стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
6
elsevier 16 сентября 2013, 02:12

Возвращение физики

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

В начале2000-хв Новосибирске на частные деньги попытались сделать бизнесом оборонную разработку Института катализа СО РАН — безопасную для атмосферы дезактивацию химического оружия. В результате получился производитель очистителей воздуха «Тион», который позже обосновался в Технопарке Академгородка, сумел закрепиться на корпоративном рынке, взять инвестиции у оконного гиганта БФК, разработать и обеспечить производство и массовые продажи бризеров — домашних приточных очистителей воздуха. Как только начинающие промышленники всё это сумели, то объявили, что теперь займутся бизнесом по спасению российских школ от деградации — хотя бы в части уроков физики. Директор «Тиона» Дмитрий Трубицын объяснил корреспонденту Сиб.фм, как это получилось.

Компанию «Тион», она же компания «Аэросервис», чиновники в Новосибирской области привыкли приводить в пример как местный бизнес, основанный на местной же инновации, который довёл разработку до конечного потребителя. Как у вас сейчас успехи с конечным потребителем?

 

Стоит пояснить, чтобы было понятно: «Тион» — это наша торговая марка, и сейчас мы представляемся клиентам скорее как группа компаний «Тион». «Аэросервис» — это исходное юрлицо, с которого всё началось. Наш основной бизнес — это по-прежнему разработка и производство систем комплексной очистки и обеззараживания воздуха. Наша ниша — медицинские учреждения, мы поставляем оборудование в строящиеся и реконструируемые клиники по всей стране — автономные, канальные системы и ламинарные потолки, которые используют в операционных и реанимационных помещениях. Мы продолжаем кратно расти с момента начала продаж в 2008 году.

 

Сейчас нас 150 человек, прогноз по выручке этого года — более полумиллиарда рублей, в прошлом было почти в два раза меньше.

 

Прогноз на следующий год — снова заметное увеличение выручки. Это только то, что касается нашего мейнстрима — медицинского оборудования.


Прогноз по прибыли можете раскрыть?

Как любая компания, занимающаяся наукоёмким продуктом с большой долей интеллектуальной собственности, мы неплохо зарабатываем. Я не могу сейчас назвать точные цифры, потому как они зависят, например, от того, определяем ли мы прибыль до того, как часть средств инвестируется в проекты развития, или же проекты развития мы относим к затратам.

Если вернуться к конечному потребителю, то в этом году мы разработали и запустили продукт в сегменте домашних хозяйств. Это бризер «Тион О2» — прибор, который обеспечивает приток в квартиру очищенного от пыли, выхлопных газов, промышленных выбросов и подогретого до нужной температуры воздуха при полностью закрытых окнах. Прибор решает классическую проблему потребителя: если окно открыть, то становится шумно, грязно и холодно, если закрыть, то становится душно и влажно.

 

Как мы и предполагали, продукт оказался востребован, и в итоге мы столкнулись с ограничением не в объёмах продаж, а в объёмах производства.

Вы говорили, что вынесли производство в Китай.

Да, часть производства. Ключевые элементы мы производим здесь — фильтры, источники высокого напряжения и так далее.

Однако всё, что не содержит интеллектуальной собственности, мы вынесли в Китай.


Это развязывает руки, увеличивает производительность, кроме того, в России мало мест, где могут, например, профессионально лить пластик.

На фоне материальной истории успеха вы уходите в нематериальный образовательный бизнес? Что случилось?

Наши ощущения такие: мы долго лезли на вершину, и вот перед нами открылась долина возможностей. Можно заниматься этим сегментом очистки воздуха, можно этим. Воздух — это самый потребляемый продукт в мире. Но чтобы этими возможностями воспользоваться, нам нужны кадры. А для нас основной источник кадров — это физфак Новосибирского государственного университета. И мы увидели, что качество выпускников снижается — и это не старческое брюзжание, вот, мол, в наше время было лучше — а объективные показатели.

В чём выражаются эти объективные показатели?

Они менее самостоятельные, у них недостаточный кругозор, они не умеют организовать свою работу. Дело не в том, знают они законы Ньютона или не знают, а в том, умеют ли они работать, разобраться в новой теме, могут ли быстро учиться.

Стали разбираться с причинами. Казалось бы, физфак кадры как готовил, так и готовит, там ничего не поменялось. А вот качество и количество подготовленных абитуриентов сокращается. Стали разбираться с абитурой.

По нашему мнению, причины здесь две: первое — это количество часов на преподавание физики, которое, в основном, сокращено в школах до двух в неделю, второе — это учителя физики в школах, многие из которых недостаточно квалифицированы и мотивированы. Часто это люди пенсионного возраста, глядя на которых школьник не имеет ни малейшего шанса понять, что учить физику может быть интересно и круто. Кроме того, есть свидетельства, что два часа в неделю почти не отличаются от ноля часов — школьник просто не успевает зацепиться и всё забывает. А четыре часа — это уже резкое улучшение.

Понятно, что просто попытка решать свои кадровые проблемы, начиная при этом со школьников, выглядит безумием. Уж на одну компанию кадры как-нибудь наскрести можно. Но есть и другая причина — это просто интересный проект.

Есть и третий фактор, он, скорее, личный. 20 лет назад в Академгородке ещё была жива затея под названием Турнир юных физиков.

Эти турниры шли параллельно со школьными олимпиадами, и там учили решать открытые исследовательские, зачастую плохо формализованные задачи в условиях дефицита информации и нехватки времени, управлять командой и проектами.

И через эту школу 20 лет назад прошла заметная часть ядра нашей команды, и я в том числе. И теперь мы понимаем, что именно тогда нас обучили правильным подходам, которые мы сейчас используем и в нашем бизнесе.

Потом эта идея затухла.

Да, её идеолог Владимир Шелест уехал в Германию. Но пару лет назад возникла команда единомышленников, которая подготовила группу ребят, и те неплохо выступили на общероссийской олимпиаде. Тогда мы подумали, что эту идею в Академгородке нужно возродить. И вовлеклись в этот проект.

Следующий логический шаг — массовая провокация интереса у школьников. Это проект по запуску в школы студентов физфака, которые бы провоцировали этот интерес. А следующий шаг, чтобы увеличить плечо этого проекта, — это организация интерактивного дистанционного образования.

Со словом «школьники» в комнате появляется государство. Что сказало государство о вашей идее со студентами?

По поводу поддержки Турниров юных физиков и проекта «Студенты в школу» региональные власти сказали: «вист». Мы получили стопроцентную поддержку от всех заинтересованных сторон: деканата физфака и ректората университета, и однозначную поддержку новосибирского министерства образования и науки. Потому что если всё пойдёт хорошо, можно через пять лет закрыть проблемы с абитуриентами для всех новосибирских технических вузов. Мы пришли в десять школ, и десять из них сказали, что им это точно надо.

16%
не хватает средней зарплате новосибирского преподавателя до средней по области

И со второй четверти 2013-2014учебного года мы накрываем пять школ. Если за год будет обеспечен ожидаемый эффект, то идея будет развёрнута на гораздо большем количестве школ.

После того как мы им рассказываем идею, они говорят: «Ребята, а может, ещё и биологию возьмёте?»

Какие студенты будут преподавать, и зачем студентам это нужно?

В основном это будут студенты физфака, частично молодые учёные. Это сильные ребята, бодрые, внятные, на которых школьнику захочется быть похожим. На самом деле, мы тут не придумали ничего нового.

Барак Обама в Штатах организовал программу подготовки 100 000 новых учителей, которые провоцировали бы интерес и учили бы лучше, чем те, что есть сейчас. Где он их взял? Это студенты сильных вузов, для которых обучение в вузе становилось бесплатным в обмен на преподавание в школе. Он на это выделил 60 миллиардов долларов.

Почему нашим студентам это интересно? Во-первых, это просто интересная задача — рано или поздно человек дорастает до потребности передавать другим то, чему сам научился. Во-вторых, правильно рассказывать — это важный skill, который тебе может пригодиться много где.

В-третьих, студенты будут получать за это деньги,5000-10 000рублей в месяц, при том что от него потребуется около одного дня в неделю.

То есть у студента есть варианты. Можно в ресторане подрабатывать, а можно обучать детей физике, понимая, какая за этим стоит цель — исправить образование в области и в стране. Под руководством лучших преподавателей, которые будут этих студентов готовить. Наконец, студенты будут получать некие формальные бумажки о педагогическом опыте. А это важно, если делать научную карьеру и устраиваться в западный университет. Такая строчка в резюме сильно добавляет веса. Тот же Массачусетский технологический институт берёт не за количество научных публикаций, а во многом за подобную активность.

Это будут всё те же два часа в неделю?

Два часа основных занятий и факультатив для тех ребят, которые успевают проявить интерес за эти два часа.

А вы не боитесь, что угасание интереса к физике у школьников — оно не только и не столько от возраста и качества учителей, сколько от затухания последних отблесков советского прогрессорского подхода? Что просто окончательно сформировался народ, сидящий на трубе, и, по данным опросов, идеальным работодателем называющий не условный Яндекс, а конкретный «Газпром»?

Правильный вопрос, но всё-таки школьники шестого-седьмого класса ещё так не мыслят. Они ещё достаточно дети и занимаются тем, что интересно. И если ты покажешь им, что физика — это интересно, то они начнут ею заниматься без какой-то сложной рефлексии о том, что модно, а что не модно. Внутри одного класса можно создать моду на изучение физики.

Директор ФМШ Николай Яворский говорил, что достаточно появления в школе молодого симпатичного преподавателя, чтобы в ней начали появляться участники олимпиад.

То есть главная проблема не в изменении ментальности в целом, а в том, что школьники не видят примера.

Следующий шаг, то есть интерактивное видообразование, — это уже бизнес. Что такое образование? Это лекционная часть и решение задачек. У нас есть лучшие преподаватели. Давайте запишем их видеолекции. Гаджеты есть у всех. И мы можем школьникам где-нибудь в деревне дать доступ к лучшим учителям физики.

Часть, связанная с решением задач, тоже будет автоматизирована — есть постановка проблемы, а дальше у тебя есть некие скрытые или заложенные в эту задачу рассуждения, по которым школьник может пойти. Если он утыкается в трудность, система выдаст подсказку, система намекает, каких знаний ему не хватает, показывает видеоролик или задаёт наводящие вопросы. Понятно, что будет организовано и что-то вроде форума, где школьник может задавать вопросы преподавателям, которые оперативно будут отвечать.

Кто будет платить за эти курсы?

Лекционная часть по школьной программе будет бесплатной и открытой, а часть курсов с тренажёром по решению задачек, что необходимо для уверенного прохождения ЕГЭ, станет коммерческой частью. Это будут небольшие деньги. Например, 100 рублей в год.

В интернете существуют тренажёры, но всё это не более чем перечни задач за прошлые годы с возможностью проверить, правильно ты ответил или нет. Что сделаем мы? Воспользуемся необходимостью сдавать ЕГЭ, чтобы создать ресурс, который научит не только тому, как сдать ЕГЭ, но и научит физике — научит лучше, чем если готовиться где-то ещё.

Сроки запуска уже есть?

Понадобится год, чтобы наполнить всю эту историю правильным контентом. Поэтому параллельно с преподаванием в школах будет генериться контент. Через год этот ресурс будет готов к тому, чтобы всерьёз обучать физике. И уже в следующем после запуска учебном году в планах отбить все инвестиции. Мы целимся во всю российскую аудиторию школьников. А если делать англоязычные курсы, то большая потребность в такого рода образовании есть и у индусов, и у китайцев.

Непредсказуемость российской политики, в том числе образовательной политики, не настораживает?

Если бы мы пытались стать официально утверждённым для всех школ ресурсом, то, конечно, несли подобные риски и так далее. Но мы ориентируемся просто на детей и родителей, у которых есть де-факто сформированная потребность сдать ЕГЭ. Место с правильной репутацией, но без официального статуса.

В продолжение темы взаимоотношений с властями. В июне новосибирское отделение путинского Народного фронта объявило вас одним из семи соучредителей этого движения в регионе в его новом формате. Как вы туда попали и зачем?

Там было даже сложнее. Мне предложили не только войти в состав семи соучредителей, но и должность одного из трёх сопредседателей. Это, в общем-то, было понятное и где-то лестное предложение, которое для нас открывало возможности для более плотного взаимодействия с государством, причём на федеральном уровне.

Но в силу ряда причин мне от этого предложения пришлось отказаться. Первая причина — стопроцентная занятость в развитии новых бизнес-проектов. И второе — надеюсь, никого не обижу, если так отвечу — так как мы занимаемся бизнесом и общаемся с различными заказчиками, то нам важна политическая нейтральность.

Если ты перестаёшь быть политически нейтральным — это вряд ли сильно поможет, а в каких-то случаях может сильно помешать бизнесу.

 

Ну и третье — околополитическая деятельность нам сейчас не близка и не интересна.

А что будет с воздухоочисткой?

В бизнесе, связанном с очисткой воздуха, всё для нас понятно, планово и системно. Мы научились разрабатывать железки и научились их продавать. Про очистку воздуха мы знаем всё. Когда всё работает, нам становится скучновато. Акционеры нашей компании по духу разработчики-инноваторы, нам интересны приключения и решения постоянно новых нетривиальных задач. А тут возможность радикальной диверсификации нашей деятельности с возможностью для гораздо более быстрого развития и с возможностью решения новых социально значимых проблем и, конечно, зарабатывания денег.

Это будет очень странным прецедентом, если компания с хорошей маржой и кратным ростом оборота вдруг решит выйти из бизнеса. Возникает подозрение, что вы что-то недоговариваете и опасаетесь, что вас выкинут с рынка климатические гиганты.

Мы не собираемся отходить от бизнеса, связанного с очисткой и обеззараживанием воздуха. Более того, в рамках основного бизнеса мы планируем запуск новых продуктов, систем очистки воздуха для автомобилей, решения для фармацевтических производств и микроэлектроники. Просто интересно со временем сместить акценты.



Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • elsevier
  • 2
  • 0
    NovaM3 NovaM3
    16.09.1306:09:02
    Спасибо автору! Отличная статья о молодых и перспективных, которая еще раз подтверждает, что талантами не оскудела наша земля и не оскудеет ими в дальнейшем! Дай им бог здоровья и успехов особенно за просветительскую деятельность. Новосибирск всегда славился своим наукоградом, уверен, что его ждет большое будущее! А проблемы так или иначе разрешаться, тем более с помощью заинтересованных и правильно мотивированных людей.
    Немного правда покоробило о выносе производства отдельных компонентов в Китай, хотя конечно у нас свободный рынок, и руководителю самому решать где и что производить. Однако рабочие места лишними не бывают!
  • 0
    Нет аватара CrazyHummer
    16.09.1313:27:17
    побольше бы таких проектов!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,