменитый, абсолютно уникальный американский самолет С-130. Ему под 60 лет, но он постоянно модернизировался и продолжает выпускаться серийно. Мы, ильюшинцы, до сих пор жалеем, что прекратили выпуск самолетов типа Ил-18. Они востребованы сегодня. Можно было модернизировать, поставить новый современный двигатель, новое оборудование и продолжать его выпускать, повторив судьбу С-130.

«ВПК»: Когда мы получим первый МТА?

– Должны выйти на продажи в 2018 году.

«ВПК»: Над созданием самолета ильюшинцы работают совместно с индийцами?

– Да, работают наши специалисты и индийцы. Мы сейчас как раз на стадии выбора окончательного облика, материалов, комплектующих. Этот самолет только закладывается, жить он будет не менее 40 лет, поэтому мы стараемся применить на нем абсолютно все новые материалы, в частности алюминиево-литиевые сплавы. Сегодня мы дискутируем с военными относительно возможности сделать композитное оперение, которое меньше подвержено повреждениям. И также мы хотим, чтобы на этом самолете все системы были новые, современные.

«ВПК»: У индийцев есть опыт строительства транспортных самолетов?

– Нет, поэтому они и согласились совместно создавать самолеты, чтобы пройти эту школу. Индия на протяжении многих лет так же, как и Китай, придерживается стратегии не на покупку, а на создание и производство внутри страны. И это абсолютно правильно. Вместо просто покупателей вооружения индийцы хотят стать соучастниками проектирования и производства. Другая сторона этого сотрудничества – инвестиционная нагрузка, которая делится уже на две страны, не только на Россию. Это выгодно и для России. Далее – вопрос расширения рынка. Мы взяли российский рынок, взяли индийский, а уже через Индию легче выходить на рынки третьих стран. Вот причины, которые нас вместе с нашими индийскими коллегами подвигнули на совместное создание этого самолета.

У нас уже есть стартовый заказ для двух стран – 145 самолетов, это позволяет запустить программу.

«ВПК»: Насколько сейчас, на ваш взгляд, выровнялась ситуация с военно-транспортной авиацией в стране?

– Глубокая модернизация Ил-76 – это первый шаг в деле возрождения военно-транспортной авиации Российской Федерации. МТА – второй шаг. Третьим шагом станет создание легкого военно-транспортного самолета. Ну и дальше мы посмотрим, как будет развиваться судьба Ан-124. Либо мы продолжим эту линейку, модернизируя ее, либо предложим что-то новое. К сожалению, самолет рождается не очень быстро.

Виктор Владимирович Ливанов —Генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» (город Москва) с 1997 года.

Родился 17 сентября 1943 года в Хабаровске. Окончил Московский авиационный технологический институт в 1967-м. С этого же года работает на авиастроительном предприятии (ныне авиакомплекс им. Ильюшина) инженером-технологом, начальником бригады координации и анализа работ, заместителем начальника ОКБ. В 1988–1996-м – директор авиакомплекса, в 1996–1997-м – заместитель министра оборонной промышленности РФ. Академик Российских академии транспорта и академии воздухоплавания. Лауреат Государственной премии РФ (2000), награжден орденами «Знак Почета», Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Женат, имеет двоих детей. Увлекается исторической литературой. Автор Виктор Ливанов, Александра Ноткина

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Источник: http://vpk-news.ru/
  • 0
    Нет аватара eugene771
    15.05.1319:36:05
    Почему вот только выходить на зарубежные рынки лучше через Индию?
    • 1
      Нет аватара RusSoft
      16.05.1301:02:27
      А почему нет? В ЕС и в США - свои лоббисты, туда ведь Боинги с Эйбасами своим жестки лобби не пустят. Тогда как выход через БРИКС - вполне хороший вариант.
    • 1
      Нет аватара Константин Пронин
      16.05.1307:08:56
      А это связано с международным положением России. Буржуинам неловко покупать высокотехнологичное оборудование у "государства-нефтяной лужи". Ведь они договорились между собой, что Россия - "изгой".
      А Индия - вроде как уже не такая "империя зла", как Россия...
      Условности, мать их ити...
      • 3
        Нет аватара eugene771
        16.05.1307:25:56
        На SSJ-100 вроде проблем с заказами нет на многие годы. Уже заказы пошли и на МС-21. Да и по ИЛ-476 говорит, что интерес очень большой. Больше политическое решение. Кроме нас никто странам с нулевыми своими разработками технологии не предоставляет.
        • 0
          Нет аватара Константин Пронин
          16.05.1308:02:36
          Дак SSJ-100 "искаропки" проект "международный". К тому же Сухой - относительно Ил давненько на рынках продукцию "продвигает", там наработок поболее, чем у Ил-ов.
          А то, что мы интегрируем в полный цикл союзников - так это же реальное преимущество.
  • 1
    Нет аватара guest
    15.05.1319:41:50
    "... самолеты марки Ил обладают простотой, надежностью и экономичностью..." надо же было такое написать... один Ил 86 чего стоит 100 тонн топлива на 3500км, просто чудеса экономичности    
    А Ил 76 действительно легендарный самолет, с максимальной загрузкой в 40 тонн (для Д30 КП2) был зафиксирован случай перегруза в 48 тонн, то есть больше чем в 2 раза!!! это информация 10 летней давности. А сейчас получив новое крыло и двигатели это считай новый самолет.
    • 1
      krotozer krotozer
      15.05.1320:21:06
      У всех производителей есть удачные модели и не очень. Заслуг КБ не отменяет)
      • 2
        Нет аватара guest
        16.05.1300:29:41
        Дык ни кто и не говорит что КБ выпускает плохие самолеты. Один Ил 2 чего стоит.

        Просто вспомнился Ил 86 как достаточно неудачная машина. Хоть и первый широкофюзеляжный и экипаж 3 человека. Много было в нем недоработок и спорных решений.
        Например. Композитные закрылки и рули высоты были выполнены с применением бумаги, то есть бумажные соты соединяют 2 листа алюминия, конструкция легкая и жесткая, но в эксплуатации при постоянной смене температуры от -50 в полете до +50 на солнце на земле, в полостях сот образовывался конденсат, который замерзал и конструкцию рвал, обшивка отслаивалась назвали "хлопунами" практически не ремонтопригодные... с точки зрения пассажира интересное решение в "индивидуальной" вентиляции, кто летал тот помнит, вентилятор в спинке впереди стоящего кресла. Воздух для вентилятора проходил в спинке кресла и брался с пола. довершает картину не самые экономичные двигатели НК 86 еще в начале 90х Аэрофлот заказал КБ разработать план ремоторизации на CFM56, но КБ был занят ИЛ 96.. в итоге имеем что имеем 86 сняты с эксплуатации. и вот еще элементы механизации изготавливала братская Польша!
        В статье упомянут Ил 18, они до сих пор летают, грузы возят, но их осталось очень мало, ресурс бесконечно не продлишь...
        • 0
          alex-ak.livejournal.com alex-ak
          16.05.1314:14:04
          С Ил-18 не все так просто. С коммерческой эксплуатации на пассажирских линиях СССР их сняли после серии загадочных катастроф, причины которых так и не удалось выяснить. Самолеты по непонятным причинам переставали слушаться рулей и падали с эшелона. При этом были как сопутствующие факторы - отказы двигателей, пожары, так и определенный вклад конструктивных дефектов - например, недостаточной эффективности руля высоты, склонности крыла к срыву потока. В общем, если бы сейчас, например, рассматривался вопрос о продолжении/возобновлении производства Ил-18 (в статье сказано, что он мог бы быть востребован), то надо было бы все это устранять. В сочетании с новыми моторами получился бы совершенно новый самолет.
  • 0
    Orlan05 Orlan05
    16.05.1300:43:03
    +    
  • -1
    Нет аватара lim
    16.05.1307:26:45
    Как-то видел передачу - там один из пилотов сетовал что зря провалили (именно провалили , не поддержали ...) программу Ил-96 и что он куда надёжнеё и удобней своих иностранных конкурентов!!
    • 1
      Нет аватара Bulbash
      16.05.1310:34:22
      да кто бы спорил! конечно плохо что провалили ил-96. ломать, не строить. угробили и забыли. теперь опять с начала начинаем. последние 100 лет у нас только так и происходит
  • Комментарий удален
  • 0
    Maksim Starostin
    16.05.1313:59:30
    > Продолжая строить широкофюзеляжные самолеты – Ил-86, Ил-96, КБ выбрало магистральной линией развития возрождение, а точнее – создание практически с нуля военно-транспортной авиации

    Что и когда они выбрали? Старые самолеты сняли, новых не появилось. Ил-76 только недавно научились в России делать. А ведь уже больше 20 лет прошло.
    • Комментарий удален
      • 0
        Maksim Starostin
        16.05.1317:09:03
        Просто деятельность "Ильюшина" за 20 лет как бы не совсем видна в сравнении с тем, что он тут расписывает.
        • 0
          Нет аватара Rockets
          16.05.1319:06:03
          росто деятельность "Ильюшина" за 20 лет как бы не совсем видна

          На воссоздание 76 ушло 6 лет. Это тех лет, с которых начали поступать реальные деньги и было принято ПОЛИТИЧЕСКОЕ решение, возродить производство ВТА.
          Без финансирования, любые проекты, это прожекты..
  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,