стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
80
Гвардеец 29 апреля 2014, 21:34

"ОАК" набрал высоту по выручке

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Согласно отчету по МСФО крупнейшая компания авиационной отрасли России ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» выручила в прошлом году более 220 млрд рублей. На фоне общего роста в промышленности в 0,3% авиастроительная отрасль демонстрирует рекордный прирост производства и выручки в 30%.

 

Как сообщил "Эксперт Online" вице-президент ОАК по финансамВладимир Чириков, по итогам 2013 года выручка корпорации составила 220 065 млн рублей, что более чем на треть больше по сравнению с 2012 годом. Показатель EBITDA оценивается в 18 178 млн рублей, это почти трехкратное увеличение по отношению к предыдущему году.

"Основная часть выручки получена от поставки воздушных судов. Их продажи увеличились c 94 бортов в 2012 году до 111 в прошлом. Причем наиболее динамично развивался сегмент гражданской техники", - говорит Владимир Чириков.

Как отмечается в сообщении ОАК, по итогам прошлого года было построено 29 гражданских лайнеров, а производство самолетов  SSJ 100 – выросло c 12 в 2012 году до 25 штук в 2013 году. При этом 14 машин было отправлено на экспорт: Суперджеты поставлялись в Мексику, для компании Interjet, а также в страны Юго-Восточной Азии.

Капитализация корпорации изначально росла за счет консолидации госактивов авиастроительной отрасли. На момент учреждения в 2006 году уставный капитал ОАК составил 96,72 млрд рублей и был оплачен пакетами акций десяти частично государственных компаний. Среди них 100% ОАО «Авиационная холдинговая компания „Сухой“», ОАО "Илюшин Финанс и Ко" (38%), ОАО "Туполев" (90,8%) и других компаний, производящих известные в мире модели авиалайнеров. По завершении в 2008 году дополнительных эмиссий акций уставный капитал ОАО «ОАК» составил уже 201,93 млрд рублей. Соответственно галопирующий рост корпорация показывала и по выручке. На начало консолидации  в 2007 году она составляла всего 27,5 млн рублей, годом позднее уже был десятикратный рост до 2,471 млрд руб, а в 2011 году выручка увеличилась до 160 млрд рублей. Теперь достигнут очередной рекорд.

 

Справка

Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАО "ОАК" составляет 83,0 % (Внешэкономбанк владеет 9,77 % акций, остальные принадлежат совладельцам НПКБО "Иркут"). В настоящее время ОАО "ОАК" является акционером и объединяет 24 компании, включая конструкторские бюро и лизинговые компании.


В отчетных документах компании говорится, что портфель заказов по состоянию на начало 2014 года превышает 650 машин. На долю военной авиации приходится 311 самолетов, гражданской – 278, транспортной – 40, специальной авиации – 24 самолеты. Общий объем твердых заказов составляет 1 173 млн рублей.

Увелиить выручку удалось и за счет модернизации и оптимизации производства, чем ОАК продолжает заниматься и в этом году. На авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре завершен проект по подготовке к серийному производству гражданских лайнеров Sukhoi  Super Jet-100. Здесь организовали технологическую цепочку, которая позволит удвоить мощности до выпуска 60 штук SSJ-100 в год. Внедрение различных рационализаторских предложений позволило сократить на треть затраты на приобретение дорогостоящих импортных станков и сократить себестоимость выпуска в два раза.

Первый завод по выпуску агрегатов из композиционных материалов для SSJ-100 и строящегося лайнера МС-21 был открыт Казани. В этом году планируется открыть завод «АэроКомпозит» в Ульяновске. Здесь будет выпускать крыло из композиционных материалов для самолета МС-21. В Москве начал работу Центр Комплексирования ОАК, который занимается интеграцией авионики.

Среди приоритетов на ближайший год Чириков назвал наращивание производства, проведение мероприятий по снижению удельных расходов и выход на положительную рентабельность и продолжение реструктуризации предприятий.

Основная суть реструктуризации в том, что производство продукции низких переделов выводится на аутсорсинг и передается малому и среднему бизнесу. По схеме, к 2025 году в корпорации останется только конечная сборка самолетов и ключевые компетенции (запатентованные технологии производства и проектирования). Неключевые компетенции будут  отданы в технопарки, на базе которых планируется создать Национальный авиастроительный кластер в Европейской части России. Это технопарки Казанского авиационного производственного объединения, Воронежского авиастроительного общества, технопарк «Сокол» Нижегородской области, «Авиастар» в Ульяновской и Промтехнопарк «АСЗ парк» в Хабаровском крае. Четыре первых – уже в высокой степени готовности. Под них будет выделено до трети, а то и более, площади действующих в этих регионах предприятий корпорации.

Справка:

Предприятия малого и среднего бизнеса в случае создания технопарков смогут участвовать в производстве деталей и комплектующих:

В Ульяновске -  транспортных самолетов  Ил-76МД-90А, Ан-124-100, пассажирских семейства Ту-204, Sukhoi Superjet 100 (материалы для монтажа интерьера), компонентов для перспективного гражданского самолета МС-21.

В Комсомольск-на-Амуре -  истребителей семейства Су, а также  региональных самолетов SSJ-100, в том числе экспортных моделей.

В Казани – гражданских самолетов Ту-214 и его модификаций, самолетов стратегической авиации Ту-22М3 и Ту-160.

В Воронеже – самолетов ИЛ-96, Ан-148,.

В Нижнем Новгороде – истребителя семейства МиГ.


Впрочем, успешное развитие технопарков зависит не только от самой ОАК, которая как предприятие с госучастием не может тратить средства на оборудование для сторонних предприятий. Эти затраты должно субсидировать государство.

«Что такое технопарк? Это пол и стены. Без станков, высокоточного оборудования, закупаемого на государственные субсидии, они не имеют смысла, - говорит «Эксперт Online» Андрей Шпиленко, член СВПКГЧП, руководитель НП "Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий". - А без центров сертификации, для которых тоже необходимо дорогое оборудование, доступ частного бизнеса к военно-промышленному комплексу вовсе будет закрыт. Предприятия уже в очереди стоят со своими технологиями, кадрами, даже образцами продукции, но ни одно из них не сможет наладить мелкосерийное производство без центров коллективного доступа к высокоточному оборудованию, а тем более без центров сертификации», - говорит Андрей Шпиленко.

В оборонном сегменте рост выручки  в прошлом году ОАО "Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» составил около 30 млрд рублей. Но из крупных оборонных проектов ОАК основные планы связывает с первыми поставками в этом году для Минобороны транспортного самолета Ил-476. ОАК планирует поставить два борта модифицированного транспортника в минобороны в этом году.

"Модель в целом перспективная, но полагаю, что в условиях угрозы кризиса планы по объемам могут быть пересмотрены, - считает  Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий. – Что касается экспорта, то у ИЛ 476-го есть сильный конкурент в Италии. У нас страна большая и в принципе можно было бы обойтись среднетоннажными грузовыми лайнерами. Но если в рамках поддержки развитяи авиаотрасли Минобороны сохранит объем заказов, будет замечательно".

Другим приоритетным направлением развития в этом году станет продолжение программы импортозамещения. Как известно, в SJJ-100 немало деталей импортного производства, которые постоянно заменяются отечественными. Это делается согласно стратегии Минпромторга по развитию авиационной промышленности на период до 2025 года, согласно которой российские производители авиационного оборудования должны стать основными поставщиками готовых систем для воздушных судов российского и зарубежного производства. Одним из главных партнеров ОАК в импортозамещении является холдинг госкорпорации Ростех «Авиационное оборудование».

"Уже в этом году в рамках данной программы мы планируем наладить серийное производство элементов шасси для самолета Sukhoi SuperJet (SSJ)-100, - пояснил "Эксперт Online" генеральный директор «Авиационного оборудования» Максим Кузюк. - Кроме того, сейчас «Авиационное оборудование» ведет активную работу по разработке ряда систем для самолета МС-21, в числе которых кислородная система, система пожарной защиты, ВСУ (вспомогательная силовая установка) и система электроснабжения. Предполагается, что наземные испытания опытных образцов этих систем будут завершены к 2016 году".

Все новые разработки в перспективе смогут заменить оборудование иностранных компаний, которое в рамках международной кооперации используется сейчас на бортах перспективной авиационной и вертолетной техники, производимой в России. В том числе для обеспечения импортозамещения "Авиационное оборудование" объявило на этой неделе о запуске программы технического перевооружения, в которую будет инвестировано 15 млрд рублей государственных средств и около 17 млрд рублей собственных.

Александр Лабыкин «Expert Online»

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара guest
    05.05.1415:05:04
    Честно говоря, не могу поручиться, что сосчитал все с точностью до Супеджета. В «двойной бухгалтерии» ГСС очень трудно разобраться. Например, контракты с лизинговыми компаниями плюсуются к контрактам с авиакомпаниями, а потом оказывается, что речь идет об одних и тех же самолетах. Но совсем не дотошный учет заказов был целью этого обзора. Мы лишь пытались оценить истинность оценок руководителя ОАК в отношении спроса и экспортных поставок самолета SSJ 100. Как видим, успехи более чем скромные, если не сказать хуже.

    В чем же проблемы проекта SSJ 100, которые никак не хочет озвучить руководитель ОАК? Дело в том, что проект на сегодняшний день лишен многих необходимых составляющих, которыми должен обладать современный продукт в авиастроении. Это выражается в следующих его минусах:

    - недостаточное качество производства даже по прошествии 3-х лет с начала эксплуатации;

    - низкая надежность и неисправленные за 3 года ошибки конструкторов (детские болезни);

    - как следствие – неудовлетворительные результаты эксплуатации, о чем знают все потенциальные заказчики;

    - отсутствие нормального сервиса и обеспечения запчастями;

    - заявленные изначально летно-технические характеристики не подтверждены, как следствие – самолет не продемонстрировал каких-то существенных преимуществ перед конкурентами.

    - неподтвержденная конкурентоспособная стоимость владения (содержания) ВС;

    - отсутствие гарантии остаточной стоимости.

    Все это выразилось в том, что основной конкурент - бразильский Эмбраэр привозит с каждого мирового авиасалона заказов на десятки самолетов, а ГСС - сначала заключали псевдо-контракты с неплатежеспособными заказчиками, а позже..., уже полтора года как приезжают с авиасалонов не продав ни одного самолета. Рынок не увидел в этом самолете надежного продукта – инструмента для получения прибыли и предмета для капиталовложения, а в ГСС надежного партнера, отвечающего за свой продукт и обещания.

    Но самое печальное не это. Как мы показали выше, проект неокупаем и убытки растут с каждым проданным самолетом. Даже если завтра появятся заказы и ГСС начнет выпускать по 40 самолетов в год, окупаемость проекта не наступит никогда. Даже грубые расчеты показывают, что для возврата всех инвестиций надо построить и продать более 1000 самолетов. И это при условии, если продавать их с прибылью хотя бы по 3 миллиона долларов с каждого самолета. Но, так как до сих пор даже не преодолен порог рентабельности, говорить об окупаемости вообще не приходится. Так же, как и про окупаемость при таких темпах производства. Если строить по 60 самолетов в год, то на постройку 1000 ВС понадобится 20 лет. За это время самолет не раз устареет и чтобы не отстать от конкурентов понадобится постоянно его модернизировать, а это ещё деньги. И для увеличения темпов производства уже сейчас требуются дополнительные финансовые вливания. И т.д. и т.п.

    Но сколько бы мы не теоретизировали по поводу производства SSJ 100, на такое количество самолетов в данном сегменте просто нет спроса. Об этом говорят все прогнозы ведущих мировых производителей и аналитических агентств. Именно поэтому ГСС заявляли, что окупят проект всего с 300 проданных самолетов, понимая, что продать значительно больше будет сложно. Но для этого надо продавать каждый самолет с чистой прибылью в $10 млн. что совершенно невозможно представить при продажной стоимости в $30 млн. Мировое авиастроение ещё не видело такой рентабельности.

    Все это вызывает опасение и за другие проекты ОАК. Увы, оптимизма не внушает ситуация с использованием в ОАК средств, выделяемых государством на развитие и модернизацию авиапрома. Ещё раз хочу напомнить про результаты проверки ОАК Генпрокуратурой.

    Как я однажды прокомментировал эту ситуацию: «Я готов закрыть глаза на то, сколько там кто украл, но дайте результат — хороший гражданский самолет и хороший военный самолет!». Но, видно не судьба.

    (c) Aviation EXplorer
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,