стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
13

Российские предприниматели создали платформу для дистанционного обучения

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Название сайта Центра онлайн-обучения — 100ege.ru — вводит в заблуждение: кажется, что ресурс нацелен на подготовку к единым государственным экзаменам. На самом деле его профиль гораздо шире. Здесь по расписанию проходят занятия для школьников с шестого класса по десяти предметам. В программе — английский, биология, информатика, история, математика, обществознание, русский, экономика, физика, химия. Уроки ведут специалисты столичных вузов.

«Это годовые курсы — живые занятия, проходящие в реальном времени. Школьники общаются с преподавателем, как будто сидят за первой партой. Есть записи занятий для повторения, электронные конспекты, задачи. Знания делятся по уровню сложности: базовый курс, углубленный, олимпиадный. Есть целенаправленная подготовка к экзаменам», — перечисляет особенности проекта Максим Древаль.

 

На урок собирается от 30 до 200 детей. Если платить отдельно за каждое занятие, оно обойдется в 170 рублей. Но основатели 100ege.ru утверждают, что их клиенты предпочитают покупать годовую подписку — это 10–15 тыс. рублей за 30 уроков продолжительностью три часа каждый. Сейчас на сайте зарегистрировано около 50 тыс. человек, из них активных плательщиков — 4 тыс. Преподаватели ресурса — сотрудники МГУ, Высшей школы экономики и МФТИ, составители заданий для олимпиад, авторы учебников. Материальный интерес учителя — около 2 тыс. рублей за академический час.

Сайт у проекта аскетичный и может показаться недоделанным, хотя осенью прошлого года основатели переписывали его с нуля — чтобы уйти от первоначальной, чересчур бюджетной, версии. Но это вопрос вкуса — свои основные функции ресурс выполняет. К тому же дизайном и мультимедийной составляющей основатели не увлекаются по другой причине: «Когда мы только создавали платформу, то рассчитывали на регионы, где интернет слабый. Поэтому учиться у нас человек может при скорости уже в 0,7 Мбит в секунду», — объясняет Максим.

В мире уже не спорят о преимуществах и недостатках онлайн-образования. Сегодня идет поиск лучшей модели подачи информации. Инструменты, которые используют проекты, работающие в этой сфере, — интернет, в частности Skype. Cпособ донесения знаний — то, что и создает конкурентное преимущество онлайн-образования.

В России чиновники дали «добро» новому формату в феврале 2012 года, когда был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании”». Электронное обучение не только получило правовые рамки, но и, по сути, было приравнено к очному. Правда, потребители пока пробуксовывают. Какими бы прогрессивными ни считали себя родители, но, если у ребенка-школьника возникают трудности в учебе, путь накатанный — репетитор. Нужно подготовиться к экзаменам — репетитор. И конечно, считается, что онлайн-обучение не может быть полноценным. В этом есть доля правды: конкурентный рынок онлайн-обучения еще не сложился, проекты в этой сфере можно пересчитать по пальцам. Поэтому хватает недобросовестных игроков, спекулирующих на модном тренде.

С проектом 100ege.ru Максим Древаль и Алексей Половинкин стартовали в 2010 году. За 2013 год выручка создателей платформы онлайн-обучения составила 35 млн рублей. К 2017 году партнеры надеются выйти на оборот около 2 млрд рублей, из которых ровно половина будет прибылью.

Выход к доске

Идея учебного онлайн-ресурса пришла в голову преподавателю МИФИ Алексею Половинкину в 2009 году. Тогда институт получил грант Минобрнауки на программу повышения уровня образования школьников. Деньги были совсем небольшие, но очевидный спрос натолкнул Алексея на создание предложения.

Максим Древаль в это время работал менеджером в интернет-поисковиках («занимался виджетом главной страницы»). Два будущих партнера довольно случайно встретились — и конструктивно поговорили. Уже через пару месяцев появилась первая версия продукта. Понимание того, как упорядочить предлагаемые знания, у Половинкина было благодаря преподавательской практике. Каждая дисциплина должна базироваться на предметном дереве знаний, дробиться на разделы и подтемы и предусматривать несколько уровней сложности.

С первыми преподавателями проблем не возникло: Алексей привлек своих коллег. Так что позиции «математика» и «физика» в 100ege.ru были закрыты. Со сторонними преподавателями было сложнее. «Обхаживали их, подарки дарили. Уговаривали. Нашли учителя по русскому языку, потом других. Длительный процесс», — вспоминает Древаль.

В 2010 году у бизнесменов были идея, небольшой грант, бюджетная версия продукта, несколько преподавателей и уверенность в важности своего дела. Но все это сопровождалось постоянно растущими расходами и отсутствием понимания того, как привлекать клиентов. «Мы пытались искать инвестора — бизнес-ангела. Но не хотелось отдавать за 20 тысяч долларов 40 процентов компании. По стартап-тусовкам не ходили — если честно, не было времени», — говорит Максим.

На ранней стадии инвесторы заходить в проекты действительно не любят. Хотя под хорошую идею можно найти и большую, чем намеревались привлечь партнеры, сумму, и под меньший процент. Но универсальный рецепт получения дензнаков на посевной стадии во всем мире прост и кажется шуткой лишь на первый взгляд. Инвесторы — это три F (англ. Family, Friends and Fools, то есть «семья, друзья и дураки»).

Взятые взаймы у родственников и друзей деньги, на которые партнеры покупали оборудование и время разработчиков, помогли продержаться, развиться и оставить позади уровень первого инвестраунда. «В 2010 году было хорошо в начале, а к концу года стало тяжело. Кое-как дотянули до 2011-го. Уже в начале пошли небольшие платежи — люди оплачивали годовые курсы», — рассказывает предприниматель.

В 2011 году компания выросла в несколько раз. Офис появился лишь в 2012-м. В конце того же года предприниматели заполнили пару килограммов документов на резидентство в Сколково. Попали туда со второй попытки. Статус резидента Сколкова освобождает от налогов и добавляет веса при поиске инвестора. Их компания уже ищет: «Три миллиона долларов хотим получить в течение двух лет, за 25 процентов компании,— делится планами Максим. — Деньги нам нужны для быстрого роста. Потому что мы растем в три раза за год».

Привлечение клиентов

Современные дети, еще не научившись говорить, пытаются раздвигать пальчиками снежинку на стекле, будто это дисплей планшета. Нынешние шестиклассники уже научились писать в программе Word быстрее, чем в тетрадях. Старшее же поколение пока более консервативно.

«Сейчас наша основная аудитория — русскоговорящие старшие школьники из России, СНГ и зарубежья. Только в нашей стране их около 6,5 миллиона человек», — рассказывает Максим. Центр онлайн-обучения пытался привлекать слушателей через школы. «Проводили собрания, выступали. Потратили много времени и усилий. Привлекли таким образом человек десять», — говорит Максим. Пришлось продумать целый комплекс точек соприкосновения. Конечно, на руку сыграло, что проект работает при МФТИ. Отсюда и одно из наиболее удачных решений. «Три года назад мы взялись проводить официальный онлайн-этап олимпиады МФТИ и собираем на него порядка 20 тысяч школьников, нашу целевую аудиторию», — рассказывает Максим. Стартап проводит олимпиады, организует кружки, участвует в выставках. «Сейчас запускаем бесплатный интерактивный учебник по всем школьным дисциплинам — это тысячи заходов из поисковиков ежедневно», — говорит Максим.

Останавливаться на направлении b2c партнеры не стали. Продукт компании — виртуальная платформа — разработан в таком гибком формате, что его можно менять и пробовать разные способы монетизации, насколько позволяет фантазия. По расчетам, немалая доля денег в сфере образования лежит в сферах b2b («бизнес—бизнес») и b2g («бизнес—государство»). «Мы увидели спрос на вебинары. При этом удобных платформ нет. Например, вы хотите вести курсы онлайн. Но как? Для этого нужен сервис, нужна какая-то матрица, на которую можно нанизать расписание, темы, подтемы, последовательность занятий», — объясняет возможности обучающей платформы Максим. То есть это предоставление сервиса, лицензии.

Заработок в сфере b2g — работа в качестве модели регионального центра онлайн-обучения — несколько более растянут по времени, поскольку дело касается госзаказа, но теоретически сумма может превзойти все остальные пути получения прибыли. Дело в том, что регионы и муниципалитеты понимают, что наличие такой онлайн-площадки может качественно решить проблему недокомплектации школ, труднодоступных территорий, погодных условий, работы с одаренными детьми, обучения инвалидов.

Калькулятор

К середине февраля 2014 года в штате образовательной компании работали 23 человека. Самые многочисленные — разработчики, их девять человек. Отдельной категорией идут непосредственные исполнители образовательного процесса — учителя: двадцать постоянных, еще столько же подключаются по мере необходимости. Один час их времени обходится компании в 2 тыс. рублей.

Зарегистрированных учеников в проекте порядка 50 тыс., из них платят за курсы 4 тыс. человек. Одно занятие «в лоб», без скидок, стоит 170 рублей. «Изначально мы определяли цену, учитывая, сколько люди готовы платить за предмет. Нужно, чтобы это получалось дешевле, чем с репетитором. И сейчас стали заложниками той низкой цены, которую изначально установили. Конечно, теперь взять и резко поднять ее мы не можем», — рассказывает Максим.

«Как правило, пользователи оплачивают годовые курсы целиком. Это от 10 до 15 тысяч рублей в зависимости от продолжительности занятия (два или три академических часа). Средний объем покупаемых занятий — два с половиной курса. С учетом скидок средний чек получается около 26 тысяч рублей», — делится он расчетами. За год аудитория увеличивается в два-три раза.

Чтобы зарабатывать уже сегодня, по его словам, достаточно двух тысяч клиентов или четырех тысяч продаж полных курсов в год. «Это если не считать дохода от b2b и b2g направлений. В месяц мы тратим около 4 миллионов рублей, но это не совсем себестоимость, так как мы много вкладываем в разработку», — рассказывает стартапер.

Маржа проекта сейчас — 20%. При росте аудитории этот показатель увеличится, поскольку на новые 100 тыс. клиентов потребуется привлечь несоразмерно меньше сотрудников. Например, разработчиков понадобится всего десять.

Прибыльным проект стал во второй половине 2013 года. «Мы почти окупили вложения, осталось около 3 миллионов рублей долга», — говорит Максим Древаль. За 2012 год оборот компании составил 15 млн рублей, в 2013 году — 35 млн. У предпринимателей дотошно просчитаны цифры уже на 2017 год: «В Центре онлайн-обучения будут получать знания около 60 тысяч учащихся. За год будет проведено более 30 тысяч занятий. Штат преподавателей увеличится примерно до 150 специалистов по ста образовательным программам. Планируемая выручка при этих условиях — 1,7 миллиарда рублей».

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара guest
    19.02.1415:11:55
    Везет же вам, россияне. Тоже хочу учиться удаленно!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,