стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
9
oberon 22 января 2011, 19:30

Русского «Пакфайера» еще нет, но Запад его уже боится

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

На немецком военном портале Defence Professional вывешена статья «Что будет, когда закончится американская монополия на «Стелс»? В ней утверждается, что российский истребитель пятого поколения ПАК ФА способен создать конкуренцию в воздухе и на мировом рынке американским самолетам F-22 и F-35. Правда, ПАК ФА еще не принят на вооружение и даже не прошел испытания, но заявленные технические характеристики этой машины, по мнению немецких аналитиков, соответствуют самым совершенным на данный момент американским истребителям пятого поколения F-22 и F-35.

Как известно, задачей этих боевых машин является обеспечение превосходства США в воздухе. Немецкие аналитики считают, что с принятием на вооружение Российской армии ПАК ФА американцы не смогут достичь этой цели. Статья бьет тревогу: Россия способна создать «истребитель-невидимку», который будет не хуже американских, а в чем-то и превзойдет их.

Бальзамом на сердце для патриотов русской авиации льются утверждения немецких экспертов о том, что наши предприятия еще способны на технологический рывок: они могут изготавливать профили самолета, обеспечивающие малозаметность. При этом применение специальных покрытий и материалов, поглощающих и не отражающих сигналы локаторов, делает самолет почти незаметным для радаров противника.


Современные российские технологии изготовления двигателей не уступают западным, отмечается в статье. При этом применяется аналогичная американской технология плоского сопла двигателя для ПАК ФА в целях достижения его малозаметности. Также отмечается, что на новейшем истребителе Су-35 уже применяются цифровая система управления полетом и сетецентрические технологии ведения и управления боем. В последнем поколении российских радаров с активной фазированной решеткой применяются цифровые технологии и алгоритмы быстродействующей обработки данных, аналогичные технологиям американских радаров, появившихся в текущем десятилетии.

В статье мрачно подчеркивается, что малозаметность ПАК ФА сделает неэффективным применение американских ракет «воздух-воздух» большой дальности. Из-за этого воздушный бой будет происходить на средних и малых дистанциях в границах прямой видимости. А это уравняет шансы F-22 и ПАК ФА. Другие же американские самолеты не смогут адекватно противостоять российскому истребителю.

О возможностях нашего истребителя пятого поколения и перспективах его доводки наши корреспонденты побеседовали с летчиком-испытателем СССР Михаилом Власенко.

«СП»: — Почему Россия значительно отстает по времени от США в создании истребителя пятого поколения? Мы позже начали?

— Можно сказать, одновременно. В СССР и США работы начались еще в середине 70-х годов, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ. У нас затяжка по времени произошла из-за реформ. Только в 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель мог бы стать первым в мире самолетом, имеющим крыло обратной стреловидности. Он был практически готов, но сборку остановили, проект закрыли. За дело принялось МАПО «МиГ». Оно подготовило свой проект истребителя пятого поколения, известный в кругах специалистов как «1-42». Реального самолета «1-42» не существует. В рамках этой программы была построена только летающая лаборатория для отработки технологий, которая имеет индекс «1-44». ОКБ компании «Сухой» снова вышло в лидеры разработки самолета пятого поколения, предложив проект ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).

Все эти дергания, пертурбации в промышленности и экономике определили наше отставание. ПАК ФА только создается в одном экземпляре, а в США еще 15 декабря 2005 года вступила в строй первая эскадрилья самолетов пятого поколения F-22A «Рэптор». Американцы сконструировали второй тип истребителя пятого поколения F-35. И в его создании они опережают нас. На сегодняшний день собрано 6 самолетов F-35, еще 17 машин находятся в сборочном цехе.

«СП»: — Зачем американцам два типа истребителей пятого поколения?

— F-22 оказался слишком дорогим. Цена одного экземпляра составляет около 140 миллионов долларов, а вся программа стоит 65 миллиардов. F-35 в два раза дешевле — 69,3 млн. долларов.

«СП»: — А цена нашего проекта?

— По разным оценкам, от 12 до 14 миллиардов долларов. Значительно дешевле американского, но все равно для нашей экономики слишком дорого. Поэтому разработка российского истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. Не так давно к нам присоединилась Бразилия. Расходы – поровну.

«СП»: — Удешевление не приведет к потере боевых качеств?

— Технико-тактические характеристики российских истребителей пятого поколения пока держатся в секрете. Но главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин охарактеризовал их так: «Анализ принятых решений и текущего хода разработки позволяют нам быть уверенными в том, что по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей наш истребитель не будет уступать лучшим зарубежным аналогам». Могу привести сравнительные характеристики американского истребителя пятого поколения F-35 и нашего модернизированного истребителя четвертого поколения Су-35.

Боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок — 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов. Боевой радиус Су- 35 – 1600 километров, максимальная скорость 2500 километров в час. Практический потолок 18000 метров. Боевая нагрузка 6000 килограммов. Оружие примерно равноценное.

На учениях Pacific Vision-2008, прошедших в августе прошлого года на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35. В виртуальных боях российский истребитель четвертого поколения одержал победу над американским истребителем пятого поколения.

Правда, представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире. Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и старенькими российскими истребителями.

«СП»: — Зачем же создавать истребитель пятого поколения, если у нас не хуже истребитель четвертого поколения?

— Новые самолеты на его базе будут иметь значительно более высокий боевой потенциал: многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; наличие круговой информационной системы; освоение крейсерских режимов полета на сверхзвуковых скоростях; кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности; способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности; автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами; повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками; аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов; самолет должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета; самолет должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику». Новый самолет будет более дешевым в эксплуатации. Считается, что если стоимость одного часа эксплуатации самолета четвертого поколения составляет 10 тыс. долларов, то для самолета пятого поколения этот показатель должен быть в пределах до 1,5 тыс. долларов.

А главное – скачок в боевых качествах. По оценке экспертов, F-35 уже испытывает трудности в противодействии Су-35 с его низкой эффективной площадью отражения сигналов радаров, равной площади теннисного мяча. При достижении же ПАК ФА более низких показателей по площади отражения сигналов радаров новый американский истребитель F-35 попадает в ту же «черную дыру борьбы за выживание», что и F-16C/E, F-15C/E и F/A-18A-F.

«СП»: — И все-таки Су-35 успешно конкурирует с F-35, почему же его нет в войсках?

— Промышленность не тянет по уже называвшимся причинам. Планировалось поставить его на крыло в 2008 году. Но в феврале прошлого года только вывели на летные испытания. Были оглашены новые сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам — 2011 год. Но совсем недавно Министерство обороны РФ приняло решение закупить для Военно-воздушных сил 48 многоцелевых истребителей Су-35. Сроки уже другие. Техника будет принята на вооружение до 2015 года. ВВС России заявили о планах сформировать к этому времени 2-3 полка из этих истребителей.

«СП»: — А когда же можно ожидать истребитель пятого поколения?

— Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин пообещал: «К 12 августа 2009 года Россия получит летный образец самолета пятого поколения, и в этом же году он поднимется в воздух». Если это случится, приплюсуйте минимум 5 лет на доводку до серийного производства.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • oberon
  • 21
  • 0
    rvk rvk
    22.01.1121:20:29
    Старенькая статья, но интересно. Кстати, тут собеседник ошибся, Сухой выдержал сроки, и планы о поставках в 11 году сбываются, Первые серийные Су-35 уже строятся.
  • 0
    Sergey Sergey
    22.01.1123:22:31
    Су-35 во многом даже превосходит F-22, да и дешевле оного. F-35 вообще планируют принять на вооружение лишь в 2016, и то, если продолжат программу. (Ну очень дорогие самолеты выходят в итоге)
    • 0
      ViPo ViPo
      23.01.1113:47:40
      Ну очень дорогие самолеты выходят в итоге
      Что-то мне подсказывает что распилов и откатов в штатах не меньше чем у нас.
      • 0
        rvk rvk
        23.01.1115:44:17
        Естественно))) Количество распилов и откатов измеряется не их наличием или отсутствием, а тем сколько о них говорят))
    • 0
      Нет аватара arcman
      27.01.1118:59:06
      > Су-35 во многом даже превосходит F-22 Что бы не быть голословным, перечисли сразу в чём именно.
      • 0
        Sergey Sergey
        27.01.1119:55:33
        При всем, это американский канал прямое сравнение
        • 0
          Нет аватара arcman
          27.01.1121:05:08
          ты издеваешься? набил в поиске на ютюбе f-22 vs su-35 и выложил смеха ради? чем лучше то? в первом видео, мало того что безграмотном (заявили что вооружение на ф22 убрали внутрь ради аэродинамики), даже сравнения нет (можно лишь сделать некоторый вывод о том, что су-37 (ага, не 35 даже) несколько маневреннее за счет передних дестабилизаторов, но у 35го их нет). а второе - голые данные о весе, размере, тяге, вооружениях. ну да, один 40 тонн, второй на 10 тонн лучше (тяжелее), да. замечательное сравнение. Отредактировано: arcman~21:07 27.01.2011
          • 0
            Sergey Sergey
            27.01.1121:46:10
            Простите, но вообще есть два способа сравнить самолеты: TTX и война. Вы предпочитаете второй? Су-37 «несколько маневреннее» ?! Да на таких виражах любой раптор на части развалиться, уважаемый. Хотите продолжить холивар? P.S. Фактически, Су-37 - это модификация закрытого Су-35
            • 0
              Нет аватара arcman
              27.01.1122:25:48
              ТТХ разные бывают. Есть важные в бою, а есть второстепенные. Важных ТТХ перечислено не было. Сравнения важных ТТХ не было. Представленные ролики - туфта полная. Можно до посинения сравнивать массу и геометрические размеры самолётов, но толку от этого нет. Важные параметры сформулированы в концепции истребителя 5го поколения. А для холивара у тебя знание мат. части слабовато будет. Спутать Су-37 и Су-35 сложновато, они даже внешне разные. Отредактировано: arcman~22:29 27.01.2011
              • 0
                ViPo ViPo
                28.01.1100:14:43
                А для холивара у тебя знание мат. части слабовато будет.
                Простите что вмешиваюсь, но интересно - откуда взялся столь многопрофильный специалист, смотрящий на других как на некое дурнопахнущее вещество? Может быть вы конструктор в КБ Сухого? Или наводите на цели противокорабельные ракеты? Если запастись достаточным количеством времени и ссылок, то холивар можно успешно провести по любой теме, даже не имея изначально достаточных знаний, но вот смысл? Это не тот спор в котором рождается истина.
                • 0
                  Sergey Sergey
                  28.01.1109:26:53
                  http://lenta.ru...2008/09/23/f35/ - вот вам виртуальный бой с F-35
                  • 0
                    Нет аватара arcman
                    28.01.1109:48:16
                    При чем тут F-35? > Су-35 во многом даже превосходит F-22 > вот вам виртуальный бой с F-35 Никакого боя в новости нет. А если вдумчиво почитать, то становится понятно, что кто то пытается сбить цену на F-35, что бы купить его подешевле. Купить F-35, а не Су-35. Отредактировано: arcman~09:49 28.01.2011
                • 0
                  Нет аватара arcman
                  28.01.1109:43:54
                  Я был не прав? По существу есть что сказать или ЧСВ вынуждает на личности переходить? Сложно признать что кто то лучше тебя разбирается в вопросе потому что интересовался им?
              • 0
                Sergey Sergey
                28.01.1109:18:10
                http://www.ausa...M-081109-1.html Таблицу посмотрите
                • 0
                  Нет аватара arcman
                  28.01.1109:57:50
                  и что я должен в таблице увидеть? > Су-35 во многом даже превосходит F-22
                • Комментарий удален
        • 0
          rvk rvk
          27.01.1121:43:12
          На первом видео другой самолет. У Су-35БМ (Су-35С) нет дополнительных крылышек перед основными крыльями.

           © snariad.ru

          Отредактировано: rvk~21:46 27.01.2011

          • 0
            Sergey Sergey
            28.01.1109:14:26
            Да, там нет их, в отличие от оригинальной модели Су-35.
            • 0
              rvk rvk
              28.01.1110:09:35
              в производстве самолет тот, что на фото. На видео же другой самолет.
            • 0
              Нет аватара arcman
              28.01.1110:12:40
              Ты уж определить, Су-35 ты имел в виду или Су-35БМ (Су-35С).
    • 0
      Нет аватара devill
      17.06.1112:24:03
      По чему arcman, выступает экспертом в абсолютно разных и не не взаимосвязанных областях? То в микроэлектронике, то в авиации? Вы уж любезный определитесь, в какой области вы эксперт. А то вас послушаешь, и по вашим словам "Ни чего мы делать не умеем, и пытаться даже не стоит"
  • 0
    Нет аватара arcman
    28.01.1109:55:42
    Зачем было размещать статью полуторагодичной давности? Почему нет ссылки на оригинал? Русского «Пакфайера» еще нет, но Запад его уже боится
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,