В Серпуховском районе Московской области открыта ферма по разведению осетров, стерляди и севрюги
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruС предприятием меня знакомил Владимир Севостьянов — технический директор фермы. Сначала он провёл меня в инкубатор. Сюда до недавнего времени — в специальных контейнерах — привозили из Астрахани оплодотворённую икру, и здесь в прозрачных ваннах в непрерывном водном потоке из икринок выводятся сначала личинки, затем мальки. Теперь им остаётся только расти и нагуливать вес. Происходит это в другом отделении, которое похожее на заводской цех. В полутьме (осётр рыба донная, к свету относится неодобрительно) выстроились три ряда круглых бассейнов. Каждый высотой в человеческий рост и диаметром метров в шесть.
Водя меня по цеху, Севостьянов объяснял, что всё тут устроено по модульному принципу. То есть, бассейны не сообщаются один с другим. Да, я забыл сказать, что на ферме выращивают три вида осетровых: стерлядь, севрюгу и собственно русского осётра. Каждому виду и каждому возрасту, отдельная, так сказать, квартира. При очистке воды один насос работает на два бассейна, и все они обустроены установками замкнутого водоснабжения. Проще говоря, воду закачивают в бассейны, где она гуляет по кругу, так что на подпитку требуется не более 5% влаги. При этом вода остаётся предельно чистой, потому что в системе рециркуляции используются фильтры с лазерными решётками, они не имеют вращающихся деталей и не требуют потребления электроэнергии. Более того, такая система водоснабжения позволяет не только экономить воду, но избежать сброса сточных вод. Одним словом, во всех отношениях экологически чистое производство.
И тут на ум приходит такое слово, как рациональность. Всё, здесь, от конструкции корпуса до организации его пространства говорит о тщательной экономии, инженерной изобретательности и продуманности деталей. Можно сказать, это — ферма почти из будущего.
Мне повезло: с хозяйством меня знакомил автор всего этого ноу-хау. Владимиру Севостьянову под шестьдесят, но он крепок, энергичен и в его глазах мелькают искорки юмора. Имеет среднее профессиональное образование, но к мужчине очень точно подходит определение «инженер» — в том его исходном смысле, который вкладывали французы: «изобретательный человек». Как всякий, кто обладает высокой культурой мышления, Севостьянов очень точно формулирует. Он говорит: «Образование — если к нему правильно относится — даёт только одно: умение работать с информацией». Хотя Владимир Анатольевич и был, по его собственному признанию, троечником, но судя по всему, работать с информацией научился. У него несколько запатентованных изобретений и вот этот комплекс в Жёрновке, который он так продуманно спроектировал и построил.
По версии Севостьянова его история началась в Люберцах, где он держал автомеханическую мастерскую. Одну стену которой занимал ряд аквариумов с экзотическими амазонскими дискусами — наш герой, помимо прочего, заядлый аквариумист. При этом он, изобретательный человек, создал систему оборотного водоснабжения, что вообще-то говоря, среди аквариумистов не является правилом. И вот однажды в автосервисе Севостьянова появился очередной посетитель. Разглядывая цветастых рыбин, гость пошутил: «Сюда бы с удочкой…». «Можно и с удочкой — потом. Но прежде — развести. Так можно разводить кого угодно, хоть осетра. И весьма экономно». Гость оказался человеком реактивным и предприимчивым. Мысль его заинтересовала — так идея и капитал нашли друг друга. Севостьянов разработал проект и в Серпуховском районе началось строительство фермы. Почему именно здесь? Потому, в частности, что здесь из скважин идёт необычайно чистая вода.
Сегодня, по словам Севостьянова, здесь кормится, растёт и доходит до половозрелого состояния четыре с половиной тысячи осетровых рыб. Осётр, конечно, не карп — рыба деликатесная, праздничная. Редкостная и дорогая. Мало кто из знакомых, которым я рассказывал о ферме в Жёрновке, её едал. Но большинство кривилось, мол, искусственная рыбы, не чета речной! Ну, это как сказать. Готовя этот материал, я поискал в Интернете сообщения об осетровых фермах. И наткнулся на рассказ об одном предпринимателе, разводящем осетров в старом заброшенном коровнике. Сомнительное заведение. Тут, в Жёрновке, иные условия: оборотное водоснабжение и тщательная фильтрация воды создают рыбе идеальные условия, защищающие её от воздействия погоды, загрязнений, инфекционных заболеваний. Поэтому нет нужды использовать стимуляторы, гормональные добавки и прочую «химию». Рыба прекрасно растёт, достигая половозрелого возраста в два раза быстрее, чем в условиях дикой природы.
Теперь давайте посмотрим историю вопроса. В европейской части России основным поставщиком осетров были Каспий и Волга. Скажем, с конца 40-х до начала 60-х годов в низовьях Волги ежегодно вылавливалось до 18 тысяч тонн русского осетра. И — я помню — даже в середине 60-х осетрину можно было свободно купить в обычном магазине. Мне, студенту, она, разумеется, была не по карману, но на праздники семья со средним достатком могла побаловать себя рыбным деликатесом. Однако после завершения в 1961 году строительства Волгоградской ГЭС уловы осетра стали падать. А когда СССР распался, пошло такое браконьерство, что с 1985 года за последующие десять лет общая численность русского осетра снизилась в три раза.
Но вернёмся к нашим рыбам. Мы ходили по цеху, я заглядывал в бассейны, где в нескончаемом хороводе кружились стремительные тела. Борта ёмкостей поверху обтянуты экранами из полиэтиленовой плёнки. Потому что бодрые рыбины иной раз выпрыгивают из воды и некоторые не раз перелетали через борт на пол. Вот и пришлось ставить заграждение. Я спросил, нельзя ли сфотографировать одного из осетров. Пришёл рабочий с большим сачком и ловко выхватил из бассейна метровую, килограммов на десять севрюгу. Рыба извивалась, била хвостом — ей явно не нравилось человеческое внимание, и мы её тут же отпустили.
Вообще-то осётр — рыба придонная, у него и рот снизу. Но здесь корма засыпаются сверху, и самые шустрые осетрята, поняв, откуда приходит счастье, то и дело поднимаются к поверхности воды. Так что, если опустить палец в воду, то весёлая рыбёха хватает его ртом. Ей-богу, как щенок или котёнок. Очень забавно наблюдать.
Сегодня осетров разводят в ряде стран мира и во многих регионах России. Кто-то ради нежного мяса, а кто-то для производства деликатесной чёрной икры. В нашей стране она стоит в среднем более 50000 Р за килограмм — хороший бизнес. Вот на производство икры и нацелено предприятие в Жёрновке. Его расчётная мощность — до тонны продукта в год.
В природе половой зрелости осетры достигают годам к восьми-двенадцати. А здесь — созревают за пять, и сейчас многие подопечные Севостьянова как раз подходят к нужному возрасту. Поэтому в штате предприятия недавно появился ихтиолог, который делает рыбам УЗИ, определяя половую принадлежность осетров. Некоторые уже начали давать первую икру, и её посылали на пробу московским рестораторам. Отзывы были получены самые положительные.
Анатолий Букин
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
06.06.1518:45:27
06.06.1519:38:53
06.06.1518:51:57
06.06.1520:45:17
06.06.1521:20:41
bars_1606.06.1521:42:27
06.06.1523:29:44
07.06.1512:01:34
07.06.1518:25:35
22.07.1617:36:19