Лого Сделано у нас
65

«Роствертол» набирает высоту


В августе этого года было объявлено, что холдинг «Вертолеты России» выпустит 321 машину — вдвое больше, чем в кризисном 2009 году. А до конца десятилетия, говорится в документах компании, портфельный заказ составляет 870 машин на общую сумму около 388 млрд рублей, в том числе 232 вертолёта на экспорт. Стратегия развития «Вертолетов России» предусматривает увеличение ежегодных продаж к 2020 году до 400-450 машин с объёмом продаж и послепродажного обслуживания не менее 240 млрд рублей. 

Это позволит нарастить российскую долю мирового рынка вертолётостроения с 10,7 до 18% и довести годовой объём отечественного производства не менее чем до 470 вертолетов. Приличная доля этого «пирога» должна достаться «Рост­вертолу», который только в прошлом году собрал 54 вертолёта типов Ми-26, Ми-28Н и Ми-35 для всех заказчиков. Выручка компании в прошлом году составила 30,232 млрд рублей, превысив показатель 2011 года более чем в полтора раза.


По данным экспертов Teal Group Corp, до 2020 года в мире будут проданы 4667 боевых вертолетов на общую сумму 62,3 млрд долларов. Пока на этом рынке лидирует американская Bell Helicopter (23%), на втором месте Eurocopter (18,75%), на третьем Sikorsky (12,3%). На четвертом обосновались «Вертолеты России», занимая с «Роствертолом», Казанским вертолетным заводом и Улан-Удэнским вертолётным заводом нишу в 10,7%. Если заложенные в стратегии госхолдинга прогнозы оправдаются и финансирование отрасли окажется на обещанном уровне, то российская компания через семь лет сможет серьезно потеснить Eurocopter и выйти на второе место. Для «Роствертола» же это реальный шанс стать одним из мировых лидеров в сфере продаж не только боевых, но и тяжелых гражданских машин. Тем более что зарубежные конкуренты лишь собираются разрабатывать собственные модели «одноклассников», а от чертежа до рынка проходит, как правило, не один год.

Экспортные поставки стали палочкой-выручалочкой «Роствертола» в годы кризиса в отечественном ОПК. В начале прошлого десятилетия, когда доля военных вертолётов в общем объеме производства «Роствертола» составляла 96%, на экспорт отправлялось 66% продукции. За рубежом охотно брали самый тяжелый в мире серийный транспортный вертолет Ми-26Т и модернизированный боевой ударный Ми-35 (аналог знаменитого «крокодила» Ми-24 с приборами ночного видения, тепловизорами, спутниковой навигационной системой).

Затем доля госзаказа стала увеличиваться. Решающим эпизодом стало обещание экс-главкома ВВС Владимира Михайлова начать замену боевых ударных вертолётов Ми-24 на другого «ростовчанина» — Ми-28Н «Ночной охотник» с закупки у «Роствертола» сразу 300 машин. Параллельно происходила интеграция «Роствертола» в госхолдинг «Вертолеты России». Показательно, что пессимистические ожидания менеджмента «Роствертола», утратившего свою самостоятельность, не оправдались, и предприятие быстро нарастило не только внутренние поставки благодаря гособоронзаказу, но и увеличило экспортные, постоянно расширяя их географию.

«До недавнего времени соотношение между машинами, поставленными в рамках гособоронзаказа и на экспорт, у нас было 50 на 50. Сейчас — 65 на 35. При этом я считаю, что потенциал поставок за рубеж у нас большой», — говорит генеральный директор «Роствертола» Борис Слюсарь.

Традиционный внешний рынок «Вертолетов России» — развивающиеся страны (Африка, Латинская Америка, Индия, Китай). В 2011 году портфель заказов компании удвоился (с 429 до 859 машин на общую сумму 330 млрд рублей), а в 2012 году уже насчитывалось заказов на 921 вертолет (460 млрд рублей). «Отвоевать позиции на мировом рынке позволила консолидация отрасли, — считает заместитель генерального директора «Вертолетов России» по финансам и развитию Сергей Ярковой. — В результате за пять лет мы сумели изменить структуру нашего капитала и затрат, превратить «Вертолеты России»в эффективную компанию. Соединив научный и промышленный потенциал, мы избавились от дублирующих функций, а в результате централизации закупок удалось сократить издержки на четыре процента (700  миллионов рублей)».

Сейчас доля «Роствертола» на мировом рынке вертолётов оценивается в 2,5%. Выход на экспорт состоялся в 1997–2000 годах — по данным компании, за этот период за рубеж было продано 27 машин (23 вертолёта типа Ми-24 и 4 — Ми-26Т). А 2001 по 2012 годы ростовчане поставили на экспорт свыше 150 вертолетов. В частности, в прошлом году на внешний рынок ушли 11 боевых ударных вертолётов Ми-35М (8 — в Азербайджан, 3 — в Бразилию). Азербайджан должен закупить по контракту всего 24 машины, а Бразилия, согласно подписанному в 2009 году контракту на 150 млн долларов, – 12 вертолетов. В настоящее время идет активная работа по продвижению Ми-35М в страны СНГ, Латинской Америки, Азии, Африки, Ближнего Востока. На авиасалоне в Ле Бурже было объявлено о внушительном заказе Ирака на поставку в эту страну 40 «Ночных охотников».

Неизменным спросом у зарубежных потребителей пользуется и транспортный Ми-26Т. «Это единственный в мире вертолёт, способный перевозить внутри кабины или на внешней подвеске груз общим весом до 20 тонн, — поясняет Борис Слюсарь. — Самый близкий его конкурент по грузоподъемности, американский вертолёт «Чинук» компании «Боинг», не раз был обязан своим спасением нашей машине. В Афганистане Ми-26Т несколько раз был задействован при транспортировке сбитых талибами и совершивших вынужденную посадку вертолетов «Чинук». Попытки перенести подбитые машины при помощи таких же американцев» оказывались безуспешными».

В настоящее время основными эксплуатантами Ми-26Т, помимо самой России и стран СНГ, являются Китай, Индия, Венесуэла, Греция. Этот вертолёт также давно, часто и успешно используется на условиях лизинга во многих европейских, азиатских и африканских странах. Практически каждое лето на протяжении последнего десятилетия вертолёты Ми-26Т в качестве пожарных работают в Греции, Франции, Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Сербии, Черногории, на Кипре.

ОЧЕРЕДЬ ЗА ВЕРТОЛЕТАМИ

Проблем со сбытом у ростовских вертолётостроителей не предвидится и на внутреннем рынке, поскольку российские ВВС в ближайшее десятилетие намерены закупить около тысячи винтокрылых машин. Госпрограммой на 2011–2020 годы предусмотрена закупка и поставка в войска 200 вертолётов Ми-28Н, на производство которых в Ростове сегодня делается основная ставка. А в 2015 году в войска должна начать поступать уже модернизированная и избавленная от первых «детских недостатков» модель «Ночного охотника».

Переоснащение российской авиации новыми боевыми ударными геликоптерами идёт полным ходом. Стоимость серийного «Ночного охотника» колеблется в рамках 245-250 млн рублей, так что средства на модернизацию производства у «Роствертола» имеются. В 2010 году завод затратил 174,3 млн рублей на реконструкцию цехов по производству Ми-28Н и ещё 392,3 млн рублей на запуск в серию его экспортной модификации Ми-28НЭ. В последние годы на заводе была проведена реконструкция всех производственных цехов.

«Вертолетостроение сейчас на подъёме, гособоронзаказ огромный, — говорит генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — Темпы производства Ми-8 и Ми-171 превышают советские, финансирование на закупку Ми-28Н зарезервировано, так что ростовчане могут чувствовать себя спокойно. У транспортника двойного назначения Ми-26Т хорошие перспективы не только в военной, но и в гражданской отрасли».

Кроме того, сегодня в цехах «Роствертола» идет работа над созданием учебно-тренировочного вертолёта двойного управления Ми-28УБ, который должен быть запущен в серию в 2015 году. Также предприятие в кооперации принимает участие в разработке и производстве средних многоцелевых гражданских вертолётов Ми-38 (на его базе создаётся «аэротакси») и одновинтового Ка-62.

 

Интересно, что внутри «Оборонпрома» параллельно развиваются два проекта производства боевых ударных вертолётов, призванных прийти на замену «Крокодилу» Ми-24 — ростовский Ми-28Н и подмосковный Ка-52 «Аллигатор». И оба предлагаются ВВС в качестве основного. Аналитики полагают, что преимущество в этом внутреннем соревновании будет у того производителя, кто сумеет в кратчайший срок наладить массовое производство машин. «За вертолетами сегодня стоит очередь, — отмечает Борис Рыбак. — Тот производитель, который станет выпускать машины быстро и качественно, победит в этой гонке. Новое руководство Минобороны намерено развивать конкуренцию и чётко выполнять свои финансовые обязательства. Но и конструкторские бюро заводов тоже должны строго следить за взятыми на себя обещаниями по созданию машин с нужными летными характеристиками». А это уже смог сделать «Роствертол», у которого ежегодный выпуск «Ночных охотников» исчисляется десятками.


«РОСТВЕРТОЛ» — один из крупнейших российских производителей вертолетной техники, выпускает транспортно-боевые вертолеты Ми-24/35, тяжелый транспортный Ми-26Т, ударный боевой вертолет нового поколения Ми-28Н. Основным акционером является ОАО «Вертолеты России», дочерняя компания «Оборонпрома».


«ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» –  один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолётов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании.



  • 0
    Bdd Bdd
    17.09.1305:59:59
    амеров не догнать - в три раза опережают, но даже в 2 раза увеличить свою долю - это успех будет, тем более увеличение может пройти как раз за счет снижения доли других
    • 5
      Нет аватара top10
      17.09.1311:43:32
      Товарищ, нужно оптимистичнее смотреть в будущее. Догоним и перегоним, как говорили в СССР, нужно взять за основу этот лозунг и двигать дальше.
      • 1
        Bdd Bdd
        17.09.1316:47:40
        стараюсь не жить лозунгами и не мыслить лозунгами.
    • 4
      user78 user78
      17.09.1312:19:48
      амеров не догнать - в три раза опережают

      По прошлому году я нашел такие данные (февральский "Helicopter Magazine Europe"):
      As for the military market, where 698 helicopters were delivered to all manufacturers taken all together, Eurocopter claims for itself 18% of the world market, right behind Sikorsky (24% ) and Russian Helicopter (24% ).

       http://www.helicomag.com/...er-2012-marked-by-growth/ 

      т.е. мировое производство военных (не только боевых) вертолётов в 2012 было - 698 штук, из них 167 - российского производства. Из этих 167 - 127 поступили в аримю РФ, остальные на экспорт:

       https://sdelanounas.ru/blogs/31110/ 

      Всего же "Вертолеты России" произвели в 2012-м году 289 вертолётов:
       https://sdelanounas.ru/blogs/31073/ 
      Портфель твёрдых заказов - 870 штук:
       https://sdelanounas.ru/blogs/39192/ 

      На этот год планы следующие:
      Всего в 2013 году корпорация "Вертолеты России" построит 250 боевых и 71 гражданскую машину.

       http://www.vesti.ru/doc.html?id=1120809 

      Если американцы не ускорятся, то "Вертолёты России" в этом году выйдут на первое место по производству военных вертолетов и займут примерно 30-33% мирового рынка.

      Если смотреть не только по военным, но и по гражданским вертолётам, то окажется, что немалую часть производимых американцами вертолётов занимают лёгкие и сверхлегкие вертолёты типа Robinson R22, Robinson R44, Robinson R66, Sikorsky 300C, Sikorsky S-333, Bell-206 и др. (зачастую однодвигательные и даже поршневые). По размерам, мощности, грузоподъемности они не сравнятся с нашим самым массовым двухдвигательным турбовинтовым Ми-8/Ми-17.
      Отредактировано: user78~13:04 17.09.13
      • -2
        Bdd Bdd
        17.09.1316:45:22
        зачем "вымучивать" первое место? может например по сверхтяжелым мы давно на первом месте, но речь про долю мирового рынка вертолетов и наверное тот кто пишет об этом понимает о чем речь
      • 0
        Bdd Bdd
        18.09.1306:18:15
        вот кстати подумал: западные вертолеты зачастую при схожих параметрах стоят на порядок дороже, в виду этого в статье доля оценивается в деньгах или штуках?
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    17.09.1308:12:06
    холдинг «Вертолеты России» выпустит
    А до конца десятилетия
    Это позволит нарастить российскую долю
    Зачем писать о будущем?
    Что касается данных за 2012 год, данных о заключённых контрактах - всё это уже было на сайте.
    • 2
      Skst Skst
      17.09.1308:19:35
      Здесь всё комплексом-аналитическая статья,о продукции сделанной у нас.
      • 1
        Igor Bulytchev Igor Bulytchev
        17.09.1320:07:43
        Да, Север, не убирай статью, пжлст...
        Она хоть и не по факту или событию, зато "с цЫфрами и кОртинками", как раз, чтобы хомячкам шаблоны рвать...    
  • 0
    Igor Bulytchev Igor Bulytchev
    17.09.1321:32:40
    Чисто для оценки - сколько СССР выпускал вертушек в год? примерно в 1980-1991...
    Ссылочкой кто-нибудь владеет?
    Хотелось бы понять, насколько цифра 470 коррелирует с ...

    Отмазка: я прекрасно понимаю, что сравнение чмсто условное, т.к. нынешние вертушки намного технологически более сложные, чем массовый выпуск аскетичных коробок Ми-8.
    Сегодня даже Ми-8 делают с vip-салонами, и этот салон по трудоемкости сравним с производством самого вертолета. Не говоря уже о напичканных электроникой зубастых "рыбках".
      • 1
        Igor Bulytchev Igor Bulytchev
        17.09.1321:52:39
            Шо, уже? Почти догнали СССР?
        Вроде в прошлом 300 шт. сдали..
        Отредактировано: Igor Bulytchev~21:55 17.09.13
        • 2
          Нет аватара pivopotam
          17.09.1322:17:52
          "В августе этого года было объявлено, что холдинг «Вертолеты России» выпустит 321 машину." То есть по итогам этого года мы перегоним 1990-й год всего СССР. А Россия как бы не равна всему СССР. 14 республик отошли в сторону. Очень многие забывают что авиапромышленность СССР была разбросана по республикам: Украина, Узбекистан, Грузия и тд. Плюс к тому, с развалом СССР, мы потеряли все традиционные рынки сбыта стран за железным занавесом. Которые вообще перестали покупать нашу продукцию.

          кстати, будет любопытно прдолжить Ваш график



          История авиационной промышленности России
        • 1
          user78 user78
          18.09.1300:46:46
          Шо, уже? Почти догнали СССР?

          По количественному показателю - почти догнали весь СССР. А по качественному - считай, что перегнали. Ведь очень сложных и крутых боевых вертолётов типа Ми-28Н и Ка-52 в СССР вообще не производили серийно. Боевые вертолёты ВВС СССР были представлены только рабочими лошадками Ми-24 и Ми-8. Ми-35М совершеннее и сложнее чем Ми-24, а Ми-171/Ми-8АМТШ современнее и сложнее Ми-8 образца восьмидесятых.

          К тому же согласен с добавлением пивопотама - в СССР на авиационную промышленность работало много республик, 293 млн населения против 143 в современной России + тогда были стабильные рынки сбыта вроде "дружественных стран", куда вертолёты зачастую просто дарили. А сейчас приходится искать реальных заказчиков. И находим ведь! Портфель заказов - под 900 штук!
    • 0
      Bdd Bdd
      18.09.1306:15:20
      мне кажется вполне можно сравнивать: современные вертолеты технологичнее, но и в прошлом вертолеты были не менее технологичны для того уровня промышленности. Вырос уровень промышленности- вырос уровень вертолетов.
  • 0
    Нет аватара Oldsailor
    18.09.1317:07:40
    Плюс!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,