стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
54
nanonews 01 июля 2013, 18:13

ВСМПО-АВИСМА: 80 лет титанической работы

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

История титанового гиганта началась 1 июля 1933 года

  • ВСМПО-АВИСМА: 80 лет титанической работы
  • ВСМПО-АВИСМА: 80 лет титанической работы

История российского титанового гиганта Корпорации ВСМПО-АВИСМА началась 80 лет назад – 1 июля 1933 года – с запуска на подмосковной станции Сетунь Завода №95 (позже ВСМПО). Это было первое предприятие в Советском союзе по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов для самолетов и авиационных моторов. История Корпорации ВСМПО-АВИСМА может быть использована как наглядный case для учебников по управлению бизнесом в кризисных ситуациях. Компания пережила войну, 90-е годы и борьбу с конкурентами на  мировом рынке.


 

Военные годы

Одним из самых сложных и важных периодов для подмосковного завода по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов, начавшего работу в 1933 году, стали годы Великой Отечественной войны, во время которых предприятие было эвакуировано вглубь страны на Урал в город Верхняя Салда Свердловской области.

Верхнесалдинский Завод №95 внес значительный вклад в победу. С 1941 года по 1944 год завод был единственным поставщиком полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов для советской авиации и флота. От поставок металла военной авиационной промышленности во многом зависело производство новейших типов самолетов. Кроме продукции для военной авиации завод производил тысячи наименований других изделий, предназначенных для десятков, если не сотен образцов военной техники.

В 1950-х годах мощное развитие авиационной и космической техники, подводного флота и атомной промышленности создает потребность в новых материалах. Одним из таких материалов становится легкий и прочный титан. Разработки по титану во всем мире велись под грифом «совершенно секретно», а специалисты были штучным товаром.

Редкий элемент

Титан был открыт в 1790 году священником и геологом-любителем Вильямом Грегором в Корнуэлле в Англии. Однако как самостоятельный конструкционный материал титан стал применяться только в 50-е годы XX века в связи с большими техническими трудностями его извлечения из руд и переработки – именно поэтому титан условно относили к редким металлам.

В 50-х годах был разработан высокопрочный сплав 6-4 (6% алюминия, 4% ванадия, 90% титана), который сразу нашел применение в производстве машин и каркасов самолетов. Позже появился более эластичный сплав 3-2,5 (3% алюминия, 2,5% ванадия, 94,5% титана), из которого сегодня делают практически все трубы, используемые в производстве самолетов и в космической промышленности.

Титановые сплавы по прочности превосходят большинство сплавов на основе других металлов (например, железа или никеля) при температурах от -250 до 550 °С, а по коррозионности они сравнимы со сплавами благородных металлов.

Металлический титан и его сплавы, обладающие высокой коррозионной стойкостью и хорошим сочетанием механических и технологических свойств, применяются в самых различных отраслях промышленности: авиационной, космической, химической, металлургической, в машиностроении, судостроении (в первую очередь, глубоководная техника, морские инженерные сооружения для добычи природных ресурсов на шельфе и средства транспортировки углеводородов и других полезных ископаемых из недр океана).

Сегодня титан лежит в основе производства сложнейшей наукоемкой техники и новейших видов вооружений. Кроме того, рост потребности в титановой продукции наблюдается в секторе энергетического машиностроения, что обусловлено предстоящей масштабной реконструкцией атомной отрасли.

Титановая промышленность и Профессор Ti

В 1956 году освоение технологии производства штамповок и поковок из титановых сплавов, прессовки титановых профилей начинает и Завод №95. Первый титановый слиток был выплавлен 17 февраля 1957 года Владиславом Тетюхиным, больше известным в отрасли как Профессор Ti. Позже именно он сыграет важную роль в становлении и развитии титановой промышленности страны и выходу корпорации на мировой рынок.

Благодаря овладению титановыми технологиями страна наращивала обороноспособность, покоряла космос и океан. Единственным поставщиком титана для советской аэрокосмической и военной промышленности с 1957 по 1990 годы было ВСМПО.

Cначала на нас смотрели, как на каких-то чебурашек, таких лохматых, совершенно безвредных и безобидных, которых можно покровительственно поглаживать. Но мы-то знали, чего стоим.

Владислав Тетюхин

Как известно, после распада СССР предприятие было в состоянии глубокого кризиса – были разрушены коммерческие связи, заказы были сокращены до минимума. За отгруженную продукцию не поступала оплата, люди месяцами не получали зарплату, усиливались забастовочные настроения. В 1992 году руководителем ВСМПО становится Владимир Тетюхин, который сыграл определяющую роль в судьбе русского титана в перестроечные годы. Тетюхин – человек, принимавший активное участие в судьбе титановой промышленности страны, начиная с выплавки первого слитка. Он является автором более 130 изобретений в области металлургии и металловедения титановых сплавов.

Оказавшись у руля ВСМПО, Профессор Ti принимает решение о необходимости выхода на мировой рынок. И в 1993 году он со своей командой едет в Америку в поисках покупателей российского титана, в первую очередь, речь идет об американских авиационных предприятиях.

«В перестроечный период заказы на титан сократились в 30 раз. Ни одно предприятие не может существовать при таком падении объемов. Нужно было искать новые производства и конвертироваться. Нужно было занимать людей, чтобы не пропало их мастерство, чтобы у них был заработок», – говорил Тетюхин о том периоде.

На фото: Владислав Тетюхин

«Мы понимали, что имея такой мощный технический и научный потенциал как у нас, мы можем вполне обоснованно претендовать на место на мировом рынке. Но сначала на нас смотрели, как на каких-то чебурашек, таких лохматых, совершенно безвредных и безобидных, которых можно покровительственно поглаживать. Но мы-то знали, чего стоим. Стали участвовать в международных выставках, использовать каждую удобную и неудобную возможность заявить о себе», – говорил Владислав Тетюхин.

Усилия Тетюхина и в частности прямой контакт с потенциальными партнерами дали результат – удалось установить деловые контакты с европейскими, американскими и японскими фирмами. На мировом титановом рынке появился новый игрок.

В 1998 году в кризисном состоянии оказалось еще одно стратегическое предприятие отрасли – Березниковский титано-магниевый комбинат АВИСМА (г.Березники, Пермская область), производитель титановой губки, без которой сложно было представить работу ВСМПО. Была достаточно высока вероятность продажи предприятия американцам. Тогда, в 1998 году, было принято решение о необходимости покупки контрольного пакета АВИСМА ВСМПО, что стало сделкой десятилетия. Титан остался в России. В 1999 году Владислав Тетюхин становится также руководителем АВИСМА. Два предприятия объединяются в корпорацию.

Титановая промышленность страны в XXI веке: преодоление кризиса и закрепление позиций на мировом рынке

В 2005 году на базе ВСМПО и АВИСМА была создана корпорация, объединившая и другие предприятия отрасли, расположенные в Тамбове, Нижнем Тагиле, Жуковском и Верхней Пышме. Решение об объединении было принято с целью сделать корпорацию более стойкой к внезапным изменениям в мировой экономике, идеологии и политике.

Начало XXI века стало для компании весьма сложным периодом – она оказалась в эпицентре акционерных войн и судебных разбирательств, которые фактически парализовали производство. После объединения износ оборудования достигал 65%, были накоплены огромные кредиты и долги. Решить ситуацию и спасти стратегически важный для страны титановый актив могло только вмешательство государства – в 2006 году титановый холдинг перешел под контроль «Рособоронэкспорта». Ростех начал выстраивать структуру корпоративного управления.

Нужно отметить, что 2006-2007 годы были крайне важными с точки зрения формирования расклада сил на мировом титановом рынке – крупнейшие в мире производители авиационной техники Boeing и Airbus выбирали поставщиков титановых сплавов на будущее десятилетие. Титановый рынок весьма консервативен и надежность партнера и его стабильность порой оказываются ключевым фактором. Получить крупнейшие контракты ВСМПО-АВИСМА помогло именно вмешательство в сложившуюся ситуацию «Ростехнологий». В итоге – Корпорация становится партнером крупных авиационных компаний и крупнейшим поставщиком на мировом рынке титановых полуфабрикатов.

В 2008 – Ростех не останавливает инвестиции в кризисный год, лишь немного корректируя инвестиционную политику. Это решение позволило в 2012 году на 10% (31,3 тыс. тонн) превысить исторический максимум производства титана (27,4 тыс. тонн в 2007 году) с момента основания корпорации. Основной показатель эффективности деятельности компании – чистая прибыль – выросла более, чем 40 раз: со 173 млн рублей в 2009 году до 7,1 млрд рублей в 2012 году.

Ростех инвестировал в основные фонды 800 млн долларов. Эти средства Госкорпорация привлекала под рыночные кредиты на модернизацию. В 2007-2009 годах были подписаны стратегические контракты до 2020 года с Airbus, Boeing, Embraer и Роллс-Ройсом.

За период с момента начала работы на предприятии новой команды менеджмента под руководством «Ростехнологий» были заключены стратегически важные контракты на поставки титановых сплавов для Boeing, Airbus, Embraer, Rolls-Roys.

Сергей Чемезов, глава Ростеха

«Действующему менеджменту ВСМПО-АВИСМА удалось значительно увеличить объемы производства титана. Мы ожидаем, что объем производства корпорации будет расти на 10-15% в год до 2015 года. За период с момента начала работы на предприятии новой команды менеджмента под руководством «Ростехнологий» были заключены стратегически важные контракты на поставки титановых сплавов для Boeing, Airbus, Embraer, Rolls-Roys. Мы считаем, что это удачный момент для того, чтобы передать контроль менеджменту, который выкупает у нас актив с существенной премией к рынку», – сказал в 2012 году глава Ростеха Сергей Чемезов.

Выполнив поставленные задачи по консолидации активов отрасли и закреплению Корпорации на мировом рынке Ростех в ноябре 2012 года принял решение сократить свое присутствие в акционерном капитале ВСМПО-АВИСМА до блокпакета (25%+1 акция).

Сохранение пакета обусловлено несколькими факторами: присутствие Ростеха важно для банков и международных партнеров ВСМПО-АВИСМА, так как в определенном смысле это гарант стабильности предприятия. Кроме того, согласно стратегии Ростеха Госкорпорация должна сохранять в граждански стратегически значимых активах (а ВСМПО-АВИСМА – градообразующее предприятие) и предприятиях с использованием технологий двойного назначения не менее 25%+1 акция.

Сегодня ВСМПО-АВИСМА – крупнейший в мире производитель титана, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Численность сотрудников – около 20 тыс. человек. Корпорация занимает долю около 30% в авиакосмическом секторе мирового титанового рынка, а на индустриальном рынке – долю порядка 25 % через совместное предприятие UNITI. Конкурентов Корпорации на рынке производства титановых полуфабрикатов в России практически нет.
Партнерами организаций являются более 300 компаний в 48 странах мира, среди которых ведущие мировые авиастроительные компании Boeing, Airbus, SNECMA, Rolls Royce, Pratt&Whitney. Корпорация интегрирована в мировую авиакосмическую промышленность и является ведущим поставщиком авиационного титана для Airbus и Ural Boeing Manufacturing.

Более половины производимой титановой продукции приходится на долю авиастроения, которое оказывает основное влияние на развитие титановой индустрии. Все большее значение в поставках корпорации приобретают развивающиеся рынки – медицина, спорт, нефтегазодобыча, вооружение, транспорт, потребительские товары. Корпорация планомерно движется к завоеванию определенной доли на этих рынках. Так, в достаточно короткие сроки Корпорация заняла достойное место на мировом медицинском титановом рынке. До 2010 года компания не поставляла продукцию в этот сектор, а по результатам 2012 года занимает 20–23 % мирового медицинского рынка титана.

Фоторепортаж с предприятия

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 4
    Нет аватара termometrix
    01.07.1318:26:30
    "+" Высокотехнологичный лидер.
  • -9
    Нет аватара elsevier
    01.07.1319:37:13
    Тут тоже интересная статья.

    Как друг Путина взял под контроль и приватизировал титанового монополиста
       

    Владельцев предприятия стали приглашать «на разговор» в «Рособоронэкспорт» и администрацию президента. «Основной мотив бесед был такой, — рассказывает знакомый бизнесменов, — молодцы, что посадили на титановую иглу мировую авиапромышленность, «родина» вас благодарит и просит все подарить «Рособоронэкспорту».
    В конце февраля 2006 года обоих владельцев «ВСМПО-Ависма» позвали в «Рособоронэкспорт». В кабинете, как рассказывают их знакомые, сидели несколько человек — глава ФСБ, помощник президента, замглавы МВД и Чемезов. Фактически зачитывались условия капитуляции. Решение принято, якобы сказал Чемезов. «Надо отдать должное догадливости Брешта, он сам работал в КГБ и сразу сказал, что понимает важность момента и со всем согласен. Спросил только, куда и когда присылать юристов, чтобы оформить бумаги», — рассказывает знакомый Брешта. А на следующий день Брешт собрал вещи и улетел в Германию.

    Во Франкфурт-на-Майне прилетели два ближайших сподвижника Сергея Чемезова — замглавы «Рособоронэкспорта» Алексей Алешин и глава «Оборонимпэкса» Михаил Шелков. Разговор был жесткий — угрозы звучали уже с обеих сторон.

    27 ноября 2012 было объявлено, что контрольный пакет «ВСМПО-Ависма» выкупит менеджмент. Андрей Клепач, пришедший в наблюдательный совет вместо Набиуллиной, сказал Forbes, что на его памяти такого решения не принималось. Запрос другому члену совета замминистра обороны Юрию Борисову остался без ответа.

    Как была оформлена сделка и кто они, новые собственники?
    Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/komp...kontrol-i-privat?page=0,2 
    Отредактировано: elsevier~19:43 01.07.13
    • 3
      obormot obormot
      02.07.1309:30:00
      Ну и?
      Я вот смотрю на Тетюхина, руководителя с 1992 года, читаю как из агонизирующего предприятия он с коллегами сделали флагман МИРОВОЙ титановой индустрии, знаю что АВИСМА находится в собственности РФ, а не была отдана за бесценок пиндосам или всяким березовским-ходорковским и понимаю что всё просто СУПЕР !    
      Состав акционеров при этом мне глубоко фиолетов. Это ничего?
      • 0
        Нет аватара mancunian
        02.07.1313:31:57
        то есть вас только фамилии смущают?А фамилия Абрамович вас не смущает?А то что государство вбухало в ВСМПО-АВИСМА на модернизацию производства недавно туеву кучу денег и теперь отдает самое современное и прибыльное предприятие обратно вас не смущает?Но вот любой экономист скажет что это повтор операции под названием Залоговые аукционы в России
         http://ru.wikipedia.org/w...E%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 
        • 0
          obormot obormot
          02.07.1314:42:21
          Залоговые аукционы... чудно... вспомнила бабка как в девках ходила!    
          Повторяю для непонятливых: меня смущает стоны и плачи по факту исключения некоего Брешта из числа акционеров. А радует меня мировой успех АВИСМА и тот факт, что предприятия комплекса остались российскими.
          При сохранении статуса-кво мне глубоко фиолетово Иванов, Петров или Сидоров войдёт в состав акционеров или же выйдет из него. Ещё вопросы?
          • 0
            Нет аватара mancunian
            02.07.1323:15:45
            Иванов или Петров завтра уедут на загнивающий запад и ?И я так понял про вложеные гос.деньги и прибыльность предприятия вы предпочли пропустить?   
  • 1
    Нет аватара aligor
    01.07.1321:58:38
    Недавно выбирал металлическую посуду. На форумах наткнулся на отзывы о посуде производства ВСМПО. Купил, теперь тоже буду рекомендовать всем. Еще бы рекламу им какую-нибудь организовать....
    • 0
      Нет аватара iven
      02.07.1311:10:42
      А ссылочкой на эту посуду не поделитесь?
      Отредактировано: iven~11:11 02.07.13
      • 0
        Нет аватара aligor
        02.07.1320:04:40
         http://salda.ru/ 
        К производству они отношения не имеют, хотя раньше на вывеске магазина в Питере имя ВСМПО присутствовало.
        • 0
          Нет аватара gritsevsky
          17.08.1313:40:34
          К производству они отношения не имеют, хотя раньше на вывеске магазина в Питере имя ВСМПО присутствовало.

          Изначально посуда производилась на ВСМПО, был специальный цех посуды номер 44. Потом ВСМПО избавилось от непрофильных активов (так принято у буржуев) и цех стал самостоятельным предприятием. Но остался там же, на территории завода. Так что вся посуда производится там где и производилась, а именно на ВСМПО, название только изменилось. Хорошая кстати посуда, пожалуй не хуже знаменитого цептора. Мы в семье именно такой пользуемся, тем более что у нас электроплита.
          На заводе есть еще один посудный цех, бывший цех 34, теперь вроде ОАО Урал. Делает вилки, ложки, ножи, титановые лопаты и т.п.
          Что касается колесных дисков, то их производство прекратили, оборудование в этом году демонтировали.
  • 0
    Нет аватара Mostack
    01.07.1322:30:54
    а диски для авто больше не делают            
    • 1
      user78 user78
      01.07.1322:46:10
      Переключились на диски для танков    

       https://sdelanounas.ru/blogs/32208/ 
      • 0
        Нет аватара Mostack
        01.07.1322:49:56
        На танк вот не надо, а для авто еще комплекта 3 - с удовольствием бы    
      • 0
        Нет аватара 8202
        02.07.1313:07:14
        Кованые алюминиевые катки для танков, они всегда делали. В общем то на основе этого производства и начинали делать горячештампованные автомобильные колёса.
        Три комплекта некогда покупал. Хотел в прошлом году на новую машину купить. Но…
        Не смог к большому сожалению, свёртывают они производство автомобильных колёс и моего размера вообще найти не смог.
        Очень и очень жаль, литьё против ковки хрень.
  • 0
    Evgeny46 Evgeny46
    02.07.1309:41:51
    вот смотрю на картинку с потребителями титана и думаю - у них там про титановую иглу никто не вякает? Статье +
    • 0
      Нет аватара guest
      02.07.1313:38:15
      после нефтяной и газовой иглы как-то смешно было бы))))))
      там еще ракетная - Союз-СТ, двигательная РД-180/НК-33... не нужно травмировать психику
      Отредактировано: Сергей Богданов~13:41 02.07.13
  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,