MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
06 апреля 338
72

Российская микроэлектроника для космоса: кто и что производит

Материал с http://habrahabr.ru/post/217427/  , автор - amartology

В связи с известными событиями в новостях появились сообщения о том, что США запретили поставки микроэлектроники для российских спутников и военной техники. 

Такое развитие событий может негативно повлиять на состояние российской аэрокосмической и оборонной промышленности, ведь ежегодный импорт электроники для космической промышленности составляет два миллиарда долларов, и это чипы, критически важные для работоспособности спутников. Некоторые чиновники (смотрите статью по ссылке) уже начали предаваться панике и разговаривать о покупке электроники в Китае, который якобы наладил у себя производство всего необходимого. Я же хочу немного рассказать о том, какие микросхемы разрабатываются и производятся для космической отрасли в России. Сразу скажу, что этот обзор никоим образом не претендует на полноту и будет касаться именно микросхем (причем кремниевых), тогда как потребности космоса ими не ограничиваются – нужны еще пассивные компоненты, СВЧ-приборы, силовые дискретные элементы и многое-многое другое, что тоже частично импортируется, а частично разрабатывается и производится в России. Описать это все – задача совершенно непосильная, да и не очень нужная, потому что цель этого обзора – не описать все, что есть, а показать, что не все так плохо, как кажется паникерам. Специфика отрасли такова, что почти вся действительно важная информация закрыта, но кое-что интересное накопать все равно удалось.

Небольшое отступление-напоминание: микросхемы для работы в космосе должны быть устойчивыми к воздействию радиации. О том, почему это так и как именно радиация влияет на электронные приборы, можно почитать здесь и здесь.

Главная проблема использования импортных комплектующих в аэрокосмической и военной промышленности – то, что эти комплектующие обычно не предназначены для работы в таких условиях (то есть являются обычным ширпотребом, изначально предназначенным для утюгов и холодильников). Эта ситуация сложилась в девяностые годы, когда ничего другого просто не было, а то, что было, стоило больше, чем разработчики космической аппаратуры могли себе позволить. Именно поэтому сроки активного функционирования российских спутников до сих пор очень серьезно отстают от американских или европейских. Например, прекрасный американский бортовой компьютер RAD750 (стоящий на марсоходе Curiosity) в Россию не продавали никогда, а своих его аналогов в России не было до последнего времени. Так что проблема с импортом возникла не вчера, и решать ее начали довольно давно. В 2007-м году была принята федеральная целевая программа «развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2011 годы. Дальше финальный год программы стал 2015-м, и уже скоро мы с вами должны увидеть ее результаты, которыми в том числе является замещение импортных комплектующих в космической и оборонной промышленности российскими разработками.

[читать статью полностью...]

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: habrahabr.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 1
    Samboris Samboris06.04.14 20:47:28
        Отличная статья!
    • 0
      Нет аватара amartology08.06.14 22:03:41
      Жаль только, что краденая.
      • 1
        Нет аватара brat_po_razumu08.06.14 22:55:54
        ?????

        Заведомо ложное обвинение в совершении преступления (кражи) - это клевета, это уголовное преступление, ст. 128.1 УК РФ. Советую подумать над этим.

        Наш сайт уважает авторские права и дает ссылку на изначальную публикацию. Ссылка дана и в этой статье - какие проблемы?

        Правила сайта Хабр - http://habrahabr.ru/info/agreement/  - не запрещают перепечатку опубликованных там материалов и даже не требуют разрешения на перепечатку. Хабр не является СМИ.

        • 0
          Нет аватара amartology09.06.14 00:03:10
          С точки зрения закона все, разумеется, чисто. С точки зрения совести ссылка мелким шрифтом под рекламным блоком - это, скажем так, не очень красивое решение, равно как и отсутствие попытки связаться с автором и хотя бы сообщить о его использовании.

          Хотите вести себя так - ваше право, но репутация так не строится.

      • 0
        Samboris Samboris08.06.14 22:58:24
        Ссылка есть - http://habrahabr.ru/post/...mbedded&v=Uf3dCjkwvEU 

        Если Вас эта ссылка не устраивает, и Вы - автор статьи, то свяжитесь с автором поста или модераторами   

        Отредактировано: Samboris~00:24 09.06.14
        • 0
          Нет аватара amartology08.06.14 23:56:01
          Да, я автор статьи, да, меня не устраивает то, что ссылка дана в конце под блоком рекламы маленьким шрифтом, там, где её никто не прочитает. В подобного рода публикациях ссылка на первоисточник должна стоять в начале и быть хорошо видна.

          Также хорошим тоном является сообщать автору о перепечатке.

          • 0
            Нет аватара brat_po_razumu09.06.14 03:05:14
            Безусловно - не всем нравится дизайн сайта, он у нас новый, две недели всего -

            НО ЭТО - не повод безосновательно обвинять участников сайта в таком преступлении, как кража! Присвоении-де чужой собственности, авторских прав - это же неправда! Гиперссылка на оригинал публикации при перепечатке, как положено, дана.

            Вопросы следует решать цивилизованным путем, а не криками "украли", бесозновательными обвинениями.

            Тем более - рутинные технические вопросы. На нашем сайте есть ветка с обсуждением нового дизайна сайта, там уже обсуждаются в том числе и размеры шрифтов, и расположение блоков на страницах, администратор сайта (один человек, на добровольных началах) усиленно трудится над решением этих технических вопросов... Мною там помещен и этот вопрос.

          • 0
            Нет аватара brat_po_razumu09.06.14 03:36:20
            P.S.

            Добавил ссылку на оригинал публикации и никнейм автора в первую строчку текста. Так - устраивает?

            • 0
              Нет аватара amartology09.06.14 09:23:59
              Да, так устраивает, спасибо. Обратились бы напрямую - я бы хоть стиль текста с хабровского на более подходящий для вас переделал.