стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
13
FataMorgana 17 мая 2011, 02:23

Технология «черного крыла» Т-50 (ПАК ФА) — использование новейших композитных технологий в российском авиапроме

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru


Крыло Т-50 — типичная композиционная конструкция. Внутри — алюминиевые соты, сверху и снизу — около сотни слоев углепластика. После выкладки этот «сэндвич» отправится на 8 часов в автоклав, где превратится в высокопрочную, а главное, легкую авиационную деталь. Так рождается уникальное «черное крыло» ПАК ФА — Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации — Т-50.

«Несмотря на кажущуюся простоту технологии, для того чтобы начать процесс выкладки, нужна специальная оснастка. Эта оснастка изготавливается из композиционных материалов, к ней предъявляется целый ряд требований. Это тоже наукоемкая продукция», — рассказывает ученый секретарь ОНПП «Технология» Игорь Шкарупа.

«Практически весь фюзеляж и панели этого истребителя — это сделано на нашем предприятии. Сначала у нас было 18 изделий, потом стало 22, и ближайшее время с Воронежского авиастроительного завода нам передают и производство хвостовой части этого истребителя», — рассказывает генеральный директор ОНПП «Технология» Владимир Викулин.

Для истребителя пятого поколения на Обнинском научно-производственном предприятии «Технология», входящем в концерн «Химкомпозит» корпорации «Ростехнологии», разработали особый углепластиковый материал. Главное технологическое ноу-хау в так называемых препрегах — материалах-полуфабрикатах. Их характеристики напрямую зависят от того, насколько однородно сплавлено углеродное волокно и смоляная часть.

«Эти технологии в мире очень закрыты. Например, технологией получения хорошего углеродного волокна владеют 2-3 страны мира. И купить ее невозможно. Либо ты должен ее сам развить, либо будешь покупать готовый продукт, там самолет и т.д., но сам уже это делать не сможешь», — говорит генеральный директор ОАО «Московский машиностроительный экспериментальный завод — Композиционные технологии» Валерий Литвинов.

В Обнинске работать с композиционными материалами начали еще в 70-х годах прошлого века, при разработке уникальной космической системы «Энергия-Буран». Ныне на предприятии освоено серийное производство крупногабаритных головных обтекателей для ракет-носителей «Протон», «Рокот», «Ангара» из композитов.

«Они по прочности не уступают металлам, по долговечности они имеют преимущества и они в несколько раз легче, чем металлы, и вот для космического назначения это очень важно, потому что запустить килограмм веса в космос — это очень дорого», — рассказывает Владимир Викулин.

Гражданской авиации без композитов не обойтись. В новом российском магистральном самолете МС-21 их будет более 30 процентов.

В самолетах из привычных материалов пассажиры на высоте порой чувствуют дискомфорт из-за нехватки кислорода и перепадов давления. Производители обещают, что в планерах из композитов таких негативных ощущений не будет.

«Если следующее поколение самолетов будет из этих материалов, то человек будет летать, находясь как бы все время в состоянии на уровне Земли. Это совершенно другое качество полета», — поясняет Валерий Литвинов.

В декабре прошлого года московский регион сковал «ледяной дождь». Деревья, дороги, крыши домов, автомобили покрылись толстым слоем льда. Не выдержавшие нагрузки деревья начали падать, разрывая провода линий электропередачи. Более чем на две недели без электроэнергии остались около 400 тысяч жителей Подмосковья. Катастрофических последствий можно было избежать, если бы провода проходили выше уровня леса, а опоры ЛЭП — сделаны из композитов.

«Мы такой проект разрабатываем и делаем таким образом, чтобы, например, на одной фуре или грузовике с прицепом можно было эту 50-метровую опору привезти и смонтировать, причем без каких-либо либо подъемных средств», — рассказывает Валерий Литвинов.

Именно для таких актуальных проектов около года назад на базе «Московского машиностроительного экспериментального завода — Композиционные технологии» создан Инженерный научно-производственный центр. Предприятия концерна «Химкомпозит» готовы перейти от проектов к серийному производству. Жизнь показывает, будущее — за этими материалами.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    rvk rvk
    17.05.1115:44:45
    а почему текст повторяется? Крыло Т-50 — типичная композиционная конструкция. Внутри — алюминиевые соты, .... «Несмотря на кажущуюся простоту технологии, для того чтобы начать процесс выкладки, нужна специальная оснастка. Эта оснастка изготавливается из композиционных материалов, к ней предъявляется целый ряд требований. Это тоже наукоемкая продукция», — рассказывает ученый секретарь ОНПП «Технология» Игорь Шкарупа. Крыло Т-50 — типичная композиционная конструкция. Внутри — алюминиевые соты ....
  • 0
    Нет аватара R70
    17.05.1117:18:23
    Инфа о новейших самолетах -это очень позитивно и интересно,но после отказа Индии покупать МиГ-35 осадочек остался. Согласно инфе о причинах срыва контракта, 35-е отсутствуют на вооружении России и они "сырые", то бишь не доведенные до ума."Индеец" так же по телеку сказал, что обслуживание самолетов хромает на обе ноги, что Россия в этом плане ведет себя очень ненадежно, вплоть до того, что они вынуждены закупать запчасти на стороне. На фоне таких провалов, как-то не получается испытать радость от машины пятого поколения.
    • 0
      Нет аватара FataMorgana
      17.05.1117:59:02
      Индусы просто напросто не хотят попадать под полную 100% зависимость от России вот и все. что вполне логично для индусов. к тому же у нас с Индией более чем достаточно совместных проиектов в том числе и в авиации. чего стоит один только FGFA
    • Комментарий удален
    • 0
      Aleksey1992 Aleksey1992
      22.07.1103:59:18
      Ну да он вас умника еще не спрашивал, млять развелось тут всяких.
  • 0
    Нет аватара arcman
    19.05.1111:38:45
    "В самолетах из привычных материалов пассажиры на высоте порой чувствуют дискомфорт из-за нехватки кислорода и перепадов давления. Производители обещают, что в планерах из композитов таких негативных ощущений не будет. «Если следующее поколение самолетов будет из этих материалов, то человек будет летать, находясь как бы все время в состоянии на уровне Земли. Это совершенно другое качество полета», — поясняет Валерий Литвинов." У г-на Литвинова серьёзные пробелы в знаниях, на уровне школьного курса физики. Удивительно, как с такой способностью к мышлению он стал генеральным директором. Связать нехватку давления и/или концентрации кислорода с материалом корпуса - это весьма оригинально. "Вывод: таракан без ног не слышит". Отредактировано: arcman~22:50 19.05.2011
    • 0
      Нет аватара guest
      29.11.1220:57:16
      На сколько я понимаю с новыми материалами корпуса можно будет повысить давление воздуха в салоне до нормального атмосферного. Сейчас при полётах оно несколько разряжено.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,